АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
04 марта 2021 года | Дело№ А35-12672/2019 |
Резолютивная часть объявлена 03.03.2021.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи А.И.Шумакова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Б.Кантемировой, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
ООО «Центр экспертизы и геоизысканий», ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 31.03.2010, ИНН: <***>,
к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 29.11.2002, ИНН: <***>,
о признании недействительным одностороннего отказа Федерального государственного казенного учреждения комбинат "ДУБКИ" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу от 29.11.2019 года от исполнения государственного контракта №06/03/19 от 29.03.2019 года;
о взыскании с ФГКУ КОМБИНАТ "ДУБКИ" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу стоимости выполненных работ по государственному контракту 06/03/19 от 29.03.2019 года в сумме 1395000 рублей,
встречное исковое заявление
Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу
к ООО «Центр экспертизы и геоизысканий»
о взыскании 244 016 рублей 63 копеек неустойки по Государственному контракту № 06/02/19 от 29.03.2019,
В судебном заседании приняли участие представители:
От ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» – ФИО1 по доверенности от 20.01.2020, полномочия подтверждены.
От ФГКУ комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу - ФИО2 по доверенности от 11.01.2021, полномочия подтверждены, Брак С.Н. (до перерыва) по доверенности от 16.11.2020 г. полномочия подтверждены
УСТАНОВИЛ:
Через канцелярию суда от ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» поступила правовая позиция относительно пояснений ответчика.
Представитель ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» поддержал доводы, изложенные в правовой позиции.
Представитель ФГКУ комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу задал вопросы представителю по существу спора, считает требования необоснованными и документация к использованию является непригодной.
Представитель ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» задал вопросы представителю по существу спора.
Судом объявлен перерыв в судебном заседании до 03 марта 2021 года 16 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено. Суд в том же составе.
В судебном заседании участвуют представители:
От ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» – ФИО1 по доверенности от 20.01.2020, полномочия подтверждены.
От ФГКУ комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу - ФИО2 по доверенности от 11.01.2021, полномочия подтверждены.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
29.03.2019 между сторонами спора заключен государственный контракт № 06/03/19 на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту склада №2 ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва.
Согласно п. 1.1 контракта государственный заказчик поручает, а Исполнитель обязуется собственными силами, либо с привлечением иных организаций, имеющих соответствующие Свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, выданные саморегулируемой организацией, на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, а также отвечающих иным требованиям, в том числе требованиям п. 5.10 Задания на проектирование (Приложение № 1 к настоящему контракту), осуществить следующие виды работ:
- выполнить изыскательские работы и разработать Проектно-сметную документацию на объект: склад №2 ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва, расположенный по адресу: <...>» (далее - Объект). Состав и объем изыскательских работ и Проектно-сметной документации определяется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и Заданием на проектирование (Приложение 1 к Контракту), должны быть необходимыми и достаточными для согласования и утверждения проектной документации во всех уполномоченных органах исполнительной власти;
- согласовать от имени Государственного заказчика разработанную Проектную-сметную документацию во всех уполномоченных органах исполнительной власти РФ и местного самоуправления, в соответствующих надзорных и специализированных организациях;
- представить Проектно-сметную документацию от имени Государственного заказчика в государственную экспертизу и получить положительное заключение по Проектно-сметной документации (далее – «работы»), а Государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В п. 1.2 контракта указано, что содержание выполняемых по настоящему Контракту работ, технические, экономические и другие требования к выполняемым работам определяются настоящим Контрактом и Приложениями к нему и должны соответствовать требованиям, предъявляемым к Проектно-сметной документации СНиП, ГОСТ и другими действующими нормативными актами РФ.
Изыскательские работы и Проектно-сметная документация, разработанная Исполнителем на условиях настоящего Контракта, должны соответствовать всем предписаниям и нормативным актам, действующих на территории Российской Федерации.
В силу п. 1.3 контракта исполнитель независимо от Государственного заказчика в полном объеме осуществляет свои права и обязанности перед третьими лицами, которые могут возникнуть на основании отдельных, заключённых Исполнителем договоров, имеющих отношение к выполнению изыскательских работ и Проектно-сметной документации.
Согласно п. 1.4 контракта исполнитель в полном объеме несет ответственность перед Государственным заказчиком за качество изыскательских работ и Проектно-сметной документации, выполненных третьими лицами, привлеченными Исполнителем.
В п. 1.6 контракта стороны согласовали, что срок выполнения работ: 250 календарных дней с момента заключения Контракта (Проведение обследования объекта для определения состава, объемов и сроков работ по капитальному ремонту объекта, по результатам которого составляются: акт технического осмотра объекта капитального строительства и дефектная ведомость; выполнение инженерных изысканий в соответствии с требованиями пункта 1.15 Задания на проектирование (Приложение № 1 к Контракту); разработка проектно-сметной документации и согласование ее с Заказчиком; передача в ФАУ «Главгосэкспертиза России» (ее территориальное подразделение) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета», заявления, полученного от Заказчика, на проведение экспертизы проектно-сметной документации - в течение 160 календарных дней со дня заключения государственного контракта. Получение положительного заключенияв ФАУ «Главгосэкспертиза России» (ее территориального подразделения) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»; разработка и передача Заказчику рабочей документации в объеме, достаточном для выполнения работ, а также окончательного варианта проектно-сметной документации, после проведения проверки сметной стоимости - в течение 90 календарных дней с момента получения ФАУ «Главгосэкспертиза России» (ее территориального подразделения) заявления Заказчика.
Таким образом, 160 дней истекли 05.09.2019, а 250 дневной срок истек 04.12.2019.
В п. 2.1 контракта согласовано, что общая стоимость выполняемых Исполнителем Работ по условиям настоящего Контракта составляет 1 419 000 руб. 00 коп. (Один миллион четыреста девятнадцать тысяч рублей 00 копеек), НДС не облагается. (В случае, если Исполнитель имеет право на освобождение от уплаты НДС, в связи с установлением для Исполнителя упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, Исполнитель в обязательном порядке представляет Заказчику копию документа, подтверждающую освобождение от НДС). Цена Контракта является твердой и не подлежит изменению в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Аванс не предусмотрен (п. 2.2 контракта).
Оплата производится Заказчиком после приемки выполненных Исполнителем работ в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней с момента подписания и по предъявлению акта выполненных работ, счета, счет -фактуры.
В п. 2.4 контракта указано, что все налоги, пошлины, сборы и другие обязательные платежи, включая затраты на материалы, их доставка по адресу Заказчика, обращение и получение положительного заключения в ФАУ «Главстройэкспертиза» (ее территориальном подразделении), устранение замечаний, ошибок, обращение в иные исполнительные органы, последующие обращения и другие виды затрат по предмету государственного Контракта, которые Исполнитель будет оплачивать в соответствии с условиями Контракта или на иных основаниях, включены в цену Контракта.
В п. 4.1 контракта исполнитель принял на себя следующие обязательства:
-Выполнить работы, предусмотренные настоящим Контрактом в полном объёме в соответствии с Разделом 1 настоящего Контракта, в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение № 1 к настоящему Контракту), Исходными данными, перечень которых определяется в соответствии с Контрактом, требованиями действующего законодательства Российской Федерации, СНиП, ГОСТ, действующими на время проведения работ и в сроки, определенные п. 1.6. Контракта.
-Передать Государственному заказчику по Акту сдачи-приёмки Проектно-сметную документацию, согласованную Исполнителем в установленном законом порядке, в соответствии с Разделом 1 настоящего Контракта, Заданием на проектирование (Приложение № 1 к настоящему Контракту) и в сроки, указанные в п. 1.6. Контракта.
-По требованию Государственного заказчика переделывать работы, вносить корректировки в Проектно-сметную документацию за свой счёт без продления срока производства работ в случае их несоответствия условиям и Приложениям настоящего Контракта.
-Согласовать готовую Проектно-сметную документацию во всех надлежаще уполномоченных органах исполнительной власти РФ и местного самоуправления, с соответствующими надзорными, специализированными организациями, а также обеспечить прохождение государственной экспертизы в сроки, предусмотренные п. 1.6. Контракта, с получением положительного заключения. При этом Исполнитель обязан за свой счёт вносить изменения в Проектно-сметную документацию в соответствии с замечаниями указанных выше органов и организаций в срок, не превышающий 5 (пять) рабочих дней со дня получения таких замечаний, или в письменно согласованный Сторонами срок.
-Передать Государственному заказчику в сроки, установленные п. 1.6. Контракта 4 экземпляра Проектно-сметной документации в печатном виде и один экземпляр в электроном виде, результаты изыскательских работ – 3 экземпляра в печатном виде и один – в электронном, в объёме, соответствующем условиям настоящего Контракта, в течение 5 (пяти) дней с момента выполнения работ. Предоставляемые документы должны соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством РФ.
-До окончательного выпуска разделов Проектно-сметной документации письменно согласовать эти разделы, а также принятые в них решения с Государственным заказчиком.
В задании на проектирование в п. 1.6 установлены следующие этапы работ:
1 этап: Провести обследование объекта для определения состава, объемов и сроков работ по капитальному ремонту объекта, по результатам составить: акт технического осмотра объекта капитального строительства; дефектную ведомость; Выполнить инженерные изыскания в соответствии с требованиями пункта 1.15 настоящего Технического задания; Разработать проектно-сметную документацию. Согласовать разработанную документацию с Заказчиком.
2 этап: Получить положительное заключение в ФАУ «Главгосэкспертиза России» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета». Разработать и передать Заказчику рабочую документацию в объеме, достаточном для выполнения работ.
05.09.2019 истекал 160-ти дневный срок с момента заключения Контракта, а срок полного исполнения ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» своих обязанностей, в т.ч. предусмотренных п. 1.1., 1.6 и 4.1.1. Контракта, истекал 04.12.2019.
Как следует из материалов дела, исполнение сторонами обязательств по контракту происходило следующим образом.
ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» представлял отчеты о проделанной работе в адрес истца 08.05.2019, 06.06.2019, 11.07.2019 и 08 08.2019.
Как указал ответчик, не опровергнуто истцом, ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» не представлены отчеты по состоянию на 10.09.2019, 10.10.2019 и 10.11.2019, а отчет от 11.07.2019 представлен с нарушением сроков, установленных контрактом.
13.08.2019 ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» представило в адрес ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва разделы проектно-сметной документации на бумажном носителе.
19.08.2019 с письмом ответчик по результатам изучения представленной истцом документации направил в адрес ООО «Центр экспержзы и геоизысканий» замечания и сведения о выявленных недостатков в ранее представленных разделах документации с указанием на необходимость устранения последних. В частности, отмечено несоответствие в локальном сметном расчете объемов работ и материалов, относительно фактических и отраженных в чертежах.
02.09.2019 письмом ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» посредством электронной почты, в нарушение п. 14.5. Государственного контракта, без досыла на бумажном носителе направило в адрес ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва ответы на замечания и частично откорректированную документацию. При этом в ответе на замечания ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва от 19.08.2019 по разделу «Сметная документация», в части необходимости исправления недочетов в расчетах объемов работ и материалов ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» отмечено, что сметная документация будет откорректирована после согласования Заказчиком (ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва) всех внесенных изменений по представленным замечаниям ко всем разделам.
01.11.2019 письмом от 28.10.2019, т.е. за пределами установленного п. 1.6 Контракта 160 дневного срока, установленного на разработку и согласование проекта проектно-сметной документации, истец представил в адрес ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва комплект разработанной документации на бумажном носителе, при изучении которой выявлены существенные ее недостатки, прямо влияющие на достоверность сметного расчета, выражающиеся в частичном завышении сметной стоимости и некорректном определении объемов работ.
Ответчик в отзыве признал, что представленный 02.09.2019 ООО «Центр экспертизы и геоизыскания» проект проектно-сметной документации подготовленный в рамках исполнения государственного контракта был согласован ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва частично.
Кроме того, ответчик обратил внимание суда, что исходя из условий п. 1.1. Контракта ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» по составлению проекта проектно-сметной документации должно было согласовать ее от имени Государственного заказчика во всех уполномоченных органах исполнительной власти РФ, к которым в том числе относится и Главный распорядитель бюджетных средств - Федеральное Агентство по государственным резервам. Однако, ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» проект разработанной проектно-сметной документации, в первую очередь в виде сводного сметного расчета, так и не был направлен для согласования и утверждения в адрес Главного распорядителя бюджетных средств Федерального Агентства по государственным резервам.
29.11.2019 ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва от Исполнителя письмом № 226 от 22.11.2019 получен комплект разработанной документации на бумажном носителе, при изучении которой выявлены существенные ее недостатки, прямо влияющие на достоверность сметного расчета, выражающиеся в том числе: в частичном завышении сметной стоимости, некорректном определении объемов работ, аналогичные нарушениям, отраженным в письме ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва. На основании изложенного, руководствуясь положениями п. 4.1.6. Контракта представленный проект сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта склада N° 2 ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва был возвращен в адрес ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» для устранения вышеуказанных недостатков 29.11.2019.
29.11.2019 письмом ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва разъяснило ООО «Центр экспертизы и геоизысканий», что представленный сводный сметный расчет стоимости капитального ремонта склада № 2 возвращен в адрес ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» 29.11.2019 письмом №2581, для устранения выявленных недостатков, ввиду невозможности его направления для утверждения Главному распорядителю бюджетных средств, а следовательно ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» не выполнены работы по Контракту, предусмотренные в том числе п. 1.1 последнего, следовательно, до предоставления, в соответствии с требованиями п.п. 1.2 и 1.6. Государственного контракта ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» надлежащим образом оформленной, соответствующей требованиям действующего законодательства, ("НИИ и ГОСТ и иных нормативных актов, проектно-сметной документации ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва не может быть рассмотрен вопрос исполнения обязанностей, закрепленных в п 2.2 вышеуказанного контракта. На основании изложенного, как преждевременно направленные, в адрес ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» возвращены проекты актов выполненных работ и счета на оплату.
Согласно п. 4.3.2. Контракта Государственный заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии со ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Частями 8 - 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, пред)смотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно положениям п. 12.3. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в грм числе в следующих случаях: в случае нарушения сроков выполнения Работ (этапа работ), установленного настоящим Контрактом, на срок более чем 3 (три) календарных дня; в случае несоответствия выполненных Работ условиям настоящего Контракта; в случае непредоставления Исполнителем документов, предоставление которых предусмотрено настоящим Контрактом, либо действующим законодательством РФВ случае неоднократного (двух и более раз) нарушения любого из условий настоящего Контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ч. 8 и 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, paбот и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п.п. 4.3.2., 12.2., 12.3.1., 12.3.3., 12.3.4. и 12.3.5. Заказчиком (ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва) 29.11.2019 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неоднократным неисполнением Исполнителем (ООО «Центр экспертизы и геоизысканий»), своих обязанностей по Контракту, нарушения сроков выполнения работ, а также выполнением работы настолько медленно, что окончание ее к сроку, установленному п. 1.6. Контракта становится явно невозможным.
О принятом решении ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» уведомлено в соответствии с требованиями ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 02.12.2019.
К действиям и обязательствам сторон подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде на выполнение проектных и изыскательских работ.
Пункт 1 ст. 702 ГК РФ предусматривает, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчик) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу п. 1 ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Также следует учесть положения п. 4 ст. 753 ГК РФ и разъяснения, содержащиеся в п. 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", согласно которым односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
В ст. 711 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В статье 753 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда. В предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях в приемке результата работ должны участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 753 ГК РФ заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.
В п. 4 ст. 753 ГК РФ указано, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В данном случае отказ ответчика от исполнения договора соответствует п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с чем, Арбитражный суд Курской области признал не подлежащим удовлетворению требования истца о признании одностороннего отказа ответчика от исполнения государственного контракта недействительным, поскольку работы выполнялись ответчиком настолько медленно, что окончание ее к сроку становилось явно невозможным.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В силу пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
По состоянию на дату расторжения контракта истцом были выполнены работы на сумму 1 282 423 руб. 00 коп. Таким образом работы по контракту подрядчиком в полном объеме выполнены не были.
В то же время прекращение договора подряда не должно приводить и к неосновательному обогащению заказчика - к освобождению его от обязанности по оплате выполненных до прекращения договора работ, принятых заказчиком и представляющих для него потребительскую ценность (ст. 1102 ГК РФ). Таким образом, прекращение договора подряда порождает необходимость соотнесения взаимных предоставлений сторон по этому договору и определения завершающей обязанности одной стороны в отношении другой, на что указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).
ФГКУ комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу указало, что представленная ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» документация не имеет для него потребительской ценности. Договор не может считаться исполненным, если работы выполнены в части, а результат не достигнут, поскольку сделка заключалась не по поводу собственно проектно-изыскательских работ как деятельности подрядчика, а направлена на достижение ее результата, пригодного для использования по назначению. Обязанность по оплате части работ, установленная ст. 717 ГК РФ, касается качественно выполненных работ. Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ). Договор не может считаться исполненным, если работы выполнены в части, а результат не достигнут; осуществление обществом деятельности по разработке проектной документации без достижения результата в виде проекта, получившего положительное заключение государственной экспертизы, результатом работ в соответствии с условиями договора не является. Комбинат указал, что частично изготовленные документы, не представляющие собой завершенные разделы, и не согласованные с ним или в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и Заданием на проектирование, не могут быть использованы заказчиком по прямому назначению, в связи с чем, не представляют потребительской ценности и не могут быть оценены по рыночной стоимости отдельных ее разделов.
Для выяснения вопросов, требующих специальных познаний, Арбитражный суд Курской области определением от 08.07.2020 назначил экспертизу. На разрешение эксперта поставлены следующий вопросы:
1. Соответствует ли состав проектной документации, выполненной ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» во исполнение государственного контракта от 29.03.2019 N 06/03/19 Заданию на проектирование (Приложение №1 к Государственному контракту N 06/03/19) и Постановлению Правительства РФ о 16.02.2008 №87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию"? Если нет, то в чем выражено несоответствие? Является ли данное несоответствие существенным?
2. Соответствуют ли проектные решения, выполненные ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» во исполнение государственного контракта от 29.03.2019 г N 06/03/19, условиям (объему) контракта с учетом приложений к контракту (заданию на проектирование). Если нет, то в чем выражено несоответствие?
3. Соответствует ли проектная документация, выполненная ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» во исполнение государственного контракта от 29.03.2019 №06/03/19, условиям (объему) контракта с учетом приложений контракту (заданию на проектирование). Если нет, то в чем выражено несоответствие?
4. В случае, если не соответствует объему контракта №06/03/19, определить фактическую стоимость качественно выполненных проектных работ ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» во исполнение государственного контракта от 29.03.2019 №06/03/19.
5. Соответствует ли качество выполненных по проектированию работ ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» во исполнение государственного контракта от 29.03.2019 г N 06/03/19 заданию на проектирование, техническим регламентам и сводам правил?
6. Соответствуют ли задание на проектирование (приложение государственному контракту №06/03/19 от 29.03.2019 года), требованиям нормативно-технической документации и законодательству Российской Федерации?
7. Соответствуют ли материалы, оборудование, указанные в проектной документации ООО «Центр экспертизы и геоизысканий», выполненной во исполнение государственного контракта от 29.03.2019 №06/03/19, по своим качественным характеристикам требованию задания на проектирование, обозначенному заказчиком как «высококачественные»?
Арбитражный суд Курской области поручил проведение экспертизы экспертам НП «Курский центр судебной экспертизы».
Согласно ответам экспертов, по первому вопросу, состав и требования к их содержанию в выполненной проектной документации ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» соответствует Заданию на проектирование (Приложение №1 к Государственному контракту № 06/03/19) и Постановлению Правительства РФ о 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию», за исключением отступлений в разделе 5-подраздела» «Элекроснабжение». Выше указанный подраздел требует корректировки, и как следствие необходимо внести изменения в сметную документацию. Данное несоответствие является не существенным и подлежит исправлению и на эксплуатацию существующего здания не оказывает никакого негативного воздействия.
По второму вопросу эксперты сделали заключение о том, что проектные решения, выполненные ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» во исполнение государственного контракта от 29.03.2019 г N 06/03/19, условиям (объему) контракта с учетом приложений к контракту (заданию на проектирование) соответствуют.
Согласно ответу на третий вопрос, выполненная проектная документация проектной организацией ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» соответствует контракту от 29.03.2019 № 06/03/19 п.6.2 , но выполнена с отступлениями от задания на проектирование, а именно: п.5.14, поз. №3 и поз. №7.
По четвертому вопросу эксперты на усмотрение суда предложили вариант расчета стоимости проектных работ, с применением «Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве СБЦП81-2001-01 (приложение №1 к заключению экспертов). Из данного расчета следует, что стоимость не выполненных Исполнителем работ составляет 112577 рублей, в том числе, 24 000 рублей - согласование в Государственной экспертизе.
Согласно ответу на пятый вопрос, качество проектных работ по капитальному ремонту существующего склада, по объему выполненных работ и составу разделов проектной документации, соответствует требованиям Контракта и задания на проектирование, а по содержанию имеют место отклонения от условий задания на проектирование, в части раздела «Электроснабжение» и « Сметы».
Согласно ответу на шестой вопрос, представленное задание на проектирование не соответствует требованиям нормативно-технической документации, поскольку в данном задании на проектирование указаны, в том числе пункты, разделы, которые не требуются при производстве работ по капитальному ремонту существующего здания склада №2.
Согласно ответу на седьмой вопрос, соответствуют ли материалы, оборудование, указанные в проектной документации ООО «Центр экспертизы и геоизысканий», выполненной во исполнение государственного контракта от 29.03.2019 №06/03/19, по своим качественным характеристикам требованию задания на проектирование, обозначенному заказчиком как «высококачественные» экспертам не представляется возможным, в связи с тем, что понятие «высококачественные материалы» отсутствует в нормативно-технической документации, а Заказчиком проектной документации, при разработке задания на проектирование, не указано: каким именно свойствам должны соответствовать указанные им «высококачественные материалы».
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) разъяснено, что в случае отказа от исполнения договоров подряда на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ, согласно которому заказчик вправе отказаться от исполнения договора, если подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, подрядчик обязан возместить заказчику убытки. В то же время прекращение договора подряда не должно приводить к освобождению заказчика от обязанности по оплате выполненных до прекращения договора работ, принятых заказчиком и представляющих для него потребительскую ценность. Таким образом, прекращение договора подряда порождает необходимость соотнесения взаимных предоставлений сторон по этому договору и определения завершающей обязанности одной стороны в отношении другой (с учетом согласованных сторонами сроков оплаты).
Учитывая, что из представленными экспертами расчета следует, что стоимость не выполненных Исполнителем работ составляет 112577 рублей, в том числе, 24 000 рублей - согласование в Государственной экспертизе, Арбитражный суд Курской области признал, что надлежит взыскать с Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу в пользу ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» 1 282 423 руб. 00 коп. (1395000-112577=1282423), а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 24 775 руб. 13 коп., расходы на оплату услуг эксперта в сумме 183 859 руб. 93 коп., т.е. пропорционально сумме удовлетворенных требований.
Кроме того, Арбитражный суд Курской области признает встречное исковое заявление Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу к ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ФГКУ комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу просит взыскать с ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» в свою пользу 244 016 рублей 63 копеек неустойки, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7 880 руб. 00 коп.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения (ст. ст. 330, 331 ГК РФ).
Согласно п. 4.1.10. Контракта Исполнитель (ООО «Центр экспертизы и геоизысканий») обязан представлять Государственному заказчику (ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва) ежемесячные отчёты о ходе выполнения работ по Контракту не позднее десятого числа месяца, следующего за отчётным.
Указанная обязанность ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» выполнялась частично. Так отчеты о проделанной работе предоставлялись обществом в адрес комбината 08.05.2019. 06.06.2019, 11.07.2019 и 08.08.2019. Таким образом, ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» не представлены отчеты по состоянию на 10.09.2019. 10.10.2019 и 10.11.2019, а отчет от 11.07.2019 представлен с нарушением сроков, установленных вышеуказанным пунктом контракта.
Согласно п. 8.5. Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Исполнителя в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 3 процента цены Контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей и 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042). что составляет 42 570 рублей 00 копеек.
Согласно п. 2.1. Контракта цена Контракта составляет 1 419 000 руб. 00 коп. Согласно расчету истца, сумма неустойки составляет: 1 419 000,00 х 3% = 42 570,00 руб.
Поскольку ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» четырежды нарушило положения п. 4.1.10 Контракта сумма штрафных санкций за данные нарушения составляет 110280 руб.
Согласно п. 4.1.1. Государственного контракта ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» обязан выполнить работы, предусмотренные настоящим Контрактом в полном объёме в соответствии с Разделом 1 Контракта, в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение № 1 к настоящему Контракту), Исходными данными, перечень которых определяется в соответствии с Контрактом, требованиями действующего законодательства Российской Федерации. СНиП, ГОСТ, действующими на время проведения работ и в сроки, определенные п. 1.6. Контракта.
Согласно п. 4.1.6. Контракта Исполнитель обязан по требованию Государственного заказчика переделывать работы, вносить корректировки в Проектно-сметную документацию за свой счёт без продления срока производства работ в случае их несоответствия условиям и Приложениям Контракта.
13.08.2019 ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» в адрес ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва была частично представлена проектно-сметная документация на бумажном носителе. По результатам изучения указанной документации было установлено, что последняя имеет ряд недостатков, в том числе в разделе сметной документации объемы работ не соответствуют чертежам и реальным объемам. Об указанных обстоятельствах 19.08.2019 ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва письмом № 1732 сообщено ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» и последнему предложено устранить указанные недостатки.
Письмом № 116 от 02.09.2019 ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» посредством электронной почты, в нарушение п. 14.5. Государственного контракта, без досыла на бумажном носителе направило в адрес ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва ответы на замечания и частично откорректированную документацию. При этом в ответе на замечания ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва от 19.08.2019 по разделу «Сметная документация», в части необходимости исправления недочетов в расчетах объемов работ и материалов ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» отмечено, что сметная документация будет откорректирована после согласования Заказчиком (ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва) всех внесенных изменений по представленным замечаниям ко всем разделам.
04.09.2019 ранее представленные ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» проекты проектно-сметной документации были согласованы частично. При этом в нарушение вышеуказанных пунктов Контракта ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» 01.11.2019 письмом № 194 от 28.10.2019. представило в адрес ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва комплект разработанной документации на бумажном носителе, при изучении которой выявлены существенные ее недостатки, прямо влияющие на достоверность сметного расчета, выражающиеся в частичном завышении сметной стоимости и некорректном определении объемов работ, т.е. повторно проигнорировало требование ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва. проистекающее из положений п. 4.1.6. Контракта.
15.11.2019 ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва в адрес ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» направлено письмо № 2468, в котором отмечено, что представленный проект проектно-сметной документации имеет в себе недостатки, указанные в письме от 19.08.2019, неустраненные до настоящего времени. В качестве примеров вышеуказанного несоответствия объемы и стоимости работ, отраженных в сводном сметном расчете чертежам и реальным объемам работ. В качестве примеров таковых приведены в том числе 8 кратное завышение работ при демонтаже дверных полотен: применение письма Минстроя РФ от 10.04.2019 № 12661-ДВ/09 «Об индексах изменения сметной стоимости строительства во 2 квартале 2019 года», вместо письма Минстроя РФ от 28.08.2019 № 31427-ДВ/09 «Об индексах изменения сметной стоимости строительства в 3 квартале 2019 года».
29.11.2019 в адрес ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва поступило письмо ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» № 227. датированное 22.11.2019 в котором последнее признало имеющиеся недостатки, однако устранило их лишь частично, т.е. в третий раз проигнорировало требование ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва. проистекающее из положений п. 4.1.6. Контракта.
Согласно п. 8.5. Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом; заключенным по результатам определения Исполнителя в соответствии с и. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 3 процента цены Контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей и 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042), что составляет 42 570 рублей 00 копеек.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Курской области признает, что с ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» в пользу ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва надлежит взыскать неустойку в сумме 42 570,00 руб.
Согласно п. 1.6. Контракта, срок выполнения работ: 250 календарных дней с момента заключения Контракта (Проведение обследования объекта для определения состава, объемов и сроков работ по капитальному ремонту объекта, по результатам которого составляются: акт технического осмотра объекта капитального строительства и дефектная ведомость: выполнение инженерных изысканий в соответствии с требованиями пункта 1.15 Задания на проектирование (Приложение № 1 к Контракту); разработка проектно-сметной документации и согласование ее с Заказчиком; передача в ФАУ «Главгосэкспертиза России» (ее территориальное подразделение) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. №427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета», заявления, полученного от Заказчика, на проведение экспертизы проектно-сметной документации - в течение 160 календарных дней со дня заключения контракта.
Согласно п.п. 1.6. и 5.13 технического задания - приложению № 1 к Контракту, срок исполнения 1 его этапа (для разработки и согласования проектно-сметной документации) - 160 календарных дней со дня заключения контракта.
05.09.2019 160-ти суточный срок с момента заключения Контракта истек.
ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» не представлено в адрес ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва надлежащим образом разработанная проектно-сметная документация.
ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва 29.11.2019 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
До 13.12.2019 ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» не устранены обстоятельства, явившиеся причиной принятия вышеуказанного решения. В адрес ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва не представлено проектно-сметной документации, отвечающей требованиям действующего законодательства Российской Федерации. СНиП. ГОСТ, действующими на время проведения работ, в связи с чем данное решение от 29.11.2019 вступило в законную силу.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, указанной в п. 36 Обзора практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017 пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения.
В соответствии с п. 8.3. Контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Согласно расчету ФГКУ комбинат «Дубки» Росрезерва пени за период с 06.09.2019г. по 13.12.2019 г. (нарушил срок поставки на 98 дней) составляют 31 166 рублей 63 копейки. Расчет проверен судом и признан верным.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Курской области признал обоснованным требование взыскать с ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» в пользу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу 244 016 рублей 63 копеек неустойки, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7 880 руб. 00 коп.
Во исполнение нормы ч. 5 ст. 170 АПК РФ суд производит зачет взыскиваемых денежных сумм по первоначальному и встречному искам. В результате зачета необходимо взыскать с Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу в пользу ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» 1 038 406 руб. 37 коп., а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 16 895 руб. 13 коп., расходы на оплату услуг эксперта в сумме 183 859 руб. 93 коп.
Руководствуясь статьями 17, 27, 28, 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу в пользу ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» 1 282 423 руб. 00 коп., а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 24 775 руб. 13 коп., расходы на оплату услуг эксперта в сумме 183 859 руб. 93 коп.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Встречное исковое заявление Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу к ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» удовлетворить.
Взыскать с ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» в пользу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу 244 016 рублей 63 копеек неустойки, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7 880 руб. 00 коп.
Произвести зачет взыскиваемых денежных сумм по первоначальному и встречному искам.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Дубки" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу в пользу ООО «Центр экспертизы и геоизысканий» 1 038 406 руб. 37 коп., а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 16 895 руб. 13 коп., расходы на оплату услуг эксперта в сумме 183 859 руб. 93 коп.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Шумаков А.И.