АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е ШЕ Н И Е
г. Курск
21 октября 2021 года | Дело№ А35-2783/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 21 октября 2021 года
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Е.Ф. Вербиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А. Журавлевой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Курская управляющая домовая компания»
к Государственной жилищной инспекции Курской области
о признании незаконным постановления № 01-10/26 от 10.03.2021 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
и ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: ФИО1 по доверенности от 12.01.2021 № 01-26/3.
Выслушав доводы представителя административного органа и изучив материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Курская управляющая домовая компания» (далее – заявитель, общество, ООО «КУДК») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее – административный орган, ГЖИ Курской области) о признании незаконным постановления № 01-10/26 от 10.03.2021 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
В судебное заседание заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласилась, представила через канцелярию суда возражение на заявление о пропуске срока давности привлечения к ответственности с доказательством отправки в адрес заявителя.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Из материалов дела судом установлено, что ООО «КУДК» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.07.2012 за ОГРН <***>, ИНН <***>, основной вид деятельности – управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
ООО «Курская управляющая домовая компания» государственной жилищной инспекцией Курской области выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Курской области № 60 от 30 апреля 2015 года (переоформлена на № 180 от 29 октября 2018 г., прекращено действие лицензии 17.05.2021).
25.12.2019 собственниками многоквартирного дома № 48А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска было принято решение о расторжении договора управления с ООО «КУДК», о выборе в качестве управляющей организации ООО УК «ТСЖ» и заключении с данной управляющей организацией договора управления.
Определением Ленинского районного суда г. Курска от 05.10.2020 (дело № 2-2113/06-2020), иск ФИО2 к ООО УК «ТСЖ», ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании незаключенным договора управления признании недействительным и ничтожным решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.12.2019 оставлен без рассмотрения.
На основании решения Инспекции от 25.11.2020г. № 05-11/422 «О внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <...> ООО «КУДК» (ИНН <***>)», сведения о данном многоквартирном доме 25.11.2020 были исключены из реестра лицензий Курской области, из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «КУДК».
На основании решения Инспекции от 25.11.2020г. № 05-11/423 «О внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <...> ООО УК «ТСЖ» (ИНН <***>)», сведения о данном многоквартирном доме 25.11.2020 были внесены в реестр лицензий Курской области, в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО УК «ТСЖ».
В государственную жилищную инспекцию Курской области 21.01.2021 вх. 01.304-35/44 от ООО УК «ТСЖ» поступило обращение по вопросу нарушения ООО «КУДК» лицензионных требований, с приложением копий квитанций ООО «КУДК» на оплату за декабрь 2020 года за жилые помещения по проспекту Ленинского Комсомола, дом 48А.
01.02.2021 заместителем начальника инспекции – начальником отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ ФИО8 вынесено распоряжение № 176 о проведении начальником лицензионного отдела ГЖИ Курской области ФИО9 в рамках лицензионного контроля внеплановой документарной проверки ООО «КУДК» с целью рассмотрения обращения ООО УК «ТСЖ» по вопросу нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «г» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части непрекращения ООО «КУДК» деятельности по управлению многоквартирным домом № 48 А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска, выразившегося в начислении и взимании платы за жилые помещения, выставление платежных документов потребителям за декабрь 2020 года, поступившему в инспекцию 30.12.2020 вх. № 01.304-35/1460.
Уведомление о проведении проверки, назначенной на 19.02.2021, и запрос о предоставлении сведений № 176 от 01.02.2021 направлены в адрес ООО «КУДК» 01.02.2021, и получены Обществом 05.02.2021.
В ходе проверки, проведенной в отсутствие представителя ООО «КУДК», было установлено, что по состоянию на 19.02.2021 сведения о многоквартирном доме № 48А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска отсутствовали в реестре лицензий Курской области, в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «КУДК», что подтверждается выпиской из реестра лицензий Курской области по состоянию на 19.02.2021.
С момента прекращения договора управления и исключения с 25.11.2021 сведений из реестра лицензий Курской области, из перечня многоквартирных домов управление которыми осуществляет ООО «КУДК», у данной управляющей компании отсутствовали основания для осуществлении деятельности по управлению данным многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилые помещения и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям многоквартирного дома № 48А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска.
Однако, как было установлено проверкой, ООО «КУДК», не имея оснований для управления многоквартирным домом № 48А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска, продолжало начислять и взимать плату за жилые помещения, выставлять платежные документы потребителям по статье «Содержание и ремонт жилья», что подтверждается копиями платежных документов (счет по лицевому счету № <***> за декабрь 2020 года, выставленный ФИО10, кв. 2, лицевой счет № <***> за декабрь 2020 года, выставленный ФИО3, кв.11, лицевой счет № <***> за декабрь 2020 года, выставленный ФИО11, кв. 37).
Таким образом, в ходе проверки Инспекцией было выявлено нарушение лицензиатом ООО «КУДК» лицензионных требований, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домам, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, что выразилось в управлении многоквартирным домом по адресу: <...>, тогда как было принято решение о расторжении заключенного с ООО «КУДК» договора управления и выборе в качестве управляющей организации ООО УК «ТСЖ».
19.02.2021 ООО «КУДК» Государственной жилищной инспекцией Курской области выдано предписание № 176 об устранении выявленных нарушений.
19.02.2021 посредством почтовой связи ООО «КУДК» направлено уведомление о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, которое было назначено на 10 час. 00 мин. 03.03.2021. Уведомление было получено ООО «КУДК» 26.02.2021 (почтовое отправление 80089956116849).
03.03.2021 начальником лицензионного отдела ГЖИ Курской области ФИО9 в отношении ООО «КУДК», в отсутствие его представителя, составлен протокол № 05-25/10 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, выразившемся в нарушении обществом подпунктом «г» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. № 1110, частью 6 статьи 198, части 9 статьи 161, части 2 статьи 162, части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Копия протокола направлена в адрес ООО «КУДК» посредством почтовой связи 03.03.2021 (почтовое отправление 80082058062113). Одновременно в протоколе обществу сообщено, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10 час. 00 мин. 10.03.2021.
10.03.2021 заместителем начальника ГЖИ Курской области, начальником отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ ФИО8, в отсутствие представителя общества, вынесено Постановление № 01-10/26, которым ООО «КУДК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Копия постановления направлена в адрес ООО «КУДК» посредством почтовой связи 18.03.2021 и получена обществом 26.03.2021 (почтовое отправление 80089158890967).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «КУДК» обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований ООО «КУДК» сослалось на то, что договор управления между ТСЖ и ООО «КУДК» не расторгнут. В ходе рассмотрения дела в суде ООО «КУДК» дополнило обоснования заявленных требований, сославшись на пропуск Инспекцией срока давности привлечения Общества к административной ответственности.
ГЖИ Курской области заявленные требования не признала, полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным, а выявленное правонарушение – длящимся, поскольку оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, ввиду чего днем обнаружения правонарушения является день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Статьей 30.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд.
В силу положений части 1 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Заявителем одновременно с заявлением заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд.
Суд, рассмотрев ходатайство о восстановлении пропущенного срока, установил, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении № 01-10/26 от 10.03.2021, получено ООО «КУДК» 26.03.2021, что подтверждается почтовым идентификатором 80089158890967, ООО «КУДК» обратилось в суд 08.04.2021, т.е. в пределах 10-дневного срока, в соответствии с частью 2 статьи 208АПК РФ, в связи с чем срок обращения в суд не является пропущенным.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положений части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены правом непосредственного осуществления регионального государственного жилищного надзора (пункт 8.1 статьи 13 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).
Под государственным жилищным надзором согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
Согласно части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Постановлением Администрации Курской области № 256-па от 16.04.2014 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Курской области» единственным органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор в Курской области (органом государственного жилищного надзора) является Государственная жилищная инспекция Курской области.
Как следует из материалов дела, внеплановая документарная проверка в отношении ООО «КУДК» проводилась на основании распоряжения заместителя начальника инспекции – начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ ФИО8 от 01.02 2021 № 176, в рамках лицензионного контроля, по обращению общества с ограниченной ответственностью УК «Техническая служба жилсервиса» по вопросу нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «г» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части непрекращения ООО «КУДК» деятельности по управлению многоквартирным домом № 48 А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска, выразившегося в начислении и взимании платы за жилые помещения, выставление платежных документов потребителям за декабрь 2020 года, поступившему в инспекцию 30.12.2020 вх. № 01.304-35/1460.
Частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ установлено, что решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Положения о государственной жилищной инспекции Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 25.10.2016 № 286-пг, должностные лица ГЖИ Курской области составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений.
В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.1.3 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 выше указанной статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении № 05-25/10 от 03.03.2021 составлен и оспариваемое постановление № 01-10/26 о назначении административного наказания от 10.03.2021 вынесено уполномоченными лицами компетентного органа.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ определено, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В пункте 2 примечания к части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ указано, что перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.
Объектом рассматриваемых правонарушений выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований (часть 2 статьи), или с грубым нарушением лицензионных требований (часть 3 статьи).
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут выступать должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.06.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 4 статьи 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом.
Таким образом, лицензиат вправе осуществлять фактическое управление многоквартирным домом только в том случае, если многоквартирный дом, в отношении которого он осуществляет такое управление, включен в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, для лицензиатов Курской области - в реестр лицензий Курской области.
Согласно пункту 2 Правил осуществления деятельности по управлениюмногоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Одним из стандартов управления домом в соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 названных правил является оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
На основании части 6 статьи 198 ЖК РФ, исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.
С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение), исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного ЖК РФ, является лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату.
Согласно подпункту «ж» пункта 4.1 Положения нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «г» пункта 3 Положения, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение трех дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 ЖК РФ является «грубыми» нарушениями.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки административным органом сделан вывод о нарушении ООО «КУДК» лицензионных требований, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 3 Положения № 1110, на момент проведения проверки 19.02.2021 сведения о многоквартирном доме № 48А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска отсутствовали в реестре лицензий Курской области, в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «КУДК», что следует из выписки из реестра лицензий Курской области по состоянию на 19.02.2021. С момента прекращения договора управления и исключения с 25.11.2021 сведений из реестра лицензий Курской области, из перечня многоквартирных домов управление которыми осуществляет ООО «КУДК», у данной управляющей компании отсутствовали основания для осуществлении деятельности по управлению данным многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилые помещения и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям многоквартирного дома № 48А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска.
Как указал административный орган, на основании решения Инспекции от 25.11.2020г. № 05-11/422 «О внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <...> ООО «КУДК» (ИНН <***>)», сведения о данном многоквартирном доме 25.11.2020 были исключены из реестра лицензий Курской области, из перечня многоквартирных домов управление которыми осуществляет ООО «КУДК», при этом Общество, не имея оснований для управления многоквартирным домом № 48А по ул. Ленинского Комсомола, г. Курска, начислило и взимало плату за жилые помещения, выставляя платежные документы потребителям по статье «Содержание и ремонт жилого помещения», что подтверждается копиями платежных документов (счет по лицевому счету № <***> за декабрь 2020 года, выставленный ФИО10, кв. 2, лицевой счет № <***> за декабрь 2020 года, выставленный ФИО3, кв.11, лицевой счет № <***> за декабрь 2020 года, выставленный ФИО11, кв. 37).
Факт взимания платы за содержание и ремонт жилого помещения в декабре 2020 года ООО «КУДК» не оспорило.
Нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «г» пункта 3 Положения № 1110, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирного дома в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является грубым нарушением лицензионных требований согласно подпункту «ж» пункта 4.1. Положения № 1110.
Вместе с тем, рассмотрев представленные в материалы документы, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), котороевыражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 305- АД18-1494, под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае административным органом не доказано, что вменяемое Обществу правонарушение обладает признаками длящегося, поскольку в качестве нарушения Обществу вменялось взимание платы за жилые помещения, выразившееся в выставлении платежных документов потребителям (счет по лицевому счету № <***> за декабрь 2020 года, выставленный ФИО10, кв. 2, лицевой счет № <***> за декабрь 2020 года, выставленный ФИО3, кв.11, лицевой счет № <***> за декабрь 2020 года) по статье «Содержание и ремонт жилого помещения» по счету за декабрь 2020 год.
Как следует из материалов административного дела, обращение ООО УК «ТСЖ» исх. № 1242 от 29.12.2020 о нарушении ООО «КУДК» лицензионных требований с приложением счетов, выставленных потребителям за декабрь 2020 года, поступило в ГЖИ Курской области 30.12.2020, что подтверждается отметкой о регистрации входящей корреспонденции за № 01-304-35/1460.
Иных действий Общества, совершенных позднее, и заключающихся в управлении спорным многоквартирным домом и связанных с взиманием платы с жильцов многоквартирного дома, в ходе проверки, в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, административным органом не установлено и доказательств совершения таких действий, установленных в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении суду не приведено.
В силу части 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Однако для юридических лиц частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ административное наказание предусмотрено лишь в виде административного штрафа.
Таким образом, годичный срок давности привлечения к административной ответственности в отношении юридических лиц применен быть не может.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, отраженных в постановлении от 15.01.2019 № 3-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СПСР-ЭКСПРЕСС», часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, устанавливающая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации, регулирующих правоотношения в перечисленных в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ сферах, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в том числе, когда такое административное правонарушение повлекло нарушение в тех сферах законодательства, для которых КоАП РФ предусмотрены специальные сроки давности привлечения к административной ответственности, в том числе законодательства о защите прав потребителей.
Исходя из указанного постановления Конституционного суда Российской Федерации, при определении объекта административного правонарушения необходимо учитывать, что предусматривающая ответственность за его совершение норма включена в главу 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» КоАП РФ, положениями которой охватываются нарушения различных видов законодательства Российской Федерации (лицензионного, антимонопольного, о защите прав потребителей, об экспортном контроле, организованных торгах, о рекламе, лотереях, банкротстве и т.д.), а следовательно, такое определение невозможно без выявления непосредственного объекта совершенного административно-противоправного деяния (действия, бездействия).
При квалификации противоправных действий (бездействия) необходимо иметь в виду, что они могут не только являть собой формальное нарушение требований соответствующего законодательства, но и одновременно затрагивать (ущемлять) права физических или юридических лиц, вовлеченных в соответствующую сферу предпринимательской деятельности. В частности, административное правонарушение наряду с прямым (обязательным) объектом посягательства, может иметь и дополнительный (факультативный) объект административного правонарушения в виде индивидуальных прав лиц, являющихся пользователями таких услуг.
Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушение законодательства, регулирующего общественные отношения, являющиеся прямым (обязательным) объектом посягательства, который не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
В рассматриваемом случае ООО «КУДК» вменяется административноеправонарушение, выразившееся в нарушении требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской специальным разрешением (лицензией), для которого положениями статьи 4.5. КоАП РФ не установлено специальных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, если лицу вменяется в вину нарушение лицензионного законодательства, то это в системе действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в том числе за нарушение лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 4.8 КоАП РФ, течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Материалами дела установлено, что ООО «КУДК» начисляло и взимало плату за жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме № 48А по ул. Ленинского Комсомола, г. Курска, выставляя платежные документы потребителям по статье «Содержание и ремонт жилого помещения», что подтверждается письмом ООО УК «ТСЖ» от 29.12.2020 и счетами по лицевым счетам № <***> за декабрь 2020, выставленный ФИО10, кв. 2, лицевой счет № <***> за декабрь 2020, выставленный ФИО3, кв.11, лицевой счет № <***> за декабрь 2020, выставленный ФИО11, кв. 37.
Однако заявитель привлечен к административной ответственности 10.03.2021, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ 2-х месячного срока.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, вынесено Инспекцией за пределами срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административный орган не вправе был за пределами срока давности привлечения к административной ответственности делать выводы о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, суд полагает, что оспариваемое постановление ГЖИ Курской области № 01-10/26 от 10.03.2021 подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.
Заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 30.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 17, 27, 29, 123, 156, 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Курская управляющая домовая компания» удовлетворить.
Признать незаконным постановление Государственной жилищной инспекции Курской области № 01-10/26 от 10.03.2021 о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Курская управляющая домовая компания» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Е.Ф. Вербина