АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
30 мая 2022 года | Дело№ А35-11329/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2022 года
Арбитражный суд Курской области в составе судьи О.А. Матвеевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Е. Сотниковой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска
к Комитету по управлению имуществом Курской области
о признании права собственности на нежилое здание – трансформаторную подстанцию ТП-326, площадью 43,2 кв.м., с кадастровым номером 46:29:102050:419, расположенное по адресу: <...> б/н, литер В,
третьи лица: Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, Управление Росреестра по Курской области.
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом Курской области о признании права собственности на нежилое здание – трансформаторную подстанцию ТП326, площадью 43,2 кв.м., с кадастровым номером 46:29:102050:419, расположенную по адресу: <...> б/н, литер В.
Определением суда от 23.12.2021 исковое заявление принято судом к производству, назначено предварительное судебное заседание, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, Управление Росреестра по Курской области.
Определением от 07.04.2022 дело назначено к судебному разбирательству.
Истец, ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились, ходатайств не заявили.
Комитет по управлению имуществом Курской области в письменном мнении пояснил, что спорный объект в реестре государственного имущества Курской области не значится.
От Управления Росреестра по Курской области поступило сообщение об отсутствии в ЕГРН сведений в отношении спорного сооружения.
От Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях поступило мнение о том, что спорный объект в реестре федерального имущества не значится.
С учетом положений ст. 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных ответчика и третьих лиц.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил.
Нежилое здание трансформаторной подстанции ТП-326, площадью 43,2 кв.м., 1999 г. завершения строительства, с кадастровым номером 46:29:102050:419 расположено по адресу: <...> д. б/н, литер В.
В соответствии с требованиями Положения о реестре объектов недвижимости муниципальной собственности города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 23.03.2001 № 112 - 2 - PC, указанный объект недвижимости был внесен в реестр объектов недвижимости муниципальной собственности.
Спорное имущество было передано в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «Курские городские коммунальные электрические сети», в соответствии с актом приема-передачи от 08.09.1999, и распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 13.02.2017 №04/43 «Об использовании имущества муниципальной собственности».
На основании договора №198 от 27.04.2006 трансформаторная подстанция ТП-326 передана АО «Курские электрические сети» в безвозмездное пользование сроком действия с 27.04.2006 по 27.04.2055.
В целях осуществления кадастрового учета объекта и государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты, в соответствии с требованиями ст. 131 ГК РФ, истец обратился в регистрирующий орган.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курской области от 27.07.2021 №КУВД-001/2021-14746315/3 имеющиеся у муниципального образования правоустанавливающие документы не являются достаточным основанием для регистрации права собственности на объект.
Невозможность государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием «Город Курск» на указанное имущество, ограничивает право собственника распоряжаться объектом
Ссылаясь на вышеизложенное, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился с настоящим исковым заявлением.
Суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности.
Право собственности может быть приобретено, а как следствие, и признано за собственником только по тем основаниям, которые предусмотрены действующим законодательством.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Права всех собственников защищаются равным образом.
Право собственности может быть приобретено, а как следствие, и признано за собственником только по тем основаниям, которые предусмотрены действующим законодательством.
Статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований приобретений права собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень видов муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу п.п. 5 п. 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе и имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу пункта 8.2 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, необходимое для решения вопросов местного значения относится к муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом города Курска, утвержденным решением Курского городского Собрания от 20.12.2019 №1П-6-РС, комитет является отраслевым органом Администрации города Курска с правами юридического лица,осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению имуществом муниципальной собственности города Курска.
Как установлено судом, в соответствии с требованиями Положения о реестре объектов недвижимости муниципальной собственности города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 23.03.2001 № 112 - 2 - PC, указанный объект недвижимости был внесен в реестр объектов недвижимости муниципальной собственности.
Спорное имущество было передано в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «Курские городские коммунальные электрические сети», в соответствии с актом приема-передачи от 08.09.1999, и распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска от 13.02.2017 №04/43 «Об использовании имущества муниципальной собственности».
На основании договора №198 от 27.04.2006 трансформаторная подстанция ТП-326 передана АО «Курские электрические сети» в безвозмездное пользование сроком действия с 27.04.2006 по 27.04.2055.
Инвентарный план и описание объекта содержатся в имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРН.
В реестрах федеральной собственности и государственной собственности Курской области объект недвижимости, являющийся предметом иска, не значится.
В процессе рассмотрения настоящего спора возражений относительно заявленных истцом требований представлено не было.
Учитывая вышеизложенное, оценив представленные доказательствав совокупности и взаимной связи, принимая во внимание отсутствие правопритязаний на спорное имущество, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине относятся на истца, который в силу п.п. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования «Город Курск» на нежилое здание – трансформаторную подстанцию ТП-326, площадью 43,2 кв.м., с кадастровым номером 46:29:102050:419, расположенную по адресу: <...> б/н, литер В.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или судапелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи (часть 5 статьи 15 АПК РФ) и будет направлен лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (статья 177 АПК РФ).
Судья О.А. Матвеева