___________________________________________________________
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. К.Маркса, 25 г. Курск 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курск Дело № А35-2902/09 С 20
21 декабря 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.12.2009 года. Полный текст решения изготовлен 21.12.2009 года.
Судья арбитражного суда Курской области Морозова М.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей М.Н.Морозовой, в открытом судебном заседании рассмотрела дело по заявлению
Курской городской общественной организации инвалидов по зрению «Надежда»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области
третьи лица: Управления Роспотребнадзора по Курской области
о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по выдаче единой комиссии государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Курской области предписания об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов от 11.03.2009 года,
при участии в заседании: от заявителя- ФИО1 по дов. От 20.04.2009 года, от УФАС по Курской области – не явился, уведомлен, просит рассмотреть в их отсутствие, от Управления Роспотребнадзора по Курской области – ФИО2 по дов. От 25.11.2008 года.
Курская городская общественная организация инвалидов по зрению «Надежда»(далее КГООИЗ «Надежда») обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным действия Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Курской области (далее УФАС РФ по Курской области, антимонопольный орган) по выдаче единой комиссии государственного заказчика - Управления Роспотребнадзора по Курской области предписания об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов от 11.03.2009 года.
Определением арбитражного суда Курской области от 03.06.2009 г. на основании ст. 143 АПК РФ производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу № А35-2297/2009 о признании незаконным решения № 08/2009 Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11.03.2009 года, а также предписаний УФАС по Курской области об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, вынесенных 11.03.2009 года в адрес единой комиссии государственного заказчика - Управления Роспотребнадзора по Курской области, Управлению Роспотребнадзора по Курской области.
Постановлением Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от 22.10.2009 года решение Арбитражного суда Курской области от 21.05.2009 г. по делу № А35-2297/09-С20 отменено. Признано недействительным решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области № 08/2009 от 11.03.2009 г. и предписание от 11.03.2009 г. УФАС по Курской области об устранении нарушений законодательства о размещении заказов вынесенные в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области, единой комиссии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области. Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением Арбитражного суда Курской области от 16.11.2009 года производство по настоящему делу по инициативе суда возобновлено.
Представитель заявителя в заседании поддержал заявленное требование в полном объеме, согласно доводов изложенных в заявлении и дополнении.
Представитель антимонопольного органа в заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Курской области поддержала требования заявителя, сославшись на доводы отзыва.
В силу ст.ст. 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя УФАС по Курской области
Выслушав представителей сторон, рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Решением единой комиссии государственного заказчика - Управления Роспотребнадзора по Курской области (протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 02.03.2009 г. №3) КГООИЗ «Надежда» была признана победителем в проведении запроса котировок на выполнение работ по ремонту помещений в здании Управления Роспотребнадзора по Курской области (извещение о проведении запроса котировок № 090217/000565/3).
Однако, в заключении указанного государственного контракта КГООИЗ «Надежда» было отказано в связи с тем, что протокол от 02.03.2009 г. №3 был отменен решением единой комиссии государственного заказчика - Управления Роспотребнадзора по Курской области (протокол от 17.03.2009 г.) во исполнение предписания об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов, вынесенного 11.03.2009 г. в адрес единой комиссии УФАС по Курской области. Об указанных обстоятельствах Заявитель был уведомлен письмом Управления Роспотребнадзора по Курской области от 17.03.2009 г. №05-1484.
Полагая, что действия УФАС по Курской области по выдаче предписания об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов от 11,03.2009 г., а также действия единой комиссии государственного заказчика - Управления Роспотребнадзора по Курской области по отмене протокола от 02.03.2009 г. №3 во исполнение указанного предписания являются незаконными, поскольку нарушают нормы Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94 ФЗ (далее - Закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ) заявитель обратился в арбитражный суд. КГООИЗ «Надежда» считает, что антимонопольным органом нарушены п.4.5.1 Положения, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 г. №324 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", (зарегистрирован в Минюсте России 24.01.2007 г., регистрационный №8842), раздел II которого регламентирует полномочия территориального органа.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела и представленные документальные доказательства, Суд полагает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности совершения действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
В п. 9 ст. 17 Закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ в качестве лиц, имеющих право выдавать предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, упомянуты уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.04.2006 г. №331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. УФАС по Курской области является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, действующим на основании Положения, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 №324 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", (зарегистрирован в Минюсте России 24.01.2007 г., регистрационный №8842), раздел II которого регламентирует полномочия территориального органа (далее Положение).
В соответствии с п. 4.5.1 Положения, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы имеет право выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, только в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе и законодательством о естественных монополиях.
При этом, согласно п. 4.5.3 Положения, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы имеет право направлять предложения заказчику, являющемуся органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальному органу федерального органа исполнительной власти.
Как следует из представленных в материалы дела правоустанавливающих документов Управления Роспотребнадзора по Курской области последние является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 1 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Курской области).
Разделом 3 Положения об Управлении Роспотребнадзора в Курской области (утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 15.06.2006 № 163) пунктом 8.32 предусмотрено проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленном законом порядке. Приказом № 414 от 27.12.2006 года Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О передаче полномочий по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на 2007 год», с изменениями (приказ № 232 от 26.07.2007) установлены полномочия на заключение государственных контрактов территориальных органов на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков.
Исходя из изложенного, предусмотренные п. 9 ст. 17 Закон от 21.07.2005 №94-ФЗ предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов в адрес территориальных органов федеральных органов исполнительной власти не могут выдаваться территориальными органами Федеральной антимонопольной службы, т.к. у территориальных органов Федеральной антимонопольной службы такие полномочия отсутствуют.
Следовательно, вне зависимости от наличия или отсутствия нарушений законодательства о размещении заказов со стороны Управления Роспотребнадзора по Курской области, УФАС по Курской области, являясь территориальным органом ФАС России, не имеет полномочий на выдачу предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов в адрес Управления Роспотребнадзора по Курской области, являющегося территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Таким образом, действия УФАС по Курской области по выдаче единой комиссии государственного заказчика - Управления Роспотребнадзора по Курской области предписания об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов от 11.03.2009 являются незаконными и противоречат п.п. 4.5.1, 4.5.3 Положения о территориальном органе ФАС, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 г. №324.
В результате действий УФАС по Курской области по выдаче единой комиссии государственного заказчика - Управления Роспотребнадзора по Курской области предписания об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов от 11.03.2009 заявитель не имел возможности заключить контракт на ремонт помещений Управления Роспотребнадзора по Курской области, в связи с тем, что основание для его заключения - протокол рассмотрения оценки котировочных заявок от 02.03.2009 г. №3 – был отменен единой комиссией во исполнение указанного предписания. Тем самым, действия УФАС по Курской области по выдаче единой комиссии государственного заказчика Управления Роспотребнадзора по Курской области предписания об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов от 11.03.2009 препятствуют заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли для финансирования программ по реабилитации инвалидов, что влияет на осуществление уставной деятельности заявителя.
Иные доводы сторон судом не принимаются в виду выше изложенного.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 17, 29, 65, 67,68,71,167-170,176,197-201 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по выдаче единой комиссии государственного заказчика – Управлению Роспотребнадзора по Курской области предписания об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов от 11.03.2009 года.
Оспариваемые действия проверены на соответствие нормам Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Настоящее решение может быть обжаловано через арбитражный суд Курской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж) в течение месяца со дня его принятия, в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную сил
Судья М.Н. Морозова