АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. К. Маркса, д. 25, г. Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Город Курск Дело № А35-1380/2010
04 марта 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 01.03.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 04.03.2010 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Малаховой И.Н., при ведении протокола судебного заседания судьёй, рассмотрелв открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Курской области
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – по доверенности № 031 от 21.01.2010г.,
от предпринимателя: ФИО1 – паспорт: <...>.
Управление государственного автодорожного надзора по Курской области (далее - УГАДН по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель УГАДН по Курской области в судебном заседании поддержал заявленные требования.
ИП ФИО1 в судебном заседании факт совершения правонарушения и вину в его совершении признал.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд
установил:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: с. Дьяконово Октябрьского р-на Курской обл., проживает по адресу: <...> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304463211900372, ИНН <***>.
Управлением государственного автодорожного надзора по Курской области ИП ФИО1 выдана лицензия АСС № 46-104748 от 13.05.2008 г. на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек по территории Российской Федерации сроком на 5 лет.
08.02.2010г. старшим государственным инспектором УГАДН по Курской области ФИО2 в соответствии с распоряжением (приказом) начальника УГАДН по Курской области №10-081-ГК от 28.01.2010г. была проведена внеплановая документарная проверка перевозочной деятельности ИП ФИО1, по результатам которой в его присутствии составлен Акт проверки №05017 от 08.02.2010г. и протокол об административном правонарушении №004035 от 08.02.2010 г.
Существо административного правонарушения, зафиксированного в протоколе, выразилось в осуществлении предпринимателем перевозки пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- ИП ФИО1 не обеспечил соблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха водителя, а именно: у водителя ФИО3, в декабре 2009 г., междусменный отдых неоднократно составлял менее 12 часов, продолжительность ежедневной работы (смены) 09.12.2009 г. составила более 12 часов; сверхурочная работа водителя ФИО3 за двое суток подряд (09.12.2009 г. и 10.12.2009 г.) превысила 4 часа, что не соответствует п.1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), п.п. 2.2., 2.3.3. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2 (далее – Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2), п.п. 9, 23, 25 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» утверждённого Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15 (далее - Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15);
- лицензиатом нарушен порядок ведения путевой документации, а именнонет записей о времени фактического выезда и возвращения с линии, раздел 2 путевых листов не заполняется, нет подписи предпринимателя, в заголовочной части путевого листа нет печати или штампа, что нарушает п. 6, 12 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее - приказ Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152), п. 5.4. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 (далее - Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27);
- ИП ФИО1 не контролирует расписание (график) движения автобуса, так как фактическое время выезда и заезда автобуса не соответствует предписанному расписанием, что не отвечает требованиям п.5.2.5 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2, п.3.4.3 Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Полномочия государственных инспекторов Управления государственного автодорожного надзора по Курской области на составление протоколов об административных правонарушениях установлены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007г. № ГК-938фс, Приказом УГАДН по Курской области от 31.08.2009г. № 32, изданными во исполнение ч. 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относятся перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу ст. 2 указанного Закона, лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом под лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом понимается, а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством лицензионные требования и условия.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно п. 2.2. приказа Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
В силу п. 2.3.3. указанного приказа контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
П. 9 приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15установлено, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
В соответствии с п. 23 указанного приказа сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Согласно п. 25 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Проверкой установлено, что ИП ФИО1 не обеспечил соблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха водителя, а именно: у водителя ФИО3, в декабре 2009 г., междусменный отдых неоднократно составлял менее 12 часов, продолжительность ежедневной работы (смены) 09.12.2009 г. составила более 12 часов; сверхурочная работа водителя ФИО3 за двое суток подряд (09.12.2009 г. и 10.12.2009 г.) превысила 4 часа.
П. 5.4. Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 установлено, что организация обязана:
- обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок;
- предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы или на работу в отрыве от основной базы организации;
- обеспечить водителей необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы).
Единые правила применения на территории Российской Федерации путевой документации при использовании автотранспортных средств индивидуальными предпринимателями указаны в Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152.
В силу п. 6 указанного приказа путевой лист должен содержать следующие сведения о транспортном средстве:
1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
В соответствии с п. 12 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 нарушен порядок ведения путевой документации, а именно в некоторых путевых листах отсутствуют записи о времени фактического выезда (путевые листы № 4127 от 16.01.2010 г. и № 7680 от 27.01.2010 г.) и возвращения с линии (путевой лист № 88736 от 25.12.2009 г.), раздел 2 путевых листов не заполняется, в заголовочной части путевых листов нет печати или штампа (путевые листы № 83506 от 08.12.2009 г., № 83599 от 09.12.2009 г., № 84132 от 10.12.2009 г., № 84222 от 11.12.2009 г., № 85652 от 15.12.2009 г., № 85746 от 16.12.2009 г., № 88736 от 25.12.2009 г., № 89977 от 29.12.2009 г., № 90191 от 30.12.2009 г, № 4127 от 16.01.2010 г. и № 7680 от 27.01.2010 г.), на путевых листах отсутствует подпись предпринимателя (путевые листы № 83506 от 08.12.2009 г., № 83599 от 09.12.2009 г., № 84132 от 10.12.2009 г., № 85652 от 15.12.2009 г., № 85746 от 16.12.2009 г., № 88736 от 25.12.2009 г., № 89977 от 29.12.2009 г., № 90191 от 30.12.2009 г. и № 7680 от 27.01.2010 г.).
Согласно п. 3.4.3. приказа Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27, сцелью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию.
П. 5.2.5. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2 предусмотрена обязанность владельцев автобусов организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
Как установлено в ходе проверки, ИП ФИО1 не контролирует расписание (график) движения автобуса, так как фактическое время выезда и заезда автобуса не соответствует предписанному расписанием (подтверждается путевыми листами и расписанием движения микроавтобусов по коммерческому маршруту № 220 «СЧПУ – Железнодорожный вокзал»).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Как усматривается из материалов дела, факт допущенных индивидуальным предпринимателем нарушений зафиксирован в акте проверки № №05017 от 08.02.2010г. и протоколе об административном правонарушении №004035 от 08.02.2010 г. В указанных документах описаны обстоятельства выявленных нарушений, содержатся ссылки на нормативные правовые акты, положения которых нарушены индивидуальным предпринимателем; факты нарушений подтверждаются документами, приобщенными к материалам дела. Факт признания предпринимателем нарушений, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, отражен в протоколе об административном правонарушении и протоколе судебного заседания от 01.03.2010 г.
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждается материалами дела и не оспаривается ИП ФИО1, суд полагает обоснованным привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Учитывая тот факт, что ранее ИП ФИО1 к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения не привлекался, что подтверждается информацией административного органа, факт совершения правонарушения и вину в его совершении признал, арбитражный суд в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 4.2 КоАП РФ признает указанные обстоятельства смягчающими административную ответственность.
На основании изложенного, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить административный штраф в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 2.4, 4.2, 14.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 17, 29, 65, 123, 156, 167-170, 176, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: с. Дьяконово Октябрьского р-на Курской обл., проживающего по адресу: <...> зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304463211900372, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК МФ РФ по Курской области (УГАДН по Курской области ФСНСТ)
ИНН получателя платежа: 4632048928
КПП получателя платежа: 463201001
ОКАТО получателя платежа: 38401000000
БИК: 043807001
Код БК: 10611690040040000140
р/с: <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г. Курска
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить исполнительный лист для взыскания с индивидуального предпринимателя ФИО1 административного штрафа в сумме 3000 руб. судебному приставу-исполнителю.
Данное решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, в срок не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.
Судья И.Н. Малахова