АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
01 августа 2022 года | Дело№ А35-3552/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 25.07.2022.
Решение изготовлено в полном объеме 01.08.2022.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Е.Ф. Вербиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Рыжаковым, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО «Агрокомплекс «Глушковский» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области,
о признании незаконным решения, выраженного в Уведомлении от 24.03.2022 года №КУВД-001/2022-53829533/5 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в лице Межмуниципального отдела по Глушковскому, Кореневскому и Рыльскому районам Управления Росреестра по Курской области;
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в лице Межмуниципального отдела по Глушковскому, Кореневскому и Рыльскому районам Управления Россреестра по Курской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности от гражданки ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Глушковский» на 2/68 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 2314000 кв.м, с кадастровым номером 46:03:060203:67, расположенный по адресу: Курская область, Глушковский район, Званновский сельсовет,
третье лицо: ФИО1.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022 № 1;
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 30.12.2021 № 3-СК;
от третьего лица: не явился, уведомлен надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.
Общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Глушковский» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения, выраженного в Уведомлении от 24.03.2022 года № КУВД-001/2021-53829533/5 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в лице Межмуниципального отдела по Глушковскому, Кореневскому и Рыльскому районам Управления Росреестра по Курской области; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в лице Межмуниципального отдела по Глушковскому, Кореневскому и Рыльскому районам Управления Росреестра по Курской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности от гражданки ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью ООО «Агрокомплекс «Глушковский» на 2/68 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 2314000 кв. м., расположенный по адресу: Курская область, Глушковский район, Званновский сельсовет, для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером 46:03:060203:67.
Определением суда от 25.04.2022 заявление Общества принято к производству, к участию в деле в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1.
Представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, заявлений, ходатайств не поступало.
С учетом положений статьи 123, 156, 163 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежаще извещенного о дате и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Агрокомплекс «Глушковский» зарегистрировано по адресу: 307470, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 25.12.2008, ИНН: <***>.
09.12.2021 года между собственником земельной доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, общей площадью 2314000 кв. м., расположенном по адресу: Курская область, Глушковский район, Званновский сельсовет, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:03:060203:67, ФИО1 (далее - Продавец) и ООО «Агрокомплекс «Глушковский» (далее - Покупатель) заключен договор купли-продажи земельной доли в земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, по условиям которого Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего Договора, принадлежащие Продавцу 2/68 доли земельного участка в праве собственности на земельный участок общей площадью 2314000 кв. м., расположенный по адресу: Курская область, Глушковский район, Званновский сельсовет, для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером 46:03:060203:67 (п.1 Договора).
Согласно пункту 1 Договора, право собственности Продавца на земельную долю зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем 07.06.2010 года сделана запись регистрации № 46-46-04/002/2010-222.
Для государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи от 09.12.2021 года стороны обратились 15.12.2021 в регистрирующий орган через многофункциональный центр с заявлением о государственной регистрации.
К заявлению были приложены следующие документы: договор купли-продажи от 09.12.2021 года, доверенность от 24.01.2019 года, платежное поручение от 30.11.2021 года № 7684.
Уведомлением от 23.12.2021 года № КУВД-001/2021-53829533/1 Управление Росреестра по Курской области в лице Межмуниципального отдела по Глушковскому, Кореневскому и Рыльскому районам Управления Россреестра по Курской области известило ООО «Агрокомплекс «Глушковский» о приостановлении государственной регистрации права на земельную долю в связи с тем, что в орган регистрации не были представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации перехода права.
Основанием для приостановления государственной регистрации прав Управление Росреестра по Курской области в лице Межмуниципального отдела по Глушковскому, Кореневскому и Рыльскому районам Управления Россреестра по Курской области указало, что «суммарное значение долей в праве общей долевой собственности на который превышает допустимое значение единицу (151345/9913176)».
В целях устранения причин приостановления заявителю указано на необходимость:
1) провести в соответствии со ст.ст.14, 14.1 Закона №101-ФЗ общее собрание участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 46:03:060203:67 по вопросу исправления ошибки, допущенной правообладателями земельного участка при определении размера долей в соответствии с Соглашением собственников об определении долей в праве общей долевой собственности на выделяемый земельный участок от 16.10.2017г.;
2) подготовить Соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:03:060203:67 в соответствии с п.4 ст. 15 Закона № 101-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1475 «Об утверждении Правил определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах (балло-гектарах), в виде простой правильной дроби»;
3) обратиться с заявлениями о внесении изменений в сведения ЕГРН в части размера долей на земельный участок с кадастровым номером 46:03:060203:67 с приложением необходимых, в соответствии со ст. ст. 14,18, 21 Закона №218-ФЗ документами, в том числе, с приложением Соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:03:060203:67.
В связи с истечением срока приостановления государственной регистрации, 24.03.2022 регистратор принял решение, выраженное в Уведомлении от 24.03.2022 года № КУВД-001/2021-53829533/5 об отказе ООО «Агрокомплекс «Глушковский» в государственной регистрации прав.
Считая отказ Управления Росреестра по Курской области в лице Межмуниципального отдела по Глушковскому, Кореневскому и Рыльскому районам Управления Росреестра по Курской области, выраженный в Уведомлении об отказе государственной регистрации прав от 24.03.2022 года № КУВД-001/2021-53829533/5 незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО «Агрокомплекс «Глушковский» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заинтересованное лицо, возражая против удовлетворения заявленных требований, указывает на законность и обоснованность вынесенного ненормативного акта, соответствие последнего нормам действующего законодательства, отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя.
Третье лицо в своем письменном мнении указало, что ФИО1 ООО «Агрокомплекс «Глушковский» были проданы 2/68 доли земельного участка в праве собственности на земельный участок общей площадью 2314000 кв. м., расположенный по адресу: Курская область, Глушковский район, Званновский сельсовет, для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером 46:03:060203:67. Указанная доля принадлежит ФИО1 на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.06.2010 года сделана запись регистрации № 46-46-04/002/2010-222.Действия Росреестра считает незаконными, поскольку размер доли, принадлежащей ФИО1, зарегистрирован надлежащим образом и не оспорен.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия (бездействия) – незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявитель обратился в арбитражный суд 21.04.2022г., уведомление № КУВД-001/2021-53829533/5 Управления Росреестра по Курской области, с оспариванием которого заявитель обратился в арбитражный суд, датировано 24.03.2022, таким образом, заявитель обратился в пределах процессуального срока на обращение в арбитражный суд, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016г. № П/0263 утверждены положения о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации.
На территории Курской области органом, уполномоченным на осуществление кадастрового учета и государственной регистрации прав, с 01.01.2017г., согласно Приложению № 48 к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016г. № П/0263, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.
Согласно п. 1 указанного Приложения № 48 Приложение № 48 к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016г. № П/0263 Территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр, территориальный орган Росреестра) по Курской области, сокращенное наименование - Управление Росреестра по Курской области (далее - Управление), осуществляющее функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции в сфере геодезии и картографии, наименований географических объектов, по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров на территории Курской области.
В силу п. 6 Приложения № 48 Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с центральным аппаратом Росреестра, подведомственными Росреестру организациями, другими территориальными органами Росреестра, территориальными органами иных федеральных органов государственной власти, полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, расположенными на территории Курской области.
Таким образом, оспариваемый акт вынесен в рамках предоставленных Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области действующим законодательством полномочий, что не оспаривается заявителем.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из: 1) реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В соответствии с положениями части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 5.1) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.3) технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении); 7.4) акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места); 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Статьей 18 Федерального закона № 218-ФЗ установлен порядок предоставления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Частью 4 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ определен состав необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документов, в частности: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами; 4) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 5) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу требований части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Основания приостановления в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ.
В соответствии с требованиями статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Статьей 29 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в её осуществлении.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Указанные документы должны содержать наименование правообладателя, вид регистрируемого права, описание недвижимого имущества, позволяющее идентифицировать его как объект недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь, назначение и иную необходимую информацию.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как следует из материалов дела, для государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи от 09.12.2021 года стороны обратились 15.12.2021 в регистрирующий орган через многофункциональный центр с заявлением о государственной регистрации.
К заявлению были приложены следующие документы: договор купли-продажи от 09.12.2021 года, доверенность от 24.01.2019 года, платежное поручение от 30.11.2021 года № 7684.
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором прав было принято решение, оформленное уведомлением о приостановлении государственной регистрации.
Так, уведомлением от 23.12.2021 года № КУВД-001/2021-53829533/1 Управление Росреестра по Курской области в лице Межмуниципального отдела по Глушковскому, Кореневскому и Рыльскому районам Управления Россреестра по Курской области известило ООО «Агрокомплекс «Глушковский» о приостановлении государственной регистрации права на земельную долю в связи с тем, суммарное значение долей в праве общей долевой собственности на земельный участок превышает допустимое значение единицу (10356085/9913176).
В связи с истечением срока приостановления, 24.03.2022 года Управление Росреестра по Курской области в лице Межмуниципального отдела по Глушковскому, Кореневскому и Рыльскому районам Управления Росреестра по Курской области Уведомлением от 24.03.2022 года № КУВД-001/2021-53829533/5 отказало ООО «Агрокомплекс «Глушковский» в государственной регистрации прав.
Управление также указано, что при первичной регистрации права общей долевой собственности на выделенный земельный участок с номером 46:03:060203:67 в правоустанавливающем документе - Соглашении собственников об определении долей в праве общей долевой собственности на выделяемый земельный участок от 25.06.2009г. допущена арифметическая ошибка при определении размера земельных долей в виде простой правильной дроби, так как суммарное сложение долей превышает допустимое значение единицу. В связи с чем в ЕГРН внесены недостоверные сведения о земельном участке с номером 46:03:060203:67 в части размера долей в праве общей долевой собственности, так как суммарное значение долей в праве превышает допустимое значение единицу. Учитывая вышеизложенное, в силу статей 246, 247 ГК РФ, статей 14, 14.1 Закона №101-ФЗ орган регистрации прав не вправе без наличия соответствующих документов-оснований самостоятельно определять (пересчитывать) размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, поскольку не осуществляет прав и обязанностей участника долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:03:060203:67. В связи с вышеизложенным, самостоятельно исправить ошибку органу регистрации прав не представляется возможным.
Арбитражный суд не может согласиться с выводами регистрирующего органа по следующим основаниям.
Из содержания ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ следует, что такие основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, как «сумма долей в праве общей долевой собственности превышает единицу», «наличие реестровой, арифметической, технической ошибки», отсутствуют.
В силу ч. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ реестровая ошибка - это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Наличие такой ошибки, равно как и непринятие продавцом или покупателем мер к ее исправлению не исключает возможность получения участка в собственность. Заявитель не мог и не должен был знать о наличии реестровой ошибки, поскольку соответствующая запись имелась в публичном ЕГРН.
Согласно положениям пункта 3 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Собственник земельного участка безусловно управомочен на принятие самостоятельных мер к исправлению реестровой ошибки, однако, не мог быть, в целях регистрации перехода ранее зарегистрированных прав, обязан органом: 1) провести в соответствии со ст.ст.14, 14.1 Закона №101-ФЗ общее собрание участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 46:03:060203:67 по вопросу исправления ошибки, допущенной правообладателями земельного участка при определении размера долей в соответствии с Соглашением собственников об определении долей в праве общей долевой собственности на выделяемый земельный участок от 16.10.2017г.; 2) подготовить Соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:03:060203:67 в соответствии с п.4 ст. 15 Закона № 101-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1475 «Об утверждении Правил определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах (балло-гектарах), в виде простой правильной дроби»; 3) обратиться с заявлениями о внесении изменений в сведения ЕГРН в части размера долей на земельный участок с кадастровым номером 46:03:060203:67 с приложением необходимых, в соответствии со ст. ст. 14,18, 21 Закона №218-ФЗ документами, в том числе, с приложением Соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:03:060203:67.
Согласно выписке из ЕГРН, доля ФИО1 зарегистрирована именно в размере 2/68, что соответствует предмету договора купли-продажи. Противоречия в части размера долей отсутствуют.
Таким образом, документы, поданные заявителем в регистрирующий орган 15.12.2021, соответствовали всем требованиям, установленным Федеральным законом № 218-ФЗ.
Право на отчуждаемую долю было зарегистрировано в установленном порядке, ограничений, препятствующих его переходу покупателю, а также, законных оснований для отказа в регистрации перехода прав в рассматриваемом деле установлено не было.
Изложенное в уведомлении от 23.12.2022 требование о предоставлении документов, устраняющих противоречиямежду заявленными правами и уже зарегистрированными правами, а затем и в уведомлении от 24.03.2022 об отказе в государственной регистрации, не соответствует положениям части 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ.
Выводы арбитражного суда соответствуют сложившейся судебной практике, изложенной в том числе в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 20.01.2021 по делу № А35-1367/2020, кассационном определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2020 по делу № 2а-311/2019.
Между ООО «Агрокомплекс «Глушковский» и ФИО1 спор о правах на земельную долю отсутствует.
Таким образом, Управлением Росреестра по Курской области не приведены надлежащие документальные доказательства законности оспариваемого отказа в государственной регистрации перехода права собственности от гражданки ФИО1 к ООО «Агрокомплекс «Глушковский» на 2/68 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:03:060203:67 площадью 2314000 кв. м, расположенный по адресу: Курская область, Глушковский район, Званновский сельсовет, для сельскохозяйственного использования.
При этом оспариваемый отказ Управления Росреестра по Курской области, оформленный Уведомлением от 24.03.2022 года № КУВД-001/2021-53829533/5, существенно нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку право собственности у приобретателя земельной доли возникает с момента государственной регистрации (часть 2 статьи 223 ГК РФ), незаконный отказ регистрирующего органа в государственной регистрации фактически нарушает конституционное право иметь имущество в собственности (статья 35 Конституции Российской Федерации) и распоряжаться этим имуществом на законных основаниях.
Принимая во внимание, что договор купли-продажи сторонами исполнен, суд полагает, что представленные на государственную регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают возникновение прав собственности на недвижимое имущество, не оспорены в установленном законом порядке и являются действительными, отражают информацию, необходимую для осуществления государственного кадастрового учета спорного недвижимого имущества, ввиду чего оснований для отказа в государственной регистрации права собственности не имелось.
Исходя из совокупности вышеизложенного, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об отсутствии у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области правовых и фактических оснований для отказа в государственной регистрации перехода к ООО «Агрокомплекс «Глушковский» права собственности на спорное недвижимое имущество.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что оспариваемый акт заинтересованного лица - Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области от 24.03.2022 года № КУВД-001/2021-53829533/5 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности ООО «Агрокомплекс «Глушковский» на недвижимое имущество, вынесено с нарушением требований Федерального закона № 218-ФЗ, препятствует осуществлению предпринимательской деятельности, нарушая права и законные интересы заявителя – ООО «Агрокомплекс «Глушковский», поскольку лицо не может воспользоваться правами, возникшими у заявителя на законных основаниях.
Рассматривая настоящее требование, арбитражный суд считает также необходимым отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 2 Определения «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «СЭВЭНТ» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 165, пункта 3 статьи 433 и пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации» от 05.07.2001 №154-0 государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств
В соответствии с ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 АПК РФ).
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, принимая во внимание заявленные материально-правовые требования при указанных заявителем правовых основаниях, арбитражный суд считает, что в данном случае имеются основания для удовлетворения уточненных требований ООО «Агрокомплекс «Глушковский», предусмотренных нормами главы 24 АПК РФ.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит арбитражный суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в лице Межмуниципального отдела по Глушковскому, Кореневскому и Рыльскому районам Управления Россреестра по Курской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности от гражданки ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Глушковский» на 2/68 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 2314000 кв.м, с кадастровым номером 46:03:060203:67, расположенный по адресу: Курская область, Глушковский район, Званновский сельсовет.
С учетом фактических обстоятельств дела и характера спорных правоотношений, арбитражный суд полагает надлежащим заявленный ООО «Агрокомплекс «Глушковский» способ восстановления нарушенного права.
Расходы по уплате государственной пошлине распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ и подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 17, 27, 29, 110, 112, 167-170, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Глушковский» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации прав, выраженное в уведомлении от 24.03.2022 года № КУВД-001/2022-53829533/5 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в лице Межмуниципального отдела по Глушковскому, Кореневскому и Рыльскому районам Управления Росреестра по Курской области.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности от гражданки ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Глушковский» на 2/68 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 2314000 кв.м, с кадастровым номером 46:03:060203:67, расположенный по адресу: Курская область, Глушковский район, Званновский сельсовет.
Оспариваемый ненормативный акт проверен на соответствие нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (305016, <...> октября, 4/6, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 21.12.2004, ИНН: <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Глушковский» (307470, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 25.12.2008, ИНН: <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области, в Арбитражный суд Центрального округа, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.Ф. Вербина