ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А34-8108/06 от 06.02.2007 АС Курганской области

Арбитражный суд Курганской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган                                                                             Дело № А34-8108/2006

12 февраля 2007 года

    Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2007 года.

   Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2007 года.

Арбитражный суд в составе судьи   А.И. Поляковой

при ведении протокола судебного заседания судьей А.И. Поляковой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУ «Курганское управление сельскими лесами»

к Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области

об оспаривании постановления №06-25/71-96 от 15.12.2006г. о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 06.12.2006г., адвокат; Пономарёв Л.Г. – и.о. главного лесничего по доверенности №9 от 09.01.2007г.;

от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности от 09.01.2007г.; ФИО3 – представитель по доверенности №01-69/2 от 09.01.2007г.,

установил:

Государственное учреждение «Курганское управление сельскими лесами» (далее также ГУ «Курганское управление сельскими лесами», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об отмене постановления № 0995 от 28.11.2006г., вынесенного Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области (далее также Управление Роспотребнадзора по Курганской области). Названным постановлением заявитель привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 10.000руб. за правонарушения, предусмотренные ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.

На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 12час. 00 мин. 06.02.2007г. по 06.02.2007г. до 13час. 10мин. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе.

В судебном заседании представители  ГУ «Курганское управление сельскими лесами» поддержали заявленные требования и пояснили, что учреждение не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, так как считают, что субъектом правонарушения являются лесопользователи, на которых были выписаны лесорубочные билеты.  Полагает, что у Учреждения отсутствует обязанность по проведению освидетельствования мест рубок и предъявление неустойки в случае выявления нарушений требований Правил отпуска древесины на корню РФ, поскольку эти функции являются контрольными и отнесены Федеральным законом №199-ФЗ к полномочиям лесной охраны и возложены на Росприроднадзор.

Кроме того, указывают, что оспариваемое постановление вынесено административным органом с пропуском срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, что влечет прекращение производства по делу. Представлено дополнительное письменное обоснование позиции заявителя.

         Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области с заявлением не согласились. Представлен письменный отзыв, в котором изложены доводы по существу заявления об оспаривании постановления административного органа.  

         В судебном заседании представители Управления Росприроднадзора по Курганской области пояснили, что заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение правил отпуска древесины на корню.  Постановление вынесено по фактам, срок давности которых не превышает один год.

         Указано, что заявителем нарушены Правила отпуска древесины на корню, что выразилось в неисполнении (и исполнение не должным образом) возложенных на его лесхозы обязанностей по проведению освидетельствования мест рубок, по предъявлению законных неустоек за нарушение лесохозяйственных требований, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

         Рассмотрев представленные материалы, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

         Установлено, что 08.09.2006г. Государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курганской области  составлен протокол об административном правонарушении № 06-18/57 в отношении Государственного учреждения «Курганское управление сельскими лесами» по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение правил отпуска древесины на корню.

         Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области от 15.12.2006 г. №  06-25/71-96 ГУ «Курганское управление сельскими лесами» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ  и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 руб.

  В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил отпуска древесины на корню - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Представленными материалами дела подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.

         Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки ГУ «Курганское управление сельскими лесами» и его филиалов, проведенной комиссией, Управлением Росприроднадзора по Курганской области установлено, что при осуществлении ведения лесного хозяйства на территории лесного фонда заявителем допускаются нарушения природоохранного законодательства. ГУ «Курганское управление сельскими лесами, его филиалами нарушаются Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ – отсутствуют мероприятия по проведению освидетельствования мест рубок при окончании срока действия лесорубочного билета; не проведение освидетельствования мест рубок в 20-дневный срок при окончании срока действия лесорубочного билета или окончания лесозаготовительных работ в бесснежный период; не предъявление требований к лесопользователю по оплате неустойки за оставленную, не срубленную древесину и неочистку лесосек.

Согласно п.62 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.1998г. №551, лесхозы должны осуществлять систематический контроль за соблюдением лесопользователями Правил, после окончания срока действия лесорубочных билетов проводить освидетельствование мест рубок от главного, промежуточного, прочих видов рубок. В соответствии с п.64 при окончании лесозаготовки ранее срока окончания лесорубочного билета и (или) при окончании рубки в бесснежный период, лесхоз обязан провести освидетельствование мест рубок в 20-дневный срок. Пунктом 63 Правил предусмотрено, что в случае выявления нарушений лесопользователями, лесхозом предъявляется неустойка.

         Факт совершения заявителем правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении  от 08.09.2006 г. № 06-18/57,  актом проверки  соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды  от 08.09.2006 г. (периоды проверки  с 14.06.2006 г по 13.07.2006 г.; с 17.07.2006 г. по 08.09.2006 г.), составленным с участием представителей заявителя, актами освидетельствования мест рубок от 12.01.2006г. (л.д. 45-47), Лесорубочными билетами (л.д. 40-44).

Так, освидетельствование мест рубок в Мишкинском сельском лесхозе было проведено с нарушением сроков освидетельствования, указанных Правилами (в Маслейском лесничестве освидетельствование мест рубок участков лесного фонда по лесорубочным билетам №12 от 01.06.05г., №26 от 07.07.05г. проводились в период с 26.12.05 по 29.12.05, т.е. в зимний, снежный период;  в период с 10.01.06 по 12.01.06 по лесорубочным билетам №10 от 27.05.06г., №5 от 18.05.05г.). В Далматовском лесничестве не проведено освидетельствование мест рубок по лесорубочным билетам №1 от 16.05.05г., №19 от 06.07.05г.

Выявлены факты не предъявления неустойки за нарушение правил отпуска древесины на корню. Так, в Первомайской лесничестве Мишкинского сельского лесхоза и Уральцевском лесничестве Далматовского сельского лесхоза по лесорубочным билетам №22 от 01.07.05г. и №6 от 02.06.05г., №2 от 19.05.05г. не была учтена древесина, отведенная к рубке, но не срубленная (недоруб). В Батуринском лесничестве Шадринского сельского лесхоза при проведении освидетельствования мест рубок по лесорубочному билету №66 от 11.10.04г. лесхозом не учтена неочистка лесосеки от порубочных остатков.

         Материалы проверок, проведенных Управлением Росприроднадзора по Курганской области за период 2005 – 2006 г.г. свидетельствуют, что филиалы ГУ «Курганское управление сельскими лесами» - Шадринский сельский лесхоз, Мишкинский сельский лесхоз, Далматовский сельский лесхоз нарушают Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ.

         В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997г. №22-ФЗ, охрана и защита лесов от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования осуществляется и лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. Статьей 47 Лесного кодекса определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

На основании Устава ГУ «Курганское управление сельскими лесами», утвержденного 17.06.2005г. лесхозы в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют мероприятия по защите лесов от пожаров (п.2.2.1); осуществление ежегодного отвода лесосек (п.2.5.); оформление и выдача лесорубочных билетов (п.2.18).

         Сельские лесхозы являются филиалами ГУ «Курганское управление сельскими лесами» (п.1.9), которые осуществляют свою деятельность от имени Учреждения, которое в свою очередь, несет ответственность за их деятельностью (п.6.1. Устава).

          На основании изложенного, довод заявителя  о том, что он не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25. КоАП РФ, суд считает несостоятельным.

         Ссылка заявителя о возложении функции по освидетельствованию мест рубок и предъявление неустоек за нарушение лесохозяйственных требований на государственную лесную охрану, является несостоятельной.

         В соответствии со ст. 77 Лесного кодекса РФ обеспечение соблюдения лесного законодательства РФ возложено на государственную лесную охрану Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 20.03.06  №150 утверждено Положение о государственной лесной охране, где указано, что её задачами является обеспечение соблюдения лесного законодательства и осуществление государственного контроля. Порядок осуществления государственного контроля службой Росприроднадзора установлен «Положением об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и её территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.10.05 №600. Таким образом, функции по осуществлению освидетельствования и предъявления неустоек не отнесены к функциям Росприроднадзора.

         Довод заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил отпуска древесины на корню за 2005 г., суд считает необоснованным.

         На основании ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а  за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

         Судом установлено, что заявитель допустил указанные нарушения в период с 2005 г. и до момента проверки -  сентября 2006 г.

         Следовательно, в течение указанного периода деятельность ГУ «Курганское управление сельскими лесами» характеризовалась наличием признаков правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25. КоАП РФ (нарушение правил отпуска древесины на корню).          

            Днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. В данном случае моментом обнаружения правонарушения является 08.09.2006 г. – день составления государственным инспектором ФИО4 протокола об административном правонарушении № 06-18/57.

         В соответствии  с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него мера по их соблюдению.

         Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, способной оказывать негативное влияние на окружающую среду, порядок природопользования. 

         Привлечение заявителя к административной ответственности произведено административным органом в соответствии с полномочиями, предоставленными  ст. 23.29. КоАП РФ, с соблюдением порядка и сроков давности привлечения к административной ответственности.

         В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Курганской области, утвержденным приказом Росприроднадзора от 07.09.2004 г. № 52, на  Управление возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, охраны окружающей среды.

         Следовательно, заинтересованное лицо действовало в пределах предоставленных полномочий, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом.

         С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление заместителя главного государственного инспектора по контролю и надзору за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов и охране природы по Курганской области ФИО5 от 15.12.2006 г. № 06-25/71-96  соответствует требованиям закона.   

         Заявление ГУ «Курганское управление сельскими лесами» удовлетворению не подлежит.

         Руководствуясь ст. ст. 207-211 АПК РФ, ст. ст. 8.25. ч.4, 23.29. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

                                                     Р е ш и л:

            В удовлетворении заявления государственного учреждения «Курганское управление сельскими лесами» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области от 15.12.2006 г. № 06-25/71-96 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.  отказать.

         Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.

         Судья                                                                                   Полякова А.И.

Арбитражный суд Курганской области

Именем Российской Федерации

(Резолютивная часть)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган                                                                             Дело № А34-8108/2006

06 февраля 2007 года

Арбитражный суд в составе судьи   А.И. Поляковой

при ведении протокола судебного заседания судьей А.И. Поляковой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУ «Курганское управление сельскими лесами»

к Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области

об оспаривании постановления №06-25/71-96 от 15.12.2006г. о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 06.12.2006г., адвокат; Пономарёв Л.Г. – и.о. главного лесничего по доверенности №9 от 09.01.2007г.;

от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности от 09.01.2007г.; ФИО3 – представитель по доверенности №01-69/2 от 09.01.2007г.,

установил:

Руководствуясь ст. ст. 207-211 АПК РФ, ст. ст. 8.25. ч.4, 23.29. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р е ш и л:

            В удовлетворении заявления государственного учреждения «Курганское управление сельскими лесами» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области от 15.12.2006 г. № 06-25/71-96 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.  отказать.

         Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.

         Судья                                                                                   Полякова А.И.