АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
декабря 2021 года | Дело № А35-4339/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 22.12.2021г.
В полном объеме решение изготовлено 29.12.2021г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравченко С.О., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО «Банищанская Дача»
к Комитету природных ресурсов Курской области,
специалист – ФИО1
о признании недействительным утвержденного Приказом Комитета природных ресурсов Курской области от 17.02.2021 № 01-08/15 отрицательного Заключения № 519 экспертной комиссии по рассмотрению проекта;
об обязании Комитета природных ресурсов Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Банищанская дача» путем выдачи и утверждения положительного заключения на «Изменения от 04.02.2021 в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области по Договору аренды лесного участка от 29.05.2008» в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу.
В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя – ФИО2 – доверенность от 15.12.2020 № б/н (срок 5 лет), представлен диплом доктора юридических наук; от заинтересованного лица – ФИО3 – доверенность от 13.07.2021 № 99, представлен диплом, специалист – ФИО1, представлен паспорт, СУ № 47 от 18.03.2021.
Общество с ограниченной ответственностью «Банищанская Дача» (далее - также, ООО «Банищанская Дача», Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету природных ресурсов Курской области (далее - также, заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительным утвержденного Приказом Комитета природных ресурсов Курской области от 17.02.2021 № 01-08/15 отрицательного Заключения № 519 экспертной комиссии по рассмотрению проекта; об обязании Комитета природных ресурсов Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Банищанская дача» путем выдачи и утверждения положительного заключения на «Изменения от 04.02.2021 в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области по Договору аренды лесного участка от 29.05.2008» в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования в полном объеме, согласно доводам, имеющимся в материалах дела.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам отзыва, имеющегося в материалах дела.
Специалист в судебном заседании пояснил, что в правилах заготовки древесины имеется норма (п. 9 Правил заготовки древесины), позволяющая заявителю использовать недостающий объем в будущем году при разработке нового проекта новых лесов иАли возможно внесение изменений в проект освоения лесов в судебном порядке; в письменных пояснениях описал изменение объема твердолиственного хозяйства на принадлежащих участках.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ.
Общество с ограниченной ответственностью «Банищанская Дача» зарегистрировано по адресу: 307340, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 17.05.2005, ИНН: <***>.
29.05.2008г заключен Договор аренды лесного участка между Комитетом лесного хозяйства Курской области (Арендодатель, Комитет) и ООО ПКП «Антонина» (Арендатор) для заготовки древесины на лесном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, Курская область, Рыльский район, Рыльское лесничество (Ивановское участковое лесничество)<...>, 63-65, общей площадью 6083 га, входящий в состав лесного участка общей площадью 201 319 645 (двести один миллион триста девятнадцать тысяч шестьсот сорок пять) кв.м. с кадастровым номером 46:20:000000:0005.
22.05.2015г. на основании заключенного Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 29.05.2008г. все права и обязанности арендатора по данному договору переданы ООО «Банищанская дача».
Согласно информации, представленной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.kursk.arbitr.ru (информационный ресурс « Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru), на основании Решения Арбитражного суда Курской области от 06.03.2017г. по делу № А35-9394/2016 и заключенному Дополнительному соглашению от 13.03.2017г. к Договору аренды от 29.05.2008 внесены изменения в Договор аренды лесного участка от 29.05.2008.
На основании Решения Арбитражного суда Курской области от 12.08.2019 по делу А35-5542/2019 и заключенному Дополнительному соглашению от 26.08.2019г. к Договору аренды от 29.05.2008г. внесены изменения в Договор аренды лесного участка от 29.05.2008г.
03.12.2020г. ООО «Банищанская дача» как арендатор обратилось с письмом № 360, в котором просило внести изменения в Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области по Договору аренды лесного участка от 29.05.2008г. в части расширения и замещения лесотаксационных выделов (табл. 7.1.3 Проекта освоения лесов 2017 года), в которых проектируется заготовка древесины, без изменения установленного объема заготовки древесины спелых и перестойных насаждений, в том числе по хозяйственным секциям, а также без изменения сроков и размера арендной платы.
В связи с несоответствием сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, лесохозяйственном регламенте, относящихся к арендованному лесному участку, расположенному по адресу: Российская Федерация, Курская область, Рыльский район, Рыльское лесничество (Ивановское участковое лесничество)<...>, 63-65, общей площадью 6083 га, входящий в состав лесного участка общей площадью 102130000 (сто два миллиона сто тридцать тысяч) кв.м. с кадастровым номером 46:20:000000:0005 заявитель подготовил Изменения от 04.02.2021 в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области (по Договору аренды от 29.05.2008).
10.02.2021 Общество обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений в Проект 2017 года освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области по Договору аренды лесного участка от 29.05.2008 посредством утверждения «Изменения в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области (по договору аренды от 29.05.2008)» от 04.02.2021.
Заключением № 519 экспертной комиссии по рассмотрению проекта от 17.02.2021г. Обществу отказано в удовлетворении требования о внесении изменений в Проект освоения лесов 2017 года, в связи с тем, что в данных изменениях в проект освоения лесов запланированные лесохозяйственные мероприятия не соответствуют законодательству РФ (отрицательное заключение).
Вынесенное отрицательное Заключение № 519, по мнению заявителя, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Общества, препятствует реализации Обществом прав в части выборки необходимого объема древесины в соответствии с Приложением № 3 к Договору аренды лесного участка от 29.05.2008г.
Заинтересованное лицо считает вынесенный ненормативный акт соответствующим нормам действующего законодательства, не нарушающим прав заявителя.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия (бездействия) – незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемый акт вынесен Комитетом 17.02.2021г.
Общество получило Заключение № 519 - 26.02.2021г., что подтверждается письмом Комитета природных ресурсов Курской области № 10.4-6-225110 от 07.06.2021, следовательно, с 26.02.2021г. Обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов Заключением № 519.
Трехмесячный срок с даты получения Заключения № 519 для признания его недействительным истекает 26.05.2021г.
В арбитражный суд с настоящим требованием заявитель обратился 25.05.2021г., то есть в пределах процессуального срока на обращение в арбитражный суд, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Губернатора Курской области от 26.08.2020г. № 259-пг «Об изменениях в структуре исполнительных органов государственной власти Курской области» полномочия по реализации государственной политики на территории Курской области в области лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, охоты и сохранения охотничьих ресурсов переданы от комитета лесного хозяйства Курской области комитету природных ресурсов Курской области. Комитет природных ресурсов Курской области на основании Постановления Губернатора Курской области от 26.08.2020г. № 259-пг является правопреемником по всем обязательствам реорганизуемого комитета лесного хозяйства Курской области.
Постановлением Губернатора Курской области от 07.10.2020г. № 299-пг утверждено Положение о комитете природных ресурсов Курской области.
Согласно п.п. 1.1 Положения, Комитет природных ресурсов Курской области является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим реализацию государственной политики Курской области в закрепленной сфере деятельности, а также переданных Российской Федерацией полномочий.
Согласно п. 3.6.6 Положения Комитет обеспечивает реализацию в установленном порядке переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, по вопросам разработки и утверждения Лесного плана Курской области, лесохозяйственных регламентов, а также проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Приказом Минприроды России от 30.07.2020г. № 513 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
В соответствии с Порядком, целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3). Для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. В состав экспертной комиссии должны входить два представителя общественных объединений и (или) некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (экологии и природопользования) (пункт 4). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2018, № 32, ст. 5134), публичного сервитута (далее - Лесопользователь), для проведения Экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов или внесенных в него изменений на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (пункт 5). Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 7.1).
Приказом Минприроды России от 15.02.2018г. № 57 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно п. 2.2 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется уполномоченными органами, указанными в приложении 1 к Административному регламенту (п. 25 Приложения 1 - Комитет лесного хозяйства Курской области).
Экспертная комиссия по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов утверждена приказом комитета лесного хозяйства Курской области от 19.11.2007 г. № 105 (в редакциях приказов от 29.12.2008 г. № 125, от 09.04.2009 г. № 26, от 12.10.2009 г. № 87, от 04.06.2012 г. № 75, от 30.09.2014 г. № 145, от 24.11.2014 г. № 181, от 27.02.2015 г. № 41, от 19.03.2015 г. № 61, от 30.03.2015 г. № 73, от 25.05.2015 г. № 124, от 28.07.2015г. № 193, от 13.01.2016 г. № 34, от 1 1.03.2016 г. № 92, от 15.12.2016 г. № 505, от 3.04.2018г. № 106, от 5.12.2018 г. № 415. от 2.12.2019 № 394, от 27.02.2020 г. № 61, от 26.06.2020 г. № 202, от 28.07.2020 г. № 238, от 30.11.2020 № 01-06/651, от 14.12.2020 г. № 01-06/702 (утвержденная приказом комитета природных ресурсов Курской области) «Об утверждении состава и регламента работы экспертной комиссии на проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов».
Как усматривается из оспариваемого акта, последний вынесен: органом, в соответствии с предоставленными полномочиями, что не противоречит нормам действующего законодательства, регулирующим соответствующие полномочия, не оспаривается сторонами по настоящему делу.
Согласно ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов допускается для заготовки древесины.
Статьей 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно п. 1 ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В соответствии с п. 9 ст. 29 ЛК РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4 Приказа Минприроды России от 01.12.2020г. № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ контракта).
В соответствии со ст. 87 ЛК РФ закреплено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 89 ЛК РФ предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Порядок разработки проекта освоения лесов и состав такого проекта определены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - Приказ № 69).
Пунктом 28 Приказа № 69 установлено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, в соответствии со ст. 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В соответствии с п. 33 Приказа № 69 внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Арбитражный суд полагает необходимым указать, что п. 33 Приказа № 69 устанавливает императивные случаи внесения изменений в проект освоения лесов, когда арендатор обязан осуществить действия по внесению изменений в проект освоения лесов.
В тоже время, арбитражный суд принимает во внимание то, что согласно письму Рослесхоза № СА-02-54/17742 от 11.09.2020, п. 33 Приказа Росслесхоза № 69 от 29.02.2012 содержаться основания только для безусловного обязательного внесения изменений в проект освоения лесов (императивные основания), неимперативные основания внесения изменений в проект освоения лесов п. 33 в себе не содержит и не регламентирует. При этом Рослесхоз, как орган издавший подзаконный акт в виде Приказа Росслесхоза № 69 от 29.02.2012, разъяснил, что арендодатель имеет право и в иных случаях вносить изменения в проект освоения лесов.
Кроме того, согласно позиции Рослесхоза, изложенной в письме от 16.08.2013 N ИК-03-27/8209 «О разъяснении законодательства в части внесения изменений в проект освоения лесов», вышеуказанный перечень случаев, при которых внесение изменений в проект освоения лесов является обязательным, не является исчерпывающим. В ряде случаев в проект освоения лесов требуется внести изменения, которые не влекут за собой изменения лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или договора аренды.
Пунктом 2 статьи 24 ЛК РФ предусмотрены основания для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, среди которых невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов, в том числе и выборки установленного проектом освоения лесов объема рубки в установленных выделах (кварталах).
Как выше указывалось, Приказом Минприроды России от 30.07.2020г. № 513 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
В силу ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда.
В соответствии со ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии со ст. 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.
Как следует из материалов настоящего дела, в 2012 году в Курской области было проведено лесоустройство, в том числе, в Рыльском лесничестве Курской области.
Согласно п.п. 1.1, 1.2 государственного контракта № 0144200002412001037_81647 от 22 октября 2012 года, заключенного между комитетом лесного хозяйства Курской области и филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлесопроект» в целях исполнения ст.ст. 67, 68, 70 ЛК РФ были произведены работы по проведению лесоустройства в 2012 году (таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) на землях лесного фонда, в том числе Рыльского лесничества (Ивановское участковое лесничество)<...>, 63-65.
Согласно приказу Комитета лесного хозяйства Курской области от 01.10.2013г. № 135 были утверждены материалы лесоустройства, проведенного в 2012 году.
В 2017 году Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» составлен Проект освоения лесов, который прошел экспертизу Комитета и положен в основу исполнения Договора аренды лесного участка от 29.05.2008г.
В октябре 2020 года проведено натурное обследование лесного участка, расположенного в лесах Рыльского лесничества, Ивановского участкового лесничества, по результатам которого выявлены несоответствия данным государственного лесного реестра натурному обследованию.
Согласно Акту № 1 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 09.10.2020г. выявлено несоответствие участка, расположенного в лесах Рыльского лесничества, Ивановского участкового лесничества в квартале 1, выделе 1 по составу насаждений.
Согласно Акту № 2 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 09.10.2020г. выявлено несоответствие участка, расположенного в лесах Рыльского лесничества, Ивановского участкового лесничества в квартале 2, выделе 1 по составу насаждений.
Согласно Акту № 3 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 09.10.2020г. выявлено несоответствие участка, расположенного в лесах Рыльского лесничества, Ивановского участкового лесничества в квартале 9, выделе 4 по составу насаждений и происхождению.
Согласно Акту № 4 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 09.10.2020г. выявлено несоответствие участка, расположенного в лесах Рыльского лесничества, Ивановского участкового лесничества в квартале 9, выделе 21 по виду рубки.
Согласно Акту № 5 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 09.10.2020г. выявлено несоответствие участка, расположенного в лесах Рыльского лесничества, Ивановского участкового лесничества в квартале 22, выделе 5 по составу насаждений.
Согласно Акту № 6 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.10.2020г. выявлено несоответствие участка, расположенного в лесах Рыльского лесничества, Ивановского участкового лесничества в квартале 1, выделе 3 по составу насаждений.
Согласно Акту № 7 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.10.2020г. выявлено несоответствие участка, расположенного в лесах Рыльского лесничества, Ивановского участкового лесничества в квартале 2, выделе 18 по составу насаждений.
Согласно Акту № 8 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.10.2020г. выявлено несоответствие участка, расположенного в лесах Рыльского лесничества, Ивановского участкового лесничества в квартале 7, выделе 12 по составу насаждений.
Согласно Акту № 9 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 14.10.2020г. выявлено несоответствие участка, расположенного в лесах Рыльского лесничества, Ивановского участкового лесничества в квартале 7, выделе 13 по составу насаждений.
В соответствии с п. 2.1.3 Приказ Минприроды России от 11.11.2013г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (далее - приказ Минприроды от 11.11.2013г. № 496) документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является, в том числе Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Пунктом 4.1 Приказа Минприроды России от 11.11.2013г. № 496 закреплено, что Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются не позднее месяца с момента поступления первичной документации, перечень которой утвержден данным приказом, и форм ведения государственного лесного реестра, утвержденных Приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г. № 514 (зарегистрирован в Минюсте России 26 октября 2016 г., регистрационный номер 44145).
В соответствии с п. 4.2. Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 (ред. от 27.02.2020г.) акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом.
П. 4.3 Приказа Минприроды России от 11.11.2013г. № 496 определено, что акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122 (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2018 г., регистрационный номер 50859).
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
Согласно п. 9 Приказа Минприроды России от 27.07.2020г. № 491 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра» уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в течение месяца со дня поступления документированной информации, составляет соответствующий документ, предусмотренный частью 2.1 статьи 91 ЛК РФ, и вносит документированную информацию в государственный лесной реестр.
В силу п. 12 Приказа Минприроды России от 27.07.2020г. № 491 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра» изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию.
В соответствии с п. 16 Приказа Минприроды России от 27.02.2017г. № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (далее - состав лесохозяйственных регламентов) внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случае изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований.
Согласно п. 18 Приказа Минприроды России от 27.02.2017г. № 72 при внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений.
Согласно п.п. 9 - 11 Приказа Минприроды России от 27.02.2017г. № 72 лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств. Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
В соответствии п. 13 Приказа Минприроды России от 27.02.2017г. № 72 органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) на срок не менее 30 дней со дня размещения на официальном сайте, указав информацию о сроках ознакомления, адресе электронной почты или почтовом адресе для направления замечаний и предложений, а также другие сопроводительные документы при наличии. В предложениях заинтересованных лиц излагается суть и краткое обоснование предложений, а также могут прикладываться в электронном виде либо на бумажных носителях обосновывающие материалы, в том числе схемы и графические материалы, отображающие предложения заинтересованных лиц. Представленные материалы возврату не подлежат. По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний в течение 30 дней орган государственной власти или орган местного самоуправления организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.
Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию №№ 1 - 5 составлены 09.10.2020г., №№ 6-9 - 14.10.2020г. Следовательно, уполномоченное лицо обязано было в срок не позднее 09.11.2020г. для актов №№ 1 - 5, не позднее 14.11.2020г. для актов №№ 6-9 внести изменение в государственный лесной реестр.
Согласно информации, представленной в материалы настоящего дела, не опровергнутой сторонами, в Государственный лесной реестр в установленный законом срок внесены изменения в соответствии с актами несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 1 - 9.
Исходя из анализа положений п. 13 Приказа Минприроды России от 27.02.2017г. № 72 уполномоченный в области лесных отношений орган в течение 60 дней с даты внесения изменений в государственный лесной реестр обязан внести изменения в лесохозяйственный регламент.
Как следует из материалов настоящего дела, 03.12.2020г. ООО «Банищанская дача» как арендатор обратилось с письмом № 360, в котором просило внести изменения в Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области по Договору аренды лесного участка от 29.05.2008г. в части расширения и замещения лесотаксационных выделов (табл. 7.1.3 Проекта освоения лесов 2017 года), в которых проектируется заготовка древесины, без изменения установленного объема заготовки древесины спелых и перестойных насаждений, в том числе по хозяйственным секциям, а также без изменения сроков и размера арендной платы.
С целью реализации законных прав и приведения в соответствие с фактическими (натурными) данными по составу Общество предоставило в Комитет Изменения в проект освоения лесов от 04.02.2021г.
В связи с несоответствием сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, лесохозяйственном регламенте, относящихся к арендованному лесному участку, расположенному по адресу: Российская Федерация, Курская область, Рыльский район, Рыльское лесничество (Ивановское участковое лесничество)<...>, 63-65, общей площадью 6083 га, входящий в состав лесного участка общей площадью 102130000 (сто два миллиона сто тридцать тысяч) кв.м. с кадастровым номером 46:20:000000:0005 заявитель подготовил Изменения от 04.02.2021г. в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области (по Договору аренды от 29.05.2008г).
10.02.2021г. Общество обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений в Проект 2017 года освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области по Договору аренды лесного участка от 29.05.2008г. посредством утверждения «Изменения в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области (по договору аренды от 29.05.2008)» от 04.02.2021г.
Заключением № 519 экспертной комиссии по рассмотрению проекта от 17.02.2021г. Обществу отказано в удовлетворении требования о внесении изменений в Проект освоения лесов 2017 года, в связи с тем, что в данных изменениях в проект освоения лесов запланированные лесохозяйственные мероприятия не соответствуют законодательству РФ (отрицательное заключение).
Согласно п. 2 ст. 88 ЛК РФ состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указанная норма ЛК РФ предусматривает внесение изменений в проект освоения лесов и является отсылочной к подзаконному акту органа исполнительной власти, осуществляющего функции правотворчества в области лесного хозяйства.
Как выше указывалось, Заключение № 519 вынесено экспертной комиссией в рамках предоставленных полномочий приказом комитета лесного хозяйства Курской области от 19.11.2007 г. № 105 (в редакциях приказов от 29.12.2008 г. № 125, от 09.04.2009 г. № 26, от 12.10.2009 г. № 87, от 04.06.2012 г. № 75, от 30.09.2014 г. № 145, от 24.11.2014 г. № 181, от 27.02.2015 г. № 41, от 19.03.2015 г. № 61, от 30.03.2015 г. № 73, от 25.05.2015 г. № 124, от 28.07.2015г. № 193, от 13.01.2016 г. № 34, от 1 1.03.2016 г. № 92, от 15.12.2016 г. № 505, от 3.04.2018г. № 106, от 5.12.2018 г. № 415. от 2.12.2019 № 394, от 27.02.2020 г. № 61, от 26.06.2020 г. № 202, от 28.07.2020 г. № 238, от 30.11.2020 № 01-06/651, от 14.12.2020 г. № 01-06/702 (утвержденная приказом комитета природных ресурсов Курской области) «Об утверждении состава и регламента работы экспертной комиссии на проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов».
В силу п. 9 Приказа № 513 результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Приказом Комитета от 19.11.2007г. № 105 утвержден состав и регламент работы экспертной комиссии на проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Пунктом 3 поименованного Приказа № 105 от 19.11.2007г. утверждено заключение, выдаваемое по результатам экспертизы проектов освоения лесов (приложение № 3) и заявление на проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов (приложения № 4). Указанные приложения представлены Комитетом в материалы настоящего дела.
Согласно Регламенту работы экспертной комиссии для проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов (Приложение № 2 к приказу комитета лесного хозяйства Курской области от 19 ноября № 105), целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану Курской области и законодательству Российской Федерации. По результатам Экспертизы выдается заключение (приложение № 3), которое может быть положительным или отрицательным.
Как следует из содержания оспариваемого акта, утвержденного приказом комитета природных ресурсов Курской области от 17.02.2021г. № 01-08/115: Экспертная комиссия по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденная приказом комитета лесного хозяйства Курской области от 19.11.2007 г. № 105 (в редакциях приказов от 29.12.2008 г. № 125, от 09.04.2009 г. № 26, от 12.10.2009 г. № 87, от 04.06.2012 г. № 75, от 30.09.2014 г. № 145, от 24.11.2014 г. № 181, от 27,02.2015 г. № 41, от 19.03.2015 г. № 61, от 30.03.2015 г. № 73, от 25.05.2015 г. № 124, от 28.07.2015г. № 193, от 13.01.2016 г. № 34, от 11.03.2016 г. № 92, от 15.12. 2016 г. № 505, от 3.04.2018г. № 106, от 5.12.2018 г. № 415, от 2.12.2019 № 394, от 27.02.2020 г. № 61, от 26.06.2020 г. № 202, от 28.07-2020 г. № 238, от 30.11.2020 № 01-06/651, от 14.12.2020 г. № 01-06/702 (утвержденная приказом комитета природных ресурсов Курской области) «Об утверждений состава и регламента работы экспертной комиссии на проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов», в составе: ФИО4 - заместитель председателя комитета лесного хозяйства Курской области - председатель комиссии, ФИО3 - заместитель начальника отдела административно-правовой и кадровой работы комитета лесного хозяйства Курской области, ФИО5 - начальник отдела перспективного развития и использования лесов комитета природных ресурсов Курской области, ФИО6 - начальник отдела защиты, воспроизводства лесов и лесоразвйтия комитета природных ресурсов Курской области, ФИО7 - начальник отдела экономики, бюджетного планирования и администрирования платежей комитета природных ресурсов Курской области, ФИО8 - консультант отдела защиты, воспроизводства лесов и лесоразвития комитета природных ресурсов Курской области, ФИО9 - председатель Курской областной организации Рослеспрофсоюза» (по согласованию), ФИО10 - заместитель начальника отдела перспективного развития и использования лесов комитета природных ресурсов Курской области - секретарь экспертной комиссии, ФИО1 - начальник отдела комитета лесного хозяйства по Рыльскому лесничеству рассмотрела изменения в проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный ООО «Банищанская дача» в аренду (вид аренды) для заготовки древесины расположенный в Рыльском лесничестве (Ивановское участковое лесничество) лесной квартал №: 1 -8, 9 ч, 10-22, 23 ч, 24, 25, 26 ч, 27-41, 42 ч, 43, 44 ч, 45-48, 49 ч - 51 ч, 52, 53 ч - 57 ч, 58, 59, 63 ч, 64, 65 обшей площадью 6076,6 га, по договору аренды лесного участка от 29 мая 2008 года. на срок действия лесохозяйственного регламента Рыльского лесничества до 2023 г.
Как следует из содержания оспариваемого акта, в п. 3 Заключения № 519 комиссия пришла к выводу, что предоставленные на экспертизу ООО «Банищанская дача» изменения в проект освоения лесов от 04.02.2021г. соответствуют: - видам и целям основания лесов; - договору аренды 29.05.2008; - лесохозяйственному регламенту лесничества; - лесному плану Курской области; не соответствуют: законодательству Российской Федерации (подпункт «д» пункта 3 Заключения).
В качестве вывода Заключение содержит: «в данных изменениях в проект освоения лесов запланированные лесохозяйственные мероприятия не соответствуют законодательству Российской Федерации.
В качестве рекомендаций Заключение содержит: «изменения в проект освоения должны соответствовать законодательству Российской Федерации».
Согласно п. 10.1 Приказа № 513 отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
В тоже время, как установлено арбитражным судом, Заключение № 519 не содержит в себе указаний на конкретные положения, содержащиеся в Изменениях в проект освоения лесов от 04.02.2021г., которые противоречат законодательству РФ.
Как выше указывалось п. 3 Приказа № 105 от 19.11.2007г. (с последующим изменением Приказом от 09.04.2009г. № 26) утверждено заключение, выдаваемое по результатам экспертизы проектов освоения лесов (приложение № 3). Иных форм, документов, приложений, касающихся Заключения экспертной комиссии не утверждено указанным приказом.
В тоже время, Комитетом в материалы настоящего дела представленыЗамечания по проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО «Банищанская дача» договор аренды 29.05.2008 г. для заготовки древесины в Рыльском лесничестве (Ивановское участковое лесничество) площадью 6076,6 га, подписанные начальником отдела - ФИО5.
Однако указанные «Замечания» не являются Заключением экспертной комиссии, не содержат ссылок на Заключение экспертной комиссии, в том числе на пп. «д» п. 3 Заключения, касающегося несоответствия предоставленных на экспертизу ООО «Банищанская дача» изменений в проект освоения лесов от 04.02.2021г. законодательству РФ, не содержат латы составления, подписей всех членов экспертной комиссии, в материалах дела отсутствует Приказ, утверждающий форму поименованного документа, в тексте оспариваемого акта указанный документ не поименован в качестве приложения.
Согласно п. 3.26 Приказа Минприроды России от 15.02.2018г. № 57 «Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда» отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, содержит выводы: о несоответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; - о несоответствии требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений; - о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.
Лесохозяйственные мероприятия - комплекс организационных и технических мероприятий по выращиванию леса, лесовосстановлению, охране и защите леса, направленных на повышение устойчивости, продуктивности, природоформирующих, природоохранных, санитарно-гигиенических и оздоровительных свойств лесов.
Перечень лесохозяйственных мероприятий закреплен в главе 2, 2.4, 3 и 4 ЛК РФ.
Как установлено арбитражным судом, изменения в проект освоения лесов от 04.02.2021г. содержат в себе лесохозяйственные мероприятия, которые закреплены ЛК РФ.
Текст же Заключения № 519, содержит только вывод о несоответствии законодательству Российской Федерации запланированных лесохозяйственных мероприятий, содержащихся в Изменениях в проекте освоения лесов, без указания на конкретные нормы действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
В этой связи, арбитражный суд приходит к выводу, что Заключение № 519 не соответствует фактическим обстоятельствам дела в части противоречия лесохозяйственных мероприятий, указанных в Изменениях в проект освоения лесов от 04.02.2021, действующему законодательству Российской Федерации.
Исходя из материалов настоящего дела, в связи с выявлением несоответствия данных в лесном реестре, лесоустройстве, на основании которых изготовлен проект освоения лесов 2017 года, натурному обследованию, проведенному в октябре 2020 года, то есть фактическому состоянию лесов, ООО «Банищанская дача» не имеет возможности реализовать предоставленное ему Договором аренды лесного участка 29.05.2008 года право выборки необходимого объема древесины.
Более того, оспариваемое Заключение № 519 в графе «Срок предоставления на повторную экспертизу» содержит прочерк, в графах «Дополнения и изменения, вносимые в проект освоения лесов». «Соответствие вносимых изменений и дополнений: а) Виду (ам) и цели (ям) освоения лесов; б) Договору аренды лесного участка; г) Лесному плану Курской области; д) Законодательству Российской Федерации» никакой информации не указано.
В настоящем случае, отрицательное экспертное заключение на изменения в проект освоения лесов для лесного участка, переданного в аренду ООО «Банищанская дача» для заготовки древесины, выдано экспертной комиссией в связи с тем, что представленный проект освоения лесов не соответствует законодательству Российской Федерации.
Указано, что в данных изменениях в проект освоения лесов запланированные лесохозяйственные мероприятия не соответствуют законодательству Российской Федерации.
Иных нарушений в отрицательном экспертном заключении не указано, в связи с чем, арбитражный суд отклоняет доводы Комитета о наличие к проекту освоения лесов других претензий.
В силу пункта 10 Порядка № 513 в отрицательном заключении должно содержаться указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Соответственно, поскольку иные замечания к проекту не были отражены в оспариваемом отрицательном заключении, то не могут быть признаны обоснованными ссылки на их наличие при проверке спорного заключения государственной экспертизы в судебном порядке в порядке главы 24 АПК РФ.
Как следует из содержания оспариваемого акта экспертная комиссия имела следующий состав: ФИО4 - заместитель председателя комитета лесного хозяйства Курской области - председатель комиссии, ФИО3 - заместитель начальника отдела административно-правовой и кадровой работы комитета лесного хозяйства Курской области, ФИО5 - начальник отдела перспективного развития и использования лесов комитета природных ресурсов Курской области, ФИО6 - начальник отдела защиты, воспроизводства лесов и лесоразвйтия комитета природных ресурсов Курской области, ФИО7 - начальник отдела экономики, бюджетного планирования и администрирования платежей комитета природных ресурсов Курской области, ФИО8 - консультант отдела защиты, воспроизводства лесов и лесоразвития комитета природных ресурсов Курской области, ФИО9 - председатель Курской областной организации Рослеспрофсоюза» (по согласованию), ФИО10 - заместитель начальника отдела перспективного развития и использования лесов комитета природных ресурсов Курской области - секретарь экспертной комиссии, ФИО1 - начальник отдела комитета лесного хозяйства по Рыльскому лесничеству.
Указанный состав экспертной комиссии утвержден приказом комитета лесного хозяйства Курской области от 19.11.2007 г. № 105 (в редакциях приказов от 29.12.2008 г. № 125, от 09.04.2009 г. № 26, от 12.10.2009 г. № 87, от 04.06.2012 г. № 75, от 30.09.2014 г. № 145, от 24.11.2014 г. № 181, от 27,02.2015 г. № 41, от 19.03.2015 г. № 61, от 30.03.2015 г. № 73, от 25.05.2015 г. № 124, от 28.07.2015г. № 193, от 13.01.2016 г. № 34, от 11.03.2016 г. № 92, от 15.12. 2016 г. № 505, от 3.04.2018г. № 106, от 5.12.2018 г. № 415, от 2.12.2019 № 394, от 27.02.2020 г. № 61, от 26.06.2020 г. № 202, от 28.07-2020 г. № 238, от 30.11.2020 № 01-06/651, от 14.12.2020 г. № 01-06/702 (утвержденная приказом комитета природных ресурсов Курской области) «Об утверждений состава и регламента работы экспертной комиссии на проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов».
Как выше указывалось, в соответствии с п. 4 Приказа № 513 для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. В состав экспертной комиссии должны входить два представителя общественных объединений и (или) некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (экологии и природопользования).
Однако, исходя из содержания Заключения № 519 следует, что в составе комиссии присутствовал только один представитель общественного объединения - председатель Курской областной организации Рослеспрофоюза.
Указанный факт не был опровергнут в ходе рассмотрения настоящего дела.
В обоснование своей позиции о легитимности состава экспертной комиссии, выдавшей отрицательное заключение № 519 от 17.02.2021г., Комитет в Дополнениях от 17.12.2021г. ссылается на временный состав комиссии, утвержденный Приказом комитета природных ресурсов Курской области от 14.12.2020г. № 01-06/702, который включает в себя в нарушение п. 4 Минприроды России от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» только одного члена комиссии от общественной организации ввиду нахождения уполномоченного органа в состоянии реорганизации.
Вместе с тем, Постановлением Губернатора Курской области от 07.10.2020 «Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов Курской области» № 299-пг Комитет природных ресурсов с новыми полномочиями образован, как выше указывалось, 07.10.2020, а Приказ от 14.12.2020г. № 01-06/702, которым утвержден состав экспертной комиссии по рассмотрению проектов освоения лесов, принят уже действующим Комитетом природных ресурсов Курской области.
В этой связи арбитражный суд приходит к выводу, что уполномоченный орган имел возможность без нарушения закона сформировать легитимный состав экспертной комиссии по рассмотрению проектов освоения лесов.
В тоже время, оспариваемое Заключение № 519 утверждено экспертной комиссией в составе 9 членов комиссии в отсутствие второго члена комиссии от общественной организации. Указанное лицо, в случае участия в экспертной комиссии обладало бы самостоятельным правом голоса.
Относительно доводов Комитета о голосовании всех членов экспертов комиссии за отрицательное заключение № 519 арбитражный суд полагает необходимым отметить, что на стр. 2 Заключения № 519 в разделе «Заключение по проекту освоения лесов: Отрицательное:» стоят только 5 (пять) подписей членов комиссии, не содержащих расшифровки. Позиция остальных членов комиссии остается не изложенной непосредственно в оспариваемом заключении № 519.
Заключение принимается большинством голосов, данные четверых участвовавших в утверждении оспариваемого заключения членов комиссии, содержащие их позицию не указаны в оспариваемом акте.
Содержащиеся на последнем листе заключения № 519 подписи всех членов экспертной комиссии подтверждают их участие в заседании экспертной комиссии и принятом решении по итогам голосования, но не отражают их мнение (голос) по проекту.
В тоже время, в случае соблюдения Комитетом п. 4 Приказа № 513, регламентирующего участие двух членов комиссии от общественной организации, голос стороннего члена экспертной комиссии, не включенный в состав, мог бы существенно повлиять на результат Заключения.
Абсолютно точного вывода о том, как проголосовали бы все члены экспертной комиссии, ввиду указанного, установить не представляется возможным.
Пунктом 3 Приказа № 105 от 19.11.2007г. (с последующим изменением Приказом от 09.04.2009г. № 26) утверждено заключение, выдаваемое по результатам экспертизы проектов освоения лесов (приложение № 3), в то время, как иных форм, документов, приложений, касающихся Заключения экспертной комиссии указанным приказом не утверждалось.
Арбитражным судом принято во внимание, что Комитетом в материалы настоящего дела представлено заключение № 519, с пояснением, что к заключению прилагалась отдельная форма (также представлена) заключения экспертной комиссии на проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов с перечнем всех членов комиссии с указанием должности, замечаний и предложений по проекту освоения лесов и подписями членов комиссии, которые, как указал Комитет, подписали в данном случае отрицательное заключение по внесению изменений в проект освоения лесов ООО «Банищанская дача».
Указанный документ поименован как «Заключение экспертной комиссии на проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов (с припиской от руки «ООО «Банищанская дача»), не содержит даты/ номера, нумерации страниц, не содержит информации о принадлежности к Заключению № 519, являющемуся оспариваемым актом в рамках настоящего дела.
Копия указанного документа, представленного Комитетом в материалы настоящего дела содержит наименование, таблицу, содержащую три столбца (Должность специалиста - поименованы 9 членов экспертной комиссии, Замечания, предложения в соответствии с действующим законодательством* - графа/ столбец не заполнена, согласно сноске «Если предложений и замечаний много, то оформляется отдельный лист.», Заключение (положительное или отрицательное) - от руки подчеркнуто «отрицательное», в столбце проставлены подписи 9 членов комиссии.
Однако указанный документ, как и «Замечания» не являются Заключением экспертной комиссии, не содержат даты составления, в материалах дела отсутствует Приказ, утверждающий форму поименованного документа, в тексте оспариваемого акта указанные документы не поименованы в качестве приложения.
Более того, указанные документы не поименованы в основном документе, утверждающем оспариваемое Заключение - Приказе Комитета от 17.02.2021г. № 01-08/115.
Заявлений, ходатайств, иного относительно действительности, достоверности представленных в материалы настоящего дела документальных доказательств, проведения экспертиз с целью установления обстоятельств, требующих специальных знаний в рассматриваемой сфере правоотношений, сторонами по настоящему делу в процессе рассмотрения требований ООО «Банищанская дача» не заявлялось.
Относительно представленных в материалы настоящего дела Комитетом - Приказа Комитета природных ресурсов № 01-08/371 от 27.05.2021г., согласно которому в состав экспертной комиссии включен представитель общественной организации, а также приказа 01-08/154 от 04.03.2021г. арбитражный суд указывает, что последние документы, подтверждающие формирование легитимного состава экспертной комиссии по рассмотрению проектов освоения лесов, как от 04.03.2021г., так и 27.05.2021г. не могут являться надлежащими доказательствами в обоснование правовой позиции Комитета в рамках настоящего дела, не могут подтверждать легитимность состава комиссии в период рассмотрения заявления Общества, поскольку указанные документы изготовлены после даты вынесения Заключения № 519 - 17.02.2021г.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что оспариваемый акт заинтересованного лица, Заключение № 519, утвержденное Приказом Комитета природных ресурсов Курской области от 17.02.2021 № 01-08/15, вынесен с нарушением требований Лесного кодекса Российской Федерации, препятствует осуществлению предпринимательской деятельности, в силу чего нарушает права и законные интересы заявителя – ООО «Банищанская дача».
Доводы Общества, касающиеся того, что ООО «Банищанская дача» «будет вынуждено приостановить деятельность почти на два года и отправить работников в вынужденные выгулы либо сократить их, что влечет за собой убытки Общества», в настоящем конкретном случае, исходя из обстоятельств настоящего дела, оснований признания оспариваемого акта недействительным, сведений об основном и дополнительном видах деятельности заявителя, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, по мнению арбитражного суда, носят характер преждевременных, предположительных.
Арбитражный суд также полагает необходимым указать, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Указанное положение прямо следует из ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств
В соответствии с ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 АПК РФ).
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит об обязании Комитета природных ресурсов Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Банищанская дача» путем выдачи и утверждения положительного заключения на «Изменения от 04.02.2021 в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области по Договору аренды лесного участка от 29.05.2008» в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу.
Арбитражный суд считает необходимым указать, что возложение на комитет обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи и утверждения положительного заключения на «Изменения от 04.02.2021 в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области по Договору аренды лесного участка от 29.05.2008» в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу, нельзя признать обоснованным.
В ходе рассмотрения настоящего дела, как указывалось выше, судом сделан вывод о наличии у экспертной комиссии полномочий на вынесение оспариваемого акта, вместе с тем, последнее вынесено в отсутствие надлежащего в соответствии с нормами действующего законодательства легитимного состава.
В настоящем случае положительное заключение государственной экспертизы утверждается комиссией по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, при этом в комиссию помимо сотрудников комитета входят представители общественных объединений. Положительного заключения государственной экспертизы по заявлению Общества не принималось.
В компетенцию арбитражного суда в силу норм действующего законодательства не входит выдача/ утверждение заключений государственной экспертизы.
Ввиду указанного, в рассматриваемой ситуации при возложении арбитражным судом на комитет обязанности утвердить акт, который не принят, не существует, решение суда первой инстанции нельзя будет признать исполнимым.
Из положений главы 24 АПК РФ следует, что, рассматривая требование об устранении нарушения, допущенного в результате принятия незаконного ненормативного правового акта, суд не связан тем основанием, которое было указано в этом ненормативном правовом акте, а также выбором заявителем способа защиты, восстановления его прав, сформулированного им в данном требовании, проверяет, имеются ли иные основания, которые могли бы исключать применение того или иного способа защиты прав заявителя.
Арбитражный суд в настоящем конкретном случае, исходя из требований норм действующего законодательства, считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя, обязать Комитет природных ресурсов Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Банищанская дача» путем повторного рассмотрения обращения от 10.02.2021г. о внесении изменений в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области по Договору аренды лесного участка от 29.05.2008г. в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу в установленном законом порядке.
Выводы арбитражного суда согласуются со сложившейся судебной практикой, изложенной, в том числе, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014г. по делу № А41-41014/13.
Таким образом, принимая во внимание заявленные материально-правовые требования при указанных заявителем правовых основаниях, арбитражный суд считает, что в данном конкретном случае имеются основания для удовлетворения требований Заявителя предусмотренных нормами главы 24 АПК РФ.
Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ст. 112 АПК РФ, вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, исходя из части 1 статьи 110 АПК РФ, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ с учетом результатов рассмотрения дела судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп., понесенные заявителем подлежат отнесению на заинтересованное лицо, были уплачены заявителем по платежному поручению № 114 от 28.04.2021г.
Излишне уплаченная по платежному поручению № 114 от 28.04.2021г. сумма государственной пошлины в размере 3 000 руб. подлежит возврату ООО «»Банищанская дача».
Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 110, 170-176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным утвержденное Приказом Комитета природных ресурсов Курской области от 17.02.2021 № 01-08/15 отрицательное Заключение № 519 экспертной комиссии по рассмотрению вопроса.
Обязать Комитет природных ресурсов Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Банищанская дача» путем повторного рассмотрения обращения от 10.02.2021г. о внесении изменений в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Банищанская дача» в целях заготовки древесины, на территории Рыльского лесничества Курской области по Договору аренды лесного участка от 29.05.2008г. в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу в установленном законом порядке.
Оспариваемый акт проверен на соответствие нормам Лесного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Комитета природных ресурсов Курской области в пользу ООО «Банищанская дача» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.
Возвратить ООО «Банищанская дача» излишне уплаченную по платежному поручению № 114 от 28.04.2021г. сумму государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.
Настоящее решение вступает в законную силу и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья М.Н. Морозова