ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-111/2011 от 18.05.2011 АС Курской области

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

К. Маркса ул., д. 25, г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курск

25 мая 2011 года Дело № А35-111/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2011.

Решение в полном объеме изготовлено 25.05.2011.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Волковой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахтиной Е.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Областного государственного учреждения Центр занятости населения города Обояни

к

Муниципальному унитарному предприятию «Обоянские Коммунальные Тепловые Сети»

о взыскании 66110 руб. 00 коп.

при участии в заседании:

от истца: директор - ФИО1,

от ответчика: не явился (уведомлен)

Областное государственное учреждение Центр занятости населения города Обояни (далее ОГОУ ЦЗН города Обояни, истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Обоянские Коммунальные Тепловые Сети» (МУП «ОКТС», ответчик) о взыскании неправомерно израсходованных средств на возмещение затрат по опережающему профессиональному обучению работников, в отношении которых отсутствовала угроза массового увольнения в сумме 61110 руб. 00 коп.

В судебном заседании представитель истца представил письменное дополнение к исковому заявлению, в соответствии с которым просит суд взыскать убытки в виде неправомерно потраченных денежных средств в сумме 66110,00 руб., полученых из федерального бюджета на реализацию Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2009 году согласно договору по организации опережающего профессионального обучения работников от 01.10.2009 № 2. Кроме того, представил документальные доказательства, подтверждающие, что обучение работников проведено.

Дополнение принято судом, документы приобщены к материалам дела.

Ответчик, надлежаще уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, в соответствии с представленным ранее отзывом с дополнениями к нему возражает против удовлетворения иска.

Неявка в судебное заседание участника процесса, уведомленного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует, согласно ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), рассмотрению дела по существу по имеющимся в материалах дела документам.

Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, выслушав представителя истца, арбитражный суд установил:

  Муниципальное унитарное предприятие «Обоянские Коммунальные Тепловые Сети» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного Постановлением Главы администрации города Обояни Курской области от 18.10.2005 №452.

МУП «ОКТС» создано путем реорганизации в форме выделения из Муниципального унитарного предприятия «Обоянские Коммунальные Электрические и Тепловые Сети» Курской области, зарегистрировано Постановлением главы МО «г.Обоянь» Курской области от 24.06.2005 №265.

На основании письма директора МУП «ОКТС» ФИО2 б/д и б/н МУП «ОКТС» было включено в Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2009 году, утвержденную Постановлением Правительства Администрации Курской области от 25.02.2009 №57, в том числе по следующим дополнительным мероприятиям:

-опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников):

Численность работников, планируемых на опережающее профессиональное обучение, чел.

Профессионально- квалификационный состав высвобождаемых граждан

Основные специальности, по которым будет организовано обучение (переподготовка, повышение квалификации)

Затраты на реализацию мероприятия, руб.

Планируется трудоустройство

Наименование

предприятия

Численность граждан

8

Слесарь по ремонту и обслуживанию тепловых сетей

Слесарь по ремонту и обслуживанию теплотехнического

оборудования

10902

МУП

«Обоянские коммунальные сети»

8

17

Оператор

газовых котельных

Оператор котельных установок

5208

МУП

«Обоянские коммунальные сети»

17

В 2009 году МУП «ОКТС» на финансирование дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда по опережающему обучению работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) было выделено 66110,00 руб.

В целях реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2009 году, утвержденной Постановлением Правительства Администрации Курской области от 25.02.2009 №57, 01 октября 2009 года между ОГУ Центр занятости населения города Обояни и МУП «ОКТС» был заключен договор по организации опережающего профессионального обучения работников № 2, согласно которому ответчик обязался организовать опережающее профессиональное обучение по специальностям: «оператор котельных установок» 17 работников (срок обучения 12.10.2009 по 11.12.2009), «слесарь по ремонту и обслуживанию теплотехнического оборудования» 8 работников (срок обучения с 14.12.2009 по 21.12.2009), а истец обязался возместить ответчику затраты на организацию опережающего профессионального обучения (первоначального обучения, переподготовки, повышения квалификации) работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранена заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).

Стоимость затрат на опережающее профессиональное обучение, подлежащих возмещению Центром занятости составляла 66110,00 рублей (п.3.2. договора).

Обучение работников проводилось на базе образовательного учреждения ГОУ «Курский областной учебно-курсовой комбинат жилищно-коммунального хозяйства», включенного в «Перечень образовательных учреждений, на базе которых будет организовано профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения» Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2009 году (в редакции Постановления Администрации Курской области о 18.08.2009 №273).

ГОУ «Курский областной учебно-курсовой комбинат жилищно-коммунального хозяйства» имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам от 22.01.2008 №275684, выданную Комитетом образования Курской области.

В соответствии приказу директора МУП «ОКТС» ФИО2 от 01.10.2009 №73-11/1 на обучение в ГОУ «Курский областной учебно-курсовой комбинат жилищно-коммунального хозяйства» были направлены 25 человек, из них 9 человек принятые в МУП «ОКТС» по приказу от 01.10.2009 №101-Л согласно срочным трудовым договорам от 01.10.2009 временно с 01.10.2009 по 16.04.2010.

После обучения в ГОУ «Курский областной учебно-курсовой комбинат жилищно-коммунального хозяйства» 25 работникам МУП «ОКТС» были выданы документы, подтверждающие получение профессии (квалификации), в том числе:

- 17 работникам по специальности «Оператор котельных установок»;

- 8 работникам по специальности «Слесарь по ремонту и обслуживанию теплотехнического оборудования».

С расчетного счета МУП «ОКТС» перечислены согласно предъявленных счетов - сметы, счетов, счетов - фактуры за обучение работников МУП «ОКТС» на расчетный счет ГОУ «Курский областной учебно-курсовой комбинат жилищно-коммунального хозяйства» денежные средства в общей сумме 66110 руб. 00 коп.

Возмещение затрат на организацию опережающего обучения работников МУП «ОКТС» производилось ОГУ ЦЗН города Обояни в соответствии с договором по организации опережающего профессионального обучения работников от 01.10 2009 №2, заключенным между ОГУ ЦЗН города Обояни, в лице директора ФИО1, и МУП «ОКТС», в лице директора ФИО2, согласно которому:

- п. 1.1: предметом Договора является совместная деятельность сторон по организации опережающего профессионального обучения (первоначальное обучение, переподготовка, повышение квалификации) работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

- п. 2.2.4: опережающее профессиональное обучение работников проводится по следующим профессиям:

- «Оператор котельных установок»- 17 человек с 12.10.2009 по 11.12.2009;

- «Слесарь по ремонту и обслуживанию теплотехнического оборудования»- 8 человек с 14.12.2009 по 21.12.2009;

- п. 3.2: стоимость затрат на опережающее профессиональное обучение, подлежащих возмещению ОГУ ЦЗН города Обояни составляет 66110,00 руб.,

- п. 3.3: в случае необходимости ОГУ ЦЗЦ города Обояни осуществляет авансирование в объеме не более 30% общей стоимости услуг.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области в апреле 2010 года в Областном государственном учреждении Центра занятости населения города Обояни проводилась проверка использования бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации в 2009 году.

В результате проведенной встречной проверки с МУП «ОКТС» было установлено финансовое нарушение на сумму 66110 рублей - неправомерное расходование средств на возмещение затрат по опережающему профессиональному обучению работников, в отношении которых отсутствовала угроза массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временной приостановке работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).

Рассмотрев материалы проверки использования бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области в адрес ОГУ ЦЗН города Обояни было направлено Предписание от 31.05.2010 №44-01-08/1094 по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

В связи с Предписанием, директору МУП «Обоянские Коммунальные Тепловые Сети» ФИО3, ОГУ ЦЗН города Обояни направило письмо от 15.06.2010 исх. № 1194 с просьбой возместить неправомерно израсходованную сумму 66110 рублей 00 копеек.

Возврат денежных средств в сумме 66110 рублей 00 копеек ответчиком произведен не был, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Арбитражный суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В 2009 году МУП «ОКТС» на финансирование дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, на организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения было выделено 123621,50 руб.

Согласно Порядку расходования средств, предоставленных на реализацию Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2009 году, утвержденного Постановлением Правительства Курской области от 19.05.2009 №68, и Порядку организации опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения, утвержденного Приказом Комитета по занятости населения Курской области от 08.04.2009 №01-49:

- участниками мероприятий по опережающему профессиональному обучению могут быть граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателем и в отношении которых проводятся нижеследующие процедуры:

введен режим неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя);

находящиеся в простое (временной приостановке работ);

находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;

предполагаются мероприятия по высвобождению.

После окончания курса опережающего профессионального обучения работников работодатели представляют в Центры занятости для возмещения затрат следующие документы:

- списки работников, направленных на опережающее профессиональное обучение, с указанием у них профессий, специальностей, уровня квалификации, а также профессий, специальностей и форм обучения;

- копии договора с образовательным учреждением, на базе которого организовано опережающее профессиональное обучение;

- акт сдачи - приемки выполненных услуг;

- документы, подтверждающие продолжение трудовой деятельности работников после завершения опережающего профессионального обучения;

- копии документов, подтверждающих получение профессии, специальности работниками, проходившими опережающее профессиональное обучение.

В целях реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2009 году, утвержденной Постановлением Правительства Администрации Курской области от 25.02.2009г. №57 01 октября 2009 года между ОГУ Центр занятости населения города Обояни и МУП «Обоянские коммунальные тепловые сети» был заключен договор по организации опережающего профессионального обучения работников № 2, согласно которому ответчик обязался организовать опережающее профессиональное обучение по специальностям: «оператор котельных установок» 17 работников (срок обучения 12.10.2009 по 11.12.2009), «слесарь по ремонту и обслуживанию теплотехнического оборудования» 8 работников (срок обучения с 14.12.2009 по 21.12.2009), а истец обязался возместить ответчику затраты на организацию опережающего профессионального обучения (первоначального обучения, переподготовки, повышения квалификации) работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранена заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).

Стоимость затрат на опережающее профессиональное обучение, подлежащих возмещению Центром занятости составляла 66110,00 рублей (п.3.2.).

В соответствии с п.2.2 указанного договора, ответчик обязался:

- предоставить информацию о принятии решений о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работ (простое), предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства (п.2.2.1.)

- предоставить истцу список работников, направляемых на опережающее трудовое обучения с указанием имеющихся у них профессий, специальностей, а также профессий специальностей, по которым оно будет осуществляться в выбранных учебных заведениях (п.2.2.2.)

- в трехдневный срок после окончания курса опережающего профессионального обучения предоставить истцу для возмещения затрат по опережающему профессиональному обучению необходимые документы.

Согласно списка работников МУП «ОКТС», направляемых на опережающее профессиональное обучение на повышение квалификации, были направлены следующие работники: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11., ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО8, ФИО19 по специальности «оператор газовой котельной»; ФИО20, ФИО10, ФИО11., ФИО21, ФИО22, Погожих С.А., ФИО23, ФИО24 по специальности «слесарь по ремонту и обслуживанию тепловых сетей».

В соответствии с приказом МУП «Обоянские коммунальные тепловые сети» от 01.10.2009 № б/н «О введении режима неполной рабочей недели» на предприятии с 01.01.2010 был введен режим неполной рабочей недели по следующим специальностям 6 человек - слесарь по ремонту тепловых сетей; 5 человек - слесарь по обслуживанию тепловых сетей; 14 человек - оператор газовой котельной.

В соответствии с договорами на предоставление образовательных услуг в 2009 от 10.02.2009 № 76, заключенным между ответчиком и ГОУ «Курский областной учебный курсовой комбинат жилищно-коммунального хозяйства» была проведена профессиональная подготовка граждан по направлению МУП «ОКТС» по специальности «слесарь по ремонту обслуживанию теплотехнического оборудования» в количестве 8 человек и от 30.07.20 № 468 по специальности «оператор котельных установок» в количестве 17 человек. Общая стоимость образовательных услуг составила 66110,00 рублей.

По окончании опережающего профессионального обучения ответчик предоставил истцу следующие документы:

- копию акта сдачи-приемки выполненных образовательных услуг от 11.12.2009 №468 к договору от 30.07.2009 на сумму 55208,00 рублей и от 21.12.2009 № 76 к договору от 10.02.2009 на сумму 10902,00 рублей.

- копии табелей о посещаемости вышеуказанных граждан за октябрь - декабрь 2009 года специальностям «Оператор газовой котельной» и «Слесарь по ремонту и обслуживав тепловых сетей»;

- копии удостоверений работников, проходивших опережающее профессионалы обучение;

- копии трудовых книжек на работников, проходивших опережающее профессионалы обучение;

- справки от 14.12.2009 и от 22.12.2009, подтверждающие продолжение трудовой деятельности работников после завершения опережающего профессионального обучения.

Согласно предоставленных документов истец перечислил ответчику денежные средства в сумме 66110,00 рублей.

Довод истца о том, что денежные средства в сумме 66110 рублей 00 копеек, перечисленные МУП «ОКТС», израсходованы ответчиком неправомерно, поскольку участниками мероприятий по опережающему профессиональному обучению являлись работники МУП «ОКТС», в отношении которых отсутствовала угроза массового увольнения, а именно: приказ о переводе МУП «ОКТС» в режим неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, проведения мероприятий по высвобождению работников, во время организации опережающего обучения не издавался; согласно табеле учета рабочего времени за октябрь-декабрь 2009 года, а также за период обучения 12.10.2009 по 11.12.2009 и с 14.12.2009 по 21.12.2009 все работники, проходящие обучение (25 человек) отработали полное рабочее время, отклоняется судом в связи со следующим.

Руководством МУП «Обоянские Коммунальные Тепловые Сети» в условиях предбанкротного состояния предприятия и угрозы массового увольнения предпринимались меры для трудоустройства работников. Так, в рамках реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2009 году, утвержденной Постановлением Правительства Администрации Курской области от 25.02.2009 года № 57 предприятие приняло участие в программе по организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения. Особенно острой была потребность в подготовке специалистов по профессии «оператор газовой котельной», «слесарь по ремонту и обслуживанию тепловых сетей». Для подготовки специалистов по данной профессии предприятие заключило договоры на предоставление образовательных услуг в 2009 году от 10.02.2009 года № 76 и 30.07.2009 года № 468 с ГОУ «Курский областной учебно-курсовой комбинат жилищно-коммунального хозяйства». По результатам квалификационных экзаменов 25 обучающимся присвоена квалификация по профессии «оператор газовой котельной» и «слесарь по ремонту и обслуживанию тепловых сетей». Результатом организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, являются трудоустройство этих работников, их возросшая востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. В результате все работники, участвовавшие в опережающем профессиональном образовании, трудоустроены по полученной профессии.

Таким образом, фактически денежные средства израсходованы на цели, соответствующие условиям их получения.

Также истец полагает, что израсходованные ответчиком на возмещение затрат по опережающему профессиональному обучению работников, в отношении которых отсутствовала угроза массового увольнения денежные средства в сумме 66110 руб. 00 коп., являются убытками, причиненными по вине ответчика, в связи с чем истец полагает подлежащими возмещению указанные убытки в полном объеме.

Статьей 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Основанием применения мер имущественной ответственности по деликтным обязательствам является наличие состава правонарушения, включающего: факт причинения вреда, противоправность поведения виновного лица, причинно-следственная связь между первым и вторым элементом, доказанность размера понесенных убытков. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.

В силу ст. ст. 15, 393 Гражданского кодекса РФ на Истце, ссылающемся на возникновение у него убытков вследствие ненадлежащего исполнения Ответчиком обязательств по оплате фактически потребленных коммунальных услуг, в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лежит обязанность доказать помимо обстоятельства нарушения Ответчиком обязательств также и обстоятельство несения Истцом убытков и их размер, а также наличие причинно-следственной связи между неисполнением обязательств Ответчиком и наступившими у Истца неблагоприятными последствиями.

Судом не установлена причинно-следственная связь между правомерным действием ответчика по оплате опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения и понесенными истцом убытками.

С учетом изложенных обстоятельств оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на истца.

Учитывая правовой статус ответчика и характер осуществляемой им деятельности, арбитражный суд, в соответствии с п. 2 ст. 333.22 Налогового Кодекса РФ, считает возможным снизить размер государственной пошлины с 2644 руб. 40 коп. до 10 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст. ст. 16, 17, 56, 69, 101 - 103, 110, 156, 167-171, 176, 180, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Областного государственного учреждения Центр занятости населения города Обояни о взыскании с Муниципального унитарного предприятия «Обоянские Коммунальные Тепловые Сети» о взыскании неправомерно израсходованных средств на возмещение затрат по опережающему профессиональному обучению работников, в отношении которых отсутствавала угроза массового увольнения, в сумме 61110 руб. 00 коп. отказать.

Взыскать с Областного государственного учреждения Центр занятости населения города Обояни в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 10 рублей 00 копеек.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в городе Воронеже в течение месяца со дня его принятия, а также в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в городе Брянске при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.А. Волкова