АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
17 сентября 2013 года
Дело № А35-3930/2013
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2013 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Звягинцевым А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, ФИО1
к ИФНС России по г. Курску
о признании незаконным бездействия ИФНС
в судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности 23.01.2013
от ответчика: ФИО3 – специалист 1 разряда ю\о по доверенности от 07.02.2013
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле? арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 заявила требование о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Курску по невыдаче налогоплательщику решений ИФНС № 17-04/417 от 06.04.2012, № 17-04/2066 от 13.06.2012, № 7884 от 01.10.2012 о взыскании налогов и сборов с индивидуального предпринимателя ФИО1 и обязать ИФНС России по г. Курску выдать решения налогового органа № 17-04/417 от 06.04.2012, № 17-04/2066 от 13.06.2012, № 7884 от 01.10.2012 (с учетом уточнений).
Налоговый орган в отзыве на заявление требования не признал, ссылаясь на исполнение надлежащим образом обязанностей налогового органа по информированию и вручению налогоплательщику копий уведомлений, решений, требований, связанных с начислением и уплатой налогов.
Заслушав мнение представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как указал заявитель в своем заявлении и следует из материалов дела, в феврале 2012 г. ИФНС России по г. Курску была проведена камеральная проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по ЕНВД за 3 квартал 2011 г. и был составлен акт камеральной налоговой проверки от 01.02.2012 № 17-09/22690, согласно которому была установлена неуплата единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2011 г. в сумме 23239 руб. 00 коп. Ксерокопия акта приобщена к материалам дела.
05.03.2012 налогоплательщик представил возражения на указанный акт камеральной налоговой проверки. Копия возражений приобщена к материалам дела.
В конце ноября 2012 г. ИП ФИО1 была приглашена в службу судебных приставов по Железнодорожному округу г. Курска, где ее ознакомили с постановлением ИФНС России по г. Курску № 7884 от 01.10.2012 о взыскании с ИП ФИО1 62294 руб. 39 коп. налога, пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика.
На просьбу налогоплательщика о выдаче решения ИФНС России по г. Курску на уплату указанной суммы, судебный пристав-исполнитель пояснил, что такого решения у них нет.
Налогоплательщик 05.12.2012 г. обратился в ИФНС России по г. Курску с просьбой сообщить, из каких налоговой складывается такая сумма взыскания и выслать в е адрес акт проверки и решение ИФНС по г. Курску о взыскании указанных налогов. Ксерокопия письма приобщена к материалам дела.
По утверждению налогоплательщика, ответ на указанное письмо не получен до настоящего времени, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа по невыдаче заявителю решения о взыскании налогов и сборов и обязании ИФНС России по г. Курску выдать решение, на основании которого взыскивают с нее взыскивают денежные средства, для обжалования его в арбитражном суде.
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования в связи с пояснениями представителя налогового органа в судебных заседаниях и представления письменного отзыва и просил признать незаконным бездействия ИФНС России по г. Курску по невыдаче налогоплательщику решений ИФНС № 17-04/417 от 06.04.2012, № 17-04/2066 от 13.06.2012, № 7884 от 01.10.2012 о взыскании налогов и сборов с индивидуального предпринимателя ФИО1 и обязать ИФНС России по г. Курску выдать решения налогового органа № 17-04/417 от 06.04.2012, № 17-04/2066 от 13.06.2012, № 7884 от 01.10.2012.
Данное требование заявителя подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право, в частности, получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения, на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Согласно ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны, в частности, соблюдать законодательство о налогах и сборах, представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момент возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации; с ликвидацией организации – налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как указал налоговый орган в отзыве на заявление, ИП ФИО1, будучи плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии со ст. 346.26 НК РФ, 20.10.2011 г. представила в ИФНС России по г. Курску налоговую декларацию по указанному налогу за 3 квартал 2011 г. В соответствии со ст. 88 ННК РФ налоговым органом в период с 20.10.2011 г. по 20.01.2012 г. была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации, по результатам которой был составлен акт камеральной налоговой проверки от 01.02.2012 г. и под расписку вручен ИП ФИО1, что подтверждается материалами дела и налогоплательщиком не оспаривается. 05.03.2012 г. налогоплательщик представил возражения на акт камеральной налоговой проверки, что налоговым органом не оспаривается.
23.03.2012 г. ИФНС России по г. Курску направила в адрес ИП ФИО1 уведомление № 44964 на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки 06.04.2012 г. ИП ФИО1 на указанное рассмотрение не явилась.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по ЕНВД за 3 квартал 2011 г. налоговым органом было принято решение от 06.04.2012 г. № 17-04/417 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которого ИП ФИО1 был доначислен единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 23239 руб., начислена пеня за неуплату указанного налога в сумме 1025 руб. 82 коп. и штраф в сумме 4647 руб. 80 коп. за неуплату указанного налога. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела. По утверждению налогового органа указанное решение было направлено в адрес налогоплательщика почтой письмом № 17-20/ от 13.04.2012 г. Ксерокопия письма приобщена к материалам дела.
В адрес налогоплательщика по утверждению налогового органа было направлено требование № 9310 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.05.2012 на сумму 23239 руб. налога, 1025 руб. 82 коп. пени и 4647 руб. 80 коп. штрафа. Ксерокопия требования приобщена к материалам дела.
В материалы дела между тем представлено уведомление о вызове налогоплательщика от 01.02.2012 № 43962, в соответствии с которым ИП ФИО1 вызывалась на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки на 06.03.2012 в 10 час. 00 мин., а также решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.03.2012 г. № 17-04/417, согласно которому ИП ФИО1 привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 4647 руб. 80 коп. за неуплату ЕНВД за 3 квартал 2011 г., начислена пеня в сумме 833 руб. 71 коп. и доначислен налог в сумме 23239 руб. 00 коп. ксерокопия решения и уведомления приобщены к материалам дела.
Одновременно 06.03.2012 г. ИФНС России по г. Курску было принято решение № 17-04/506 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, решение № 17-04/327 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Ксерокопии указанных решений приобщены к материалам дела.
В материалы дела представлена также ксерокопия уведомления о вызове налогоплательщика от 14.03.2012 № 17-20/009087 для подписания и вручения протокола об ознакомлении с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля.
Как указал налоговый орган в отзыве на заявление налогоплательщика, 20.01.2012 г. ИП ФИО1 представила в ИФНС России по г. Курску декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2011 г.
В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговый орган с 20.01.2012 по 20.04.2012 г. провел камеральную налоговую проверку представленной налоговой декларации, по результатам которой 24.02.2012 г. был составлен акт камеральной налоговой проверки № 17-09/24068. Ксерокопия акта приобщена к материалам дела.
Налоговый орган представил в материалы дела сообщение № 44962 в адрес ИП ФИО1 с требованием представления пояснений, которым запрашивал налогоплательщика уточнить величину вмененного дохода в связи с занижением налоговой базы и физических показателей. Ксерокопия уведомления приобщена к материалам дела.
Также в материалы дела представлено уведомление о вызове налогоплательщика № 3343, которым налоговый орган вызывал ИП ФИО1 27.04.2012 для подписания и вручения акта камеральной налоговой проверки по представленной налоговой декларации за 4 квартал 2011 г. ксерокопия уведомления приобщена к материалам дела.
Согласно утверждению налогового органа, ввиду неявки налогоплательщика для получения указанного акта камеральной налоговой проверки налоговым органом акт был направлен с письмом от 28.04.2012 № 17-20/015596. Одновременно этим письмом сообщалось, что рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2011 г. состоится 13.06.2012 в 10 час. 00 мин. Ксерокопия письма приобщена к материалам дела.
13.06.2012 налоговым органом по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 24.04.2012 № 17-09/24608 было принято 13.06.2012 решение № 17-04/2066 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налоговый орган привлек налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 5201 руб. 00 коп. за неуплату ЕНВД за 4 квартал 2011 г. вследствие занижения налоговой базы, начислил пени в сумме 970 руб. 85 коп. и доначислил единый налог на вмененный доход в сумме 26005 руб. 00 коп. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.
По утверждению налогового органа, указанное решение было направлено налогоплательщику почтой письмом от 19.06.2012 № 17-20/020520. Ксерокопия письма приобщена к материалам дела.
На уплату указанных сумм налоговым органом было предъявлено налогоплательщику требование № 11241 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию 25.07.2012. Ксерокопия требования приобщена к материалам дела.
Налоговый орган также представил требование № 43977 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.07.2012 на сумму 569 руб. 44 коп. пени, начисленной на суммы не уплаченного ЕНВД за 3 и 4 кварталы 2011 г. и 1 квартал 2012 г. и требование № 54395 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.08.2012 на сумму 672 руб. 67 коп. пени, начисленной на неуплаченные суммы ЕНВД за 3, и 4 кварталы 20111 г. и 1 и 2 кварталы 2012 г. Ксерокопии требований приобщены к материалам дела.
В доказательство направления требования № 11241 по состоянию на 25.07.2012 г. был представлен список почтовых отправлений № 7 от 03.08.2012 г., заверенный оттиском штемпеля почты России.
В доказательство направления требования № 54395 по состоянию на 16.08.2012 г. был представлен список почтовых отправлений № 11 от 11.09.2012, заверенный оттиском штемпеля почты России.
Как указал налоговый орган в отзыве на заявление, в связи с неуплатой налогоплательщиком сумм по указанным требованиям в установленный срок ИФНС России по г. Курску 01.10.2012 было принято решение № 7884 о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – организации на взыскание 49244 руб. 00 коп. налогов, 3201 руб. 59 коп. пени и 9848 руб. 80 коп. штрафов. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.
Во исполнение положений ст. 47 НК РФ налоговым органом 01.10.2012 г. на основании указанного решения было вынесено постановление № 7884, которые в установленном порядке было направлено на исполнение в ОСП по Железнодорожному округу г. Курска. Ксерокопия постановления приобщена к материалам дела.
На основании и указанного постановления судебным приставом-исполнителем ОСП по Железнодорожному округу г. Курска было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которым было возбуждено исполнительное производство № 25259/12/39/46 в отношении ФИО1. Ксерокопия постановления приобщена к материалам дела.
Таким образом, по утверждению налогового органа, им полностью исполнен порядок, установленный статьями 88, 100, 101 НК РФ по уведомлению ИП ФИО1 о принимаемых в отношении нее актах и решениях, направлении требований на уплату налогов и вынесении постановления о взыскании недоимок за счет имущества.
Между тем, представленные материалы дела не доказывают соблюдение налоговым органом всех положений по уведомлению налогоплательщика о принятых в отношении него актах, уведомлении налогоплательщика о проводимых в отношении него мероприятиях и направлении в установленный срок требований и решений.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии со ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом в целях настоящей статьи.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Как следует из материалов дела, в доказательство направлении я всех вышеуказанных уведомлений, актов, решений, писем и требований налоговым органом представлена распечатка базы данных о направлении документов. Однако представленный документ является внутренним документом налогового органа и не может служить достоверным доказательством рассылки документов налоговым органом в указанные сроки без наличия подтверждающих документов почтовой связи. Между тем, в доказательство отправки налоговым органом представлены, в частности, списки отправленной заказной корреспонденции. Однако указанные списки содержат отсылку только к номеру почтового отправления и дате, но не содержат указания на то, какие именно документы отправлены данным заказным письмом. Налоговый орган в обоснование своего утверждения может ссылаться только на тождественность дат рассылки документов с указанными в списке заказными письмами.
Аналогично в отношении распечаток с сайта «Почта России». Указанные распечатки свидетельствуют только о дате получения или не получения корреспондентом того или иного почтового отправления, но не о его содержании.
Так, согласно распечатки базы данных о направлении документов, уведомление о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки № 44964 от 23.03.2012 отправлено почтой 27.03.2012 Сведения о получении и адресатом отсутствуют. Учетный номер данного отправления 30415988. В материалах дела имеется распечатка с сайта «Почта России» о заказном письме, отправленном 27.03.2012 с почтовым идентификатором 30597248120351. Таким образом, кроме даты нет фактических доказательств, что в адрес налогоплательщика отправлено именно указанное уведомление. А отсутствие доказательств обеспечения возможности налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки в силу положений п. 14 ст. 101 НК РФ является одним из оснований для признания решения налогового органа незаконным.
Как указано в данной распечатке, решение о привлечении ИП ФИО1 к ответственности № 17-04/417, принятое по результатам камеральной налоговой проверки представленной ею налоговой декларации по ЕНВД за 3 квартал 2011 г. направлено почтой 13.04.2012 г., получено налогоплательщиком 24.04.2012 г., учетный номер 29980998. Согласно списка заказных писем от 18.04.2012 в адрес ИП ФИО1 отправлено заказное письмо с идентификатором 49208128. В материалах дела имеется распечатка с сайта «Почта России» об отправленном заказном письме 19.04.2012 с почтовым идентификатором 3097249131400. Данное заказное письмо вручено адресату 20.04.2012. Однако доказательств того, что это было решение № 17-04/417 в материалах дела не имеется. В ходе рассмотрения настоящего дела налоговым органом была вновь представлена распечатка с сайта «Почта России» на отправку заказной корреспонденции 19.04.2012, полученной адресатом 20.04.2012 с теми же данными, но с иными почтовым идентификатором 30500049208128.
Также в распечатке указано, что решение № 17-04/2066 от 13.06.2012 направлено в адрес налогоплательщика почтой 19.06.2012, учетный номер 32056611, получено адресатом 19.06.2012 г.
В доказательство направления в адрес налогоплательщика решения № 7884 от 01.10.2012 налоговым органом также представлена распечатка с сайта «Почат России», которая свидетельствует о том, что заказная корреспонденция с почтовым идентификатором 39500055083368 адресату вручена не было ввиду его отсутствия.
Кроме того, как следует из материалов дела, решение № 7884 о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – организации на взыскание 49244 руб. 00 коп. налогов, 3201 руб. 59 коп. пени и 9848 руб. 80 коп. штрафов было принято налоговым органом без принятия решения в соответствии со ст. 46 НК РФ без наличия доказательств об отсутствии сведения о счетах налогоплательщика в банке.
Служебная записка об отсутствии сведений о наличии у ИП ФИО1 открытых банковских счетов представлена по состоянию на 13.08.2013 г. в материалы дела по требованию суда
Таким образом, налоговым органом не представлено надлежащих доказательств соблюдения им всех норм налогового законодательства об обстоятельствах доначисления взыскиваемых с налогоплательщика сумм налогов, пени и санкций, а также надлежащего уведомления налогоплательщика о проводимых им мероприятиях.
Вместе с тем, согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, заявление налогоплательщика поступило в арбитражный суд 27.05.2013 г.
Как указано в заявлении налогоплательщика и следует из материалов дела, о начале процедуры взыскания с не указанных сумм судебным приставом-исполнителем ИП ФИО1 узнала в конце ноября, когда в ОСП по Железнодорожному округу ее ознакомили с постановление м ИФНС России № 7884 о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – организации на взыскание 49244 руб. 00 коп. налогов, 3201 руб. 59 коп. пени и 9848 руб. 80 коп. штрафов.
Таким образом, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с пропуском установленного ст. 198 АПК РФ срока после того, как узнал о нарушении своих прав. Заявление о восстановлении пропущенного срока по уважительной причине от заявителя в ходе рассмотрения дела не поступало.
Как указано в Определение Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 г. № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании.
Вместе с тем, согласно Постановления ФАС Центрального округа от 05.07.2013 по делу № А64-6300/2012, пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, что согласуется со сложившейся судебно-арбитражной практикой, в частности, отражено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05 и не противоречит разъяснениям, данным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О.
При таких условиях требования заявителя в подлежат отклонению в полном объеме.
Исходя из обстоятельств рассмотренного дела, суд в соответствии со ст. 111 НК РФ расходы по уплате государственной пошлины отнес на налоговый орган.
В ходе рассмотрения настоящего дела заявитель через своего представителя неоднократно выражал желание заявить отказ от своих требований при условии предоставления ему налоговым органом всех решений, на основании которого с него производится взыскание указанных сумм. Представители налогового органа выразили сое согласие и обещали представить налогоплательщику указанные решения при его явке в налоговый орган. Суд дважды объявлял перерыв для урегулирования указанного вопроса – 02.09.20123 г. и 09.09.2013 г. В заседании 16.09.2013 г. представитель налогового органа пояснил, что ввиду отказа представителя от получения предлагаемых ему копий указанных решений налоговый орган направил эти копии почтовым отправлением заказным письмом и представил доказательства повторного, по утверждению налогового органа, направления копий указанных решений в адрес налогоплательщика. Однако указанное обстоятельство не было никаким образом зафиксировано налоговым органом и не подтверждено документально, вследствие чего суд сделал вывод об уклонении налогового органа от исполнения возложенной на него судом процессуальной обязанности и счел необходимым возложить на него расходы по уплате госпошлины, понесенные заявителем.
Как следует из материалов дела, в подтверждение уплаты госпошлины налогоплательщиком была представлена квитанция об уплате ФИО1 в федеральный бюджет 17.05.2013 г. госпошлины в сумме 2000 руб.
Между тем, в соответствии со ст. 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными государственная пошлина подлежит уплате физическими лицами в сумме 200 руб. В соответствии с положениями ст. 333.22 НК РФ цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований.
Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату в соответствии с положениями ст. 333.40 НК РФ.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ в заседании 16.09.2013 г. объявлена резолютивная часть решения.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180-182,197-201,318,319 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Курску по невыдаче налогоплательщику решений ИФНС № 17-04/417 от 06.04.2012, № 17-04/2066 от 13.06.2012, № 7884 от 01.10.2012 о взыскании налогов и сборов с индивидуального предпринимателя ФИО1 и обязании ИФНС России по г. Курску выдать решения налогового органа № 17-04/417 от 06.04.2012, № 17-04/2066 от 13.06.2012, № 7884 от 01.10.2012, отказать.
Взыскать с Инспекции федеральной налоговой службы по городу Курску (зарегистрирована 27.12.2004 г., ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Энгельса, 115А, <...>), в доход индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республиканская <...>, <...>) 600 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде, уплаченной в Федеральный бюджет по квитанции от 17.05.2013 г. в сумме 2000 руб.
Выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республиканская <...>, <...>) справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1400 руб. 00 по квитанции от 17.05.2013 г. в сумме 2000 руб. 00 коп.
Данное решение вступает в законную силу в месячный срок после его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.А. Горевой