ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-2966/17 от 01.06.2017 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

05 июня 2017 года

Дело№ А35-2966/2017

Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 июня 2017 года.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Трубецкой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борувковой Е.Э., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

Комитета агропромышленного комплекса Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 11.03.2002г., место нахождения: 305000, <...>)

к индивидуальному предпринимателю – Главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, зарегистрирована 21.01.2015г., место нахождения: г. Железногорск)

о взыскании неосновательного обогащения

при участии в заседании представителей:

от истца: ФИО2 по доверенности от 11.01.2017г.

от ответчика – не явился, уведомлен.

УСТАНОВИЛ:

Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее – Комитет АПК) обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю - Главе КФХ ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в размере 560000 рублей 00 копеек (по соглашению №10 от 25.06.2015г.)

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик, уведомленный о времени и месте судебного заседания в силу норм статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился, правом на представление письменного отзыва не воспользовался.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в материалах дела документам.

Как следует из материалов дела, в целях реализации постановления администрации Курской области от 11.04.2013г. №199-па «О реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ Курской области на 2013-2015 годы» по предоставлению грантов и (или) единовременной помощи в рамках Программы, утвержденной приказом комитета агропромышленного комплекса Курской области от 12.10.2012г. №128, на основании протокола конкурсной комиссии от 23.06.2015г. и приказа Комитета АПК Курской области от 25.06.2015г. №75 о победителях конкурса, между истцом и ответчиком (участник Программы) заключено соглашение о предоставлении субсидии в виде гранта и (или) субсидии в виде единовременной помощи от 25.06.2015г. №10.

Согласно п. 1.1 Соглашения Комитет АПК обязался предоставить получателю субсидию в виде гранта в размере 480000 руб. 00 коп. и субсидию в виде единовременной помощи в размере 80000 руб. 00 коп., а участник Программы – принять денежные средства и использовать в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными постановление администрации Курской области от 11.04.2013 №199-па.

Так, в соответствии с п. п. 2.3.2, 2.3.3 Соглашения ответчик обязался использовать денежные средства в соответствии с планом расходов в течение 18 месяцев со дня поступления помощи на расчетный счет.

В силу п. 2.3.12 Участник программы обязался раз в полгода не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в течение 5 лет с даты получения гранта представлять в Комитет АПК отчет об использовании гранта и единовременной помощи (приложения 3-7 к Соглашению).

При установлении органами, осуществляющими финансовый контроль, нарушений условий Соглашения, Комитет АПК направляет получателю гранта и единовременной помощи требование о необходимости возврата полученных денежных средств в течение 10 календарных дней с момента получения требования.

Платежными поручениями от 29.06.2015г. № 1859, №1877, от 30.06.2015г. №523817, 523847 на общую сумму 560000 рублей 00 копеек истец перечислил ответчику соответствующую субсидию и грант.

14.01.2016г. ИП – глава КФХ ФИО1 направила в Комитет АПК отчет об использовании гранта и единовременной помощи, согласно которому ответчиком потрачено 23000 рублей 00 коп. на приобретение компьютерной техники (товарный чек  от 02.12.2015г. №9560 прилагается).

В отчете по состоянию на 01.07.2016г. сведений о целевом расходовании гранта и единовременной помощи не содержится.

Поскольку в установленные Соглашением сроки ответчик предоставленные денежные средства не освоил, Комитет АПК направил требование от 03.02.2017г. о возврате гранта и единовременной помощи в полном объеме, в том числе 482720 рублей 00 копеек средства областного бюджета и 77280 рублей 00 копеек средства федерального бюджета.

Указанное требование индивидуальным предпринимателем – главой КФХ ФИО1 добровольно не исполнено, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив представленные документы, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу части 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.

Согласно нормам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона № 264-ФЗ).

Подпунктами 1, 2 ч. 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидии, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Постановлением администрации Курской области от 11.04.2013г. № 199-па утверждены Правила предоставления из областного бюджета субсидий в виде грантов  и (или) субсидий в виде единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам (далее – Правила).

В соответствиис п. 4.6 Правил контроль за соблюдением получателями грантов и (или) единовременной помощи условий, целей и порядка предоставления денежных средств осуществляется комитетом агропромышленного комплекса Курской области, а также органами государственного финансового контроля в соответствии с их полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Курской области.

При установлении Комитетом АПК Курской области и органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, нарушения условий, установленных при предоставлении грантов и (или) единовременной помощи, Комитет направляет получателю гранта и (или) единовременной помощи в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня установления нарушений, требование о необходимости возврата субсидии на его лицевой счет в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования.

В случае неперечисления гранта и (или) единовременной помощи они подлежат взысканию в порядке, установленном действующим законодательством.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.

Согласно п. 2 и 3 ч. 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В соответствии с п. 1.4 Соглашения грант и (или) единовременная помощь предоставляются Участнику программы на безвозвратной и безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из средств федерального бюджета и бюджета Курской области и подлежат возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством и Соглашением.

Так, в силу п. 2.2.2 Соглашения установление органами, осуществляющими финансовый контроль, нарушения условий, установленных при предоставлении грант и (или) единовременной помощи, является основанием предъявления Комитетом АПК требования об их возврате либо взысканию.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель – Глава КФХ ФИО1 нарушила условия Соглашения, не предоставив отчет об использовании бюджетных денежных средств.

Ответчик возражения по существу исковых требований не представил, о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявил. Правом на представления возражений не воспользовался.

С учетом приведенных норм права и конкретных обстоятельств дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца, в связи чем, исковые требования Комитета АПК подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 6-10, 15, 65, 70, 110, 167-170, 176, 177 и 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л     :

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя – Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 в пользу Комитета агропромышленного комплекса Курской области 560000 рублей 00 копеек неосновательного обогащения, в том числе 482720 рублей 00 копеек средства областного бюджета и 77280 рублей 00 копеек средства федерального бюджета.

Взыскать с индивидуального предпринимателя – Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 в доход федерального бюджета 14200 рублей 00 копеек государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                        Е.В. Трубецкая