АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
03 сентября 2015 года Дело № А35-3522/2015
Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2015.
Полный текст решения изготовлен 03.09.2015.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситниковой М.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО «ПК Кристалл-Лефортово»
к МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу
о признании незаконным постановления №03-15/918-2 от 09.04.2015, вынесенного МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в отношении ООО «ПК Кристалл-Лефортово».
В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя: не явился, уведомлен; от заинтересованного лица: ФИО1 (удостоверение №555) по доверенности от 26.12.2014 №1-65.
Общество с ограниченной ответственностью «ПК Кристалл-Лефортово» (далее – ООО «ПК Кристалл-Лефортово», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу о признании незаконным постановления №03-15/918-2 от 09.04.2015, вынесенного МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в отношении ООО «ПК Кристалл-Лефортово».
Заявитель в судебное заседание не явился, представил дополнения к заявлению, согласно которым поддерживает ранее заявленные требования, указав на то, что считает возможным в случае признания наличия правонарушения признать его малозначительным и применить положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); письменно обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО «ПК Кристалл-Лефортово».
Заинтересованное лицо в судебном заседании возражало против удовлетворения заявленного требования, указал, что заявитель уже был ранее привлечен к административной ответственности, ссылаясь на решение Арбитражного суда Курской области от 26.05.2015 по делу №А35-8797/2014, приобщенного к материалам дела; не возражал против удовлетворения ходатайства заявителя о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО «ПК Кристалл-Лефортово»; возражал против применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Арбитражный суд удовлетворил, в отсутствие возражений административного органа ходатайство заявителя о рассмотрении дела в его отсутствие, в соответствии с нормами ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд, с учетом норм ст.ст.123, 156, 210 АПК РФ рассмотрел дело по существу в отсутствие надлежаще уведомленного представителя заявителя.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «ПК Кристалл-Лефортово», место нахождения – 305004, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 18.10.2007 за ОГРН <***>, ИНН <***>.
ООО «ПК Кристалл-Лефортово» осуществляет деятельность по закупке, хранению, поставке алкогольной продукции, производству, хранению и поставке произведенных спиртных напитков, на основании лицензий: лицензия серия РА номер 001545 регистрационный номер 46ПСН0004122, вид деятельности - производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водки, ликероводочные изделия), срок действия с 13.11.2014 по 15.01.2019, адрес осуществления деятельности: 305004, <...>, за исключением литера В1; 305025, <...>, литер Б, этаж 1, номер помещения V, комната по плану 36; лицензия: серия РА номер 002160 регистрационный номер 463АП0003808, вид деятельности - закупка, хранение и поставки алкогольной продукции, срок действия с 26.06.2014 по 28.02.2017, адрес осуществления деятельности: 305004, <...>, литера В1, этаж 1, номер по плану 9; 305025, <...>, литер Б, этаж 1, номер помещения IX, комната по плану 39.
Межрегиональное управление по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу при проведении внеплановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «ПК Кристалл-Лефортово» на основании Приказов от 05.02.2015 № 1-198, от 04.03.2015 №338, вынесенных И.о. заместителя руководителя Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Голосной И.Г. сопоставило данные деклараций и информации базы данных единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) за 3 квартал 2014 года.
В ходе проведения сравнительного анализа данных, указанных в декларациях об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2014 года, представленных Обществом, установлены расхождения.
По результатам проведенной внеплановой проверки составлен акт проверки №у1-a195/03 от 06.03.2015 г.
В связи с установлением расхождения данных об объемах производства и оборота алкогольной продукции за 3 квартал 2014 года и данных ЕГАИС, консультантом отдела контроля за декларированием производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ФИО2 01.04.2015 в отношении ООО «ПК Кристалл-Лефортово» был составлен протокол №03-15/918-1 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения по ст. 14.19 КоАП РФ.
Проверяющими был сделан вывод о том, что сведения, полученные в ходе проведения административного расследования, указывают на нарушение ООО «ПК Кристалл-Лефортово» требований абз. 4 п. 2 ст. 8, ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей» (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 № 380), Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 № 522 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 522), Приказа Росалкогольрегулирования от 14.06.2012 №150 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 №136 «О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» (далее – Приказ Росалкогольрегулирования от 14.06.2012 №150), Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 №149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов» (далее - Приказ Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 №149).
Указанные нарушения были отражены в протоколе об административном правонарушении №03-15/918-1 от 01.04.2015.
Рассмотрев протокол №03-15/918-1 от 01.04.2015 и другие материалы дела об административном правонарушении, 09.04.2015 И.о. заместителя руководителя Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Голосная И.Г. постановлением №03-15/918-2 привлекла Общество к административной ответственности на основании ст.14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 руб. 00 коп.
Посчитав вынесенное постановление необоснованным и незаконным, ООО «ПК Кристалл-Лефортово» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере (пункт 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства России от 24.02.2009 №154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» (далее – Положение).
В соответствии с пунктами 4 и 5.3.8. Положения, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктами 1 и 7 Приказа Росалкогольрегулирования от 01.10.2009 №72 «Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу» предусмотрено, что территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, обеспечивающим осуществление функций, возложенных на службу, в границах соответствующего федерального округа является Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу. Межрегиональное управление находится в городе Москве и осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации в границах Центрального федерального округа.
В силу пунктов 8.10, 8.11 указанного Положения Межрегиональное управление осуществляет на территории федерального округа проверки в установленном порядке деятельности юридических лиц в указанной сфере деятельности, составляет протоколы об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.1 ст.23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.19 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.23.50 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его заместители; руководитель инспекции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в субъектах Российской Федерации, их заместители.
С учетом указанного, проведение проверки, составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления совершены административным органом в пределах предоставленных полномочий, что не оспаривается заявителем.
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, постановление о назначении административного наказания №03-15/918-2 от 09.04.2015 было принято уполномоченным лицом – и.о. руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Голосной И.Г.
В соответствии со ст.14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Размер штрафа определен административным органом в пределах санкции статьи 14.19 КоАП РФ с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом с соблюдением установленных законом сроков.
Как указал административный орган в мотивировочной части оспариваемого постановления, Обществом были нарушены положения абз. 4 п. 2 ст. 8, ст. 14 Закона № 171-ФЗ, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 № 380, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 522, Приказа Росалкогольрегулирования от 14.06.2012 №150, Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 №149.
Вывод административного органа о нарушении Обществом вышеназванных норм мотивирован тем, что при анализе данных, отраженных ООО «ПК Кристалл-Лефортово» в представленных декларациях об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2014, и сведений, зафиксированных по данным ЕГАИС, установлены следующие расхождения:
1. при сопоставлении данных, зафиксированных в ЕГАИС, и представленных в ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО «ПК Кристалл-Лефортово» копий первичных бухгалтерских документов на поставку алкогольной продукции за период с 01.07.2014 по 30.09.2014 установлено расхождение в общем объеме 44,475 дал, а также несвоевременное представление заявок о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции;
2. при сопоставлении данных, зафиксированных в ЕГАИС (акты списания продукции на прочие расходы, акты о браке продукции), и представленных ООО «ПК Кристалл-Лефортово» копий первичных бухгалтерских документов (накладных на внутреннее перемещение ТМЦ, актов о списании товаров) за период с 01.07.2014 по 30.09.2014, установлено расхождение в объеме прочих расходов алкогольной продукции в общем объеме 42,235 дал, а именно: согласно представленных Обществом копий первичных бухгалтерских документов объем прочих расходов алкогольной продукции за период с 01.07.2014 по 30.09.2014 составил 226,103 дал. В ЕГАИС (Документооборот, акты списания продукции на прочие расходы, акты о браке продукции) зафиксирован общий объем алкогольной продукции 268,338 дал. Расхождение составило 42,235 дал.
Также, согласно данным декларации об объеме использования этилового спирта по форме согласно приложению №2 к Правилам, представленной за 3 квартал 2014 года, объем прочих расходов спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020) составил 126,85 дал. Однако, данный объем в ЕГАИС не зафиксирован;
3. не зафиксированы в ЕГАИС, Документооборот, «Сведения о постановке продукции на баланс» сведения о другой спиртосодержащей пищевой продукции (код вида продукции - 350) собственного производства (ароматных спиртов, морсов (настоев)), используемой для производства другой продукции, в соответствии с первичными бухгалтерскими документами, данные о производстве которой подтверждаются представленными в ходе проведения внеплановой выездной проверки копиями журнала залива и слива морсов (настоев) за 3 квартал 2014 года в общем объеме 1040,5 дал;
4.Общество в представленных пояснениях от 02.03.2015 исх. № 558 сообщает, что в графе 16 «прочие расходы» декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 3 к Правилам (далее - декларация № 3), представленных за 3 квартал 2014 года указаны данные по расходу алкогольной продукции на лабораторные нужды, объем недостачи продукции, списанный на маркетинговые цели, на мотивацию покупателей и прочие расходы продукции на собственные нужды, а также перемещение внутри одной организации (объем продукции, перемещенный одним обособленным подразделением другому обособленному подразделению организации).
Согласно данным о прочих расходах в декларации № 3 к Правилам, в 3 квартале 2014 года перемещение внутри одной организации (без учета расхода алкогольной продукции на лабораторные нужды, объем недостачи продукции, списанный на маркетинговые цели, на мотивацию покупателей и прочие расходы продукции на собственные нужды) составило в объеме 3098,607 дал.
В ЕГАИС информация о перемещении продукции между обособленными подразделениями организации в 3 квартале 2014 г. в объеме 3098,607 дал не зафиксирована;
5. при сопоставлении данных, зафиксированных в ЕГАИС, и представленных ООО «ПК Кристалл-Лефортово» копий первичных бухгалтерских документов на поставку алкогольной продукции за период с 01.07.2014 по 30.09.2014 установлено расхождение в объеме 6,035 дал, а также несвоевременное представление заявок о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции.
Статья 14.19 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, является порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен ст. 14 Закона № 171-ФЗ, согласно п. 2, учет оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям ст. 8 Закона № 171-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 8 Закона № 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи) должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
На основании п. 4 ст. 14 Закона № 171-ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 522.
В соответствии с п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 522, организация, осуществляющая производство и (или) оборот продукции, представляет по информационно-телекоммуникационным сетям заявку о фиксации в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
В силу ч. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 Закона № 171-ФЗ.
Следовательно, до оборота конкретной партии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информация о таком обороте должна быть зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС.
Таким образом, у Общества имеется обязанность фиксации информации об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном порядке в ЕГАИС непосредственно перед его осуществлением. Закон № 171-ФЗ устанавливает прямой запрет на оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без фиксации указанной информации в ЕГАИС.
В соответствии с п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 522, показатели, используемые для учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) продукции, фиксируются организациями в журнале учета объемов производства и оборота, за исключением розничной продажи и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с порядком его заполнения, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Информация, зафиксированная в журналах, используется организациями, осуществляющими производство и оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 522).
Пункт 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 522, устанавливает перечень информации, необходимой для представления организациями и в единую информационную систему.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.
В силу п.2 ст.8 Закона № 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции, вина, виноматериалов и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Согласно п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 № 380, учет объема производства осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
Согласно п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 № 380 Значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, фиксируются организациями в журнале учета объема производства и оборота, за исключением розничной продажи и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в журнале учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 № 380, информация, зафиксированная в журналах, указанных в пункте 11 настоящих Правил, используется организациями, осуществляющими производство и оборот продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
На основании п. 5.1.1 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции. В полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной (далее - ТТН), сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации - поставщика продукции.
Указанные в п. 5.1.1 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 №149 поля «1. Наименование продукции», «2. Вид продукции», «3. Производитель (полное наименование)», «4. Код продукции», «5. Крепость», «6. Объём отгруженной продукции», «8. Ёмкость (л)», «9. Ед. измерения» заполняются автоматически после выбора оператором организации-поставщика наименования продукции из соответствующего справочника.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной выездной внеплановой проверки административным органом установлено, что ООО «ПК Кристалл-Лефортово» допустило: - в нарушение п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 №380, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 №522 фиксацию в ЕГАИС недостоверной информации об объемах поставки алкогольной продукции в 3 квартале 2014 года; - в нарушение п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 №380, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 №522 фиксацию в ЕГАИС недостоверной информации об объемах поставки алкогольной продукции в 3 квартале 2014 года; - в нарушение п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 №380, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 №522, фиксацию в ЕГАИС недостоверной информации об объемах прочих расходов алкогольной продукции в 3 квартале 2014 года в объеме 42,235 дал; не фиксацию в ЕГАИС прочих расходов спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020) за 3 квартал 2014 г в объеме 126,85 дал; - в нарушение п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 №380, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 №522, не фиксацию в ЕГАИС информации о продукции собственного производства (ароматные спирты, морсы, настои) для производства другой продукции за 3 кварталы 2014 в общем объеме 1040,5 дал; - в нарушение п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 №380, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 №522, не фиксацию в ЕГАИС заявок о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) за 3 кварталы 2014 в общем объеме 3098,607 дал; - в нарушение п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 №380, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 №522 фиксацию в ЕГАИС недостоверной информации об объемах поставки алкогольной продукции в 3 квартале 2014 года; - в нарушение п. 5.1.1 Приложения №5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 №149 несвоевременное представление заявок о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции в 3 квартале 2014 года; - в нарушение п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 №380, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 №522, фиксацию в ЕГАИС недостоверной информации об объемах закупки алкогольной продукции в 3 квартале 2014 г.; - в нарушение п. 5.2 Приложения №5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 №149 несвоевременное представление заявок о фиксации в ЕГАИС сведений о получении алкогольной продукции в 3 квартале 2014 г.; - в нарушение п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 №380, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 №522, не фиксацию в ЕГАИС информации о возврате алкогольной продукции в 3 квартале 2014 года в общем объеме 14,5 дал.
Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (п.16 Постановления).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (п.16.1 Постановления).
Учитывая, что обязанность по соблюдению соответствующих требований действующего законодательства Российской Федерации возложена на Общество, суд признает доказанной вину Общества в совершении выявленного правонарушения.
С учетом изложенного, совершение ООО «ПК Кристалл-Лефортово» административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела, в том числе – протоколом об административном правонарушении №03-15/918-1 от 01.04.2015, постановлением о назначении административного наказания №03-15/918-2 от 09.04.2015.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ и вина в его совершении, подтверждается материалами дела.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд не установил каких-либо нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает, что в настоящем случае отсутствуют основания для признания установленного правонарушения малозначительным.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие объективных препятствий для надлежащего исполнения Обществом требований закона, а равно принятие всех необходимых мер по соблюдению требований закона.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, является формальным и устанавливает ответственность вне зависимости от причинения правонарушением имущественного ущерба.
Таким образом, из совокупности вышеизложенного следует, что заявитель не предпринял все зависящие от него объективные меры по надлежащему исполнению своей обязанности по соблюдению порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, что исключает в данном конкретном случае возможность применения арбитражным судом норм ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях статьи 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Санкция ст. 14.19 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В Постановлении от 25.02.2014 N 4-П Конституционный суд Российской Федерации указал, что, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.
В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 января 2013 года N 1-П, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.
Согласно пункту 2 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Как следует из материалов дела, пояснений лица, привлекаемого к административной ответственности, правонарушение совершено Обществом без умысла допустить обнаруженные в ходе внеплановой проверки нарушения.
Кроме того, суд считает необходимым указать тот факт, Общество, с учетом особенностей работы программного комплекса ЕГАИС, не имеет возможности самостоятельно изменять коды алкогольной продукции, ранее введенные другим производителем, поставившим алкогольную продукцию Обществу.
Суд также принимает во внимание, что лицо, привлеченное к административной ответственности, раскаялось в совершенном административном правонарушении. В ходе рассмотрения настоящего спора по существу Общество не оспаривало ни факт совершения административного правонарушения, ни свою вину в совершенном правонарушении, а ходатайствовало о признании административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Определяя меру ответственности суд, руководствуясь разъяснениями постановления Конституционного Суда от 25 февраля 2014 года N 4-П, с учетом характера и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, суд находит возможным изменить размер административного штрафа, снизив последний до 75 000 рублей, поскольку административный штраф в размере 75 000 руб. отвечает в настоящем случае критериям справедливости и соразмерности содеянного ООО «ПК Кристалл Лефортово».
Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного, а также, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 4-П, статьями 17, 27, 29, 156, 159, 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования удовлетворить в части.
Изменить постановление МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу №03-15/918-2 от 09.04.2015 о привлечении ООО «ПК Кристалл-Лефортово» к административной ответственности в соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ в части назначения административного наказания, заменив штраф в размере 150 000 руб. на штраф в размере 75 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж).
Судья М.Н. Морозова