ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-1214/08 от 28.04.2008 АС Курской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

К. Маркса ул., д.25,  г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Курск                                                                                             Дело № А35-1214/08-С26

12 мая 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2008 г. Полный текст решения изготовлен 12.05.2008 г.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Лымаря Д.В., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании 21.04.2008 г. с перерывом до 28.04.2008 г. дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТРИМАЛ» (далее – ООО «ТРИМАЛ») к

Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску, (далее ИФНС России по г. Курску)

Третье лицо: Отделение по г. Курску Управления Федерального казначейства по Курской области

об оспаривании решений,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – по пост. доверенности от 10.03.2008 г.;

от ответчика: ФИО2 – по пост. доверенности от 25.12.2007 г.;

от третьего лица: ФИО3 – по пост. доверенности от 12.02.2008 г.;

у с т а н о в и л: заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений ИФНС России по г. Курску № 604 от 13.02.2008 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица и № 605 от 13.02.2008 г. об отказе в государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, об обязании ответчика зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Представитель заявителя в заседании требования поддержал. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на предоставление полного комплекта необходимых документов для государственной регистрации, полагая, что неправильное указание кода бюджетной классификации в квитанции на оплату госпошлины не повлияло на исполнение им обязанности по уплате государственной пошлины.

Налоговый орган в письменном отзыве на заявление заявленные требования отклонил, ссылаясь на то, что решение об отказе в регистрации было принято в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для регистрации, в частности – документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Представитель ОФК по г. Курску в заседании вопрос об удовлетворении требований заявителя оставил на усмотрение суда.

Выслушав доводы явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ТРИМАЛ» зарегистрировано в качестве юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации серии 46 №000237384 от 09.12.2002 г., внесено в ЕГРЮЛ за № 1024600961879, ИНН <***>, и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Курску.

Общество создано на основании  Договора об учреждении ООО «ТРИМАЛ» от 07.08.2000 г. двумя участниками общества ФИО4 и ФИО5

На основании Договора купли-продажи доли уставного капитала ООО «ТРИМАЛ» № 1/08 от 04.02.2008 г., заключенного между участниками Общества ФИО5 и ФИО4, участник Общества ФИО4, обладающая 90 % доли в уставном капитале ООО «ТРИМАЛ», приобрела долю ФИО5 в уставном капитале Общества, составляющую 10%, став в результате собственником 100 % уставного капитала и единственным участником ООО «ТРИМАЛ».

04.02.2008 г. единственным участником ООО «ТРИМАЛ» ФИО4 было принято Решение № 1 о внесении изменений в Устав Общества в связи с изменениями состава участников Общества.

06.02.2008 г. ООО «ТРИМАЛ» представило в Инспекцию ФНС России по г.Курску заявление и  документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

В соответствии с Распиской в получении документов (вх. № 604 от 06.02.2008 г.) регистрирующего органа, ООО «ТРИМАЛ» были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; Изменения в Устав; Решение о внесении изменений в учредительные документы № 1 от 04.02.2008 г.; Протокол внеочередного собрания участников от 04.02.2008 г.; Договор купли-продажи доли в уставном капитале № 1/08 от 04.02.2008 г. и Акт приёма-передачи; документ об уплате государственной пошлины.

В результате рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации юридического лица, ИФНС России по г.Курску приняла Решение № 604 от 13.02.2008 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица, ссылаясь на непредставление определенных ст.17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» документов, а именно: документа об уплате государственной пошлины.

06.02.2008 г. ООО «ТРИМАЛ» также представило в Инспекцию ФНС России по г.Курску заявление и документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в утвержденной Правительством РФ форме.

Решением № 605 от 13.02.2008 г. ИФНС России по г.Курску отказала ООО «ТРИМАЛ» в внесении записи в ЕГРЮЛ; в качестве основания отказа в регистрации в решении указано отсутствие заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Полагая что решения налогового органа об отказе в регистрации противоречат действующему законодательству и нарушают права и интересы заявителя, ООО «ТРИМАЛ» оспорило их в арбитражном суде.

Арбитражный суд полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.9 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к оформлению документов, предъявляемых в регистрирующий орган, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Согласно п. 4 указанного Постановления, Федеральная налоговая служба разрабатывает и направляет для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе не отнесенных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к компетенции Правительства Российской Федерации, а также по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения указанных документов.

Факт представления заявителем регистрационному органу документов, предусмотренных  ст.17 данного Федерального закона, включая документ об уплате госпошлины, сторонами не оспаривается; причиной отказа в регистрации, как усматривается из материалов дела, явилось указание плательщиком в представленной квитанции об уплате госпошлины кода бюджетной классификации 182111301030010000130, соответствующего плате за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, тогда как надлежало указать код бюджетной классификации 18210807010011000110, соответствующий плате за рассмотрение заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. В связи с этим документ об уплате госпошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ТРИМАЛ», был признан регистрирующим органом  непредставленным, что, в свою очередь, повлекло принятие оспариваемого решения № 604 от 13.02.2008 г. об отказе в регистрации.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 3 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица уплачивается госпошлина в размере 400 руб. 00 коп.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком при уплате налога наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

В соответствии с Приложением 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 24.08.2007 г. № 74н при заполнении платежного поручения на уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, следует отражать код 18210807010010000110 «Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия».

В соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ от 26.04.2007 г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» все операции по поступлениям в бюджет проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Как усматривается из квитанции № 2265932 от 05.02.2008 г. на перечисление 400 руб. 0 коп., в поле «Наименование платежа» плательщиком указано «Госпошлина за внесение изменений в ЕГРЮЛ», тогда как в качестве кода бюджетной классификации, определяющего назначение платежа, плательщиком указан КБК 182111301030010000130, соответствующий плате за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим перечисленные ООО «ТРИМАЛ» по указанной квитанции денежные средства были учтены как плата за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Приказом ФНС России № САЭ-3-09/16 от 01.11.2004 г. во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 439, были утверждены Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Согласно абз.7 ч.I Методических разъяснений, документ об уплате государственной пошлины представляется в регистрирующий орган в подлиннике; при этом код бюджетной классификации, а также реквизиты счета регистрирующего органа должны быть правильно указаны.

Исходя из смысла положений ст.12 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.,  документы, представляемые в регистрирующий орган, должны соответствовать установленной законом форме и обладать признаками достоверности.

Из материалов дела усматривается, что представленный заявителем платёжный документ не соответствует требованиям абз.7 ч.I Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных Приказом ФНС России № САЭ-3-09/16 от 01.11.2004 г. и Приложению 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 24.08.2007 г. № 74н в связи с неверным указанием кода бюджетной классификации, определяющего целевое назначение платежа, в связи с чем не является документом, подтверждающим уплату ООО «ТРИМАЛ» госпошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы Общества. При этом Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит норм, предусматривающих возможность произвести уточнение, дополнение или замену представленных на регистрацию документов, при этом в силу п.1 ст.8 Закона государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, в силу чего ИФНС РФ по г. Курску, действующая как регистрационный орган, не располагает возможностью в сроки, установленные для регистрации, в рамках установленной Федеральным законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.  реализовать процедуры уточнения назначения платежа, предусмотренные Приказом Минфина РФ № 116н от 16.02.2004 г.

 С учётом указанного, оспариваемое решение ИФНС России по г.Курску № 604 от 13.02.2008 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица, соответствует требованиям ст.ст.17, 23 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Факт излишней уплаты ООО «ТРИМАЛ» 400 руб. 00 коп. за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, не лишает ООО «ТРИМАЛ» как  налогоплательщика возможности обратиться за зачётом или возвратом указанной суммы в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (но не в рамках процедуры регистрации).

В связи с тем, что изменения в учредительные документы ООО «ТРИМАЛ», подтверждаемые комплектом документов вх. № 604 от 06.02.2008 г.,  не прошли государственную регистрацию, основывающееся на указанных изменениях заявление вх. № 605 от 06.02.2008 г. «О внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы»,  содержащее сведения об участниках юридического лица – физических лицах, не может считаться содержащим достоверную информацию, в связи с чем Решением ИФНС России по г.Курску № 605 от 13.02.2008 г. ООО «ТРИМАЛ» также обоснованно было отказано во внесении указанных изменений в ЕГРЮЛ.

Анализируя материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решения инспекции об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, приняты в соответствии с действующим законодательством.

При таких условиях требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя, госпошлина уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 123, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «ТРИМАЛ» к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Курску отказать.

Оспариваемые Решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Курску проверены на соответствие требованиям Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия, в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г.Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Курской области. 

   Судья                                                                                                                   Д.В. Лымарь

Копия верна:

Судья                         Д.В. Лымарь