ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-2560/15 от 13.08.2015 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

14 августа 2015 года

Дело № А35-2560/2015

Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2015, полный текст решения изготовлен 14.08.2015

Арбитражный суд Курской области, в составе судьи Бесединой А.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сидоровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Фарватер-Авто»

к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску

о признании недействительным Решения № 17393 от 07.11.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

о признании недействительным Решения № 821 от 07.11.2014 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 06.04.2015,

от налогового органа: ФИО2, по доверенности от 30.09.2014 № 07-06/025302.

ООО «Фарватер-Авто» обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительными Решения 17393 от 07.11.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и Решения № 821 от 07.11.2014 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, вынесенных Инспекцией ФНС России по г. Курску по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года.

Поддерживая требования о признании недействительным Решения № 17393 от 07.11.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, представитель заявителя считает, что установленный в ходе проверки налоговым органом факт отражения НДС в размере 192 070 руб. 63 коп., подлежащий восстановлению на основании пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ, ранее принятый к вычету с перечисленного аванса, в строке 010 раздела 3 декларации по НДС за 1 квартал 2014 года вместе с НДС от выручки полученной при реализации товаров (работ, услуг), не повлекло за собой занижение налоговой базы по НДС, так как общая исчисленная сумма налога отраженная в строке 120 раздела 3 декларации соответствует сумме значений граф 5 строк с 010 по 090, а также сумме НДС книги продаж за 1 квартал 2014 года, содержащей авансовый счет-фактуру от 31.01.2014 № АР000031839 на сумму 1 259 129 руб. 71 коп., в т.ч. НДС 192 070 руб. 63 коп. Обстоятельства, обосновывающими недействительность Решения об отказе в возмещении НДС от 07.11.2014 № 821, являются те же обстоятельства, на которых основано заявление о признании недействительным Решения о привлечении к налоговой ответственности № 17393 от 07.11.2014.

В связи с этим, по мнению заявителя у инспекции не имелось оснований для привлечения общества к налоговой ответственности и отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года.

Представитель Инспекции ФНС России по Курской области не согласился с требованиями заявителя, считает Решения налогового органа законными и обоснованными.

Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Фарватер-Авто»: место нахождения: <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 16.10.2003; внесено в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1034637039084; состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по г. Курску, ИНН <***>.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску (место нахождения: <...>) зарегистрирована в качестве юридического лица 27.12.2004; Основной государственный регистрационный номер 1044637043692; ИНН <***>.

ООО «Фарватер-Авто» представлена 25.04.2014 уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2014 года, в которой сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составляет 53211 руб.

По данным налогоплательщика налоговая база составила 3599648 руб., сумма НДС по ставке 18%- 647937 руб.|

Сумма, полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

- налоговая база 155000 руб., сумма НДС 23644 руб.

Общая сумма НДС, подлежащая вычету по налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года составила 724792 руб. 00 коп. в т.ч.:

- сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), подлежащая вычету в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ, а также сумма налога, подлежащая вычету в соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ - 532721 руб.,

- сумма налога, предъявленная налогоплательщику-покупателю при исчисленная с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав, подлежащая вычету у налогоплательщика -192071 руб.

В итоге, на основании данной декларации обществом к возмещению из бюджета заявлен налог в размере 53 211 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации инспекцией был составлен Акт № 42326 от 08.08.2014.

В ходе проверки инспекция установила, что в 1 квартале 2014 года между ОАО «ВЭБ-лизинг» «Лизингодатель» и ООО «Фарватер-авто» «Лизингополучатель» заключен договор лизинга № Р14-0226-ДЛ от 31.01.2014. Предметом данного договора является приобретение в лизинг автотранспортного средства - Грузовой тягач седельный MANTGS 33.540 6x4 BLS. Общая сумма договора составляет 9242104,80 руб., в т.ч. НДС 1409812,66 руб.

В соответствии с п. 3.9 Договора, Лизингополучатель уплачивает Лизингодателю авансовый платеж в размере 1259129,71 руб., в т.ч. НДС 192070,63 руб.

Платежным поручением № 38 от 31.01.2014г. ООО «Фарватер-авто» осуществляет перечисление денежных средств в адрес ОАО «ВЭБ-лизинг» в сумме 1259129,71руб., в т.ч. НДС 192070,63 руб. (Первоначальный взнос грузовой тягач седельный MANTGS 33.540 6x4 BLS, согласно договора лизинга Р14-02266 -ДЛ от 31.01.2014).

Согласно счет-фактуры № АР000031839 от 31.01.2014 налогоплательщиком сумма НДС в размере 192070,63 руб. принята к вычету и отражена в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года в разделе 3 по стр. 150 «Сумма налога, предъявленная НП-покупателю при исчисленная с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав, подлежащая вычету у налогоплательщика.

Пунктом 3.9 Договора № Р14-0226-ДЛ от 31.01.2014 определено, что после даты передачи Предмета лизинга от Лизингополучателя во владение и пользование Лизингополучателю по Акту приема-передачи предмета лизинга, авансовый платеж зачисляется сторонами в качестве оплаты первого лизингового платежа, указанного в графике платежей.

Дополнительным соглашением от 04.02.2014 к договору лизинга № Р14-0226-ДЛ от 31.01.2014 установлен график платежей.

Согласно счету-фактуре № 81711 от 07.02.2014, на общую сумму 1259129,71 руб., в т.ч. НДС 192070,63 руб. (Услуги по финансовой аренде (лизингу) по договору Р14-02266 -ДЛ от 31.01.2014 за февраль 2014 года) налогоплательщиком сумма НДС в размере 192070,63 руб. принята к вычету и включена в книгу покупок за 1 квартал 2014 года. Однако, данная сумма налогоплательщиком не восстановлена в соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ в налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года, а также не восстановлена в последующих налоговых периодах.

Учитывая то, что сумма НДС в размере 192070,63 руб. была перечислена  и зачтена в соответствии с условиями договора № Р14-02266 -ДЛ от 31.01.2014 (п.3.9 договора) в одном налоговом периоде, основания для отражения данной суммы по стр. 150 декларации отсутствуют.

Таким образом, суммы НДС в размере 192070,63 руб. принятой к вычету по счету-фактуре № АР000031839 от 31.01.2014 на общую сумму 1259129,71 руб., в т.ч. НДС (18/118%) 192070,63 руб. (Аванс за услуги по финансовой аренде (лизингу) по договору Р14-02266 -ДЛ от 31.01.2014), приняты налогоплательщиком не правомерно, в связи с нарушением условий предусмотренных п.п. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ, а именно данная сумма налогоплательщиком не восстановлена.

Таким образом, инспекция пришла к выводу, что, в связи с отсутствием факта восстановления сумма НДС в размере 192070,63 руб. по счету-фактуре № AP000031839 от 31.01.2014 основания для принятия к вычету суммы НДС отсутствуют.

Письменные возражения по указанному акту налогоплательщиком не представлялись.

Рассмотрев материалы проверки, и.о. заместителя начальника Инспекции ФНС России по г. Курску было принято Решение № 2383 от 10.10.2014 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля  и решение №1903 от 10.10.2014 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

По итогам проверки Инспекцией ФНС России по г. Курску было вынесено Решение № 821 от 07.11.2014 «Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», которым обществу было отказано в возмещении налога в сумме 53 211 руб.

Кроме того, инспекцией было принято Решение № 17393 от 07.11.2014 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым, обществу было доначислено и предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 138860 руб. за 1 квартал 2014 года, пени в размере 6457,22 руб., а также штраф в размере 13886,00 руб. на основании п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату данной суммы налога (с учетом снижения размера санкций в два раза).

Не согласившись с Решениями № 17393 от 07.11.2014 и №821 от 07.11.2014 Инспекции ФНС России по г. Курску, ООО «Фарватер–Авто» обратилось в Управление ФНС по Курской области с апелляционными жалобами.

Управление ФНС по Курской области своими Решением № 18 от 29.01.2015 оставило жалобу заявителя без удовлетворения, а Решения инспекции без изменений.

Считая, что по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года на общество неправомерно возложена обязанность по уплате налога, пени и штрафа, ООО «Фарватер-Авто» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным Решение № 17393 от 07.11.2014 Инспекции ФНС России по г. Курску «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и №821 от 07.11.2014 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению».

Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, индивидуальные предприниматели.

Одним из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Налоговая база по НДС в зависимости от характера осуществляемых налогоплательщиком операций определяется налогоплательщиком в соответствии с требованиями статей 154 - 159, 162 НК РФ.

В силу требований п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Пунктом 1 ст. 167 НК РФ установлено, что моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 - 11, 13-15 данной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно абзацу первому п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база, как это установлено абзацем вторым п. 1 ст. 154 НК РФ, определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым п. 1 ст. 154 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

Порядок, основания применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость определены положениями ст. ст. 171, 172 НК РФ

Так, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Перечень оснований, при наличии которых налогоплательщик обязан восстановить ранее правомерно принятые к вычету суммы налога на добавленную стоимость, установлен п. 3 ст. 170 НК РФ.

Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, что следует из правовых позиций, отраженных в решениях Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.10.2006 № 10652/06 и от 19.05.2011 № 3943/11.

В частности, в силу п. п. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые налогоплательщиком к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению налогоплательщиком дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 ст. 170 НК РФ за исключением операции, предусмотренной подпунктом 1 п. 3 ст. 170 НК РФ настоящего пункта, и передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц и передачи имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

При этом, п. 2 ст. 170 НК РФ перечислены следующие операции, а именно:

1) приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

2) приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

3) приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ, если иное не установлено настоящей главой.

Пунктом 4 статьи 170 НК РФ предусмотрено изъятие из общего правила, которое касается налогоплательщиков, осуществляющих одновременно как облагаемые, так и освобождаемые от налогообложения операции. Этой категорией налогоплательщиков суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, а по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость - включаются в состав налоговых вычетов по названному налогу в той пропорции, в которой приобретенные товары (работы, услуги) используются в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат обложению данным налогом (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период (абзац 5 пункта 4 статьи 170 НК РФ).

В этих целях на налогоплательщиков возложены обязанности по ведению раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобожденных от налогообложения операций. При отсутствии у них раздельного учета суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат и в расходы по налогу на прибыль не включаются (абзацы седьмой и восьмой пункта 4 статьи 170 НК РФ).

Согласно абзацу девятому пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщики имеют право не применять положения названного пункта к тем налоговым периодам, в которых доля расходов на производство товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат налоговому вычету в соответствии с порядком, определенным статьей 172 Кодекса.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ №2676/12 от 21.06.2012, «… из системного анализа статьи 170 Кодекса усматривается, что вопросам налогового учета посвящены содержащиеся в ней положения в том значении, в котором они решают вопрос отнесения сумм налога на добавленную стоимость к налоговым вычетам по данному налогу либо к расходам по налогу на прибыль».

Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

Положениями пункта 3 статьи 176 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается решение:

- решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

- решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

- решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании соответствующих требованиям статьи 169 НК РФ счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров.

В силу статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Суммы налога, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).

Согласно п. 14 Правил ведения книги покупок и книги продаж, применяемыми при расчетах по НДС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» при восстановлении в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ, сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету налогоплательщиком в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, счета-фактуры, на основании которых суммы налога приняты к вычету, подлежат регистрации в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению.

В соответствии с п. 38.12 Приказа Минфина Российской Федерации от 15.10.2009 № 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения» в графах 3 и 5 по строкам 010 - 040 отражаются налоговая база, определяемая в соответствии со ст. 153 - 157, п. 1 ст. 159 НК РФ, и сумма налога по соответствующей налоговой ставке.

В графах 3 и 5 по строке 070 отражаются суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (за исключением сумм оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиками, определяющими момент определения налоговой базы в соответствии с п. 13 ст. 167 Кодекса) и соответствующие суммы налога.

В графе 5 по строке 090 отражаются суммы налога, подлежащие восстановлению на основании положений главы 21 Кодекса.

В графе 5 по строке 090 и, в том числе, в графе 5 по строке ПО отражается сумма налога, предъявленная налогоплательщику-покупателю при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежащая восстановлению в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Как установлено судом и видно из материалов налоговой проверки, 31.01.2014 между ООО «Фарватер-авто» (Лизингополучатель) и ОАО «ВЭБ-лизинг» (Лизингодатель) был заключен договор лизинга № Р14-0226-ДЛ, согласно условиям которого приобретен в лизинг Грузовой тягач седельный MANTGS 33/540 6x4 BLS. Общая сумма договора составила 9242104,80 руб., в т.ч. НДС 1409812,66 руб.

В соответствии с п. 3.9 Договора Лизингополучатель уплатил авансовый платеж в размере 1259129,71 руб., в т.ч. НДС 192070,63 руб., денежные средства перечислены Лизингодателю платежным поручением № 38 от 31.01.2014г. В платежном поручении указано назначение платежа: первоначальный взнос Грузовой тягач седельный MANTGS 33/540 6x4 BLS, согласно договора лизинга № Р14-0226-ДЛ от 31.01.2014г.

Выставленный 31.01.2014 Лизингодателем, получившим аванс, счет-фактура № АР000031839 на сумму 1259129,71 руб., в т.ч. НДС 192070,63 руб. был зарегистрирован Лизингополучателем в хронологическом порядке по дате его получения в журнале полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок (согласно п.п. 3, 10, ж. «а» п. 11 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила ведения журнала), п.п. 2, 21 Правил ведения книги покупок (утв. Постановлением Правительства РФ № 1137)). При этом графы 4, 6, 8а, 9а, 10 - 12 книги покупок не заполнялись (согласно п. 7 Правил ведения книги покупок).

Таким образом, Лизингополучатель произвел регистрацию авансового счета-фактуры и отразил операцию вычета НДС с уплаченного аванса в налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014г. в разделе 3 по строке 150 (согласно п. 38.9 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом Минфина РФ № 104н).

Так как, в силу п. 38.9 Порядка заполнения декларации в разделе 3 графе 3 по строке 150 отражается сумма налога, предъявленная покупателю при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежащая вычету у покупателя в соответствии с п. 12 ст. 171 и п.9 ст. 172 НК РФ.

Пунктом 3.9. Договора № Р14-0226-ДЛ от 31.01.2014г. было определено, что после даты передачи Грузового тягача седельного MANTGS 33/540 6x4 BLS во владение и пользование Лизингополучателю по Акту приема-передачи, авансовый платеж зачисляется сторонами в качестве оплаты первого лизингового платежа.

На дату принятия к учету, переданного Лизингодателем, Грузового тягача седельного MANTGS 33/540 6x4 BLS у Лизингополучателя вновь возникло право на налоговый вычет НДС.

Данный вычет был произведен на основании счета-фактуры № 81711 от 07.02.2014 на сумму 1259129,71 руб., в т.ч. НДС 192070,63 руб., выставленного Лизингодателем, который был зарегистрирован в журнале полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок (согласно пж 3, 10, пп. «а» п. 11 Правил, ведения журнала Правил ведения журнала, п. 2 Правил ведения книги покупок).

Лизингополучатель обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС с суммы аванса в том налоговом периоде, в котором НДС по приобретенным товарам подлежит вычету в порядке, установленном НК РФ (п.п. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 18,04.2011 № 03-07-11/102).

Поэтому, ранее зарегистрированный в книге покупок в 1 квартале 2014 года авансовый счет-фактура от 31.01.2014 № АР000031839 на сумму 1259129,71 руб., в т.ч. НДС 192070,63 руб., на основании которого сумма НДС принята к вычету, был зарегистрирован Лизингополучателем в 1 квартале 2014 года в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1137).

Таким образом, Лизингополучатель отразил в 1 квартале 2014 года:

- в книге покупок счет-фактуру от 07.02.2014 № 81711 на поставленный товар на сумму 1259129,71 руб., в т.ч. НДС 192070,63 руб.,

и одновременно:

- в книге продаж - авансовый счет-фактуру от 31.01.2014 № АР000031839 на аванс в сумме 1259129,71 руб., в т.ч. НДС 192070,63 руб.

В соответствии с п. 38.6 Порядка заполнения раздела 3 декларации «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ» суммы НДС, подлежащие восстановлению на основании положений гд. 21 НК РФ отражаются в графе 5 по строке 090 декларации по НДС (и отдельно указываются по авансам по строке 110).

Инспекцией на основании представленных в ходе камеральной налоговой проверки ООО «Фарватер-авто» документов бухгалтерского и налогового учета, а также документов, представленных его контрагентами, установлено, что налоговые вычеты в сумме 192 070,63 руб. являются неправомерно заявленными в силу следующих обстоятельств.

В представленной Обществом 25.04.2014 уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года отражены следующие показатели:

по строке 010 налоговая база «Реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав» определена в размере 3 599 648 руб., сумма исчисленного налога - 647 937 руб.,

по строке 040 налоговая база «Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав» определена в размере 155 000 руб., сумма исчисленного налога - 23 644 руб.,

по строке 090 «Суммы налога, подлежащие восстановлению» - 0 руб.,

по строке 120 «Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога» -671 581 руб.,

по строке 130 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету» - 532 721 руб.,

по строке 150 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику - покупателю при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежащая вычету у покупателя» - 192 070,63 руб.

Инспекция, признавая в оспариваемых решениях, неправомерность включения Обществом в налоговые вычеты сумму НДС в размере 192 070,63 руб. по счету-фактуре от 31.01.2014 № АР000031839, установила, что Обществом в нарушение положений п.п. 3 п. 3 ст. 170 Кодекса спорная сумма не восстановлена и не отражена по строке 090 налоговой декларации.

Согласно копий книг покупок и продаж, представленных Обществом в ходе камеральной налоговой проверки, в соответствии с Правилами ведения книги покупок и книги продаж, применяемыми при расчетах по НДС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», Заявитель дважды отразил в книге покупок сумму НДС 192 070,63 руб. по счетам-фактурам от 31.01.2014 № АР000031839 и от 07.02.2014 № 81711.

Вместе с тем в книге продаж за 1 квартал 2014 года Общество в нарушение вышеуказанных нормативных актов, не отразило сумму НДС 192 070,63 руб. по счету-фактуре от 31.01.2014 № АР000031839, что подтверждается копией указанной книги, имеющейся в материалах проверки.

Однако, при вынесении Решений об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и о привлечении к налоговой ответственности, инспекцией не было учтено следующее.

Из представленных документов следует, что Лизингополучатель отразил НДС в размере 192070,63 руб., подлежащий восстановлению на основании п.п. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ, ранее принятый к вычету с перечисленного аванса, в строке 010 раздела 3 декларации вместе с НДС от выручки полученной при реализации товаров (работ, услуг).

В силу абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Нарушение Лизингополучателем порядка заполнения раздела 3 декларации не повлекло за собой занижение налоговой базы по НДС. Так как, общая исчисленная сумма налога отраженная в строке 120 раздела 3 декларации соответствует сумме значений граф 5 строк с 010 по 090, а также сумме НДС книги продаж за 1 квартал 2014г., содержащей авансовый счет-фактуру от 31.01.2014г. № АР000031839 на сумму 1259129,71 руб., в т.ч. НДС 192070,63 руб.

Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, при формировании декларации по НДС была совершена техническая ошибка внутри раздела 3 и 5 при заполнении строк 010 и 070 налоговой декларации по НДС. При этом итоговая сумма исчисленного НДС по строке 120 по налоговой декларации за 1 квартал 2014 года с учетом технической ошибки составила 671581 рублей. Согласно представленным документам, при правильном заполнении декларации по строке 010 должна была быть отражена сумма НДС в размере 455866 рублей, а по строке 070 сумма НДС -215715 рублей. В итоге сумма исчисленного НДС составила бы также 671581 рублей. Таким образом, техническая ошибка внутри строк 010 и 070 не повлияла на итоговую сумму НДС, исчисленную по строке 120 - 671581 рублей, а также не повлияла на размер налоговых обязательств ООО «Фарватер-Авто» по НДС за 1 квартал 2014 года и не повлекло материальных последствий для бюджета.

Вместе с тем, в оспариваемом Решении инспекция сделала вывод о неправомерности заявленного налогового вычета.

В обоснование данного вывода налоговый орган ссылается на то, что при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, инспекцией проверяются лишь документы, подтверждающие правомерность заявленных вычетов, а в случае обнаружения ошибок в декларации в части определения налоговой базы, налогоплательщик имеет право подать уточненную налоговую декларацию за этот же период.

Суд не может согласиться с доводами инспекции, поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не содержат положений, ограничивающих право налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки осуществлять проверку получения налоговой выгоды лишь проверкой обоснованности получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Указываемое инспекцией ограничительное толкование объема полномочий налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость противоречит как целям и задачам налогового контроля, так и положениям статей 31, 33 НК РФ и Главы 21 НК РФ.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм и пп. 2 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 88 НК РФ в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, заявленному к возмещению из бюджета, налоговый орган обязан проверить и установить соблюдение налогоплательщиком всех вышеуказанных, установленных статьями 171, 172 НК РФ условий для представления налогового вычета, а также правильность определения налоговой базы и исчисленной суммы налога, которая подлежит уменьшению на сумму налоговых вычетов, после чего в силу прямого действия ст. 173 НК РФ и определяется сумма налога, подлежащая возмещению.

В Решении инспекции № 17393 от 07.11.2014 были отражены факты занижения обществом налоговой базы, при исчислении налога подлежащего уплате в бюджет.

Также судом установлено, и не оспаривается представителем налогового органа, что инспекцией исследовались: книга продаж, счета-фактуры, а также другие документы.

Налоговый орган не представил суду отвечающих признакам достаточности, достоверности и допустимости доказательств, с бесспорностью подтверждающих, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, приводимые налоговым органом доводы носят лишь предположительный характер и не подкреплены соответствующими доказательствами.

При таких обстоятельствах вывод налогового органа об отсутствии у ООО «Фарватер-Авто» оснований для предъявления к вычету 53211 руб. налога на добавленную стоимость в 1 квартале 2014 года не соответствует положениям Главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку отказ обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 53211 руб. является неправомерным, следовательно, требования ООО «Фарватер-Авто» о признании незаконным Решения № 821 от 07.11.2014 Инспекции ФНС России по г. Курску об отказе в возмещении указанной суммы налога на добавленную стоимость, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, ООО «Фарватер-Авто» правомерно применило налоговый вычет в сумме 192070,63 руб., вывод налогового органа о неправомерном предъявлении к вычету по НДС в размере 192070,63 руб., начислении к уплате НДС за 1 квартал 2014 года в сумме 138860 руб., пени в размере 6457,72 руб. и привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 13886 руб. является необоснованным и противоречащим положениям Налогового кодекса РФ.

Поэтому заявленные требования о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Курску № 17393 от 07.11.2014 в части непринятия вычета по НДС в размере 192070,63 руб. в расчете суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета и отказа в возмещении из бюджета суммы НДС в размере 53211 руб., предложения уплатить недоимку по НДС в размере 138860 руб. начисления пени в размере 6457 руб. 72 коп., привлечения ООО «Фарватер-Авто» к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 13886 руб., суд считает обоснованными, документально подтвержденными и основанными на нормах налогового законодательства.

Согласно ч. 4. ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения о признании ненормативного правового акта недействительным также должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Расходы по уплате государственной пошлины судом относятся на налоговый орган.

Учитывая результаты рассмотрения дела, понесенные заявителем расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в сумме 3000 руб. - по требованию об оспаривании решений Инспекции от 07.11.2014 №821 и №17393 подлежат взысканию в пользу ООО «Фарватер-Авто» с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску.

При определении размера государственной пошлины, подлежащей уплате по требованию заявителя об оспаривании решений Инспекции от 07.11.2014 №821 и №17393 судом учтено, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 49 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», поскольку решение по вопросу о возмещении НДС неразрывно связано с решением о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, судам необходимо исходить из того, что названные решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании. В связи с этим они вступают в силу одновременно, обжалуются совместно и оплачиваются государственной пошлиной как единое требование.

Поскольку при обращении в суд государственная пошлина была уплачена ООО «Фарватер-Авто» по платежному поручению №55 от 05.03.2015 в сумме 3000 руб. и платежной квитанции от 24.03.2015 в сумме 3000 руб., в том числе отдельно за каждое требование об оспаривание указанных ненормативных актов налогового органа, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежит возврату заявителю из бюджета.

Руководствуясь статьями 17, 65, 110, 123, 167-170, 175-177, 180, 181, 189, 197-201, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным полностью, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, Решение № 17393 от 07.11.2014 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Фарватер-Авто» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Фарватер-Авто».

Признать незаконным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, Решение № 821 от 07.11.2014 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Фарватер-Авто» в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 53 211 руб., заявленного к возмещению на основании налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Фарватер-Авто», произвести предусмотренные статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации действия по возмещению обществу с ограниченной ответственностью «Фарватер-Авто» из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 53 211 руб. за 1 квартал 2014 года.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску в пользу общества с ограниченной ответственностью «Фарватер-Авто» расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб., уплаченной за рассмотрение заявленных требований.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Фарватер-Авто» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб. по платежному поручению №55 от 05.03.2015.

Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                                                 А.Ю. Беседина