АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
25 октября 2021 года
Дело № А35-69/2021
Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 25 октября 2021 года.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Е.Ф. Вербиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Журавлевой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Курская управляющая домовая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Курск,
к Государственной жилищной инспекции Курской области
о признании незаконным решения № 05-11/422 от 25.11.2020 об исключении сведений о многоквартирном доме по пр-ту Ленинского Комсомола, 48-А г. Курска из реестра лицензий Курской области,
об обязании отменить решение об исключении сведений о многоквартирном доме по пр-ту Ленинского Комсомола, 48-А г. Курска из реестра лицензий Курской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Курская управляющая домовая компания» (далее – заявитель, ООО «КУДК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Курской области (далее – заинтересованное лицо, ГЖИ Курской области) от 25.11.2020 № 05-11/422 «О внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <...>, ООО «КУДК».
В судебное заседание представители заявителя и заинтересованного лица не явились.
Представитель заинтересованного лица представил через канцелярию суда возражения на заявление, которые приобщены к материалам дела.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Как установлено судом из материалов дела, ООО «КУДК» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.07.2012 за ОГРН <***>, ИНН <***>, основной вид деятельности - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
ООО «КУДК» государственной жилищной инспекцией Курской области выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Курской области № 60 от 30 апреля 2015 года (переоформлена на № 180 от 29 октября 2018 г., на № 219 от 06.10.2020, прекращено действие лицензии 17.05.2021 на основании заявления ООО «КУДК» от 13.05.2021).
25.12.2019 внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, проведенным в форме очно-заочного голосования, было принято решение о расторжении договора управления с ООО «КУДК», избрании способа управления МКД – управляющей организацией - ООО Управляющая компания «Техническая служба жилсервиса» (далее – ООО УК «ТСЖ») и заключении с данной управляющей организацией договора управления (протокол собрания от 25.12.2019).
Согласно данному протоколу общее количество голосов собственников в многоквартирном доме – 3896 голосов, количество полученных от собственников листов голосования – 84, количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании – 2138,9 голосов, что составляет 54,89 % (кворум имеется).
27.12.2019 в ГЖИ Курской области поступило заявление от ООО УК «ТСЖ» о внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного дома № 48А по пр. Ленинского Комсомола, г. Курска с приложением объявления о проведении общего собрания; протокола б/н внеочередного общего собрания от 25.12.2019; реестра собственников МКД № 48А по проспекту Ленинского комсомола г. Курска; реестра вручения собственникам МКД № 48А по проспекту Ленинского комсомола г. Курска; реестра собственников МКД № 48А по проспекту Ленинского комсомола г. Курска, присутствующих на очной части голосования; решения (бюллетеня) голосования собственников помещений МКД № 48А по проспекту Ленинского комсомола г. Курска; проекта договора управления; проекта сметы.
10.01.2020 между ООО УК «ТСЖ» (управляющая компания) и ФИО1 (уполномоченный представитель собственников) на основании протокола общего собрания собственников от 25.12.2019 заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> А.
В ходе проверки поступившего заявления ГЖИ Курской области было выявлено соответствие сведений, содержащихся в предоставленном заявлении и документах, положениям подпунктов «а», «б», «г», «д» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр (далее – Порядок № 938/пр); достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка № 938/пр; выполнение заявителем требований, установленных частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт «г» пункта 5 Порядка № 938/пр; отсутствие вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом.
Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения подпункта «в» пункта 5, подпункта «в» пункта 10 Порядка № 938/пр: наличие противоречивых сведений, представленных заявителем, содержащихся в реестре на момент рассмотрения заявления (сведения о многоквартирном доме № 48А по пр. Ленинского Комсомола, г. Курска внесены в реестр лицензий Курской области в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО «КУДК»), а также поступление заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя (подпункт «в» пункта 10, Правил № 938/пр).
В связи с указанными обстоятельствами ГЖИ Курской области было принято решение № 05-11/6 от 14.01.2020 «О приостановлении рассмотрения заявления ООО УК «ТСЖ» по вопросу внесения изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г. Курск, Курская область, пр. Ленинского Комсомола, д. 48А».
Распоряжением (приказом) ГЖИ Курской области № 412 от 03.02.2020 в отношении инициатора собрания - ФИО1 была назначена внеплановая документарная проверка собственника жилого помещения № 11 в многоквартирном доме № 48 А по пр. Ленинского Комсомола г. Курска по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников по вышеуказанному многоквартирному дому от 25.12.2019, в связи с принятием решения № 05-11/6 от 14.01.2020 «О приостановлении рассмотрения заявления ООО УК «ТСЖ» по вопросу внесения изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г. Курск, Курская область, пр. Ленинского Комсомола, д. 48А».
ФИО2 И.Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Курска с иском к ООО УК «ТСЖ», ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаключенным договора управления с ООО УК «ТСЖ» на оказание услуг и работ по управлению общим имуществом многоквартирного дома №48А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска, о признании недействительным и ничтожным решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного-заочного голосования по адресу: <...>, оформленного протоколом от 25.12.2019.
На основании ходатайства ФИО7 13.02.2020 Ленинским районным судом г. Курска вынесено определение о принятии обеспечительных мер, в соответствии с которым суд определил запретить ГЖИ Курской области внесение изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Курской области по исключению из реестра записи по управлению домом по проспекту Ленинского Комсомола, д. 48А, г. Курска ООО «КУДК» в связи с расторжением договора управления на основании оспариваемого решения, оформленного протоколом от 25.12.2019, а также запретить осуществление иных действий по распоряжению договора управления с ООО «КУДК», заключенного на дом по пр. Ленинского Комсомола 48А, до рассмотрения дела по существу и вступления решения в законную силу; запретить ГЖИ Курской области внесение изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирным домами Курской области по включению в реестр записи по управлению домом по проспекту Ленинского Комсомола, 48 А, г. Курска ООО УК «ТСЖ» до рассмотрения дела по существу и вступления решения в законную силу.
Согласно акту проверки № 412 от 13.02.2020, проведенной ГЖИ Курской области в отношении инициатора собрания - ФИО1, были установлены наличие кворума и правомочность общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.12.2019, а также установлено нарушение п.п. «в» п. 5 Порядка № 938/пр (наличие противоречивых сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям).
Согласно заключению от 13.02.2020, составленному по результатам рассмотрения исполнения решения № 05-11/6 от 14.01.2020 о приостановлении рассмотрения заявления ООО УК «ТСЖ» ГЖИ Курской области, выявлено соответствие заявления условиям подпунктов «а», «б», «г», «д», «е» пункта 5 Порядка № 938/пр, в ходе документарной проверки в отношении инициатора проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № 48А по пр. Ленинского Комсомола г. Курска было установлено, что в проведении общего собрания приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, кворум имеется, собрание правомочно (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).
13.02.2020 ГЖИ Курской области было принято решение № 05-11/48 «О внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного дома, находящегося по адресу: <...> в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО «КУДК».
13.02.2020 ГЖИ Курской области было также принято решение № 05-11/49 «О внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного дома, находящегося по адресу: <...> в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО УК «ТСЖ», в соответствии с которым ООО УК «ТСЖ» начинает осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом с 01.05.2020.
Однако ввиду наличия обеспечительных мер, принятых 13.02.2020 Ленинским районным судом г. Курска, вышеуказанные решения исполнены не были.
05.10.2020 определением Ленинского районного суда г. Курска по делу № 2-2113/06-2020 заявление ФИО7 к ООО УК «ТСЖ», ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаключенным договора управления с ООО УК «ТСЖ» на оказание услуг и работ по управлению общим имуществом многоквартирного дома №48А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска, о признании недействительным и ничтожным решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного-заочного голосования по адресу: <...>, оформленное протоколом от 25.12.2019, было оставлено без рассмотрения. Данное определение обжаловано не было и вступило в законную силу.
25.11.2020 начальником государственной жилищной инспекции Курской области ФИО8 издано решение № 05-11/422 от 25.11.2020 «О внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <...>, ООО «КУДК» (ИНН <***>), согласно которому ГЖИ Курской области решено: внести изменения (исключение) в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <...>, управление которым осуществляет ООО «КУДК» (ИНН <***>) в связи с определением Ленинского районного суда по иску ФИО7 к ООО УК «ТСЖ», гр. ФИО1 и др., об оставлении иска без рассмотрения; лицензионному отделу ГЖИ Курской области внести изменения в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <...>, с 25.11.2020.
Полагая указанное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, ООО «КУДК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование предъявленных требований заявитель ссылается на то, что ГЖИ Курской области не имела законного права исключать дом по проспекту Ленинского Комсомола, д. 48А, г. Курска из реестра лицензий ООО «КУДК» ввиду того, что договор управления с данной организацией не расторгался. Кроме того, ООО «КУДК» дополнительно сослалось на то, что оснований для принятия ГЖИ Курской области оспариваемого решения от 25.11.2020 № 05-11/422 не имелось, поскольку в указанный период действовали обеспечительные меры, введенные определением Ленинского районного суда г. Курска от 13.02.2020, определение о введении обеспечительных мер не отменено, обеспечительные действуют до настоящего времени.
ГЖИ Курской области с заявленными ООО «КУДК» требованиями не согласилось, полагало оспариваемое решение законным и обоснованным, поскольку обеспечительные меры действовали до дня вступления в законную силу определения Ленинского районного суда г. Курска об оставлении без рассмотрения иска, после чего материальных и правовых оснований для сохранения обеспечительных мер не имелось.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
Как установлено судом, с настоящим заявлением о признании незаконным решения ГЖИ Курской области от 25.11.2020 ООО «КУДК» обратилось в суд 11.01.2021, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В частях 4 и 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением Губернатора Курской области от 25.10.2016 № 286-пг утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Курской области, которое определяет правовой статус, основные задачи, функции и права ГЖИ Курской области.
В соответствии с пунктом 3.1.7 Положения ГЖИ Курской области осуществляет функции по ведению реестра лицензий Курской области и внесению в него изменений в соответствии с действующим законодательством.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В силу пункта 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 44, частью 3 статьи 161 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого, относится, в том числе и выбор способа управления многоквартирным домом.
При этом изменение способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией.
Недопустимо одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом.
Указанная правовая позиция подтверждена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15.07.2010 № 1093/10.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми (на основании заключенных договоров управления) осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.06.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
На основании части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, (в рассматриваемом случае, - сведений о заключении договора управления) вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, ГЖИ Курской области, как лицензирующий орган, уполномочена на формирование и ведение реестра лицензий Курской области в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее – Порядок № 938/пр).
Согласно пункту 4 Порядка № 938/пр рассмотрение заявления и документов и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий (пункт 5 Порядка № 938/пр):
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 7 Порядка № 938/пр, по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 10 Порядка № 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами «б», «в» пункта 5 настоящего Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
В соответствии с пунктом 15 Порядка № 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Как установлено судом из материалов дела, 27.12.2019 в ГЖИ Курской области поступило заявление от ООО УК «ТСЖ» о внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного дома 48А, по проспекту Ленинского Комсомола, г. Курска, с приложением протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, проведенного в форме очно-заочного голосования 25.12.2019.
На дату поступления указанного заявления сведения о многоквартирном доме 48А, по проспекту Ленинского Комсомола, г. Курска были внесены в реестр лицензий Курской области в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО «КУДК».
Решением № 05-11/6 от 14.01.2020 ГЖИ Курской области приостановлено рассмотрение заявления ООО УК «Техническая служба жилсервиса» по вопросу внесения изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г. Курск, Курская область, пр. Ленинского Комсомола, д. 48А».
Согласно распоряжению ГЖИ Курской области от 03.02.2020 № 412 в отношении инициатора общего собрания собственников многоквартирного дома, находящегося по адресу <...>, была назначена документарная проверка.
В ходе проверки было установлено, что решение о выборе ООО УК «ТСЖ» от 25.12.2019 было принято собственниками многоквартирного дома при наличии кворума.
Доказательств, опровергающих указанные выводы, либо подтверждающие признание указанного решения недействительным в установленном законом порядке, заявителем суду не представлено.
Исковое заявление гр. ФИО7 к ООО УК «Техническая служба жилсервиса», ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаключенным договора управления с ООО УК «ТСЖ» на оказание услуг и работ по управлению общим имуществом многоквартирного дома №48А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска, о признании недействительным и ничтожным решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного-заочного голосования по адресу: <...>, оформленного протоколом от 25.12.2019, определением Ленинского районного суда г. Курска от 05.10.2020 по делу № 2-2113/06-2020 было оставлено без рассмотрения. Данное определение обжаловано не было и вступило в законную силу.
Таким образом, оснований для вывода о наличии у ООО «КУДК» нерасторгнутого с собственниками многоквартирного дома №48А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска договора управления, судом не установлено.
Доводы ООО «КУДК» о незаконности принятия оспариваемого решения № 05-11/422 от 25.11.2020 ввиду того, что оно было принято при наличии действующих обеспечительных мер, принятых определением Ленинского районного суда г. Курска, не могут признаны судом обоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 139 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
В силу статьи 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
Из приведенных норм следует, что отменить меры по обеспечению иска может только суд, в производстве которого находится гражданское дело.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае определением Ленинского районного суда г. Курска от 05.10.2020 исковое заявление гр. ФИО7 к ООО УК «Техническая служба жилсервиса», ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, в рамках которого были приняты обеспечительные меры в виде запрета ГЖИ Курской области вносить изменения в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Курской области по исключению из реестра записи по управлению домом по проспекту Ленинского Комсомола, д. 48А, г. Курска ООО «КУДК» в связи с расторжением договора управления на основании оспариваемого решения, оформленного протоколом от 25.12.2019, а также запрета осуществлять иные действия по распоряжению договора управления с ООО «КУДК», заключенного на дом по пр. Ленинского Комсомола 48А, запрета ГЖИ Курской области вносить изменения в реестр лицензий по управлению многоквартирным домами Курской области по включению в реестр записи по управлению домом по проспекту Ленинского Комсомола, 48 А, г. Курска ООО УК «ТСЖ» до рассмотрения дела по существу и вступления решения в законную силу, было оставлено без рассмотрения.
Таким образом, после вступления в законную силу указанного определения суда материально-правовой интерес в существовании обеспечительных мер отпал, так как по смыслу ст. 139 ГПК РФ данный институт направлен именно на обеспечение необходимости надлежащего исполнения судебных актов.
Ввиду того, что главой 13 ГПК РФ не урегулирован вопрос, связанный с действием обеспечительных мер в случае оставления без рассмотрения иска, в обеспечение которого они приняты, суд полагает обоснованным применение к сложившимся правоотношениям выводов, изложенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019, согласно которым, если до передачи дела обеспечительные меры, меры предварительной защиты не отменены судом, принявшим соответствующее определение, либо судом вышестоящей инстанции не отменено определение об обеспечении иска, о применении мер предварительной защиты, то в случае удовлетворения иска данные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу; в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу указанные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта (ч. 3 ст. 144 ГПК РФ, чч. 4, 5 ст. 96 АПК РФ, ч. 3 ст. 89 КАС РФ).
Как указано в статье 9 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее Закон № 209-ФЗ), информация, содержащаяся в системе, является официальной и составляет государственный информационный ресурс в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обладателем информации, содержащейся в системе, является Российская Федерация, от имени которой правомочия обладателя информации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ установлено, что в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг.
Указанную информацию размещает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора (пункт 4 части 14 статьи 7 Закона № 209-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются на основе принципов полноты, достоверности, актуальности информации и своевременности ее размещения в системе.
Необращение лиц, участвовавших при рассмотрении дела № 2-2113/06-2020 по иску гр. ФИО7 к ООО УК «Техническая служба жилсервиса», ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, с ходатайством об отмене обеспечительных мер после вынесения судом определения об оставления иска без рассмотрения и вступления его в законную силу, влечет за собой фактически не ограниченное по времени нахождение в государственном ресурсе недостоверной информации об управляющей компании, осуществляющей управление многоквартирным домом № 48-А по пр-ту Ленинского Комсомола г. Курска, при наличии не признанного незаключенным договора управления с ООО УК «ТСЖ» на оказание услуг и работ по управлению общим имуществом многоквартирного дома №48А по проспекту Ленинского Комсомола г. Курска, а также не признанного недействительным и ничтожным решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного-заочного голосования по адресу: <...>, оформленного протоколом от 25.12.2019.
Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает обоснованным вынесение ГЖИ Курской области решения № 05-11/422 от 25.11.2020 об исключении сведений о многоквартирном доме по пр-ту Ленинского Комсомола, 48-А г. Курска из реестра лицензий Курской области после вступления в законную силу определения Ленинского районного суда г. Курска от 05.10.2020 об оставлении иска без рассмотрения.
Признание оспариваемого решения ГЖИ Курской области № 05-11/422 от 25.11.2020 незаконным по заявленным ООО «КУДК» основаниям противоречит фактической воле собственников многоквартирного дома по пр-ту Ленинского Комсомола, 48-А г. Курска, поскольку ГЖИ Курской области в ходе проведения проверки было установлено соответствие представленных ООО УК «ТСЖ» документов требованиям Правил № 938/пр. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у ООО «КУДК» законных оснований для осуществления деятельности по управлению названным многоквартирным домом.
В частях 4 и 5 статьи 200 АПК РФ указано, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Вместе с тем, достаточных доказательств, обосновывающих нарушение своих прав и законных интересов, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, заявителем не представлено.
Кроме того, суд также учитывает, что 17.05.2021 действие лицензии ООО «Курская управляющая домовая компания» № 219 от 06.10.2020 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Курской области прекращено на основании его собственного заявления от 13.05.2021.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение ГЖИ Курской области № 05-11/422 от 25.11.2020 об исключении сведений о многоквартирном доме по пр-ту Ленинского Комсомола, 48-А г. Курска из реестра лицензий Курской области соответствует нормам ЖК РФ, ГПК РФ, а также Порядку № 938/пр, и не нарушает права и законные интересы ООО «КУДК».
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, оценив приведенные сторонами доводы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 123, 156, 167-170, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Курская управляющая домовая компания» о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Курской области № 05-11/422 от 25.11.2020 об исключении сведений о многоквартирном доме по пр-ту Ленинского Комсомола, 48-А г. Курска из реестра лицензий Курской области, отказать.
Оспариваемое решение проверено на соответствие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Е.Ф. Вербина