АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. К. Маркса, 25, г. Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курск Дело №А35-1462/09-С9
16 марта 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2009 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Волковой Е.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А.Волковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Курской области
к
Открытому акционерному обществу «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска»
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по дов. №3 от 12.01.2009 г.,
от ответчика – ФИО2 по дов.№5 от 11.01.09г.
Управление государственного автодорожного надзора по Курской области (далее по тексту - УГАДН по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (далее по тексту - ОАО «ПАТП г.Курска») к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с нарушением лицензионных требований и условий.
В судебном заседании представитель УГАДН по Курской области поддержал заявленные требования, сообщил, что ранее общество не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, представил письменный отзыв, в котором отражено тяжелое финансовое положение предприятия, просит уменьшить сумму штрафа.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей, сторон арбитражный суд установил:
Открытое акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по г. Курску 10.11.2005г., основной государственный регистрационный номер 1054639155878, расположенное по адресу: 305040, <...> Октября, 171.
16.11.2005г. Управлением государственного автодорожного надзора по Курской области ОАО «ПАТП города Курска» выдана лицензия АСС № 46-104260 на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек по территории Российской Федерации сроком на 5 лет.
В период с 06.02.09г. по 25.02.09г. заместителем начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Курской области ФИО3, государственным инспектором ФИО1 на основании приказа начальника управления УГАДН №09-067-ГК от 06.02.09г. была проведена внеплановая проверка перевозочной деятельности, осуществляемой автотранспортом ОАО «ПАТП города Курска», по результатам которой составлен Акт проверки №02-096 от 25.02.09г. и протокол об административном правонарушении № 003521 от 25.02.09 г.
Существо административного правонарушения, зафиксированного в протоколе, выразилось в осуществлении Обществом перевозки пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- в нарушение требования п.1 ст. 19; ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090. «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», не обеспечивается соответствие технического состояния транспортных средств, выпускаемых на линию требованиям безопасности дорожного движения: К эксплуатации: допускаются транспортные средства с неисправностями (с неработающими спидометрами), при которых их эксплуатация запрещается. На линию выпущены автобусы: ИКАРУС- 280 peг. знак АК 536 46, водитель ФИО4, путевой лист №004362; ПАЗ- 205 peг. знак АК 386 46, водитель ФИО5, путевой лист №004426; МЕРСЕДЕС-БЕНЦ peг. знак АК 366 46, водитель ФИО6, путевой лист №004361; ПАЗ-3205 peг. знак АК 517 46, водитель ФИО7, путевой лист 004432.
- в ОАО «ПАТП города Курска» систематически не соблюдается режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Согласно данных табеля учета рабочего времени водителей ОАО «ПАТП г. Курска» за январь 2009года (при суммированном учете рабочего времени) продолжительность рабочего времени отдельных водителей превышает нормальное число рабочих часов за учетный период -184 часа (23 рабочих дня х 8 часов) и фактически составляет: ФИО8- 300 час; ФИО9-278 час; ФИО10- 260 час; ФИО11-256 час; ФИО12-233 час; ФИО13- 227 час; ФИО14- 248 час; ФИО15- 202 час; ФИО16- 220 час; ФИО17-236 час.
Нарушены требования п.8 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 года № 15. Продолжительность ежедневной работы (смены) - 21.01.09г. у водителя ФИО18 составила более 13 часов, что противоречит требованиям п. 11 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 года № 15, согласно которого продолжительность ежедневной работы (смены) не может быть более 12 часов (данные табеля учета рабочего времени за январь 2009г.).
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя ФИО11 при норме не менее 12 часов между сменами фактически составила: 27.01.09г. и 28.01.09г. (путевые листы № 001952, № 002051) - 9 час. 27 мин.; 28.01.09 г. и 29.01.09г. (путевые листы № 002051, № 002210) - 9 час. 42 мин.; 29.01.09г. и 30.01.09г. (путевые листы № 002210,, № 002304) - 9 час. 40 мин.;
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя ФИО8 между сменами:
-04.01.09г. и 05.01.09г. (путевые листы №000107, №000203) - 9 час. 20 мин.;
-05.01.09г. и 06.01.09г. (путевые листы № 000203, № 000238) - 10 час. 32мин.;
-06.01.09г. и 07.01.09г. (путевые листы №000238, № 000268) - 9 час. 34мин.;
-07.01.09г. и 08.01.09г. (путевые листы № 000268, № 0003260)-10 час. 00 мин.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя ФИО19 между сменами:
-15.01.09г. и 16.01.09г. (путевые листы №000930, №001031) - 10 час. 05 мин.;
-16.01.09г. и 17.01.09г. (путевые листы № 001031, № 001144) - 11 час. 02мин.;
-17.01.09г. и 18.01.09r. (путевые листы №001144, № 001192) - 8 час. 50 мин.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя К.В.Н. между сменами 05.02.09 г. (путевой лист № 002776) и 06.02.09г. (путевой лист № 002904) в день совершения ДТП составила 11час. 40 мин.
ОАО «ПАТП г. Курска» нарушены требования п.25 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 года № 15, статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ; пункта 3.3.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 г. №27; п.2.3.3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. № 2.
- Организация проведения стажировки отдельных водителей не соответствует требованиям «Положения о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г. Так при приеме на работу ФИО13 в качестве водителя автобуса Икарус 260 приказом по предприятию от 08.12.2008г. № 658 закреплены для проведения стажировки на маршрутах № 4, 18, 50 водители - наставники ФИО20, ФИО21, ФИО22 Из указанных в приказе водителей-наставников стажировку на маршруте № 4 проводил водитель ФИО23 Согласно путевых листов от 11.12.08г. № 029584; от 15.12.08г. № 029890; от 17.12.08г.. № 030089; от 18.12.08г. № 030178 стажировку на маршруте № 18 проводил водитель ФИО11 Водитель-наставник ФИО24 проводил стажировку на маршруте № 53. Однако, водитель ФИО13 приказом по предприятию от 08.12.2008 года № 658 за водителями-наставниками ФИО11 и ФИО24 для проведения стажировки не закреплялся. Стажировка на маршруте №50 вообще не проводилась. Однако, несмотря на то, что стажировка на маршруте №50 еще не проводилась, приказом от 30.12.2008 года № 704 водитель ФИО13 допущен к самостоятельной работе на маршруте № 50. Имеются нарушения в оформлении результатов стажировки: в карточке стажировки водителя ФИО13 в заключении о допуске его к самостоятельной работе отсутствуют марка автобуса и маршруты, на которых ФИО13 может работать.
ОАО «ПАТП г. Курска» нарушены требования ст.20 Федерального закона «О Безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, п.3.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 г. №27, п. 3.4 , п.3.5, п.11.1 «Положения о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986г.
- Не обеспечивается проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами («Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20 сентября 1984 г.):
Нарушены требования п. 18, п. 20 Федерального закона «О Безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, п. 4.2, «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 г. № 27.
- Пробег от ТО-2 (525887км) до очередного ТО-2 (542853 км) составил 16966 км (путевые листы № 017467 20.07.08г., № 026864 от 10.11.08г., лицевая карточка автомобиля). Тем самым нарушены требования п. 18, п. 20 Федерального закона «О Безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, п. 4.2, «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 г. № 27. В наличии имеется план-график проведения ТО и ремонта ТС, на каждый автомобиль заведены лицевые карточки автомобилей, где отмечаются только даты проведения ТО-1, ТО-2, ежедневный фактический пробег автомобиля в лицевую карточку не заносится.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО «ПАТП г.Курска» к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Полномочия должностных лиц Управления государственного надзора по Курской области на составление протоколов об административных правонарушениях установлены постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. №398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004г. №АН-386-фс, Приказом УГАДН по Курской области от 07.11.2006 г. №46, изданными во исполнение ч.4 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
Привлечение ОАО «ПАТП г.Курска» к административной ответственности за совершение административного правонарушения арбитражный суд полагает обоснованным по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно ст.17 Федерального Закона №128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относятся перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица). В силу ст. 2 указанного Закона, лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006 г., под лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом понимается, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.95г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Обязанность лицензиата, осуществляющего пассажирские перевозки, организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения предусмотрена п.5.2.5 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ №2 от 08.01.1997г.
Требования о необходимости лицами, осуществляющими лицензируемую деятельность в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом, обеспечения контроля за соблюдением установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей предусмотрены п.1 ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ и «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004 г.
Согласно п. 8 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» Утвержденных Приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004г. в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников; п. 9 при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.
Так пунктами 23, 25 данного Положения установлено, что применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
Обязательность прохождения ТО-2, установлена п. 4.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27. Лицензиатом нарушены пункты 2.4, 2.5, 2.6 «Положения о ТО и ремонте подвижного состава автотранспорта» Утвержденного Минтрансом РСФСР от 20.09.1984г. инструкции завода изготовителя.
Согласно ст. 18 Федерального Закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Обществом допущено нарушение: не обеспечен контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей; не своевременно проводится техническое обслуживание автобусов; на линию выпускаются автобусы с неисправностями.
Как усматривается из материалов дела, факты допущенных ОАО «ПАТП г.Курска» нарушений зафиксированы в акте проверки №02-096 от 25.02.2009г. и протоколе об административном правонарушении № 003521 от 25.02.09г. В указанных документах описаны обстоятельства выявленных нарушений, содержатся ссылки на нормативные правовые акты, положения которых нарушены Обществом; факты нарушений подтверждаются документами, приобщенными к материалам дела.
Часть 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина ОАО «ПАТП г.Курска» в нарушении лицензионных требований и условий судом установлена.
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина лица в его совершении подтверждается материалами дела, суд полагает обоснованным привлечение Общество к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, личности виновного, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить административный штраф в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 2.4, 4.2, 14.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 17, 29, 65, 70, 123, 156, 167-171, 176, 180, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Открытое акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» (зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по г. Курску 10.11.2005г., основной государственный регистрационный номер 1054639155878, расположенное по адресу: 305040, <...> Октября, 171) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Обязать Открытое акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК МФ РФ по Курской области (УГАДН по Курской области ФСНСТ)
ИНН получателя платежа: 4632048928
КПП получателя платежа: 463201001
ОКАТО получателя платежа: 38401000000
БИК: 043807001
Код БК: 10611690040040000140
р/с: <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г. Курска
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить исполнительный лист для взыскания с Открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска» административного штрафа в сумме 30 000 руб. судебному приставу-исполнителю.
Данное решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, в срок не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.
Судья Е.А. Волкова