ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-3617/2022 от 22.06.2022 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

29 июня 2022 года

                    Дело № А35-3617/2022

Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2022 года.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Масютиной Н.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыжовой И.О. рассмотрел в открытом судебном заседании по делу по иску

Муниципального образования «ФИО2 сельсовет» Кореневского района Курской области

к Муниципальному образованию «Кореневский район» Кореневского района Курской области

 о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: памятник погибших воинам в годы ВОВ.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Комитет по управлению имуществом Курской области,

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской области,

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.

В судебном заседании приняли участие представители:

от истца: ФИО1 глава сельсовета – постановление от 11.12.2020, № 91 (паспорт);

от ответчика: не явился, извещен,

от третьих лиц: не явились, извещены.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование «ФИО2 сельсовет» Кореневского района Курской области обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию «Кореневский район» Кореневского района Курской области о признании права муниципальной собственности на памятник погибшим воинам в годы ВОВ, вид объекта недвижимости - сооружение; местоположение объекта недвижимости - Российская Федерация, 307424, Курская область, район Кореневский, сельсовет ФИО2, село Ольговка,  назначение объекта недвижимости - Сооружения исторические, год завершения строительства объекта недвижимости - 1968; площадь застройки: 4,4 кв.м., кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости: 46:10:040401:874, номер кадастрового квартала: 46:10:040401, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - историко-культурная деятельность, площадь: 85,0 кв.м.

В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на добросовестное и открытое владение и пользование спорным объектом недвижимости, осуществление его ремонта и содержания за счет собственных средств. Кроме того, истец указал, что отсутствие правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимости препятствует регистрации права собственности за Муниципальным образованием «ФИО2 сельсовет» Кореневского района Курской области что, в свою очередь, не позволяет сохранить содержать и сохранять памятник погибших воинам в годы ВОВ в надлежащем виде, в том числе, для последующих поколений.

Для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора судом были привлечены Комитет по управлению имуществом Курской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.

19 мая 2022 от Комитета по управлению имуществом Курской области через канцелярию суда нарочно поступило мнение на исковое заявление, которое было приобщено к материалам дела.

20 мая 2022 от ответчика в материалы дела через канцелярию суда нарочно поступил отзыв, который приобщен к материалам дела.

22.06.2022 от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской области через канцелярию суда в электронном виде поступило мнение на исковое заявление, которое приобщено к материалам дела.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на иск не возражал против удовлетворения иска, пояснил, что спорный объект в реестре муниципальной собственности не числится.

Третьи лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Третье лицо (Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях) в представленном мнении на иск сообщило, что сведения о спорном объекте не представлены к учету и данные в реестре федерального имущества отсутствуют; ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя удовлетворено судом.

От третьего лица (комитета по управлению имуществом Курской области) поступило мнение по иску, в котором третье лицо сообщило, что спорный объект в реестре государственного имущества Курской области не содержится. Комитет ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя удовлетворено судом.

Иные третьи лица мнений не представили, ходатайств не заявили.

С учетом положений ст. ст. 156, 170 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте заседания надлежащим образом, на основании представленных доказательств.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

На территории Ольговского сельсовета Кореневского района Курской области находится памятник погибшим воинам в годы ВОВ, который является объектом культурного наследия и подлежит особой охране, и сохранению.

Администрация Ольговского сельсовета Кореневского района Курской области вынуждена обратиться в Арбитражный суд Курской области с иском к администрации Кореневского района Курской области о признании за муниципальным образованием «ФИО2 сельсовет» Кореневского района Курской области право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: памятник погибшим воинам в годы ВОВ, расположенный по адресу: Курская область, Кореневский район, ФИО2 сельсовет, с. Ольговка.

Истец указал, что  в 1968 году в с. Ольговка Кореневского района Курской области для увековечивании памяти погибшим воинам в годы ВОВ колхоз «Заря коммунизма» завершил строительство объекта недвижимости: памятник погибшим воинам в годы ВОВ, вид объекта недвижимости - сооружение; местоположение объекта недвижимости - Российская Федерация, 307424, Курская область, район Кореневский, сельсовет ФИО2, село Ольговка; назначение объекта недвижимости - 14)Сооружения исторические, год завершения строительства объекта недвижимости - 1968; площадь застройки: 4,4 кв.м., кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости: 46:10:040401:874, номер кадастрового квартала: 46:10:040401, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - историко-культурная деятельность, площадь: 85,0 кв.м.

Объект недвижимости: памятник погибшим воинам в годы ВОВ строился хозяйственным способом колхозом «Заря коммунизма» Кореневского района Курской области в память погибших воинов в годы ВОВ.

 В 2002 году колхоз «Заря коммунизма» был переименован в ОАО «Агро-Альянс». ОАО «Агро-Альянс» Кореневского района Курской области построенное имущество, передал безвозмездно в муниципальное образование «ФИО2 сельсовет» Кореневского района Курской области в соответствии с актом приема-передачи от 28.11.2011 года.

С момента передачи вышеназванного имущества в администрацию Ольговского сельсовета Кореневского района Курской области, имущество было принято на баланс Администрации Ольговского сельсовета Кореневского района, в настоящее время, как указал истец,  указанный объект не имеет собственника, но находится на балансе Администрации Ольговского сельсовета Кореневского района Курской области.

Истец указал и материалами дела подтверждается, что предыдущим собственником имущества являлся ОАО «Агро-Альянс».

У прежнего собственника ОАО «Агро-Альянс» отсутствовали необходимые правоустанавливающие документы на памятник погибшим воинам в годы ВОВ, в связи, с чем после приема указанного имущества в муниципальную собственность муниципального образования «ФИО2 сельсовет», в установленном законодательством порядке памятник погибшим воинам в годы ВОВ зарегистрирован не был.

Материалами дела подтверждается, что начиная с 2011 года, и по настоящее время, Администрация Ольговского сельсовета Кореневского района добросовестно, открыто и непрерывно владеет памятником погибшим воинам в годы ВОВ, осуществляя его содержание и ремонт за счет собственных средств.

В 2021 г. на спорное имущество - памятник погибшим воинам в годы ВОВ был изготовлен технический план, зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок под сооружением, выписка из ЕГРН от 05.07.2021 г.

В соответствии с письмом Архивного отдела Администрации Кореневского района Курской области от 30.03.2021 г. № 05-53/60 информации, подтверждающей факт строительства памятника погибшим воинам в годы ВОВ (разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию), не обнаружено, кроме того, данная информация отсутствует в Архивном управлении Курской области ОКУ «Государственный архив Курской области» письмо от 22.04.2021 г.№12-11/433-2021/И, в архиве Областного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки Курской области, справка №437 от 05.04.2021 г., также отсутствует вышеназванная документация.

Вышеуказанный объект отсутствует в реестре федерального имущества о чем свидетельствует письмо от 19.04.2021 г. №ОД-01/1-939, в реестре имущества Курской области, письмо комитета Управления имуществом Курской области от 21.05.2021 г. №05.6-01.01.-19/6557 и реестре муниципальной собственности муниципального района «Кореневский район» Курской области, письмо Администрации Кореневского района Курской области от 29.03.2021 г. №02-32/2084.

В Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области для осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права были представлены документы и заявление от 21.03.2022 г. №КУВД-001/2022-11039026 об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права в отношении объекта - памятник погибшим воинам годы ВОВ, вид объекта недвижимости - сооружение; местоположение объекта недвижимости -Российская Федерация, 307424, Курская область, район Кореневский, сельсовет ФИО2, село Ольговка; назначение объекта недвижимости - 14). Сооружения исторические, год завершения строительства объекта недвижимости - 1968; площадь застройки: 4.4 кв.м., кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости: 46:10:040401:874, номер кадастрового квартала: 46:10:040401, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - историко-культурная деятельность, площадь: 85,0 кв.м. |

Администрацией Ольговского сельсовета Кореневского района было получено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав от 04.06.2022 г. №КУВД-001/2022-11039026/1 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и регистрации прав в отношении сооружения в связи с тем, что запись о праве собственности на объект за ОАО «Агро-Альянс», отсутствуют, заявления ОАО «Агро-Альянс» о государственной регистрации права собственности на объекты, с приложением правоустанавливающих документов в орган регистрации прав не представлялось.

Отсутствие правоустанавливающих документов о приобретении право собственности на памятник погибшим воинам в годы ВОВ, препятствует в регистрации права собственности в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что обусловлено обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Ссылаясь на то, что произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект не представляется возможным, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Право собственности может быть приобретено, а как следствие, признано за собственником только по тем основаниям, которые предусмотрены действующим законодательством. При этом право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает, согласно статье 219 ГК РФ, с момента такой регистрации.

Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности.

Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.

При этом право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Представленными в материалы дела документами подтверждается, что спорный объект представляет собой объект культурного наследия (мемориал погибшим). 

Согласно выписке из ЕГРН, в реестре содержатся следующие сведения со статусом «актуальные» о земельном участке с кадастровым номером 46:10:040401:874, в пределах которого, в соответствии с техническим планом расположен спорный объект:

- кадастровый квартал – 46:10:040401

- статус – учтенный;

- дата постановки на кадастровый учет – 30.04.2021;

- категория земель – земли населенных пунктов;

- разрешенное использование – историко-культурная деятельность;

- уточненная площадь – 85 +/- 3 кв.м;

- адрес (местоположение) – Курская область, Кореневский район, ФИО2 сельсовет, с. Ольговка;

- правообладатель - Муниципального образования «ФИО2 сельсовет» Кореневского района Курской области.

На основании статьи 4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В силу пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Указанная выше норма корреспондирует пункту 13 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Статьей 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Как установлено частями 1, 3 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1996             № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

В силу статьи 5 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов – на начальников этих гарнизонов.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 установлено, что органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Из материалов дела следует, что, начиная с 2011 года, и по настоящее время, Администрация Ольговского сельсовета Кореневского района добросовестно, открыто и непрерывно владеет памятником погибшим воинам в годы ВОВ, осуществляя его содержание и ремонт за счет собственных средств.

В 2021 г. на спорное имущество - памятник погибшим воинам в годы ВОВ был изготовлен технический план, зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок под сооружением, выписка из ЕГРН от 05.07.2021 г.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствие государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества является препятствием для реализации мер по сохранности вышеуказанного объекта культурного наследия.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Ответчик и третьи лица против удовлетворения исковых требований не возражали.

Согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, спорный объект в реестре федеральной и государственной собственности Курской области не значится.

Оценив представленные доказательства, принимая во внимание отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате госпошлины отнесены судом на истца. Истец от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 17, 102, 110, 167-171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Муниципальным образованием «ФИО2 сельсовет» Кореневского района Курской области  право собственности на объект недвижимости: памятник погибшим воинам в годы ВОВ, вид объекта недвижимости -сооружение; местоположение объекта недвижимости - Российская Федерация, 307424, Курская область, район Кореневский, сельсовет ФИО2, село Ольговка,  назначение объекта недвижимости - Сооружения исторические, год завершения строительства объекта недвижимости - 1968; площадь застройки: 4,4 кв.м., кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости: 46:10:040401:874, номер кадастрового квартала: 46:10:040401, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - историко-культурная деятельность, площадь: 85,0 кв.м.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                        Н.С. Масютина