АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
27 апреля 2017 года
Дело № А35-3387/2016
Резолютивная часть решения объявлена 20.04.2017.
Полный текст решения изготовлен 27.04.2017.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании после перерыва, объявленного в порядке ст. 163 АПК РФ, дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Омега»
к Администрации Щигровского района Курской области,
третье лицо - Щигровская межрайонная прокуратура,
о признании недействительным постановления Администрации Щигровского района Курской области от 14.01.2016г. № 11 «Об отмене постановлений Администрации Щигровского района Курской области № 108 от 23.04.2009 г., № 6 от 18.01.2010 г. «О предоставлении в аренду земельного участка».
В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.11.2015, ФИО2 по доверенности от 10.11.2015; от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 19.08.2016; от третьего лица: от Щигровской межрайонная прокуратуры - ФИО4 по СУ ТО №131612; от Администрации Знаменского сельского совета Щигровского района Курской области – не явился, уведомлен надлежащим образом.
Общество с ограниченной ответственностью «Омега» (далее – ООО «Омега», Заявитель) 13.04.2016г. обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Щигровского района Курской области (далее – также, Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления Администрации Щигровского района Курской области от 14.01.2016г. № 11 «Об отмене постановлений Администрации Щигровского района Курской области № 108 от 23.04.2009г., № 6 от 18.01.2010 г. «О предоставлении в аренду земельного участка».
Определением Арбитражного суда Курской области от 13.09.2016г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлечена Щигровская межрайонная прокуратура.
Определением Арбитражного суда Курской области от 21.12.2016г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ привлечена Администрация Знаменского сельского совета Щигровского района Курской области.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме согласно доводам, имеющимся в материалах дела; считает, что права и законные интересы КФХ ФИО5 настоящим спором не затрагиваются; пояснил, что в настоящее время КФХ ФИО5 реорганизовано в ООО «Малышевское» и на данный момент последнее находится в процедуре банкротства.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам, имеющимся в материалах дела; пояснил, что в настоящее время КФХ ФИО5 реорганизовано в ООО «Малышевское» и на данный момент последнее находится в процедуре банкротства, в связи с чем считает, что права и законные интересы КФХ ФИО5 настоящим спором не затрагиваются.
Представитель третьего лица Щигровской межрайонной прокуратуры в судебном заседании поддержал ранее изложенную позицию, согласно доводам отзыва, имеющегося в материалах дела; считает, что права и законные интересы КФХ ФИО5 настоящим спором не затрагиваются.
Представитель третьего лица Администрации Знаменского сельского совета Щигровского района Курской области в судебное заседание не явился, согласно ранее представленному отзыву, возражает против удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд, с учетом норм ст.ст. 123, 156, 200 АПК РФ рассмотрел дело по существу в отсутствие надлежаще уведомленного представителя Администрации Знаменского сельского совета Щигровского района Курской.
По мнению арбитражного суда, сторон, участвующих в рассмотрении настоящего спора привлечение в порядке ст. 51 АПК РФ КФХ ФИО5 не требуется, поскольку оспариваемым актом права указанного лица не затрагиваются в связи с ликвидацией и выбытием из гражданско-правовых отношений.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Омега» зарегистрировано по адресу: 305035, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, ИНН <***>.
23.04.2009г. Администрацией Щигровского района Курской области в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вынесено постановление № 108 о предоставлении фермерскому хозяйству ФИО5 на основании его заявления в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) площадью 3314000 кв.м. с кадастровым номером 46:28:061003:5, расположенного по адресу: Курская обл., Щигровский р-н, Знаменский сельсовет, для сельскохозяйственного производства.
14.04.2009г. между фермерским хозяйством ФИО5 и Администрацией Щигровского района Курской области заключен договор аренды земельного участка № 9, согласно условиям которого Администрация Щигровского района Курской области передала фермерскому хозяйству ФИО5 в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) площадью 3314000 кв.м. с кадастровым номером 46:28:061003:5, расположенный по адресу: Курская обл., Щигровский р-н, Знаменский сельсовет, с подписанием между сторонами соответствующего акта приема-передачи земельного участка.
08.12.2009г. договор аренды № 9 от 14.04.2009г. зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области, запись в ЕГРП № 46-46-29/009/2009-670.
18.01.2010г. Администрацией Щигровского района Курской области в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вынесено постановление № 6 о предоставлении фермерскому хозяйству ФИО5 на основании его заявления в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) площадью 1070000 кв.м. с кадастровым номером 46:28:061006:35, расположенного по адресу: Курская обл., Щигровский р-н, Знаменский сельсовет, для сельскохозяйственного производства.
18.01.2010г. между фермерским хозяйством ФИО5 и Администрацией Щигровского района Курской области заключен договор аренды земельного участка № 2, по условиям которого Администрация Щигровского района Курской области передала фермерскому хозяйству ФИО5 в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) площадью 1070000 кв.м. с кадастровым номером 46:28:061006:35, расположенный по адресу: Курская обл., Щигровский р-н, Знаменский сельсовет, с подписанием между сторонами соответствующего акта приема-передачи земельного участка.
16.02.2010г. договор аренды № 2 от 18.01.2010 г. зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области, запись в ЕГРП № 46-46-29/001/2010-166.
Право аренды указанных выше земельных участков было передано фермерским хозяйством ФИО5 в качестве взноса в Фонд содействия развития инновационной деятельности в зерновой отрасли Центрально-Черноземного региона, что подтверждается протоколом № 1 от 18.12.2013г. и актом № 2 приема-передачи от 18.12.2013г.
Впоследствии право аренды земельных участков было передано Фондом содействия развития инновационной деятельности в зерновой отрасли Центрально-Черноземного региона в ООО «Колхоз имени XV партсъезда», что подтверждается протоколом учредительного собрания учредителей от 19.03.2014г. и актом приема-передачи от 19.03.2014г. № 2, зарегистрированным 18.04.2014г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области за № 46-46-29/002/2014-335.
11.06.2014г. между ООО «Колхоз имени XV партсъезда» и ООО «Омега» заключен договор о передаче прав и переводе обязанностей по договорам аренды земельных участков, зарегистрированный 27.06.2014г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, запись в ЕГРП № 46-46-29/002/2014-481-485. В соответствии с условиями указанного договора ООО «Омега» переданы все права и обязанности арендатора по договорам аренды земельного участка № 9 от 14.04.2009г. и № 2 от 18.01.2010г.
О совершении вышеуказанных сделок арендодатель был своевременно уведомлен письменно, каких-либо возражений не заявил.
Таким образом, ООО «Омега» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 46:28:061003:5 и 46:28:061006:35.
14.01.2016г. Администрацией Щигровского района Курской области вынесено постановление за № 11 об отмене постановлений Администрации Щигровского района Курской области № 108 от 23.04.2009г., № 6 от 18.01.2010г. «О предоставлении в аренду земельного участка».
Посчитав действия Администрации Курского района Курской области, выраженные в постановлении за № 11 об отмене постановлений Администрации Щигровского района Курской области № 108 от 23.04.2009 г., № 6 от 18.01.2010 г. «О предоставлении в аренду земельного участка» незаконными, нарушающими права и законные интересы, ООО «Омега» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывает, что о совершении вышеуказанных сделок арендодатель был своевременно уведомлен письменно, каких-либо возражений не заявил, в связи с чем, ООО «Омега» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 46:28:061003:5 и 46:28:061006:35.
Администрация Щигровского района Курской области возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая, что Администрацией Щигровского района Курской области при заключении вышеуказанных договоров аренды допущены нарушения законодательства РФ, в связи с чем, сделки между Администрацией Щигровского района Курской области и ФХ ФИО5 в отношении вышеперечисленных земельных участков, ничтожны, оспариваемое постановление является законным, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель Щигровской межрайонной прокуратуры поддержал ранее изложенные в мнении доводы, которыми даны пояснения о незаконности выделения ФХ ФИО5 земельных участков о чем было вынесено представление прокуратуры, которое исполнено в полном объеме; согласно доводам отзыва сообщает, что поскольку такая мера прокурорского реагирования как протест прокурора органом, в который он был внесен, был исполнен еще 2010 г., оснований у Администрации Щигровского района ссылаться на протест прокурора в 2016 г., не имелось; указанная ссылка на протест прокурора в постановлении администрации Щигровского района от 26.01.2016 № 11 не может быть принята во внимание, поскольку протест на противоречащий закону правовой акт был уже удовлетворен администрацией Щигроского района в 2010г.
Администрация Знаменского сельского совета Щигровского района поддерживает доводы заинтересованного лица, считает оспариваемый акт обоснованным, права не нарушенными, доводы заявителя не состоятельными.
Требования заявителя арбитражный суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия (бездействия) - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
С заявлением об оспаривании постановления Администрации Щигровского района Курской области от 14.01.2016г. № 11 «Об отмене постановлений Администрации Щигровского района Курской области № 108 от 23.04.2009 г., № 6 от 18.01.2010 г. «О предоставлении в аренду земельного участка», ООО «Омега» обратилось 13.04.2016г., т.е. в пределах срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, что не оспаривается Администрацией.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением заинтересованного лица от 14.01.2016г.№ 11 «Об отмене постановлений Администрации Щигровского района Курской области № 108 от 23 апреля 2009 года, №6 от 18 января 2010 года «О предоставлении в аренду Земельного участка» в преамбуле указано, что во исполнение протеста, прокуратуры от 16.06.2010г. № 02-8-01-2010 в части отмены постановления Администрации Щигровского района Курской области № 219 от 26.06.2008г. «О перераспределении земель» и применения последствий недействительности сделки, руководствуясь п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Администрация Щигровского района Курской области постановляет: 1. Постановления Администрации Щигровского района Курской области № 108 от 23 апреля 2009 года, № 6 от 18 января 2010 года «О предоставлении в аренду земельного участка» Администрации Щигровского района Курской области отменить. 2. Начальнику отдела по управлению муниципальным имуществом, земельным правоотношениям и труду Администрации Щигровского района Курской области подготовить соглашения о расторжении договоров аренды и акты приема-передачи земельных участков площадью 3314000 кв.м. с кадастровым номером 46:28:061003:5, площадью 1070000 кв.м. с кадастровым номером 46:28:061006:35 категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», расположенных по адресу: Курская область, Щигровский район, Знаменский сельсовет. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Щигровского района Курской области ФИО6 4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Согласно протеста Щигровской межрайонной прокуратуры от 16.06.2010г. № 02-8-01-2010 заинтересованному лицу предложено отменить постановление Главы Щигровского района от 26.06.2008г. № 219 «О перераспределении земель» как незаконное; с указанием на обязательное рассмотрение не позднее чем в десяти дневный срок указанного протеста, сообщением о принятом решении прокурору письменно.
Постановлением Администрации Щигровского района Курской области от 28.08.2010г. № 548 «Об отмене постановления Главы Администрации Щигровского района Курской области № 219 от 26.06.2008г. «О перераспределении земель» указанный акт отменен полностью.
Постановлением Главы Администрации Щигровского района Курской области № 219 от 26.06.2008г. «О перераспределении земель» КФХ ФИО5 были выделены спорные земельные участки.
Согласно п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
По общим правилам, закрепленным в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции, действовавшей до 01.03.2015г.) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.
Передача в аренду фермерскому хозяйству ФИО5 спорных земельных участков осуществлена Администрацией Щигровского района Курской области в рамках полномочий, предоставленных на момент заключения соответствующих договоров, вынесения постановлений о предоставлении земельных участков в аренду, что не оспаривается сторонами.
В силу ч. 1 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу ч. 2 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
На основании п. 1 ст. 81 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Как установлено ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до 01.03.2015г.), граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны указать определенные в Законе сведения. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается между заявителем и органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Согласно п. 9 ст. 22 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Как следует из материалов дела, 23.04.2009г. Администрацией Щигровского района Курской области в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вынесено постановление № 108 о предоставлении фермерскому хозяйству ФИО5 на основании его заявления в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) площадью 3314000 кв.м. с кадастровым номером 46:28:061003:5, расположенного по адресу: Курская обл., Щигровский р-н, Знаменский сельсовет, для сельскохозяйственного производства.
14.04.2009г. между фермерским хозяйством ФИО5 и Администрацией Щигровского района Курской области заключен договор аренды земельного участка № 9, согласно условиям которого Администрация Щигровского района Курской области передала фермерскому хозяйству ФИО5 в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) площадью 3314000 кв.м. с кадастровым номером 46:28:061003:5, расположенный по адресу: Курская обл., Щигровский р-н, Знаменский сельсовет, с подписанием между сторонами соответствующего акта приема-передачи земельного участка.
08.12.2009г. договор аренды № 9 от 14.04.2009г. зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области, запись в ЕГРП № 46-46-29/009/2009-670.
18.01.2010г. Администрацией Щигровского района Курской области в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вынесено постановление № 6 о предоставлении фермерскому хозяйству ФИО5 на основании его заявления в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) площадью 1070000 кв.м. с кадастровым номером 46:28:061006:35, расположенного по адресу: Курская обл., Щигровский р-н, Знаменский сельсовет, для сельскохозяйственного производства.
18.01.2010г. между фермерским хозяйством ФИО5 и Администрацией Щигровского района Курской области заключен договор аренды земельного участка № 2, по условиям которого Администрация Щигровского района Курской области передала фермерскому хозяйству ФИО5 в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) площадью 1070000 кв.м. с кадастровым номером 46:28:061006:35, расположенный по адресу: Курская обл., Щигровский р-н, Знаменский сельсовет, с подписанием между сторонами соответствующего акта приема-передачи земельного участка.
16.02.2010г. договор аренды № 2 от 18.01.2010 г. зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области, запись в ЕГРП № 46-46-29/001/2010-166.
Право аренды указанных выше земельных участков было передано фермерским хозяйством ФИО5 в качестве взноса в Фонд содействия развития инновационной деятельности в зерновой отрасли Центрально-Черноземного региона, что подтверждается протоколом № 1 от 18.12.2013г. и актом № 2 приема-передачи от 18.12.2013г.
Впоследствии право аренды земельных участков было передано Фондом содействия развития инновационной деятельности в зерновой отрасли Центрально-Черноземного региона в ООО «Колхоз имени XV партсъезда», что подтверждается протоколом учредительного собрания учредителей от 19.03.2014г. и актом приема-передачи от 19.03.2014г. № 2, зарегистрированным 18.04.2014г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области за № 46-46-29/002/2014-335.
11.06.2014г. между ООО «Колхоз имени XV партсъезда» и ООО «Омега» заключен договор о передаче прав и переводе обязанностей по договорам аренды земельных участков, зарегистрированный 27.06.2014г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, запись в ЕГРП № 46-46-29/002/2014-481-485. В соответствии с условиями указанного договора ООО «Омега» переданы все права и обязанности арендатора по договорам аренды земельного участка № 9 от 14.04.2009г. и № 2 от 18.01.2010г.
О совершении вышеуказанных сделок арендодатель был своевременно уведомлен письменно, каких-либо возражений не заявил.
Таким образом, ООО «Омега» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 46:28:061003:5, 46:28:061006:35.
Указанный факт заинтересованным лицом не оспаривается.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и закона субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 19 Устава Щигровского района Курской области, Глава Щигровского района Курской области является высшим должностным лицом Щигровского района Курской области. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Устава Щигровского района Курской области, к собственным полномочиям Главы Щигровского района Курской области по решению вопросов местного значения относится издание в пределах своих полномочий муниципальных правовых актов.
В силу ч. 2 ст. 20 Устава Щигровского района Курской области, в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности Глава Щигровского района Курской области осуществляет, в том числе, следующие полномочия: осуществляет общее руководство деятельностью Администрации Щигровского района Курской области, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции Администрации Щигровского района Курской области; отменяет либо приостанавливает акты должностных лиц и органов Администрации Щигровского района Курской области, противоречащие федеральному законодательству и законодательству Курской области или муниципальным правовым актам, принятым на местном референдуме, Представительным Собранием Щигровского района Курской области или Главой Щигровского района Курской области, при этом имеет право издавать собственные правовые акты по вопросам отмененных или приостановленных актов.
На основании ч. 5 ст. 20 Устава Щигровского района Курской области, в случае временного отсутствия Главы Щигровского района Курской области его обязанности исполняет заместитель Главы Администрации Щигровского района Курской области на основании распоряжения Главы Щигровского района Курской области.
На основании ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 26.05.2011г. № 739-0-0, положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2004г. № 1424/04 по делу № А75-887-А/2003 указано, что, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Администрация, как орган местного самоуправления, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее изданное ею постановление.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2016г. № 310-КП6-623.
Арбитражный суд принимает доводы заявителя, прокуратуры об отсутствии обоснования ссылок на исполненный заинтересованным лицом протест прокурора от 16.06.2010г. № 02-8-01-2010 в обоснование вынесения оспариваемого акта. Однако, по мнению арбитражного суда, указанные доводы являются не существенными в обоснование отмены оспариваемого акта, исходя из совокупности с выше указанными нормами действующего законодательства, сложившейся судебной практикой, поскольку это не повлекло вынесение необоснованного, противоречащего нормам действующего законодательства ненормативного акта.
Таким образом, оспариваемое Постановление Главы Щигровского района Курской области от 14.01.2016г. № 11 об отмене ранее изданных тем же органом Постановлений от 23.04.2009г. № 108и от 18.01.2010 № 6, соответствует признакам муниципального правового акта, содержащимся в ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, издано Главой Щигровского района Курской области в пределах своих полномочий, в силу чего соответствует нормам Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.
В этой связи, арбитражный суд не принимает доводы заявителя о несоответствии оспариваемого в рамках настоящего дела Постановления статье 48 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку являются необоснованными в силу вышеизложенного.
Как следует из абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Договоры аренды земельных участков от 14.04.2009г. № 9, от 18.01.2010г. № 2 были заключены в отношении земельных участков (с кадастровыми номерами 46:28:061003:5, 46:28:061006:35), государственная собственность на которые не разграничена, между Администрацией Щигровского района Курской области и ФХ ФИО5 (письмо Главы администрации Щигровского района Курской области от 15.04.2014 г. № 01-13/771).
Арендуемые земельные участки расположены на территории Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области.
Решением Собрания депутатов Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области от 10.06.2012г. № 22 утверждены Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования «Знаменский сельсовет» Щигровского района Курской области.
Решением Собрания депутатов Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области от 02.12.2015г. № 18.1 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Знаменский сельсовет» Щигровского района Курской области (корректировка).
Следовательно, с момента вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ (с 01.03.2015г.) полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Знаменского сельсовета Щигровского района, в том числе, земельными участками с кадастровыми номерами 46:28:061003:5, 46:28:061006:35, перешли к Администрации Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области, поскольку в сельском поселении утверждены Правила землепользования и застройки.
Указанный факт сторонами не оспаривается.
Согласно оспариваемому Постановлению, основанием для издания Постановления от 14.01.2016г. № 11 послужила недействительность, то есть несоответствие закону (основание: ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) распоряжения Администрацией Щигровского района земельными участками с кадастровыми номерами 46:28:061003:5 и 46:28:061006:35, выраженная в издании отменяемых данным Постановлением ранее изданных Постановлений № 108 от 23.04.2009г., № 6 от 18.01.2010г., которая была выявлена в соответствии с протестом прокуратуры от 16.06.2010г. № 2-02.8-01-2010.
Последствия недействительности сделки регулируется нормами ст. 167 ГК РФ, но не нормами п. 1 ст. 451 ГК РФ,
В этой связи, указание в преамбуле Постановления ссылки на п. 1 ст. 451 ГК РФ не соответствует нормам о применении последствий недействительности сделки, является ошибочной, основанной на неверном применении норм действующего законодательства, и не соответствует действительному выражению последствий издания Постановления.
Следовательно, ссылка на основание расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств (п. 1 ст. 451 ГК РФ) не имеет никакого правового содержания относительно применения действительно подлежащих применению норм ст. ст. 167, 168 ГК РФ.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, договор аренды может быть расторгнут следующими способами: а) одной из сторон в одностороннем порядке; б) по соглашению сторон.
Направление Администрацией Щигровского района Курской области в адрес ООО «Омега» (арендатора) соглашений о расторжении договоров аренды свидетельствует не о расторжении или намерении расторгнуть договор в одностороннем порядке, а о намерении расторгнуть по соглашению сторон (то есть по совершенно иному основанию, нежели указывает ООО «Омега»). Отсутствие соглашения между сторонами само по себе не свидетельствует о расторжении договора или о намерении Администрации Щигровского района расторгнуть договор в одностороннем порядке.
В соответствии с содержанием уведомления Администрации Щигровского района Курской области от 17.02.2016г. № 01-09/246 в адрес ООО «Омега», издание оспариваемого Постановления от 14.01.2016г. № 11 было направлено на исполнение обязанности по осуществлению контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций Администрацией Щигровского района.
В этой связи, доводы ООО «Омега» о намерениях Администрации Щигровского района Курской области изданием оспариваемого Постановления осуществлять гражданско-правовые права и обязанности арендодателя по договору противоречит фактическим намерениям Администрации, как они излагались в указанных документах.
Таким образом, оспариваемое Постановление не может повлечь правовых последствий в отношении договоров аренды, в силу отсутствия у Администрации Щигровского района полномочий по осуществлению прав арендатора, и, следовательно, не может возлагать на ООО «Омега» какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, действия Администрации Щигровского района по направлению соглашений о расторжении договоров аренды земельных участков № 9 от 14.04.2009г. и № 2 от 18.01.2010г. не имеют правового значения для оценки законности оспариваемого Постановления.
В силу вышеизложенного, арбитражным судом не принимаются доводы заявителя о несоответствии оспариваемого Постановления нормам п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции на 14.01.2016г. года, нормам п. 9 ст. 22 ЗК РФ не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010г. № 301/10 по делу № А03-736/2009, изменение в силу закона порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, влечет за собой переход прав арендодателя по договору аренды земельного участка от районной администрации к администрации сельского поселения независимо от переоформления договоров либо подписания соответствующих актов приема-передачи.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016г. по делу № А51-23581/2015, постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015г. по делу № А58-995/2014 и др.
В судебном заседании представители заинтересованного лица указывал, на то, что ссылка в оспариваемом акте на протест прокурора и нормы ГК РФ являются не совсем корректными, поскольку указаны ошибочно, в связи с человеческим фактором. Однако, заинтересованное лицо утверждает, что следует из позиции последнего, указанной в том числе в письменных отзывах, дополнениях, пояснениях – оспариваемый акт не выносился в отношении заявителя; акт вынесен в отношении ФХ ФИО5; заинтересованное лицо должно приводить вынесенные последним акты в соответствие с нормами действующего законодательства если установит обратное; направление в адрес заявителя документов о расторжении договоров аренды совершены заинтересованным лицом ошибочно (человеческий фактор).
Следовательно, оспариваемый акт соответствует нормам действующего законодательства о таковом; не точное указание норм действующего законодательства в обоснование вынесения оспариваемого акта не повлекло неверное его вынесение; акт вынесен уполномоченным на то органом.
Таким образом, арбитражный суд не усматривает нарушение прав заявителя оспариваемым актом, поскольку как неоднократно уточнялось, арбитражным судом, заявитель спорными участками пользуется, производит их обработку, каких-либо препятствий последнему не создается кем-либо – документальных доказательств обратного не представлено, в заседании не заявлялось. Документы о расторжении договоров аренды не имеют правового значения. Факт регистрации долгосрочной аренды не имеет правового значения при рассмотрении настоящего требования.
Арбитражный суд принимает во внимание, что согласно информации, представленной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.kursk.arbitr.ru (информационный ресурс «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru) арбитражным судом принято к производству исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Омега» к обществу с ограниченной ответственностью «Русский Ячмень», с привлечением третьи лиц: филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, кадастровый инженер ФИО7 об утверждении местоположения границ земельного участка, об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении земельного участка дело № А35-3087/2016 (приостановленного определением арбитражного суда от 20.06.2016г. до рассмотрения настоящего спора) в котором возможно разрешение каких-либо разногласий с непосредственным смежным пользователем, а также заявитель может учреждать иные иски в случае оспаривания, по его мнению, нарушенных прав в исковом производстве.
Как установлено арбитражным судом из доказательств, представленных в материалы настоящего дела, согласно проекту землеустройства (перераспределения земель) колхоза им. Чапаева Щигровского района Курской области 1992 года, приватизация земли путем передачи последней в коллективно-долевую собственность граждан производилась в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Главы администрации Курской области от 14.01.1992г. № 34 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в области» (абз. 1 стр. 3 проекта землеустройства (перераспределения земель) колхоза им. Чапаева Щигровского района Курской области 1992 г.).
Согласно абз. 3 ст. 3 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991г. № 1103-1, утратившего силу в связи с принятием ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, в РСФСР устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая).
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 (утратил силу 25.02.2003г.) было определено осуществить приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом.
В силу п. 6 Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323, коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г. принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.
На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 (утратило силу 27.01.2003г.) в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии для приватизации земли.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86, районным и внутрихозяйственным комиссиям было предписано провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
Из указанного следует, что до приватизации вся земля, использовавшаяся колхозом им. Чапаева Щигровского района Курской области, являлась государственной собственностью. В связи с чем, земельные доли, не переданные в собственность граждан, не могли утратить статус государственной собственности.
В соответствии с вышепоименованных Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323, Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86, На основании протокола собрания трудового коллектива № 1 от 31.03.1992г. в колхозе им. Чапаева была создана внутрихозяйственная комиссия по приватизации, утвержден численный состав граждан, имеющих право на получение в собственность земельного пая (780 граждан, в т.ч.: члены колхоза - 450 граждан, пенсионеры - 299 граждан, работники соц. сферы - 31 граждан).
Курское землеустроительное и проектно-изыскательское предприятием Института ЦЧОНИИ «Гипрозем» разработало Проект землеустройства (перераспределения земель) колхоза им. Чапаева Щигровского района Курской области. В соответствии с утвержденным проектом землеустройства колхоза им. Чапаева, земли хозяйства по состоянию на 01.02.1990г. составляли 7904 га, в т.ч. с/х угодья 6852 га. С/х угодья 6852 га были распределены следующим образом: а) земли, переданные в спецземфонд (фонд перераспределения): 421 га (из них распределено под фермерские хозяйства 354 га), б) земли, переданные в ведение сельсовета: 378 га, в) остальные земли в коллективно-долевой собственности: 6053 га. Земли фонда перераспределения остались в размере: 421 - 354 = 67 га.
Согласно ст. 112 Земельного кодекса РСФСР (далее – ЗК РСФСР), землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель.
В силу ст. 113 ЗК РСФСР, землеустройство предусматривает, в том числе: 4) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель.
В соответствии со ст. 114 ЗК РСФСР, землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
Процедура землеустройства и передачи земель в коллективно-долевую собственность, установленная как ЗК РСФСР, так и подзаконными нормативно-правовыми актами, была соблюдена: трудовым коллективом колхоза «им. Чапаева» принято решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР (п. 6 Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», п. 9 Постановления Правительства РФ от 04.09.1992г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций колхозов и совхозов»); на основании протокола собрания трудового коллектива № 1 от 31.03.1992г. года в колхозе им. Чапаева создана внутрихозяйственная комиссия по приватизации (п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»); указание на создание внутрихозяйственной комиссии и протокол собрания
трудового коллектива содержится в предложениях по проекту землеустройства, согласованных 16.09.1992г.; проект землеустройства (перераспределения земель) согласован 16.09.1992г. председателем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Щигровского
района ФИО8, утвержден 16.09.1992г. внутрихозяйственной комиссией колхоза им. Чапаева (ст. 114 ЗК РСФСР).
Согласно ст. 9 с ЗК РСФСР (в редакции, применимой к правоотношениям в 1991-1992 годах, земельные участки могут передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении.
В коллективно - долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
Государственный акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования выдается соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно -долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них.
Право сособственников на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли.
На основании ст. 31 ЗК РСФСР, право собственности на землю удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Основанием для возникновения права коллективно-долевой собственности (общей долевой собственности) на земельный участок площадью 6053 га является государственный акт № 302800132, выданный на основании решения Главы администрации Щигровского района от 25.10.1993г. № 192. В разделе «экспликация земель, предоставляемых ПСХК «имени Чапаева», указана, в том числе, площадь земель, предоставленных в коллективно-долевую собственность: 6053 га.
Указанный акт не был признан недействительным.
В силу ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Следовательно, вышепоименованным государственным актом в соответствии с законом удостоверено право коллективно-долевой собственности (общей долевой собственности) на земельный участок площадью 6053 га возникло в 1992 году.
Как подтверждается материалами настоящего дела, первоначальный земельный участок земель колхоза «им. Чапаева» был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 46:28:060000:1.
В 2003 году из земельного участка с кадастровым номером 46:28:060000:1 был выделен в счет земельных долей 279 собственников (281 пай) земельный участок с кадастровым номером 46:28:060000:3 (поставлен на кадастровый учет 30.10.2003 года) площадью с/х угодий 1979,8 га, в том числе пашни 1834 га, который собственники долей передали в аренду ООО «Хлебороб» на основании договора аренды от 24.06.2003 года, зарегистрирован 24.02.2004 года, на срок до 24.06.2028 года (на 25 лет).
Кроме того, ранее были выделены земельные участки в счет 10 долей (70 га) в аренду КФХ ФИО9, 7 долей (52 га) в аренду КФХ ФИО10, 8 долей (58 га) в счет ведения ЛПХ.
Оставшийся без определения границ в общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером 46:28:060000:4 составил площадь 3520 га (экспликация земель по проекту территориального землеустройства от 25.06.2008г.)
В 2008 году кадастровым инженером ИП ФИО11 был составлен проект территориального землеустройства ПСХК «им. Чапаева» от 25.06.2008 года. Проект перераспределения земель был выполнен по заявке КФХ ФИО9, КФХ ФИО12, КФХ ФИО5 от 12.05.2008г., утвержден 25.06.2008г. представителями собственников (дольщиков) ФИО13, ФИО14, ФИО10
По проекту рядом дольщиков были выделены земельные участки: 1) в счет 22 долей 174 га (кад. № 46:28:061001:1) для передачи в аренду КФХ ФИО9, 2) в счет 24 долей 205,5 га (кад. № 46:28:061001:1) для передачи в аренду КФХ ФИО12, 3) в счет 21 доли 163 га (кад. № 46:28:061003:1) для передачи в аренду КФХ ФИО5, 4) в счет 45,5 долей 353,1 га (кад. № 46:28:061006:2) для передачи в аренду КФХ ФИО5
На основании заявлений представителей собственников ФИО13 и ФИО10 от 26.06.2008г. и проекта перераспределения земель колхоза им. Чапаева, УФАКОН по Курской области была проведена постановка на кадастровый учет образованных земельных участков (решение УФАКОН от 27.06.2008г. № Ф28/08-01-0051).
Земельные доли 223 собственников (223,5 пая) площадью 1734,8 га были признаны невостребованными, но новые земельные участки на кадастровый учет никто не ставил, они остались в составе участка с кадастровым номером 46:28:060000:4.
Также в соответствии с указанным проектом перераспределения земель (территориального землеустройства) кадастровым инженером были выделены земельные участки (указана площадь с/х угодий): № 46:28:061005:10 площадью 358,4 га; № 46:28:061006:31 площадью 173 га; № 46:28:061006:32 площадью 13,2 га; № 46:28:061006:33 площадью 14,6 га; № 46:28:061003:5 площадью 331,4 га, общей площадью 890,6 га, которые были «рекомендованы» кадастровым инженером к передаче в фонд перераспределения.
Постановлением Администрации Щигровского района от 26.06.2008г. № 219 «О перераспределении земель», указанные 5 земельных участков были переданы в фонд перераспределения земель как ранее ошибочно включенные в земли общей долевой собственности, то есть решением Администрации на них было прекращено право общей долевой собственности (граждан).
Указанные земельные участки, образованные из участка № 46:28:060000:4, были поставлены на кадастровый учет 27.06.2008г. по заявлению представителя Администрации ФИО15
Постановлением Администрации Щигровского района от 26.11.2009г. № 410 «О разделении земельного участка», земельный участок № 46:28:061006:31 площадью 173 га был разделен на 3 земельных участка: № 46:28:061006:31 площадью 14 га (оставшийся участок после выдела двух других); № 46:28:061006:35 площадью 107 га; № 46:28:061006:36 площадью 52 га. - поставлены на кадастровый учет 31.12.2009г.
Образование спорных земельных участков: участок площадью 331,4 га с кадастровым № 46:28:061003:5 и участок площадью 107 га с кадастровым № 46:28:061006:35, из состава земель общей долевой собственности, подтверждается следующим: 1.1. Постановление Главы Администрации Щигровского района от 26.06.2008г. № 219 «О перераспределении земель», в соответствии с которым сформированы земельные участки: а) № 46:28:061005:10 площадью 358,4 га - передан в аренду ИП ФИО16 по договору аренды № 54 от 26.08.2009г., признан недействительным в силу ничтожности решением Щигровского районного суда Курской области от 01.02.2012г. по делу № 2-2/2012; б) № 46:28:061003:5 площадью 331,4 га - передан в аренду ФХ ФИО5 по договору аренды № 9 от 14.04.2009г., Постановление от 23.04.2009г. № 108; в) № 46:28:061006:31 площадью 173 га - из его состава Постановлением Администрации Щигровского района от 26.11.2009 № 410 «О разделении земельного участка» выделены два земельных участка: участок площадью 107 га № 46:28:061006:35 - передан в аренду ФХ ФИО5 по договору аренды №2 от 18.01.2010 года, Постановление от 18.01.2010г. № 6; участок площадью 52 га № 46:28:061006:36 - передан в аренду ИП ФИО16 по договору аренды №5 от 28.01.2010 года, признан недействительным в силу ничтожности решением Щигровского районного суда Курской области от 20.11.2012г. по делу № 2-615/2012, снят с кадастрового учета 11.07.2013г.; участок площадью 14 га с тем же кадастровым № 46:28:061006:31 остался после выдела двух других участков, остался неиспользованным (остаток). г, д, е) участки № 46:28:061003:4 площадью 163 га, № 46:28:061006:32 площадью 13,2 га, № 46:28:061006:33 площадью 14,6 га остались неиспользованными: решение УФАКОН по Курской области от 27.06.2008г. № Ф28/08-01-0051 о постановке на кадастровый учет, решение Управления Росреестра по Курской области от 28.06.2010г. № 28/10-32 о снятии с кадастрового учета земельных участков.
Основания для выбытия из состава земель общей долевой собственности земель площадью 890 га, из которых были образованы спорные земельные участки в соответствии с Постановлением от 26.06.2008г. № 219 «О перераспределении земель», отсутствовали.
Проект территориального землеустройства 2008 года выполнен на основании заявления не собственников земельных долей либо общего собрания участников общей долевой собственности, а на основании заявления фермеров - арендаторов вновь образуемых земельных участков, выделенных рядом собственников (по перечням) в счет принадлежащих им земельных долей, что подтверждается следующими доказательствами: - заявка на выполнение кадастровых работ от КФХ ФИО9, КФХ ФИО12, КФХ ФИО5 от 12.05.2008г.; - публикации собственников о намерении выделить земельные участки в счет принадлежащих им долей для передачи в аренду; - протоколы собраний участников общей долевой собственности от 16.02.2008г., в соответствии с указанными в них количествами присутствующих, представляют собой не одно общее собрание участников долевой собственности, определяющее порядок владения и пользования земельным участком, а собрания участников, которые выделяют земельные участки (несколько участков) в счет принадлежащих им долей с целью передачи в аренду, причем арендаторы уже заранее определены в повестке этих собраний, также как и списки участников, выделяющих земельные участки в счет своих долей.
В соответствии с указанными протоколами, решения о выделении земельных участков были приняты отдельными коллективами участников долевой собственности.
В этой связи, указанные собрания являются не собранием всех участников долевой собственности, определяющим порядок владения и пользования земельным участком в порядке ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в применяемой в 2008 году редакции (о проведении такого собрания даже не было объявления), а собранием заранее определившихся участников с целью выделения земельных участков в порядке ст. 13 указанного Закона.
Таким образом, последствий, кроме права оспаривания границ и местоположения выделенных земельных участков, для прочих участников общей долевой собственности, которые не принимали 16.02.2008г. решения о выделении земельных участков в счет принадлежащих им долей, эти решения не влекут.
Арбитражным судом установлено, что аналогично не утверждался общим собранием участников в порядке п. 1.2 ст. 14 Закона № 101-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2008 году) проект перераспределения земель в составе земельного участка с кадастровым номером 46:28:060000:4. Указанный проект может иметь силу лишь в части образования земельных участков в счет земельных долей выделившихся в соответствии с данным проектом участников долевой собственности по указанным выше спискам.
В соответствии с п. 2 ст. 80 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в 2008 году), фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
По информации, представленной в материалы настоящего дела, Администрацией Щигровского района в 2008 году ни одно из этих обстоятельств не было установлено.
Исходя из вышеизложенного, оснований для образования земельных участков, включенных в фонд перераспределения Постановлением от 26.06.2008г. № 219, не имелось, так как никаких решений об образовании таких участков собранием участников общей долевой собственности в порядке ст. 14 Закона № 101-ФЗ не принималось, собрание с такой повесткой не проводилось, никаких отказов от земельных долей или земель участниками общей долевой собственности не заявлялось.
Для выявления неиспользуемых земель инвентаризация земель, соответствовавшая требованиям ст. 13 Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» и Постановления Правительства РФ от 12.07.1993 № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам», не проводилась.
Как подтверждается материалами дела, Щигровским межрайонным прокурором Агаповым A.M. в адрес Главы Администрации Щигровского района ФИО17 был направлен протест от 16.06.2010г. № 2-02.8-01-2010, которым предлагалось отменить Постановление от 26.06.2008г. № 219 «О перераспределении земель» как незаконное.
Прокурором установлено, что Постановление от 26.06.2008г. № 219 не соответствует нормам ст. 80 ЗК РФ, ст. 13 Федерального закона от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», Постановления Правительства РФ от 12.07.1993г. № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам».
Постановлением и.о. Главы Щигровского района ФИО18 от 24.08.2010г. № 548, ранее изданное Постановление от 26.06.2008г. № 219 «О перераспределении земель» было отменено. Постановление от 24.08.2010г. № 548, отменяющее ранее изданное Постановление о передаче земель в фонд перераспределения не отменено, не было признано незаконным.
Общество не оспаривало указанный ненормативный акт, в силу норм действующего законодательства акт действующий.
ООО «Омега» указывает, что фактически при составлении списка лиц, имеющих право на получение земельной доли, было учтено не 780, а 686 граждан, то есть 94 доли по 7,76 га каждая остались в собственности государства.
Указанные доводы Общества о сохранении государственной собственности на земельные доли в составе земельного участка площадью 6053 га не принимаются арбитражным судом в силу вышеизложенного, поскольку являются необоснованными, не соответствуют нормам закона.
Статья 214 ГК РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Вместе с тем, ЗК РФ (ст. 6) различает понятия земли как природного объекта и природного ресурса и земельного участка как объектов земельных отношений. Земельным участком как объектом права собственности является часть земной поверхности, имеющая индивидуализирующие характеристики.
Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью является земля как природный объект и природный ресурс. Земельные же участки, образованные в соответствии с законодательством, не подпадают под понятие, используемое в п. 2 ст. 214 ГК РФ.
В силу п. 11 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», со дня введения в действие ЗК РФ в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.
Вместе с тем, арбитражным судом не принимаются доводы Администрации о незаконности включения в фонд перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 46:28:061003:5, 46:28:061006:35 и соответственно недействительности договоров аренды от 14.04.2009г. № 9 и от 18.01.2010г. № 2 в связи с вынесением постановления от 24.08.2010г. № 548 об отмене постановления от 26.06.2008 г. № 219 «О перераспределении земель» на основании протеста Щигровского межрайонного прокурора от 16.06.2010г. № 02.8-01-2010/533.
Вышеуказанные доводы, как установлено арбитражным судом из материалов настоящего дела, уже являлись предметом рассмотрения судов общей юрисдикции по делу № 33-157-2013.
Действия администрации Щигровского района Курской области по включению в фонд перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 46:28:061003:5, 46:28:061006:35 не признаны судом незаконными. Суды также отказали в удовлетворении требований о признании договоров аренды от 14.04.2009 г. № 9 и от 18.01.2010 г. № 2 недействительными (ничтожными).
В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вместе с тем, выдел и постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 46:28:061003:5, 46:28:061006:35, как относящихся к не разграниченной государственной собственности, не были оспорены и не признаны незаконными.
В этой связи, вопрос о незаконности формирования и кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 46:28:061003:5 и 46:28:061006:35, находящихся в аренде у ООО «Омега», не могут являться предметом рассмотрения по настоящему делу, поскольку свидетельствуют о наличии спора о праве, подлежащего разрешению в исковом порядке.
В силу норм главы 24 АПК РФ бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания в рассматриваемом случае решения и предписания антимонопольного органа незаконными необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно – несоответствие оспариваемого акта закону и нарушения указанными актами прав и законных интересов лица, в отношении которого они совершены.
Следовательно, для признания в рассматриваемом случае недействительным постановления Администрации Щигровского района Курской области от 14.01.2016г. № 11 «Об отмене постановлений Администрации Щигровского района Курской области № 108 от 23.04.2009г., № 6 от 18.01.2010г. «О предоставлении в аренду земельного участка», незаконными, необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно – несоответствие оспариваемых ненормативных актов закону и нарушение указанными ненормативными актами прав и законных интересов лица, в отношении которого они вынесены.
Доказательствами, представленными в материалы настоящего дела, подтверждается, что оспариваемый ненормативный акт вынесен Администрацией Щигровского района Курской области в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и не нарушает права и законные интересы ООО «Омега».
Исходя из вышеизложенного, нарушения прав заявителя – ООО «Омега» оспариваемым ненормативным актом арбитражным судом не усматривается, что документально подтверждается материалами дела.
Документальных доказательств обратного со ссылкой на нормы действующего законодательства заявителем арбитражному суду не представлено.
Вышеперечисленные обстоятельства являются самостоятельным и достаточным основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Следовательно, при указанных обстоятельствах, исходя из совокупности выше указанных норм права ввиду законности оспариваемого по настоящему делу ненормативного акта, доводы заявителя о нарушении прав последнего судом не принимаются, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, представленным в обоснование документальным доказательствам, не могут являться подтверждением нарушенных прав заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. В соответствии с указанной статьей заявителем не представлены доказательства несоответствия оспариваемого решения нормам закона и нарушения им прав заявителя. Судом таких доказательств не установлено.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
В силу части 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств
В соответствии с ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 АПК РФ).
Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.
Принимая во внимание положения ст.ст. 101, 106, 110, 112 АПК РФ, ст.ст. 333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ № 117 от 13.03.2007г., расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 3000 руб. относятся на заявителя, были уплачены последним по чеку-ордеру от 12.04.2016г.
Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 110, 156, 159, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «Омега» о признании недействительным постановления Администрации Щигровского района Курской области от 14.01.2016г. № 11 «Об отмене постановлений Администрации Щигровского района Курской области № 108 от 23.04.2009г., № 6 от 18.01.2010г. «О предоставлении в аренду земельного участка» отказать.
Оспариваемый акт проверен на соответствие нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Настоящее решение вступает в законную силу и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья М.Н. Морозова