АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
21 сентября 2018 года
Дело № А35-3201/2018
Резолютивная часть решения объявлена 17.09.2018.
Полный текст решения изготовлен 21.09.2018.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Клочковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапуновой А.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонного)
к муниципальному бюджетному учреждению спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпиец» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании финансовых санкций за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года, в сумме 4 000 руб. 00 коп.,
третье лицо - МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений сферы культуры и спорта» города Железногорска,
при участии:
от заявителя – ФИО1, предъявлен паспорт, по доверенности от 01.06.2018;
от заинтересованного лица – ФИО2, предъявлен паспорт, по доверенности от 29.05.2018,
от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонное) (далее – УПФР, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного учреждения спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпиец» (далее - МБУ СОЛ «Олимпиец», заинтересованное лицо, страхователь) финансовых санкций за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года, в сумме 4 000 руб. 00 коп.
Определением суда от 25.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений сферы культуры и спорта» города Железногорска (далее - МКУ «ЦБУСФКиС»).
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 АПК РФ, явку своих представителей не обеспечило.
30.08.2018 через правовую систему «Мой Арбитр» от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
С учетом мнений представителей заявителя и заинтересованного лица ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены судом к материалам дела.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица ходатайствовал об отказе в удовлетворении заявления или снижении суммы финансовых санкций.
Представитель заявителя указал на возможность снижения суммы финансовых санкций.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156, 215 АПК РФ в отсутствие представителей надлежащим образом извещенного третьего лица.
Как следует из материалов дела,МБУ СОЛ «Олимпиец», место нахождения 307173, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица 28.07.2003, ОГРН <***>, ИНН <***>, в качестве плательщика страховых взносов зарегистрировано 05.06.1998, регистрационный номер в Пенсионном фонде РФ № 056-006-005160
08.08.2016 страхователем в УПФР была представлена форма СЗВ-М (исходная) за июль 2016 года в отношении 57 застрахованных лиц (л.д. 19-21).
В результате сверки отчетности страхователя было выявлено расхождение в представленных сведениях по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
24.05.2017 (извещение о доставке – л.д. 24) страхователем в УПФР была представлена дополняющая форма СЗВ-М за июль 2016 года в отношении 34 застрахованных лиц (л.д. 22-23).
УПФР на основании представленных исходной формы СЗВ-М за июль 2016 года и дополняющей формы СЗВ-М проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), по результатам которой выявлено представление страхователем недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М в отношении 8 застрахованных лиц за июль 2016 года.
В связи с выявлением фактов нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании УПФР был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.07.2017 № 056S18170006434 (л.д. 9).
Рассмотрев акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, руководитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонное) ФИО3 03.08.2017 принял решение № 056S19170005559 (л.д. 14), которым страхователь был привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в сумме 4000 руб.
30.08.2017 в адрес страхователя было выставлено требование № 056S01170120733 об уплате финансовых санкций (л.д. 16-17), которым страхователю предписывалось в срок до 21.09.2017 в добровольном порядке уплатить финансовую санкцию в сумме 4 000 руб.
В связи с неисполнением страхователем требования в установленный в нем срок, УПФР 15.02.2018 обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскании финансовой санкции в сумме 4 000 руб.
26.02.2018 по делу № А35-1281/2018 Арбитражным судом Курской области был вынесен судебный приказ.
05.03.2018 страхователем представлены возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, 07.03.2018 Арбитражным судом Курской области вынесено определение об отмене судебного приказа (л.д. 7), вынесенного Арбитражным судом Курской области 26.02.2018 по делу № А35-1281/2018 по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонное) к должнику – муниципальному бюджетному учреждению спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпиец» на взыскание штрафа в размере 4 000 руб. на основании решения № 056S19170005559 от 03.08.2017 за представление страхователем неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
17.04.2018 УПФР повторно обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании со страхователя финансовой санкции в сумме 4 000 руб. в общем порядке.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ответчик вляется плательщиком страховых взносов, отчет по форме СЗВ-М за июль 2016 года должен был быть направлен страхователем не позднее 10.08.2016 года, в то время как представленная страхователем дополняющая форма в отношении 34 лиц, которых не было в исходной форме, представлена 24.05.2017, т.е. с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срока.
Ответчик по заявленным требованиям возражал, представил письменный отзыв, в котором указал, что его вина отсутствует, поскольку в связи с отсутствием в МБУ СОЛ «Олимпиец» ставок бухгалтера, а также в связи с соглашением от 11.01.2016 о передаче функций о ведении бухгалтерского учета и составления отчетности МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений сферы физической культуры и спорта» г. Железногорска, должник не мог отвечать за действия и бездействия последней.
Третье лицо представило письменное мнение на заявленные требования. Пояснило, что 11.01.2016 между МБУ СОЛ «Олимпиец» и МКУ «ЦБУСФКиС» было заключено соглашение о передаче функций по ведению бухгалтерского учета и составления отчетности, согласно которому работник МКУ «ЦБУСФКиС» предоставлял отчетность по телекоммуникационным каналам связи от МБУ СОЛ «Олимпиец» с соответствующей электронной подписью директора. С 30.12.2016 с работником МКУ «ЦБУСФКиС», который предоставлял отчетность, расторгнут трудовой договор.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В силу ч. 6 ст.215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» (далее - Закон № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.
Согласно статье 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте (абзац 6 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (абзац 7 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (абзац 9 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (абзац 11 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (абзац 15 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (абзац 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
В связи с вышеизложенным, довод заявителя о том, что действующим законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не установлен срок для обращения территориального органа ПФ РФ в суд с заявлением о взыскании сумм неуплаченных финансовых санкций, судом отклоняется как основанный на ошибочном толковании норм права.
Как следует из материалов дела, срок для добровольного исполнения направленного страхователю требования от 30.08.2017 № 056S01170120733 истекал 21.09.2017, следовательно, за взысканием финансовой санкции в судебном порядке фонд был вправе обратиться не позднее 21.03.2018.
Также из материалов дела следует, что первоначально заявитель обратился в суд 15.02.2018 с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовой санкции, однако, судебный приказ, вынесенный 26.02.2018 по делу № А35-1281/2018 Арбитражным судом Курской области, был отменен 07.03.2018 в связи с представлением должником возражений относительно его исполнения.
Повторное обращение заявителя с заявлением о взыскании финансовой санкции в общем порядке осуществлено 17.04.2018, то есть уже за пределами установленного шестимесячного срока, при этом ходатайство о его восстановлении заявителем не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что соблюдение срока для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций находилось в пределах контроля управления Пенсионного фонда, который, являясь органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, должен был знать о существовании установленного законодательством шестимесячного срока для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, исчисляемого с момента истечения срока для исполнения требования о добровольной уплате санкций.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 по делу № А35-12226/2017, от 01.11.2017 по делу № А14-9533/2017.
Заявитель, имея возможность быть осведомленным об отмене судебного приказа из данных, размещенных судом в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 08.03.2018, и, получив копию определения суда об отмене судебного приказа 14.03.2018 (согласно данным официального сайта «Почта России»), с соответствующим заявлением в общем порядке обратился лишь 17.04.2018, то есть по истечении установленного срока.
Вместе с тем, суд отмечает, что с момента получения копии определения об отмене судебного акта 14.03.2018 заявитель имел возможность для обращения в суд заявлением в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, до истечения шестимесячного срока 21.03.2018.
Оснований исчислять шестимесячный срок с даты определения суда об отмене судебного приказа, ссылаясь на абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, у суда не имеется, поскольку законодатель указал данное условие при взыскании штрафной санкции с плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вместе с тем, в статье 46 НК РФ, регламентирующей порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств, законодатель не предусмотрел влияние на срок для обращения в суд действий органа по обращению за судебным приказом или отмены судебного приказа.
Учитывая, что управлением Пенсионного фонда в материалы дела не было представлено доказательств, объективно свидетельствующих о наличии уважительных причин для попуска срока на обращения с заявлением о взыскании финансовой санкции в судебном порядке, а также то, что им не заявлялось соответствующего ходатайства о восстановлении пропущенного срока, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Пропуск срока на обжалование и отказ в его восстановлении являются самостоятельными основаниями для отказа в удовлетворении заявленного требования (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 № 16228/05).
Кроме того, суд отмечает следующее.
В силу ч. 6 ст.215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), устанавливающего организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) органам Пенсионного фонда Российской Федерации представлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» (далее - Закон № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.
Согласно статье 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей на момент выявления УПФР нарушения срока представления сведений).
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов дела, 08.08.2016 страхователем была представлена исходная форма СЗВ-М за июль 2016 года в отношении 57 застрахованных лиц, а 24.05.2017 (то есть до составления актаоб обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования) – дополняющая в отношении 34 застрахованных лиц (л.д. 22-23).
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее – Инструкция). Данный документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.02.2017.
Учитывая, что дополняющая форма СЗВ-М фактически была представлена 24.05.2017, к спорным правоотношениями подлежит применению указанная Инструкция.
В силу пункта 39 Инструкции, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 № КА-09-25/13379, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
По смыслу действующего законодательства в его конституционном понимании первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии самостоятельно исправленные заявителем, не могут расцениваться как недостоверные или как сведения, предоставленные не в полном объеме либо содержащие недостоверные данные.
При этом Закон № 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах не содержит ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах и корректировка расчета не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами Закона № 27-ФЗ, установив, что исходная форма СЗВ-М за июль 2016 года направлена страхователем с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а дополняющая форма СЗВ-М отправлена в УПФР по инициативе страхователя в связи с самостоятельным выявлением ошибок в ранее представленных сведениях, суд, учитывая обстоятельство выявления УПФР факта предоставления страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года после исправления соответствующих сведений, приходит к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку вина отсутствует в связи с реализацией права на исправление недостоверных сведений.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2018 № 306-КГ18-652, от 26.03.2018 № 306-КГ18-1470, Постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 07.02.2018 по делу № А83-5838/2017, от 07.06.2018 по делу № А14-9909/2017.
Инструкция не устанавливает того, что страхователь освобождается от ответственности только в случае устранения ошибокв отношении тех сведений, которые ранее были представлены о конкретном застрахованном лице.
Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М).
В данной постановлении предусмотрены следующие типы форм:
«исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных
лицах за данный отчетный период
«доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР
сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период
«отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных
сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, из указанного постановления не следует, что дополняющая форма может подаваться исключительно с целью дополнения сведений о тех же застрахованных лицах, что были указаны в исходной.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственных внебюджетных фондов, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонного) к муниципальному бюджетному учреждению спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпиец» о взыскании финансовой санкции за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года, в сумме 4 000 руб. 00 коп. отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Е.В. Клочкова