АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
14 июля 2022 года | Дело№ А35-1361/2022 |
Резолютивная часть объявлена 07.07.2022.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи А.И. Шумакова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Е. Шитиковой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Стройреконструкция" (305040, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 13.12.2007, ИНН: <***>)
к Администрации города Курска (305000, Курская область, Курск город, Ленина улица, дом 1, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 03.02.2003, ИНН: <***>)
о взыскании задолженности 14 124 394 руб. 00 коп.
Третье лицо: Комитет по охране объектов культурного наследия Курской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
От истца: ФИО1 генеральный директор (паспорт), ФИО2 по доверенности от 16.02.2022.
От ответчика: ФИО3 по доверенности от 14.02.2022.
От третьего лица: ФИО4 по доверенности от 09.02.2022.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройреконструкция" обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Администрации города Курска о взыскании задолженности по муниципальному контракту №01443000040221000352 от 17.09.2021 года в сумме 13 412 644,00 руб., по муниципальному контракту №0144300004021000398 от 20.09.2021 года в сумме 485 080,00 руб., по муниципальному контракту №78 от 20.09.2021 года в сумме 226 670,00 руб., всего в сумме 14 124 394 руб. 00 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 93 622 руб.
Как указал истец, 17.09.2021 года был заключен муниципальный контракт №01443000040221000352 на выполнение работ по объекту «Текущий ремонт помещений объекта культурного наследия регионального значения «Здание горсовета, 1957», расположенного по адресу: <...>.
В соответствии с пунктом 1.3. контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с проектной документацией, техническим заданием (Приложение № 3) в пределах прав и обязанностей, закрепленных за ним настоящим контрактом, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Согласно пункту 1.4. контракта выполнение работ осуществляется Подрядчиком на основании задания, разрешения комитета по охране объектов культурного наследия Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок выполнения такого вида работ, устанавливающих требования к качеству такого вида работ, в соответствии с условиями контракта и документации.
Пунктом 2.1. контракта предусмотрена цена контракта которая включает в себя стоимость выполнения работ, поставку оборудования, материалов, уплату налогов, пошлин и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, и в соответствии с ведомостью договорной цены (Приложение № 2) составляет 30 210 100 (Тридцать миллионов двести десять тысяч сто) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Согласно пунктам 3.1., 3.2. контракта работы выполняются в один этап. Начало выполнения работ - день, следующий за днем заключения контракта, срок выполнения работ - до 17.12.2021. В срок выполнения работ входит время на получение разрешения на выполнение работ и подписание акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (согласно приказа Министерства культуры РФ от 26.06.2015 № 1840).
В соответствии с пунктом 4.1контракта заказчик обязан своевременно принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с настоящим Контрактом.
Согласно пункту 6.1. контракта оплата выполненных работ осуществляется заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика. Выплата аванса условиями контракта не предусмотрена.
Согласно пункту 6.2. контракта оплата выполненных работ производится подрядчиком на основании документов, предусмотренных пунктом 7.2. муниципального контракта, исходя из объема таких работ и цены контракта. Оплата производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в срок не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания документа о приемке, после предоставления заказчику акта о приемке выполненных работ (№КС-2) в 5-и экз., справки о стоимости выполненных работ и затрат (№КС-3) в 5-и экз., счета и счета-фактуры (при наличии) в 3-х экз.
В соответствии с пунктом 7.3. контракта работы по настоящему контракту считаются выполненными с момента подписания сторонами документа о приемке (форма - приложение № 1 к муниципальному контракту), акта о приемке выполненных работ, акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (приказ Министерства культуры РФ от 26.06.2015 № 1840).
Актами выполненных работ по форме КС-2 Заказчиком были приняты и оплачены работы по актам: №1 от 30.12.2021 года на сумму 10 700 268,2 руб.; №2 от 30.12.2021 года на сумму 739 704,00 руб.; №3 от 30.12.2021 года на сумму 528 859,6 руб.; №4 от 30.12.2021 года на сумма 4 828 624,2 руб.; а всего на общую сумму 16 797 456,00 руб.
Оставшиеся работы на сумму 13 412 644, 00 рублей выполнены подрядной организацией в полном объеме в соответствии с представленным техническим заданием, однако, заказчиком не приняты и не оплачены.
Подрядчик повторно 19.01.2022 года направил в адрес заказчика пакет документов, предусмотренных муниципальным контрактом для приемки выполненных работ.
Однако, ответчик уклонился от приемки и в установленный срок не указал причин отказа о приемки выполненных работ. В дальнейшемв переписке заказчик утверждал, что работы не выполнены.
Таким образом, по мнению истца,ответчиком не исполнены обязательства по оплате фактически выполненных и принятых работ в рамках муниципального контракта от 17.09.2021 года №01443000040221000352 на сумму 13 412 644,00 руб..
Как указал истец, 04.10.2021 г. между Администрацией города Курска и ООО «Стройреконструкция» был заключен муниципальный контракт №0144300004021000398 для оказания услуг по осуществлению технического надзора над объектом «Текущий ремонт помещений объекта культурного наследия регионального значения «Здания горсовета, 1957».
Согласно пункту 1.2. контракта исполнитель обязуется в сроки, установленные контрактом, оказать в соответствии с условиями контракта услуги, в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к контракту), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1.3. контракта услуги, оказываемые в соответствии с контрактом, приемка и оценка результата услуг осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе технических регламентов, ГОСТ, СНиП, и другой нормативно-технической документацией, обязательной для применения в Российской Федерации, Технического задания (Приложение № 1 к контракту), включая комплекс мероприятий, осуществляемых с целью проверок соответствия выполняемых работ по сохранению требованиям проектно-сметной документации, в части видов и объемов работ, а также нормативных требований к данным видам работ.
В соответствии с пунктом 2.1 цена контракта составляет 485080 (Четыреста восемьдесят пять тысяч восемьдесят) рублей 00 копеек , НДС не облагается.
Пунктом 3.1. контракта предусмотрены сроки выполнения работ, так начало выполнения работ - с момента заключения контракта до полного завершения работ на объекте «Текущий ремонт помещений объекта культурного наследия регионального значения "Здания горсовета,1957. (Извещение №0144300004021000352), но не позднее 17.12.2021.
Согласно пункту 2.6. контракта расчеты между Заказчиком и Исполнителем производятся в срок не более 30(тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта об оказании услуг, на основании счета, счета-фактуры (при наличии). Документом о приемке является - акт об оказании услуг.
Истец 31.01.2022 г. за исх.№23 направил в адрес заказчика документы о приемке выполненных работ, однако, ответчик уклонился от приемки услуг.
Таким образом,по мнению истца, ответчиком не исполнены обязательства в сумме 485 080,00 руб. за фактически оказанные услуги.
Как указал истец, 20.09.2021 г. между Администрацией города Курска и ООО «Стройреконструкция» был заключен муниципальный контракт №78 для осуществления услуги авторского надзора над объектом «Текущий ремонт помещений объекта культурного наследия регионального значения «Здания горсовета, 1957».
Согласно пункту 1.2 контракта исполнитель обязуется оказать услуги в сроки, установленные контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги.
Пунктом 1.3 контракта услуги, оказываемые в соответствии с контрактом, приемка и оценка результата услуг осуществляются в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе технических регламентов, ГОСТ, СНиП, и другой нормативно-технической документацией, обязательной для применения в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта цена контракта составляет 226 670 (Двести двадцать шесть тысяч шестьсот семьдесят) рублей 00 копеек , НДС не облагается.
Согласно пункту 2.6 контракта расчеты между заказчиком и исполнителем производятся в срок не более ЗО (тридцати) дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ, на основании счета, счета-фактуры (при наличии). Документом о приемке является — акт о приемке выполненных работ.
Пунктом 3.1. контракта начало выполнения работ - с момента заключения контракта до полного завершения работ «Текущий ремонт помещений объекта культурного наследия регионального значения "Здания горсовета, 1957. (Извещение №0144300004021000352), но не позднее 17.12.2021.
Истцом были оказаны услуги, письмом 31.01.2022 г. за исх. №24 в адрес заказчика направлены документы о приемке выполненных работ, однако, ответчик уклонился от приемки услуг.
Таким образом, по мнению истца, ответчиком не исполнены обязательства в сумме 226 670,00 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензию с требованием произвести оплату задолженности по муниципальному контракту №01443000040221000352 от 17.09.2021 – 30 210100 руб. 00 коп., по муниципальному контракту №0144300004021000398 от 20.09.2021 – 485 080 руб. 00 коп., по муниципальному контракту №78 от 20.09.2021 – 226 670 руб. 00 коп.
Ответчиком были приняты и оплачены работы по актам: №1 от 30.12.2021 года на сумму 10 700 268,2 руб.; №2 от 30.12.2021 года на сумму 739 704,00 руб.; №3 от 30.12.2021 года на сумму 528 859,6 руб.; №4 от 30.12.2021 года на сумма 4 828 624,2 руб.; всего на общую сумму 16 797 456,00 руб..
Оставшуюся сумму 13 412 644 руб. 00 коп. выполненных работ ответчик не принял и не оплатил.
Ссылаясь на необоснованный отказ заказчика в приемке и оплате фактически выполненных работ, истец обратился в суд с исковым заявлением.
Ответчик в письменном отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на следующее: в целях оценки полноты и качества выполненных подрядчиком работ заказчиком была проведена экспертиза без привлечения эксперта, по результатам которой был составлен акт неисполнения обязательств по муниципальному контракту от 24.01.2022 с приложением о несоответствии фактически выполненных работ локальному сметному- расчету.
В связи с несоответствием результатов работ проектно-сметной документации, заказчиком после получения унифицированных форм КС-2, КС-3 в соответствии с пунктом 7.5. муниципального контракта 25.01.2022 в адрес Подрядчика предъявлена претензия о проведении доработок (исх. № 130/02-03 от 25.01.2022).
В целях оценки полноты и качества, оказанных подрядчиком услуг Заказчиком была проведена экспертиза без привлечения эксперта, по результатам которой был составлен акт неисполнения обязательства но муниципальному контракту от 24.01.2022. По результатам оценки полноты и качества оказанных услуг заказчиком были установлены недостатки.
В связи с чем, заказчиком в адрес исполнителя направлен письменный отказ от подписания актов оказании услуг с указанием недостатков (исх. № 131/02-03 от 25.01.2022).
19.01.2022 исполнитель предоставил заказчику акты о приемке выполненных работ, счет на оплату и заверенные копии журнала авторского надзора.
В целях оценки полноты и качества, оказанных подрядчиком услуг заказчиком была проведена экспертиза без привлечения эксперта, по результатам которой был составлен акт неисполнения обязательств по муниципальному контракту от 24.01.2022.
По результатам оценки полноты и качества оказанных услуг Заказчиком были установлены недостатки.
В связи с чем, в адрес исполнителя был направлен письменный отказ от подписания актов об оказании услуг с указанием недостатков (исх.№ 132/02-03 от 25.01.2022).
Исследовав представленные документы, изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судом установлено, что в ходе выполнения работ по муниципальному контракту №01443000040221000352 от 17.09.2021 сторонами было выявлено, что слаботочное оборудование, включенное в смету по объекту на момент выполнения работ стало устаревшим и срок его поставки мог превысить срок выполнения работ по контракту.
ООО «Стройреконстркция» совместно с заказчиком обратилось в Торгово-промышленную палату Курской области с целью замены оборудования на более современное и определение доступности к заказу. 30.12.2021 года был по получен акт экспертизы №0650600819.
Факт замены оборудования на соответствующее требованиям контракта, при этом с улучшенными характеристиками, подтверждается представленным в материалы дела актом экспертизы №0650600819 от 30.12.2021.
В результате замены был подготовлен новый локально-сметный расчет в замен прежнего, с номерами №02-01-05 в позиции №22 и позиции №23.
В соответствии с положениями статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу положений пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
На основании положений пункта 4 статьи 753 ГК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 8 Информационного письма ВАС РФ от 24.01.2000 года N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом.
Положения статьи 753 ГК РФ, предусматривающие возможность составления одностороннего акта, защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от ненадлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Исходя из смысла указанных норм закона, отказ от принятия результата выполненных подрядчиком работ и подписания акта выполненных работ должен быть обоснован и аргументирован и, если такой отказ заказчика не обоснован, последний обязан оплатить их стоимость.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
При этом в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обоснованности мотивов отказа от приемки работ возлагается именно на заказчика.
Из положений пункта 6 статьи 753 ГК РФ следует, что заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Письмом от 30.06.2022 №05.4-01.1-23/1339 Комитет по охране и объектов культурного наследия Курской области согласовал представленную документацию ООО «Стройреконструкция» о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание Горсовета,1957 г.» Представленная документация соответствует по своему составу и структуре «Порядку утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
04 июля 2022 года был составлен акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, данный акт не подписан главой города Курска, заместителем главы Администрации города Курска, представителем комитета по охране объектов культурного наследия Курской области, начальником отдела государственного надзора комитета по охране культурного наследия Курской области. Со стороны ООО «Стройреконструкция» акт подписан начальником руководителя ГИП ООО «Стройреконструкция», представителем, лица осуществляющего авторский надзор ГИП ООО «Стройреконструкция», начальником ПТО ООО «Стройреконструкция», техником ООО «Стройреконструкция», инженером ООО «Стройреконструкция», заместителем начальника ОБУК «Инспекция по охране объектов культурного наследия Курской области», главным специалистом отдела архитектурно-исторической экспертизы ОБУК ««Инспекция по охране объектов культурного наследия Курской области», главным директором ООО «Стройреконструкция».
Как пояснили в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, в выполненных работах не обнаружено недостатков, которые являются препятствием к приемке выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, фактически работы истцом выполнены, заявленные исковые требования в сумме 14 124 394 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом при подаче иска, суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 17, 27, 28, 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Администрации города Курска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Стройреконструкция" задолженность по муниципальным контрактам в размере 14 124 394 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 93 622 руб.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.И. Шумаков