ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-1688/20 от 06.10.2020 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

08 октября 2020 года

Дело№ А35-1688/2020

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06.10.2020.

Полный текст решения изготовлен 08.10.2020.

Арбитражный суд Курской области, в составе судьи Григоржевич Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атрепьевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Частного образовательного учреждения высшего образования «Региональный открытый социальный институт» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ИФНС России по г. Курску,

о признании незаконным решения ИФНС России по г. Курску от 27.08.2019 №16-03/1303 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уплаты недоимки в сумме 200 254 руб.;

обязании устранить допущенные нарушения прав.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом;

от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 24.12.2019 № 01-06/053355, предъявлено удостоверение.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

                                                          УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Курску от 27.08.2019 №16-03/1303 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уплаты недоимки в сумме 200 254 руб.

Определением суда от 03.03.2020 заявление было принято к производству.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил через канцелярию суда ходатайство об отложении судебного заседания, которое приобщено судом к материалам дела.   

Представитель заинтересованного лица возражал относительно заявленных требований, представил через сервис «Мой Арбитр» дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.

В материалы дела поступил ответ на запрос суда от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, который приобщен судом к материалам дела.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного заседания в связи с отсутствием правовых обоснований.

Представитель заявителя в обоснование заявленных требований ссылается на то, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:101040:20, расположенного по адресу: <...>, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Курской области от 20.07.2017 № 466, установлено отличие рыночной стоимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 № 904-па; по результатам рассмотрения заявления комиссией по состоянию на 01.01.2016 определена кадастровая стоимость спорного участка в размере его рыночной стоимости равной 10 517 000 руб. вместо кадастровой стоимости 28 168 347 руб. 48 коп., в связи с чем, ЧОУ ВО «РОСИ» 04.04.2019 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 год.

По мнению заявителя, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Представитель заинтересованного лица возражал относительно заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения и правомерность доначисления указанного налога, вследствие того, что налогоплательщик занизил налоговую базу по земельному налогу и указанная им кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит применению с 01.01.2017.

Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Частное образовательное учреждение высшего образования «Региональный открытый социальный институт» в соответствии со статьей 388 НК РФ является плательщиком земельного налога.

Из материалов дела следует, что 23.01.2017 заявителем представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2016 год, в которой исчисленная сумма земельного налога составила 319569 руб. 00 коп.; в том числе: по сроку уплаты авансовых платежей 04.05.2016 – 79892 руб., 01.08.2016 – 79892 руб., 31.10.2016 – 79892 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2017 – 79893 руб. (л.д. 76-82).

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ, налогоплательщик внес изменения и дополнения в налоговую декларацию по земельному налогу и представил 17.03.2017 уточненную налоговую декларацию с номером корректировки 1 с аналогичными показателями.

04.04.2019 заявитель представил уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 год с номером корректировки 2 (л.д. 83-89).

По данным налогоплательщика сумма, исчисленная к уплате в бюджет, составила 119315 руб., в том числе: по сроку уплаты авансовых платежей 04.05.2016 – 29829 руб., 01.08.2016 – 29829 руб., 31.10.2016 – 29829 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2017 – 29828 руб. 

Как видно из материалов дела, налоговым органом в период с 04.04.2019 по 04.07.2019 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение статьи 390 НК РФ заявитель занизил налоговую базу на 13 350 255 руб. 00 коп., что привело к занижению исчисленной суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет за 2016 год, на 200254 руб. 00 коп.

Как указал налоговый орган, актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:101040:20 на 01.01.2016 установлена в размере 28168347руб. 48 коп.

По данным налогоплательщика, в налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год отражен земельный участок с кадастровым номером 46:29:101040:20, с кадастровой стоимостью на 01.01.2016 – 10517000 руб. Сумма налога по данным налогоплательщика составила 119315 руб. (10517000.00 руб. (кадастровая стоимость) *0,75633060 (доля в праве)*1,5% (налоговая ставка), по сроку уплаты авансовых платежей 04.05.2016 – 29829 руб., 01.08.2016 – 29829 руб., 31.10.2016 – 29829 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2017 – 29828 руб.

По данным налогового органа, сумма земельного налога составляет 319569 (28168347,00 руб. (кадастровая стоимость) *0,75633060 (доля в праве) * 1.5 % (налоговая ставка) руб., в том числе: по сроку уплаты авансовых платежей 04.05.2016 – 79892 руб., 01.08.2016 – 79892 руб., 31.10.2016 – 79892 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2017 – 79893 руб.

Как указала ИФНС России по г. Курску сумма налога к доплате составляет 200254руб. (319569-119315), в том числе, по сроку уплаты авансовых платежей 04.05.2016– 50063  руб., 01.08.2016 – 50063 руб., 31.10.2016 – 50063 руб., по сроку уплаты налога 01.02.2017 – 50065 руб.

18.07.2019 налоговым органом был составлен акт налоговой проверки № 16-03/3420 (л.д. 67-72).

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, исполняющим обязанности заместителем начальника Инспекции ФНС России по г.Курску было принято решение №16-03/1303 от 27.08.2019 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (л.д. 9-14).

В соответствии с п. 3.1 указанного решения налогоплательщику были доначислены: недоимка по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в сумме 200254 руб. 00 коп.

Не согласившись с указанным решением ИФНС России по г. Курску, Частное образовательное учреждение высшего образования «Региональный открытый социальный институт» обратилось в Управление ФНС по Курской области с апелляционной жалобой (л.д. 15-18).

Управление ФНС по Курской области своим решением № 331 от 18.11.2019 (л.д. 20-24) оставило решение ИФНС России по г. Курску без изменения, а жалобу общества без удовлетворения.  

Полагая, что решение №16-03/1303 от 27.08.2019 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» Инспекции ФНС России по г. Курску не соответствует налоговому законодательству и нарушает его права, Частное образовательное учреждение высшего образования «Региональный открытый социальный институт» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Курску от 27.08.2019 №16-03/1303 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уплаты недоимки в сумме 200 254 руб.; обязании устранить допущенные нарушения прав.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (часть 5 статьи 65 ЗК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»  с 01.01.2005 был введен в действие земельный налог.

В соответствии с частью 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 388 НК РФ  налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно части 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с частью 1 статьи 390 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 391 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со статьей 393 НК РФ  налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Согласно статье 394 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В соответствии со статьей 396 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16  настоящей статьи.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 14 статьи 396 НК РФ).

В силу статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

При этом, срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 398 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с решением Курского городского собрания от 25.11.2005 № 172-3-РС (действовавшим на момент спорных правоотношений) на территории муниципального образования «Город Курск» установлены следующие ставки земельного налога:

 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

 0,2 процента в отношении земельных участков:

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- предоставленных под гаражно-строительные кооперативы, индивидуальные гаражи, гаражные боксы.

 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Определен следующий порядок уплаты налога.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года предоставляются налогоплательщикам органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра в письменной форме в срок не позднее 1 марта этого года.

 Отчетными периодами по земельному налогу для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

 Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Установлены  сроки уплаты земельного налога:

для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции 2013 года) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции 2013 года), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Распоряжением Администрации Курской области № 19-ра от 22.01.2016 «О мерах по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области» было принято решение о проведении в 2016 годугосударственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Статьей 24.13 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции 2013 года) установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с пунктами 1.3, 2.1.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ № 39 от 15.02.2007) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Перечень участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.

В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции 2013 года) установлено, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции 2013 года).

В соответствии со статьей 24.20 указанного Федерального закона (в редакции ФЗ от 21.07.2014 № 235-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 235-ФЗ, положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что 10.07.2017 заявителем была оспорена кадастровая стоимость, установленная Постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 № 904-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области» путем обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 № П/324 в Курской области.

Как видно из представленных в материалы дела документов, решением указанной комиссии от 20.07.2017 № 466 (л.д. 25-27) была определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:101040:20 в размере его рыночной стоимости равной 10 517 000 руб., установленной в отчете № 67/17-11-01 от 22.06.2017.

Из указанного решения усматривается, что отличие рыночной стоимости объекта с кадастровым номером 46:29:101040:20 от кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете от 10.10.2016 № 0144200002416000097/1К и утвержденной постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 № 904-па в размере 26965981 коп. 77 коп. по состоянию на 01.01.2016, составляет 61 процент.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Именно с этого момента меняется экономическое основание земельного налога ввиду того, что изменилась стоимость объекта налогообложения.

При этом, определение налоговой базы по земельному налогу на основе старой, более высокой стоимости объекта налогообложения, то есть исходя из наличия у налогоплательщика имущества, которым он не обладает и из которого не извлекает полезные свойства, является нарушением прав субъекта предпринимательской деятельности как владельца земельного участка и плательщика земельного налога.

Вместе с тем, согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 21.07.2014 № 235-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Указанная норма введена Федеральным законом от 21.07.2014 №225-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и распространяется на решения о пересмотре кадастровой стоимости с момента его вступления в силу, после 22.07.2014 года. 

В соответствии со статьей 391 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Данная норма вступила в действие с 01.01.2015 года. 

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации  в Постановлении от 28 февраля 2019 г. № 13-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации  в связи с жалобой Общества с ограниченной ответственностью «Парус», по смыслу правовых позиций, неоднократно выраженных Конституционным Судом Российской Федерации, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18  Конституции Российской Федерации налоговую обязанность следует, среди прочего, понимать как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом, в котором определены все существенные элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога, а механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность их взимания с обязанных лиц и вместе с тем правомерность деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения. Именно соблюдение конституционных предписаний относительно формальной определенности и полноты элементов налогового обязательства при формировании структуры налога и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога обеспечивают эффективность налогообложения и реальность его целей и позволяют налогоплательщикам своевременно уплатить налог, а налоговым органам - осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет (постановления от 28 марта 2000 года № 5 - П, от 17 марта 2009 года № 5-П, от 22 июня 2009 года № 10-П и от 3 июня 2014 года № 17-П, определения от 16 января 2009 года № 146-О-О, от 1 декабря 2009 года № 1553-О-П, от 1 марта 2012 года № 384-О-О и др.).

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ранее - государственном кадастре недвижимости) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391). Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (ранее - государственного кадастра недвижимости) о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования пункт 3 статьи 391. Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393).

При этом, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (часть 2 статьи 1). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1). Аналогичное регулирование было ранее закреплено Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, из находящихся в системной связи положений указанных федеральных законов следует, что федеральный законодатель однозначно и непротиворечиво определил существенный элемент налогового обязательства по земельному налогу - налоговую базу для налогоплательщиков-организаций как кадастровую стоимость земельного участка, указанную в Едином государственном реестре недвижимости (ранее - государственном кадастре недвижимости) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в ряде его решений, налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и не в виде простого перечня, а как элементы системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику во многом предопределяются объективными закономерностями их экономической деятельности. При этом, Налоговый кодекс Российской Федерации исходит из того, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, как это следует в том числе из пункта 3 его статьи 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» (Постановление от 11 июля 2017 года № 20-П; определения от 1 октября 2009 года № 1269-О-О, от 1 декабря 2009 года № 1484-О-О и др.).

В частности, применительно к вопросам обложения земельным налогом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на предпочтительность применения для целей налогообложения именно кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель.

При этом, Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на такое преимущество рыночной стоимости земельного участка, как ее большая точность, позволяющая наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости, по сравнению с государственной кадастровой оценкой, которая вместе с тем также не лишена экономических оснований (определения от 3 июля 2014 года № 1555-О, от 16 июля 2015 года № 1769-О и № 1790-О, от 25 октября 2016 года № 2207-О и др.).

Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» устанавливает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости. В рамках подготовки к определению кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в установленном порядке (статьи 11 и 12).

Пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика-организацию, добросовестно осуществившего исчисление и уплату земельного налога на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (государственного кадастра недвижимости), предоставленных ему публичным субъектом с учетом решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, определившего кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, неблагоприятных последствий в виде взыскания недоимки и пени по земельному налогу, связанных с применением данных о кадастровой стоимости, полученных в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в названном реестре по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 18.07.2018 №304-КГ18-1880, порядок определения налоговой базы по земельному налогу урегулирован в статье 391 НК РФ.

В силу пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как установлено судом, оспариваемая кадастровая стоимость в указанном налоговым органом размере земельного участкас кадастровым номером 46:29:101040:20была внесена в кадастр недвижимости 02.02.2012 на основании Постановления Администрации Курской области от 17.01.2012 № 15-ПА.

Налогоплательщик обратился с соответствующим заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 46:29:101040:20, равной его рыночной стоимости 10.07.2017.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 года № П/324 в Курской области, при Управлении Росреестра по Курской области от 20.07.2017 № 466 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:101040:20 установлена в размере 10 517 000 руб., сведения о ней внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01.08.2017, применению указанная кадастровая стоимость подлежит с 01.01.2017, как указано в решении комиссии и выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.   

Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:101040:20 установлена решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 года №П/324 в Курской области, при Управлении Росреестра по Курской области, по заявлению налогоплательщика, поданному 10.07.2017,  такие сведения о кадастровой стоимости должны применяться в данном случае с 01.01.2017.  

При этом, довод представителя заявителя о том, что к решению комиссии подлежит применению пункт 4 статьи 5 НК РФ, так как данное решение является актом законодательства о налогах и сборах, отклоняется судом в силу следующего.

В силу пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 1 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Из Постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 17-П следует, что положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в Налоговом кодексе Российской Федерации определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Иное приводило бы к нарушению прав налогоплательщиков, закрепленных в Конституции Российской Федерации, ее статьях 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57.

В 2016 году в Курской области была проведена очередная оценка кадастровой стоимости земель, результаты которой утверждены Постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 №904-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области».

Данным постановлением признано утратившими силу постановление Администрации Курской области от 17.01.2012 № 15-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области».

Постановление Администрации Курской области от 02.12.2016 № 904-па было официально опубликовано 09.12.2016.

Следовательно, для исчисления земельного налога за 2016 год по спорному земельному участку должна применяться кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 года №15-па.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения.

Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением комиссии от 20.07.2017 № 466, подлежит применению с 01.01.2017, поскольку заявление о ее пересмотре подано в 2017 году.

В свою очередь, для исчисления земельного налога за 2016 год по спорному земельному участку подлежит применению кадастровая стоимость утвержденная постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 года №15-па.

Таким образом, у налогоплательщика не имелось правовых оснований для применения установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 466 от 20.07.2017, созданной на основании  приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 года № П/324 в Курской области, при Управлении Росреестра по Курской области, кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости при исчислении налога на землю по указанному участку за 2016 год. 

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что решение ИФНС России по г.Курску от 27.08.2019 №16-03/1303 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, является законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается статьями 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган, который принял оспариваемое решение.

В соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.  

С учетом представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, не принимаются судом в силу вышеизложенного.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 102, 110, 123, 152, 156, 167-171, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Частного образовательного учреждения высшего образования «Региональный открытый социальный институт» о признании незаконным решения ИФНС России по г. Курску от 27.08.2019 №16-03/1303 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уплаты недоимки в сумме 200 254 руб. отказать.

Оспариваемое решение проверено судом на соответствие нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                                          Е.М. Григоржевич