ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-15176/2011 от 02.04.2012 АС Курской области

_____________________________________________________________________

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курск Дело № А35 – 15176/2011

2 апреля 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 02.04.2012 г.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клепиковым И.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Корвет»

к межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области

о признании незаконными действий ИФНС и обязании ИФНС возвратить излишне уплаченную сумму налога.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности

от ответчика: ФИО2 – начальник правового отдела по доверенности

ФИО3 – начальник отдела урегулирования задолженности по доверенности

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Корвет» заявило требование о признании незаконным бездействия межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области, выразившемся в не возврате ООО «Корвет» налога на добавленную стоимость в сумме 1728608 руб. 37 коп. и обязании межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области возвратить налог на добавленную стоимость в сумме 1728608 руб. 37 коп. (с учетом уточнений). Одновременно заявитель обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срок обжалования бездействия налогового органа, ссылаясь, в частности, на то, что ООО «Корвет» признано несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда Курской области по делу № А35-12682/2009 только 10.08.2010 г. На момент открытия конкурсного производства конкурсный управляющий не располагал информацией о признании незаконным решения межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области от 06.11.2009 г. № 11-09/244 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, так как постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А35-403/2010 было принято только 15.07.2010 г., соответствующие документы руководством общества конкурсному управляющему переданы не были. Конкурсный управляющий обратился в налоговый орган сразу после выявления указанной информации. Арбитражный суд принял заявленное ходатайство к рассмотрению.

Налоговый орган в отзыве на заявление требования не признал, ссылаясь, в частности, на отсутствие правовых оснований для возврата налога на добавленную стоимость в указанной сумме, так как у налогоплательщика на момент возникновения обязанности по возмещению указанной суммы налога имелась недоимка по налогу, превышающая указанную сумму налога к возмещению.

Заслушав мнение представителей сторон и изучив материалы дела арбитражный суд уста­новил следующее.

Как указал заявитель в своем заявлении и следует из материалов дела, ООО «Корвет», будучи в соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиком налога на добавленную стоимость, 04.05.2009 г. представило в налоговый орган по месту учета уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 г. с суммой налога к возмещению 1896468 руб.

В соответствии со ст.ст. 88, 176 НК РФ налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации, по результатам которой налоговым органом было установлено завышение суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к вычету, на сумму 1896468 руб., что было отражено в акте камеральной налоговой проверки от 18.08.2009 г. № 11-09/6779.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области 06.11.2009 г. было принято решение № 11-09/244 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Налогоплательщик не согласился с указанным решением налогового органа и обжаловал его в Арбитражный суд Курской области. Решением Арбитражного суда Курской области от 23.04.2010 г. по делу №А35-403/2010, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 г., требования ООО «Корвет» были удовлетворены, решение межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области от 06.11.2009 г. № 11-09/244 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, было признано незаконным.

21.12.2009 г. Арбитражным судом Курской области было принято заявление ФНС России о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Корвет» и возбуждено дело № А35-12682/2009.

Определением Арбитражного суда Курской области от 20.04.2010 г. в отношении ООО «Корвет» было введено наблюдение.

Решением Арбитражного суда Курской области от 10.08.2010 г. по делу № А35-12682/2009 ООО «Корвет» было признано несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства. Конкурсным управляющим был утвержден ФИО4 Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.

Определением Арбитражного суда Курской области от 16.07.2010 г. по делу № А35-12682/2009 в реестр требований кредиторов ООО «Корвет» были включены требования ФНС России в сумме 5794166 руб. 62 коп. основного дога, 553274 руб. 02 коп. пени и 13728 руб. 60 коп. штрафов.

Посчитав на основании изложенного, сумму налога на добавленную стоимость в размере 1896468 руб. 00 коп. подлежащей возврату налогоплательщику в силу положений ст.176 НК РФ, 08.06.2011 г. конкурсный управляющий ООО «Корвет» обратился в межрайонную ИФНС России № 2 по Курской области с заявлением о возврате указанной суммы.

Однако данная сумма налоговым органом возвращена не была, вследствие чего заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением и ходатайством.

Данное ходатайство заявителя подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 г. была представлена налогоплательщиком в налоговый орган 04.05.2009 г. Решение об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость было принято налоговым органом 09.11.2009 г. Арбитражный суд Курской области решением от 23.04.2010 г. по делу № А35-403/2010, оставленным постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 г. без изменения, признал незаконным указанное решение межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области.

Решением Арбитражного суда Курской области от 10.08.2010 г. по делу № А35-12682/2009 ООО «Корвет» было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

08.06.2011 г. конкурсный управляющий ООО «Корвет» обратился в межрайонную ИФНС России № 2 по Курской области с заявлением о возврате налога на добавленную стоимость в сумме 1896468 руб. 00 коп., т.е. в пределах предусмотренного трехлетнего срока с момента возникновения права на возмещение указанной суммы налога.

Как указал налоговый орган в отзыве на заявление и следует из материалов дела, данная сумма стала переплатой вследствие включения всех сумм задолженности данного налогоплательщик перед бюджетом в реестр требований кредиторов ООО «Корвет» определениями Арбитражного суда Курской области от 20.04.2010 г. и от 16.07.2010 г.

Тем не менее, решением от 30.06.2011 г. № 94 налоговый орган отказал в осуществлении возврата указанной суммы, ссылаясь на наличие на момент возникновения у налогоплательщика права на возмещение указанной суммы задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме, превышающей данную переплату.

Одновременно, 05.07.2011 г. налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением об уточнении (уменьшении) требований кредиторов по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО «Корвет», которым просил уменьшить размер требований кредитора – Российской Федерации – к ООО «Корвет» на сумму 1728937 руб. 07 коп. налога на добавленную стоимость.

Определением Арбитражного суда Курской области от 18.11.2011 г. по делу № А35-12682/2009 сумма 1728937 руб. 07 коп. налога на добавленную стоимость была исключена из реестра требований кредиторов.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 г. определение арбитражного суда Курской области от 18.11.2011 г. было отменено и в удовлетворении заявления межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области об уточнении требований Российской Федерации к ООО «Корвет» и уменьшении их размера на сумму налога на добавленную стоимость в размере 1728937 руб. 07 коп. было отказано.

С настоящим заявлением ООО «Корвет» обратилось в арбитражный суд 16.12.2011 г.

Налоговый орган не согласился с требованиями заявителя, считая их неправомерными, а доводы заявителя несостоятельными по следующим основаниям. Определением Арбитражного суда Курской области от 20.04.2010 г. по делу № А35-12682/2009 в реестр требований кредиторов ООО «Корвет» были включены требования Российской Федерации в сумме 1456397 руб. 06 коп. основного долга, 67289 руб. 39 коп. пени и 50 руб. 00 коп. штрафа. Определением Арбитражного суда Курской области по делу № А35-12682/2009 от 16.07.2010 г. в реестр требований кредиторов по заявлению ФНС России были включены также требования Российской Федерации в сумме 5794166 руб. 62 коп. основного долга, 553274 руб. 02 коп. пени и 13728 руб. 60 коп. штрафов. Таким образом, в реестр требований кредиторов ООО «Корвет» по делу №А35-12682/2009 г. были включены требования в сумме 7250563 руб. 68 коп. основного долга, 620563 руб. 41 коп. пени и 13778 руб. 60 коп. штрафов, задолженность ООО «Корвет», возникшая до введения процедуры наблюдения, была включена в реестр требований кредиторов, и вследствие признания арбитражным судом незаконным решения межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области от 06.11.2009 г. № 11-09/244 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в лицевом счете ООО «Корвет» по налогу на добавленную стоимость возникла переплата по налогу в сумме 1896468 руб. По мнению налогового органа, спорная сумма подлежала возмещению на дату принятия налоговым органом признанного незаконным решения № 11-09/244 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, следовательно, право на возмещение НДС возникло у налогоплательщика до введения наблюдения, а на указанную дату за налогоплательщиком числилась задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме, превышающей возникшую переплату и налоговым органом правомерно была произведена корректировка по уменьшению в лицевом счете налогоплательщика задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 1728937 руб. 07 коп. Кроме того,, 15.11.2010 г. межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области из суммы, подлежащей возмещению по решению арбитражного суда по делу № А35-403/2010 на основании решений о зачете №№ 2675, 2674, 2673, 2672, 2678 был произведен зачет в счет погашения задолженности по НДФЛ в сумме 167859 руб. 63 коп.

Требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Курской области определением от 21.12.2009 г. было принято заявление Федеральной налоговой службы и определениями Арбитражного суда Курской области по делу № А35-12682/2009 от 20.04.2010 г. и от 16.07.2010 г. были признаны требования уполномоченного органа к ООО «Корвет», введена процедура наблюдения и утвержден временный управляющий ФИО5

Решением Арбитражного суда Курской области от 10.08.2010 г. по делу № А35-12682/2009 ООО «Корвет» было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него была открыта процедура конкурсного производства.

Решением Арбитражного суда Курской области от 23.04.2010 г. по делу № А35-403/2010, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 г. было признано незаконным решение межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области от 06.11.2009 г. об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, которым налоговый орган отказал в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1896468 руб., заявленной к возмещению согласно уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налоговому органу 04.05.2009 г., в результате чего на лицевом счете ООО «Корвет» образовалась переплата по налогу на добавленную стоимость в указанной сумме.

08.06.2011 г. конкурсный управляющий ООО «Корвет», на основании положений ст. 129 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) обратился в межрайонную ИФНС России № 2 по Курской области с заявлением о возврате налога на добавленную стоимость в сумме 1896468 руб. 00 коп. на расчетный счет предприятия.

Решением № 94 от 30.06.2011 г. межрайонная ИФНС России № 2 по Курской области отказала в осуществлении зачета (возврата), ссылаясь, в частности, на наличие на лицевом счете ООО «Корвет» на момент возникновения у налогоплательщика права на возмещение НДС в указанной сумме непогашенной недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме, превышающей возникшую переплату по налогу.

Одновременно, 05.07.2011 г. налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением об уточнении (уменьшении) требований кредиторов по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО «Корвет», которым просил уменьшить размер требований кредитора – Российской Федерации – к ООО «Корвет» на сумму 1728937 руб. 07 коп. налога на добавленную стоимость.

Определением Арбитражного суда Курской области от 18.11.2011 г. по делу № А35-12682/2009 сумма 1728937 руб. 07 коп. налога на добавленную стоимость была исключена из реестра требований кредиторов.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 г. определение арбитражного суда Курской области от 18.11.2011 г. было отменено и в удовлетворении заявления межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области об уточнении требований Российской Федерации к ООО «Корвет» и уменьшении их размера на сумму налога на добавленную стоимость в размере 1728937 руб. 07 коп. было отказано.

Действия по возврату суммы налога на добавленную стоимость в размере 1896468 руб. 00 коп. налоговым органом в установленный ст.ст.78 и 79 НК РФ срок совершены не были.

Между тем, налоговым органом не было учтено следующее.

В соответствии со ст. 94 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты введения внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 95 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи:

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени).

В соответствии со ст. 121 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» расчеты с кредиторами производятся в порядке, предусмотренном статьями 134-138 настоящего Федерального закона, с особенностями, установленными настоящей статьей.

Согласно ст. 131 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Таким образом, переплаты предприятия по налогам и сборам, а также пени, также составляют конкурсную массу должника, за счет которой осуществляется удовлетворение требований кредиторов.

В силу п. 1 ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии со ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Таким образом, порядок предъявления требований налоговых органов по обязательным платежам и порядок их удовлетворения в отношении налогоплательщиков-должников, которые находятся на стадии банкротства, регулируются специальными нормами законодательства о банкротстве, следовательно, удовлетворение требований налогового органа путем проведения одностороннего зачета вопреки требованиям кредиторов предыдущих очередей недопустима, так как переплата по налогу также составляет конкурсную массу должника и, следовательно, подлежит распределению в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Односторонний зачет переплаты налоговым органом приведет к нарушению очередности и прав других кредиторов.

Ссылка налогового органа на то, что возврат налогоплательщику указанных сумм переплаты невозможен, так как в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ и п.1 ст. 79 НК РФ возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) денежных средств производится налогоплательщику при отсутствии недоимки по уплате налогов (сборов) или задолженности по пеням, штрафам, начисленным по тому же бюджету (внебюджетному фонду), неосновательна и подлежит отклонению.

Как указано Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» положения статей 78,79 НК РФ, допускающие возврат только тех сумм налогов, которые являются излишне уплаченными (взысканными), не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку в данном случае указанные нормы применению не подлежат. В рассматриваемом случае основанием для возврата является нарушение отказом налогового органа порядка удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, заключающееся в погашении задолженности, не являющейся текущей.

Кроме того, материалами дела подтверждено и налоговым органом не оспаривается, что задолженность ООО «Корвет» перед Российской Федерацией установлена в предусмотренном законом порядке и включена в реестр требований кредиторов ООО «Корвет» определениями Арбитражного суда Курской области по делу №А35-12682/2009 от 20.04.2010 г. и от 16.07.2010 г. по заявлению уполномоченного органа. Следовательно, указанная задолженность не может быть предъявлена налогоплательщику к погашению повторно.

В данном случае материалы дела подтверждают возникновение переплаты по налогу на добавленную стоимость в указанной заявителем сумме.

Таким образом, заявитель обратился в налоговый орган с заявлением в установленные ст. 78 НК РФ сроки.

Также подлежит отклонению ссылка налогового органа на п.17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

В соответствии с п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при рассмотрении споров, связанных с возмещением налога на добавленную стоимость (статья 176 НК РФ), судам необходимо учитывать, что после вынесения определения о введении наблюдения налоговый орган вправе засчитывать подлежащую возмещению сумму налога только в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.

Однако налоговым органом не учтено, что данная норма применима к тем отношениям по возврату налога на добавленную стоимость, которые возникли в тот же период, что и текущие платежи.

Кроме того, в силу положений ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату)налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, предъявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, согласно положениям ст. 176 НК РФ нарушение сроков принятия соответствующего решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, правомерно подлежащей возмещению, чем бы оно не было вызвано, нарушает право налогоплательщика на своевременное получение возмещения и дает ему право на получение процентов за нарушение указанных сроков.

Между тем, как следует из материалов дела, ООО «Корвет», будучи в соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиком налога на добавленную стоимость, представило в налоговый орган по месту учета уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 г. с суммой налога к возмещению 1896468 руб. 04.05.2009 г. Соответственно? право на возмещение налога на добавленную стоимость возникло у налогоплательщика на 12-й день после завершения налоговым органом камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком декларации, несмотря на то, что решение по делу № А35-403/2010 принято арбитражным судом 23.04.2010 г. Следовательно, данная сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению, не может зачитываться в счет погашения текущих платежей и представляет собой конкурсную массу, которая распределяется между кредиторами в установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» порядке.

Ссылка налогового органа на самостоятельно произведенный им зачет излишней суммы налога на добавленную стоимость в счет погашения недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 1728937 руб. 07 коп. путем корректировки данных налогового обязательства налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость неосновательна и подлежит отклонению.

В соответствии со ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сбора, пеням и штрафам.

Приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 г. № ММ-3-10/138@ (с последующими изменениями) утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» в целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии указанным правовым актом налоговые органы обязаны вести карточки «Расчеты с бюджетом» по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемые налоговыми органами.

В приказе Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 5.08.2002 г. № БГ-3-10/411 «Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов» указывается, что лицевой счет является формой внутреннего контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов.

Согласно данному подзаконному акту, а также принятым впоследствии приказам Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 г. № ШС-3-10/201 @ и от 16.03.2007 г. № ММ-3-10/138@, в карточках лицевых счетов ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных сумм налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов. На основании данных, содержащихся в карточках лицевого счета по учету уплаты налога, налогоплательщику направляются налоговым органом требования об уплате налогов.

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая определенные требования к форме и содержанию требования об уплате налога, не содержит каких-либо правил относительно порядка учета налоговым органом платежей, вносимых налогоплательщика в бюджет, равно как и правовых последствий отражения или неотражения налоговым органом сведений в лицевом счете.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 5.11.2002 г. № 6294/01 применительно к приказу Министерства по налогам и сборам России от 5.08.2002 г. № БГ-3-10/411, отражение наличия и погашения задолженности плательщика по лицевым счетам, которые ведутся налоговыми органами, не признается юридическим фактом, с которым налоговое законодательство связывает те или правовые последствия для налогоплательщика.

В силу положений п.5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по налогам, задолженности оп пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговым органом самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Как указано в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 г. по делу №А35-12682/2009, в рамках настоящего дела решение о зачете в отношении ООО «Корвет» не принималось до даты введения процедуры наблюдения.

Доказательств обратного не представлено. В ходе судебного заседания по делу № А35-12682/2009 представители ФНС России подтвердили факт того, что никаких решений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, инспекцией по данной сумме не принималось. Корректировка произведена как акт исполнения решения Арбитражного суда Курской области от 23 апреля 2010 года.

В соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Возможность принятия налоговым органом решения об уменьшении суммы требования к налогоплательщику путем корректировки задолженности в деле о банкротстве, равно как и порядок зачета налоговых платежей без оформления соответствующих решений не предусматриваются нормами Налогового кодекса, данные действия ФНС России идут вразрез с положениями Закона о банкротстве в части недопущения зачета требований кредиторов в процедуре банкротства.

Иная трактовка прав налогового органа по корректировке сумм налога в любой срок путем подачи заявления в суд об уменьшении суммы задолженности банкротного предприятия в деле о банкротстве без принятия соответствующих решений, предусмотренных НК РФ, влечет нарушение прав как самого налогоплательщика на обжалование соответствующих решений налоговой инспекции, на получение процентов за несвоевременный возврат, так и нарушений прав конкурсных кредиторов на получение пропорциональной части денежных средств от возврата необоснованно отказанного налогового вычета ввиду прямого запрета на проведение зачета.

В соответствии со ст. 69 АПК РФ, обстоятельств, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В данном случае отсутствие своевременно принятых налоговым органом решений о зачете суммы налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению ООО «Корвет» на основании поданной им налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 г., в счет погашения недоимки по указанному налогу установлено при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) ООО «Корвет» и отражено в соответствующих судебных актах.

В настоящем деле в данном случае налоговый орган также не представил доказательств принятия соответствующего решения о зачете в установленные сроки.

В соответствии со ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату)налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, предъявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

Данные нормы и положения Налогового кодекса в настоящем деле соблюдены налоговым органом не были, решение о зачете сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, налоговым органом в установленном порядке и сроки не принимались.

Ссылаясь на то, что в связи с тем, что арбитражным судом признано незаконным решение межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области от 06.11.2009 г. № 11-09/244 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, и, значит у налогоплательщика право на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 1896468 руб. 00 коп. возникло к моменту окончания камеральной налоговой проверки и принятию налоговым органом решения – к 06.11.2009 г. – то у налогового органа также право на зачет данной суммы налога на добавленную стоимость возникло в тот момент в отношении сложившихся на данную даты задолженностей, которые не являются текущими, налоговый орган не учел, что решение Арбитражного суда Курской области от 23.04.2010 г. признает решение межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области от 06.11.2009 г. № 11- 09/244 незаконным, что, однако не свидетельствует о том, что налоговый орган получает утраченное им право на принятие решений о зачете, так как решение суда не восстанавливает сроки для принятия таких решений о зачете в счет погашения сложившихся на тот момент недоимок и свидетельствует о незаконности действий налогового органа.

При таких условиях у налогового органа не было правовых оснований для одностороннего зачета переплаты и данный односторонний зачет в данных лицевого счета не может порождать правовых последствий для данного налогоплательщика.

С учетом изложенного, арбитражный суд считает, что у налогового орган не возникло право на зачет указанной суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению, в счет уплаты текущих платежей вследствие того, что в силу положений ст. 176 НК РФ у налогоплательщика право на возмещение указанной суммы возникло до принятия арбитражным судом заявления ФНС о несостоятельности (банкротстве) ООО «Корвет». В то же время налоговый орган не имеет права на зачет указанной суммы налога на добавленную стоимость в счет погашения ранее возникших недоимок по налогам и сборам, пеням и штрафам, так как такой зачет нарушит права других кредиторов, а кроме того, возникшие ранее задолженности ООО «Корвет» перед бюджетом включены в реестр требований кредиторов ООО «Корвет» и подлежат удовлетворению в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии в установленные сроки мер по возврату ООО «Корвет» налога на добавленную стоимость в сумме 1896468 руб. 00 коп., подлежащего возмещению, не соответствуют нормам законодательства и нарушают охраняемые законом права и интересы налогоплательщика. Указанная сумма подлежит возврату налогоплательщику в установленном законом порядке.

При таких условиях требования заявителя в данном случае обоснованны, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине относятся на ответчика.

В судебном заседании 02.04.2012 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180,181,182,197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Корвет» удовлетворить.

Признать незаконным, как не соответствующим требованиям ст.ст. 21,22, 31,32, 78,79,176 НК РФ, ст.ст. 64, 855 ГК РФ, ст.ст. 60, 94,95,99, 126,134-138 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» бездействие межрайонной ИФНС России № 2 по Курской области, выразившееся в не возврате ООО «Корвет» суммы налога на добавленную стоимость в размере 1728608 руб. 37 коп.

Обязать межрайонную ИФНС России № 2 по Курской области (зарегистрирована 31.12.2004 г., ОГРН <***>, ИНН <***>, 307750, <...>) в месячный срок после вступления решения в законную силу совершить действия, предусмотренные положениями ст.ст.78, 79,176 НК РФ по возврату налога на добавленную стоимость в сумме 1728608 руб. 37 коп. Обществу с ограниченной ответственностью «Корвет» (зарегистрировано 16.11.1998 г. Администрацией г. Льгова Курской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, 307750, <...>, кв. (офис) 12).

Данное решение вступает в законную силу по истечение месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Курской области.

Судья Д.А. Горевой