ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-2775/2022 от 17.10.2022 АС Курской области

Арбитражный суд Курской области

Карла Маркса ул., дом 25, Курск, 305004, http://kursk.arbitr.ru


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

19 октября 2022 года

Дело № А35-2775/2022

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2022 г.

Полный текст решения изготовлен 19 октября 2022 г.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Белых Н.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазоновой Ю.М. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Акционерного общества «Спецавтобаза по уборке города Курска»

к Администрации муниципального образования «город Курск»

о взыскании расходов, понесенных при ликвидации места несанкционированного размещения отходов, процентов за пользование чужими денежными средствами, продолжив их начисление по день фактической уплаты задолженности

третье лицо - Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска.

В судебном заседании  приняли участие представители:

от истца – ФИО1  по доверенности от 10.03.2022;

от ответчика – не явился, уведомлен;

от третьих лиц – не явились, уведомлены.

Акционерное общество «Спецавтобаза по уборке города Курска» (далее – АО «САБ по уборке г. Курска», истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «город Курск» о взыскании за счет казны муниципального образования «город Курск» расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 282 751 руб. 96 коп., процентов за пользование чужими денежными средства за период по состоянию на 11.03.2022 в размере 3 096 руб. 41 коп., продолжив их начисление по день фактической уплаты долга.

Определением от 22.03.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Одновременно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, был привлечен Комитет по управлению имуществом Курской области.

Определением от 06.05.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В судебном заседании представитель истца устно уточнила требования в части начисления процентов с учетом срока действия моратория и просила взыскать проценты по состоянию на 11.03.2022, продолжив их начисление с 03.10.2022 по день фактической оплаты долга с учетом срока действия моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации № 497 от 28.03.2022 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве, по заявлениям, подаваемым кредиторами».

Устные уточнения приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

Представитель истца поддержала уточненные исковые требования.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, 06.10.2022 через канцелярию суда направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, которое было удовлетворено судом. В ходе рассмотрения дела представил: отзыв на исковое заявление от 12.04.2022, возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что земельные участки, на которых были расположены несанкционированные свалки, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем у Администрации г. Курска отсутствуют обязательства по совершению каких-либо действий по отношению у указанным выше землям.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом Курской области в судебное заседание не явился, ходатайств и заявлений не направил. В ходе рассмотрения дела представил мнение по делу от 08.04.2022, в котором полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Дело рассмотрено в порядке части 2, 5 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, по имеющимся в деле документам.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца,  арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

АО «САБ по уборке г. Курска» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО по Северо-Восточной зоне на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 09.10.2017.

24.08.2021 комиссией в составе руководителя группы по ликвидации несанцкционированных свалок АО «САБ по уборке г. Курска», начальника отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г. Курска, заместителя начальника отдела коммунального хозяйства Администрации Центрального округа г. Курска было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: <...> вблизи д. 12, координаты места: 51.754203, 36.169228, кадастровый номер земельного участка: 46:29:000000:4884, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 24.08.2021 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 60 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 35 куб.м.

 Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, 13.11.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:000000:4884 зарегистрировано право собственности муниципального образования «город Курск».

АО «САБ по уборке г. Курска» направило в адрес Администрации г. Курска требование от 26.08.2021 01-10/21-1316 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО с локально-сметным расчетом.

Поскольку требование о ликвидации места несанкционированного размещения ТКО по вышеуказанному земельному участку исполнено не было, АО «САБ по уборке г. Курска» самостоятельно ликвидировало место размещения ТКО, расположенное по адресу: <...> вблизи д. 12, координаты места: 51.754203, 36.169228, кадастровый номер: 46:29:000000:4884, объемом 35 м3, о чем 26.11.2021 комиссией в составе руководителя группы по ликвидации несанкционированных свалок АО «САБ по уборке г. Курска», начальника отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г. Курска, заместителя начальника отдела коммунального хозяйства Администрации Центрального округа г. Курска был составлен акт ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением материалов фотофиксации.

Расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО составили 89 740,80 руб., в подтверждение чего АО «САБ по уборке г. Курска» представило путевые листы грузовых автомобилей Газель 278870, КАМАЗ 6520-43 грейфера (местом разгрузки указан полигон д. Чаплыгино).

Кроме того, 03.04.2020 комиссией в составе менеджера службы эксплуатации АО «САБ по уборке г. Курска», консультанта отдела охраны окружающей среды и консультанта отдела внешнего благоустройства Комитета городского хозяйства г.Курска, ведущего специалиста-эксперта отдела коммунального хозяйства Администрации Сеймского округа г. Курска было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г.Курск, в районе «Лодочной станции», справа от Сеймского моста, по направлению движения в ЦАО г. Курска, кадастровый номер земельного участка 46:29:103067:83, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 03.04.2020 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 30 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 15 куб.м.

 Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, 07.10.2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103067:83 зарегистрировано право собственности муниципального образования «город Курск».

АО «САБ по уборке г. Курска» направило в адрес Администрации г. Курска, Комитета городского хозяйства г. Курска требование от 09.06.2020 01-10/20-870 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Поскольку требование о ликвидации места несанкционированного размещения ТКО по вышеуказанному земельному участку исполнено не было, АО «САБ по уборке г. Курска» самостоятельно ликвидировало место размещения ТКО, расположенное по адресу: расположенное по адресу: г. Курск, в районе «Лодочной станции» справа от Сеймского моста по  направлению  движения  в  ЦАО  г.  Курска,  кадастровый  номер: 46:29:103067:83 объемом 35 м3, о чем 26.11.2021 комиссией в составе руководителя группы по ликвидации несанцкционированных свалок АО «САБ по уборке г. Курска», начальника отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г. Курска, консультанта отдела коммунального хозяйства Администрации Сеймского округа г. Курска был составлен акт ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением материалов фотофиксации.

Расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО составили 24706,80 руб., в подтверждение чего АО «САБ по уборке г. Курска» представило путевой лист грузовых автомобилей Газель 278870 (местом разгрузки указан полигон д. Чаплыгино).

Кроме того, 24.08.2021 комиссией в составе руководителя группы по ликвидации несанцкционированных свалок АО «САБ по уборке г. Курска», начальника отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г. Курска, заместителя начальника отдела коммунального хозяйства Администрации Железнодорожного  округа г. Курска было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г.Курск, Железнодорожный округ, ориентир урочище «Агрегатное», координаты места: 51.725297, 36.26352, кадастровый номер земельного участка: 46:29:101058:14, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 24.08.2021 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 150 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 110 куб.м.

 Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, 28.11.2008 в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:101058:14 зарегистрировано право собственности муниципального образования «город Курск».

АО «САБ по уборке г. Курска» направило в адрес Администрации г. Курска требование от 27.08.2021 01-10/21-1325 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО с локально-сметным расчетом.

Поскольку требование о ликвидации места несанкционированного размещения ТКО по вышеуказанному земельному участку исполнено не было, АО «САБ по уборке г. Курска» самостоятельно ликвидировало место размещения ТКО, расположенное по адресу: г. Курск, Железнодорожный округ, ориентир урочище «Агрегатное» координаты места: 51.725297, 36.26352, кадастровый номер: 46:29:101058:14, объемом ПО м3, о чем 30.12.2021 комиссией в составе руководителя группы по ликвидации несанцкционированных свалок АО «САБ по уборке г. Курска», начальника отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г. Курска, начальника отдела коммунального хозяйства Администрации Железнодорожного округа г. Курска был составлен акт ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением материалов фотофиксации.

Расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО составили 158 002,80 руб., в подтверждение чего АО «САБ по уборке г. Курска» представило путевые листы грузовых автомобилей Газель 278870, КАМАЗ 6520-43 мультилфит, КАМАЗ 55111, WACKERNEUSONWL 54 (местом разгрузки указан полигон д. Чаплыгино).

Кроме того,   27.05.2021 комиссией в составе менеджера АО «САБ по уборке г. Курска», главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г. Курска, начальника отдела коммунального хозяйства Администрации Центрального округа г. Курска было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск, вблизи дома 69Б по ул. К. Маркса, кадастровый номер: 46:29:102150:44, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 27.05.2021 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 50 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 8 куб.м.

 Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, 19.10.2010 в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102150:44 зарегистрировано право собственности муниципального образования «город Курск».

АО «САБ по уборке г. Курска» направило в адрес Администрации г. Курска требование от 03.06.2021 01-10/21-748 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО.

Поскольку требование о ликвидации места несанкционированного размещения ТКО по вышеуказанному земельному участку исполнено не было, АО «САБ по уборке г.Курска» самостоятельно ликвидировало место размещения ТКО, расположенное по адресу: г. Курск, вблизи дома 69Б по ул. К. Маркса, кадастровый номер: 46:29:102150:44, о чем 07.08.2021 комиссией в составе менеджера АО «САБ по уборке г. Курска», начальника отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г. Курска, заместителя начальника отдела коммунального хозяйства Администрации Центрального округа г. Курска был составлен акт ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением материалов фотофиксации.

Расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО составили 10 301,56 руб., в подтверждение чего АО «САБ по уборке г. Курска» представило путевой лист ГАЗ МК-1561-13 (местом разгрузки указан полигон д. Чаплыгино).

Ссылаясь на несение расходов по ликвидации места размещения твердых коммунальных отходов, АО «САБ по уборке г. Курска» направило в адрес Администрации г. Курска требования (досудебные претензии) от 06.12.2021 №01-10/21-1894, от  31.12.2021 №01-10/21-1954, от 17.01.2022 №101-10/22-41, от 15.07.2021 №01-10/21-1074, в которых предлагало в течение 30 дней возместить понесенные расходы.

В ответных письмах Администрация г. Курска сообщила, что обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, в связи с чем взыскание расходов должно определяться в судебном порядке.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, АО «САБ по уборке г. Курска» обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Администрации г. Курска о взыскании за счет казны муниципального образования «город Курск» расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 282 751 руб. 96 коп., процентов за пользование чужими денежными средства за период по состоянию на 11.03.2022 в размере 3 096 руб. 41 коп., продолжив их начисление по день фактической уплаты долга, с учетом срока действия моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации № 497 от 28.03.2022 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве, по заявлениям, подаваемым кредиторами".

Оценив представленные документы в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 4 АПК РФ предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.

Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

При этом правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2 статьи 1102 ГК РФ).

Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, АО «САБ по уборке г.Курска» просит суд взыскать с муниципального образования «город Курск» как собсвтенника земельных участков, на которых размещались несанкционированные свалки, понесенные расходы по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов.

В силу части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по  защите земель, в том числе, от загрязнения отходами производства и потребления (пункт 2).

Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (часть 2 статьи 13).

Согласно пункту 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (пункт 18 Правил).

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил).

Материалами дела подтверждается, что комиссией в составе представителей АО «САБ по уборке г. Курска», отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г. Курска и отдела коммунального хозяйства Администрации соответствующего округа г. Курска были проведены обследования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по адресам: <...> вблизи д. 12, координаты места: 51.754203, 36.169228, кадастровый номер земельного участка: 46:29:000000:4884; по адресу: г.Курск, в районе «Лодочной станции», справа от Сеймского моста, по направлению движения в ЦАО г. Курска, кадастровый номер земельного участка 46:29:103067:83; г.Курск, Железнодорожный округ, ориентир урочище «Агрегатное», координаты места: 51.725297, 36.26352, кадастровый номер земельного участка: 46:29:101058:14; г. Курск, вблизи дома 69Б по ул. К. Маркса, кадастровый номер: 46:29:102150:44, о чем были составлены соответствующие акты от 24.08.2021, 03.04.2020, 21.08.2021, 27.05.2021 с приложением материалов фотофиксации.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:000000:4884, 46:29:103067:83, 46:29:101058:14, 46:29:102150:44 зарегистрировано право собственности муниципального образования «город Курск».

Как установлено статьями 45, 47 Устава города Курска, принятого решением
Курского городского Собрания от 12.04.2007 № 332-3-РС, Администрация города Курска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Курска, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Курска, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Курского городского Собрания (пункт 2).

Доводы ответчика о том, что земельные участки, на которых были расположены несанкционированные свалки, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем у Администрации г. Курска отсутствуют обязательства по совершению каких-либо действий по отношению у указанным выше землям, отклоняются судом как необоснованные и противоречащие материалам дела. При этом суд принимает во внимание, что в актах обследования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, как и в актах ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов указаны кадастровые номера земельных участков, в отношении которых представлены выписки из ЕГРН, содержащие сведения о зарегистрированных правах собственности МО «город Курск» на соответствующие участки. Кроме того, в представленных актах также указаны координаты несанкционированных свалок, проверка которых в соответствии с общедоступными данными Публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru) подтверждает их нахождение в границах указанных в актах земельных участков.

При таких обстоятельствах, учитывая, что земельные участки, на которых были ликвидированы несанкционированные свалки, находятся в собственности муниципального образования «город Курск», суд приходит к выводу о том, что именно Администрация г.Курска как исполнительный орган местного самоуправления, управляющий и распоряжающийся имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Курска, обязано  возместить региональному оператору компенсации за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 2.1.3 Муниципальной программы «Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске на 2019 – 2024 годы» на органы местного самоуправления возлагается обязанность в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, в том числе при ликвидации несанкционированных свалок. Указанной муниципальной программой предусмотрено финансирование данного мероприятия из бюджета города.

В соответствии с требованиями пункта 16 Правил истец направил в адрес Администрации г. Курска требования от 26.08.2021 01-10/21-1316, от 09.06.2020 01-10/20-870, от 27.08.2021 01-10/21-1325, от 03.06.2021 01-10/21-748 о ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проектов договоров на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО.

Поскольку собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, истцом были проведены работы по ликвидации несанкционированных свалок по адресам: <...> вблизи д. 12, координаты места: 51.754203, 36.169228, кадастровый номер земельного участка: 46:29:000000:4884; по адресу: г.Курск, в районе «Лодочной станции», справа от Сеймского моста, по направлению движения в ЦАО г. Курска, кадастровый номер земельного участка 46:29:103067:83; г.Курск, Железнодорожный округ, ориентир урочище «Агрегатное», координаты места: 51.725297, 36.26352, кадастровый номер земельного участка: 46:29:101058:14; г. Курск, вблизи дома 69Б по ул. К. Маркса, кадастровый номер: 46:29:102150:44.

Ликвидация истцом несанкционированных свалок подтверждается актами ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 24.08.2021, от 26.11.2021, от 30.12.2021, в которых указаны площади и объемы твердых коммунальных отходов по результатам ликвидации, а также путевыми листами грузовых автомобилей (Газель 278870, ГАЗ МК-1561-13, КАМАЗ 6520-43 грейфер, КАМАЗ 6520-43 мультилифт, КАМАЗ 55111, WACKERNEUSONWL 54), в которых местом разгрузки указан полигон д. Чаплыгино.

Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов законодательством Российской Федерации не урегулирован, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.

На основании вышеуказанных документов, истцом был составлен локально-сметный расчет уборки места несанкционированного размещения отходов, включающий фактические затраты на оказание услуги по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и отражающий фактическую себестоимость выполненных работ. Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составила 24706,80 руб., 89 740,80 руб., 158 002,80 руб., 10 301,56 руб., а всего 282 751 руб. 96 коп.

Представленный расчет проверен судом и признан верным, ответчиком не опровергнут.

Учитывая изложенные обстоятельства спора и требования действующего законодательства, истец, выполнив работы по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, финансирование которых должно осуществляться администрацией города Курска, вправе требовать возмещения указанных расходов с органа местного самоуправления, в связи с чем исковые требования АО «САБ по уборке г. Курска» о взыскании с Администрации г. Курска неосновательного обогащения в виде расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 282 751 руб. 96 коп. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ установлено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Ссылаясь на то, что ответчиком задолженность в сумме расходов за ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО не оплачена, истец произвел расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с даты получения ответчиком претензий по каждой задолженности и до 11.03.2022 в общем размере 3 096 руб. 41 коп. (расчет приложен к исковому заявлению).

 Ответчиком указанный расчет процентов за пользование чужим денежными средствами, в том числе в части примененных истцом периодов начисления, не оспаривался, контррасчет в материалы дела  не представлен.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что доказательств возмещения ответчиком понесенных истцом расходов на ликвидацию несанкционированных свалок, требование АО «САБ по уборке г. Курска» о взыскании с Администрации г. Курска процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 096 руб. 41 коп. также подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

В соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.

Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). Размер процентов, начисленных за периоды просрочки, имевшие место с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года включительно, определяется по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, а за периоды, имевшие место после 31 июля 2016 года, - исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды после вынесения решения.

С учетом того, что на момент вынесения решения ответчик сумму задолженности истцу не перечислил, суд считает требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по день уплаты долга, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем, согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).

На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.

Таким образом, из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.

С учетом того, что на момент вынесения решения ответчик задолженность по арендной плате не оплатил, суд счел уточненное требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по день уплаты долга, подлежащим удовлетворению, за исключением периода действия  с моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами».

Согласно статье 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном,  объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Оценив представленные в материалы дела доказательства с позиций их относимости,  допустимости и достоверности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ, суд полагает требования истца обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу статьи 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения настоящего дела, расходы по оплате государственной пошлины относятся судом на ответчика.

Руководствуясь статьями 17, 27, 28, 65, 70, 71, 102, 110, 167-171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования «Город Курск» в лице администрации г.Курска, за счет средств казны муниципального образования «Город Курск» в пользу акционерного общества «Спецавтобаза по уборке города Курска» расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 282 751 руб. 96 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 096 руб. 41 коп., продолжив начисление процентов за пользование чужими денежными средствами с 12.03.2022 в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации по день фактической уплаты задолженности в размере 282 751 руб. 96 коп. с учетом срока действия моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве, по заявлениям, подаваемым кредиторами", а также расходы по оплате госпошлины в сумме 8717 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Курской области, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа в г. Калуге при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                      Н.Н. Белых