ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-7519/20 от 08.10.2020 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-7519/2020

12 октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 12 октября 2020 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Пшеничниковой И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пановой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИЯ ОБУТКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

при участии:

от заявителя: ФИО1, удостоверение от 03.08.2018,

от заинтересованного лица: явки нет, извещено,

установил:

Прокуратура Курганской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ОБУТКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, о возложении обязанности на МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИЮ ОБУТКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информацию, необходимую для развития субъектов малого и среднего предпринимательства: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их квалификации по видам экономической деятельности, о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их квалификацией по видам экономической деятельности, об обороте товаров (работ, услуг) производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их квалификацией по видам экономической деятельности, о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и порядке оказания таким организациям поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, о муниципальном имуществе, включенном в перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Обутковского сельсовета Макушинского района Курганской области зарегистрировано 10 субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В нарушение действующего законодательства Администрацией не были приняты меры по размещению информации, определенной Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закон № 209-ФЗ) и необходимой для развития малого и среднего предпринимательства, соответствующие сведения на сайте Администрации отсутствуют.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям заявления, нарушения по настоящее время не устранены, ходатайствовал о приобщении дополнительных доказательств по делу: информации от Администрации Макушинского района, соглашения от 01.03.2018, перечня информации о деятельности Администрации Обутковского сельсовета (приложение к соглашению). Пояснил, что при поиске сайта в сети интернет открывается информация, расположенная на сайте Администрации Макушинского района, именно этот раздел воспринимается заявителем как официальный сайт заинтересованного лица, на него также указывается самой Администрацией в переписке, также он открыт для иных пользователей. Отдельного раздела на данной вкладке с информацией, соответствующей требованиям Закона № 209-ФЗ нет, все имеющееся в общем доступе представлено в материалы дела (л.д. 16-33).

Представленные документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация Обутковского сельсовета явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. О времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети «Интернет» информации о времени и месте проведения судебного заседания.

Дело рассмотрено без участия представителя заинтересованного лица в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

При проведении анализа исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации прокуратурой уста­новлен факт бездействия Администрации Обутковского сельсовета, выразив­шийся в непринятии мер по размещению на официальном сайте http://cher-adm.ru/ в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д. 89).

Проку­рором Макушинского района в адрес Администрации выносилось представление от 17.06.2019  №7-14/2-2019 об устранении нарушений законо­дательства о развитии малого и среднего предпринимательства и об обеспече­нии доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в части размещения на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона 209-ФЗ (л.д. 10-12).

При сообщении Администрации на принятие мер по результатам рассмотрения указанного представления (л.д. 13, 14), данная информация фактически на сайте не размещалась (л.д. 15, 38).

Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предприниматель­ства на территории Обутковского сельсовета Макушинского района Курганской области зарегистрировано10 субъектов, осуществляющих предприниматель­скую деятельность (л.д. 34-37).

Поскольку отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" (разделе сайта районной администрации) необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов, препятствует созданию на территории муниципального образования благоприятных условий для развития бизнеса, прокуратура обратилась в суд с настоящим заявлением.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Согласно статье 6 Закона № 209-ФЗ государственная политика в сфере малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона одними из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются: доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; открытость процедур оказания поддержки.

Из содержания статьи 16 данного Федерального закона следует, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон № 8-ФЗ) одним из принципов обеспечения доступности информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (статья 10 Закона № 8-ФЗ).

Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим структуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляются органами местного самоуправления в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-коммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 19 Закона № 209-ФЗ определяет, в чем заключается информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 указанной статьи в целях информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотрено размещение общедоступной информации в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет".

Согласно части 2 названной статьи информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:

1) о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм);

2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

7) о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона;

8) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 19 Закона № 209-ФЗ информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет".

В силу пункта 28 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 11 статьи 10 Устава Обутковского сельсовета Макушинского района Курганской области, утвержденного решением Обутковской сельской Думы Макушинского района Курганской области от 21.12.2007 № 70 (далее – Устав сельсовета), к вопросом местного значения сельского поселения относится в том числе создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 44 Устава сельсовета Администрация является исполнительно-распорядительным органом Обутковского сельсовета, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области (л.д. 55-83).

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что на Администрацию Обутковского сельсовета возложена обязанность, в том числе по информационной поддержке малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что с момента вступления в силу Закона № 209-ФЗ, после вынесения проку­рором Макушинского района представления от 17.06.2019  №7-14/2-2019 в адрес заинтересованного лица об устранении нарушений законо­дательства о развитии малого и среднего предпринимательства и об обеспече­нии доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, на момент обращения прокуратуры в суд с настоящим заявлением, рассмотрения дела по существу заявленных требований в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации Обутковского сельсовета (согласно письму Администрации от 06.12.2019 – л.д. 38) не размещена информация, предусмотренная частью 2 статьи 19 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, в частности: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Фе­дерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Фе­дерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего пред­принимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг) производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов ма­лого и среднего предпринимательства, условиях и порядке оказания такими ор­ганизациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; о муниципальном имуществе, включенном в перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфра­структуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Бездействие Администрации по неразмещению в сети "Интернет" на официальном сайте информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, нашло свое подтверждение в материалах дела. К Администрации Макушинского района в рамках действующего соглашения от 01.03.2018 о размещении указанной информации обращений заинтересованным лицом также не производилось (л.д. 93-97).

На основании изложенного, бездействие Администрации Обутковского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» (фактически используемом информационном разделе на официальном сайте Администрации Макушинского района – л.д. 93) информации, необходимой для развития субъектов ма­лого и среднего предпринимательства, является незаконным.

Отсутствие указанной информации нарушает права неопределенного кру­га лиц, осуществляющих, а также желающих осуществлять предприниматель­скую деятельность на территории Обутковского сельсовета Макушинского рай­она Курганской области.

В связи с изложенными обстоятельствами, в действиях Администрации имеет место бездействие по не размещению на официальном сайте информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, Администрацией нарушены требования пункта 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, статья 10 Закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления".

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, суд считает возможным обязать администрацию в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информацию, необходимую для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; о муниципальном имуществе, включенном в перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Допущенные заявителем в просительной части заявления неточности суд полагает возможным отнести на технические опечатки, поскольку по тексту заявления приведены верные формулировки ч. 2 ст. 19 Закона № 209-ФЗ (л.д. 4). Кроме того, поскольку в указанной статье Закона № 209-ФЗ перечень информации, подлежащей размещению, является незамкнутым, содержит п. 9 ч. 2 ст. 19 Закона № 209-ФЗ – иная необходимая информация…, в целях устранения допущенных заинтересованным лицом нарушений законодательства судом используется формулировка, неисключающая размещение заинтересованным лицом иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информации (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информации, информации в области маркетинга), в том числе информации в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ.

При этом двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, суд считает разумным и достаточным для устранения указанных нарушений. Каких-либо возражений относительно указанного срока Администрацией не представлено.

Вопрос о распределении и судебных расходов судом не рассматривался, так как на основании статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ОБУТКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА (ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети "Интернет" информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Обязать МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИЯ ОБУТКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информацию, необходимую для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; о муниципальном имуществе, включенном в перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

И.А. Пшеничникова