АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
28 июня 2017 года | Дело№ А35-10825/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 26.06.2017 года.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Песниной Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Масаловым Е. А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области
к Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков,
третьи лица: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в лице филиала, Администрация Пристенского района Курской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - ФИО1 по доверенности от 06.01.2017;
от ответчика – не явился, уведомлен надлежащим образом;
от третьих лиц – не явились, уведомлены надлежащим образом.
Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в лице филиала о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, относящихся к ранее учтенным, с кадастровыми номерами: 46:19:100101:8, 46:19:100102:78, 46:19:100102:79, 46:19:100102:80, 46:19:100102:82, 46:19:100103:181, 46:19:100103:182, 46:19:100103:185, 46:19:100104:207, 46:19:100103:209, 46:19:100104:225, 46:19:100104:301, 46:19:100104:314, 46:19:100105:318, 46:19:100105:321, 46:19:100105:500, 46:19:100104:615, 46:19:100104:663, 46:19:100104:711, 46:19:100103:730, 46:19:100103:731, 46:19:100103:737, 46:19:100105:783, 46:19:100103:805, 46:19:100103:824, 46:19:100101:1012.
Определением арбитражного суда от 02.02.2017 произведена замена ответчика по делу с федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в лице филиала на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в лице филиала.
Определением арбитражного суда от 14.06.2017 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация Пристенского района Курской области.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика и третьих лиц, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
В материалах дела имеется письменный отзыв ответчика, в котором он указывает, что список земельных участков, соответствующих требованиям ч. 3 ст. 70 от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», по состоянию на 27.02.2017 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» Курской области сформирован (куда вошли, в том числе, и спорные земельные участки). Для снятия указанных земельных участков с государственного кадастрового учета необходимо осуществить действия, установленные п. 181 Порядка ведения Единого ведения государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от 16.12.2015 № 943. В настоящее время филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области проводятся мероприятия (установленные вышеуказанным пунктом), направленные на снятие с государственного кадастрового учета таких земельных участков. В тоже время ответчик поясняет, что законом не предусмотрен запрет на снятие ранее учтенных земельных участков в судебном порядке с кадастрового учета.
В материалах дела имеется письменный отзыв третьего лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в лице филиала и дополнения к нему, согласно которым сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости как ранее учтенные, границы ранее учтенных спорных земельных участков не установлены. В отношении следующих земельных участков третье лицо сообщило: земельный участок с кадастровым номером 46:19:100104:711 поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления от 26.01.2011 № 19/101/11-36 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, поступившем от ФИО2. К заявлению прилагалось постановление Главы поселка Пристень от 03.09.1999 № 66 «О выделении земельного участка под строительство гаража в <...> ФИО3.», постановление Администрации поселка Пристень 18.01.2011 № 07; земельный участок с кадастровым номером 46:19:100105:783 поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления от 13.11.2010 № 4619/102/10-124 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, поступившем от ФИО4. К заявлению прилагалась справка Администрации п. Пристень от 13.11.2010 № 3590, свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 19.03.1993; земельный участок с кадастровым номером 46:19:100101:1012 поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления от 05.09.2014 № 46-0-1-189/3001/2014-643 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, поступившем от ФИО5. К заявлению прилагалось постановление Главы Администрации п. Пристень № 76 от 28.08.1995 «О выделении земельных участков под строительство жилых домов в Пристень», постановление "О присвоении адреса (местоположения) земельного участка № 132 от 01.09.2014. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 46:19:100102:78, 46:19:100102:79, 46:19:100102:80, 46:19:100102:82, 46:19:100105:500, 46:19:100104:663, 46:19:100103:730, 46:19:100103:731, 46:19:100103:737, третье лицо сообщило, что границы данных земельных участков установлены.
Также третье лицо указывает, что филиалом соответствующих с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости ведутся работы по мониторингу объектов недвижимости, отвечающим критериям п. 181 Порядка ведения ЕГРН, направленные на снятие с государственного кадастрового учета земельных участков.
Представитель третьего лица - Администрации Пристенского района Курской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, письменного мнения на иск не представил.
Неявка в судебное заседание ответчика и третьих лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует, согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотрению дела по существу по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный суд установил.
На территории поселка Пристень Пристенского района Курской области состоят на кадастровом учете земельные участки с кадастровыми номерами: 46:19:100101:8, 46:19:100102:78, 46:19:100102:79, 46:19:100102:80, 46:19:100102:82, 46:19:100103:181, 46:19:100103:182, 46:19:100103:185, 46:19:100104:207, 46:19:100103:209, 46:19:100104:225, 46:19:100104:301, 46:19:100104:314, 46:19:100105:318, 46:19:100105:321, 46:19:100105:500, 46:19:100104:615, 46:19:100104:663, 46:19:100104:711, 46:19:100103:730, 46:19:100103:731, 46:19:100103:737, 46:19:100105:783, 46:19:100103:805, 46:19:100103:824, 46:19:100101:1012.
В исковом заявлении Администрация поселка Пристень Пристенского района Курской области указывает, что в течение длительного времени участки с указанной площадью и в предполагаемых границах не используются. Согласно кадастровым выпискам о земельных участках сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках имеют статус «ранее учтенные».
В соответствии со справкой Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области от 15.11.2016 №2331 спорные земельные участки администрацией поселка в собственность граждан и юридических лиц не предоставлялись.
Письмом от 05.11.2016 №02.01-21/4988 Администрация Пристенского района Курской области сообщила, что спорные земельные участки в собственность граждан и юридических лиц администрацией района с 01.07.2006 не предоставлялись.
Из представленных истцом уведомлений из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области и сведений представленных суду из Управления Росреестра по Курской области также следует, что в ЕГРП сведения о зарегистрированных правах (обременениях, ограничениях) на спорные земельные участки отсутствуют.
С целью снятия спорных земельных участков с кадастрового учета Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области обратилась с филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Курской области» с заявлением от 13.10.2016 года № 870.
Письмом от 11.11.2016 №10-11330/2016 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Курской области» истцу было разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрено исключение сведений о ранее учтенных земельных участках из государственного кадастрового учета. Кроме того, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 46:19:100105:500, 46:19:100104:663, 46:19:100104:711, 46:19:100103:737, 46:19:100105:783, 46:19:100101:1012 имеются сведения о постановке их на учет физическими и юридическими лицами.
Ссылаясь на отсутствие собственников спорных земельных участков и вследствие этого недопоступление земельного налога в бюджет поселения, а также на то, что законом не предусмотрено снятие с кадастрового учета земельного участка со статусом «ранее учтенный» во внесудебном порядке, Администрация поселка Пристень Пристенского района Курской области обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Как усматривается из представленных материалов дела, требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон 218-ФЗ), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. С указанной даты положения действовавших законов в части ведения кадастра и государственной регистрации прав утрачивают силу.
В соответствии с данным законом кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав объединены в единую систему учета и регистрации.
Таким образом, с 01.01.2017 ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется в соответствии с Законом 218-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии со статьей 5 Закона 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно статье 8 указанного закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
До 01.01.2017 ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре). Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости.
Как следует из пояснения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области спорные земельные участки имеют статус «ранее учтенные». Вместе с тем, в отношении следующих земельных участков: с кадастровым номером 46:19:100104:711, с кадастровым номером 46:19:100105:783, с кадастровым номером 46:19:100101:1012 имеются сведения о постановке их на учет на основании заявлений физических лиц. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 46:19:100102:78, 46:19:100102:79, 46:19:100102:80, 46:19:100102:82, 46:19:100105:500, 46:19:100104:663, 46:19:100103:730, 46:19:100103:731, 46:19:100103:737, третье лицо сообщило, что границы данных земельных участков установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007 (действовавшего до 01.01.2017) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носили временный характер. К таким сведениям применялись правила, установленные части 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре было определено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Например, при разделе земельного участка, после регистрации прав на все образуемые участки, исходный земельный участок снимается с учета без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на все образованные участки.
Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Пять лет - законодательно установленный срок действия временного статуса для образуемых земельных участков.
Аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, числящихся в государственном кадастре недвижимости со статусом, отличным от статуса «временный», действующим до 01.01.2017 законодательством не предусмотрено.
Иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета законом не предусматривалось, при этом сведения о земельном участке могли быть исключены из государственного кадастра недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о государственном кадастре (до 01.03.2008), статус «временный» не присваивался.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых выписок следует, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет и имеют статус «ранее учтенные».
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Положения части 4 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости, устанавливающие порядок аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, в отношении ранее учтенных земельных участков не применялись (за исключением случаев, определенных Письмом Минэкономразвития России от 28.02.2011 №Д23-760).
Перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре недвижимости, являлся исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежал.
Таким образом, в спорный период отсутствовал установленный законом порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о государственном кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Согласно статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Таким образом, в настоящее время Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН вносятся, в том числе, в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов).
При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.
В тоже время, с 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому кадастровый учет недвижимости и регистрацию прав осуществляет Росреестр и его территориальные органы. Как усматривается, из пункта 4 статьи 3 Закона о регистрации и Приказу Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области наделен полномочиями только по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов.
Кроме того, согласно положениям указанного Федерального закона, судебный порядок снятия с государственного учета земельных участков, действующим законодательством не предусмотрен.
С 01.01.2017 также действует Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943, в соответствии с которым на орган регистрации прав возложены обязанности по выявлению земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008.
Так, согласно пункту 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008 при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок будут проводиться мероприятия по выявлению данных объектов недвижимости. Для реализации возложенных полномочий указанный Порядок предусматривает направление органом регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия запросов соответствующих запросов о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения права собственности на земельные участки в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такие земельные участки и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанных уведомлений в течение трех месяцев со дня направления запроса, записям о земельных участках в ЕГРН будет присваиваться статус «архивный».
Согласно части 1 части 65, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону могут быть подтверждены определенными доказательства, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статей 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на истца, но не подлежат взысканию, поскольку Администрация поселка Пристень Пристенского района Курской области освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 17, 27, 28, 65, 102, 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.А. Песнина