АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
19 декабря 2017 года
Дело № А35-7069/2017
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Масютиной Н.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медниковой А.С. рассмотрел в открытом судебном заседании 07.12.2017 с перерывом до 13.12.2017 дело по исковому заявлению
Комитета по управлению имуществом г. Курчатова
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
третье лицо: Федеральное государственной бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в лице филиала
об обязании аннулировать (исключить) из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца: ФИО1 – по доверенности №1496 от 03.10.2017,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: ФИО2 – по доверенности от 11.01.2016.
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом г. Курчатова, г. Курчатов Курской области (далее – комитет, истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, г. Курск (далее - Управление Росреестра по Курской области, ответчик) об обязании аннулировать (исключить) из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 46:31:010506:41, площадью 112 м2, с местоположением: Курская область, г. Курчатов, Коммунально-складская зона.
Определением от 17.08.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в лице филиала (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, третье лицо).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В ходе судебного заседания представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области сообщил, что имеется возможность снятия земельного участка с кадастрового учета вне судебного порядка, в случае предоставления истцом соответствующих документов, а именно постановления об отмене государственного акта.
Ввиду необходимости предоставления истцом доказательств обоснованности заявленных требований, суд пришел к выводу об объявлении перерыва в судебном заседании до 13.12.2017 до 12 час. 10 мин. После объявленного перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В ходе судебного заседания представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме,ходатайствовал о приобщении к материалам дела Постановления Администрации города Курчатова от 07.12.2017 № 1586. Ходатайство судом удовлетворено, документ приобщен к материалам дела.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области возражал против удовлетворения иска.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует, согласно статьям 123, 156 АПК РФ, рассмотрению дела по существу по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На территории города Курчатова расположен земельный участок с кадастровым номером 46:31:010506:41, площадью 112 кв.м., с местоположением: Курская область, г. Курчатов, Коммунально-складская зона, под КТП №2 МУП ГЭС.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данные о правообладателях вышеуказанного земельного участка отсутствуют.
Как следует из искового заявления, вышеуказанный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 17.09.2004.
27.06.2016 комитет по управлению имуществом г. Курчатова обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области через ОБУ «МФЦ» по Курчатовскому району с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) №46-0-1-228/3013/2016-716.
Согласно решению №Ф46/16-21677 от 08.07.2016 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области отказал в снятии с учета объекта недвижимости, указав, что аннулирование и исключение и государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, числящихся в государственном кадастре недвижимости со статусом, отличным от статуса «временный», действующим законодательством не предусмотрено, а по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 46:31:010506:41 имеет статус «Ранее учтенный».
Далее, в иске истец ссылается на то, что земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.03.2008), статус «временный» не присваивался.
Согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.09.2004.
Названный земельный участок имеет статус «ранее учтенный».
На основании изложенного, ссылаясь на отсутствие собственников спорного земельного участка, а также на то, что законом не предусмотрено снятие с кадастрового учета земельного участка со статусом «ранее учтенный», комитет обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пояснениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области от 17.10.2017 в ЕГРН содержатся следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером 46:31:010506:41:
- статус - ранее учтенный;
- дата постановки на учет - 17.09.2004;
- границы - установлены;
- местоположение - обл. Курская, г. Курчатов, Коммунально-складская зона;
- категория земель - земли населенных пунктов;
- разрешенное использование - под КТП № 2 МУП ГЭС;
- площадь уточненная - 112 кв. м.
Как усматривается из представленных материалов дела, требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон 218-ФЗ), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. С указанной даты положения действовавших законов в части ведения кадастра и госрегистрации прав утрачивают силу.
В соответствии с данным законом кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав объединены в единую систему учета и регистрации. Таким образом, с 01.01.2017 ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) осуществляется в соответствии с Законом 218-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее Закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии со статьей 5 Закона 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно статье 8 указанного закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
До 01.01.2017 ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре). Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок имеет статус «ранее учтенный».
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007 (действовавшего до 01.01.2017) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носили временный характер. К таким сведениям применялись правила, установленные части 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре было определено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Например, при разделе земельного участка, после регистрации прав на все образуемые участки, исходный земельный участок снимается с учета без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на все образованные участки.
Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Пять лет - законодательно установленный срок действия временного статуса для образуемых земельных участков.
Аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, числящихся в государственном кадастре недвижимости со статусом, отличным от статуса «временный», действующим до 01.01.2017 законодательством не предусмотрено.
Иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета законом не предусматривалось, при этом сведения о земельном участке могли быть исключены из государственного кадастра недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о государственном кадастре (до 01.03.2008), статус «временный» не присваивался.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 17.09.2004, то есть земельный участок поставлен на кадастровый учет до 01.03.2008 и имеет статус «ранее учтенный».
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Положения части 4 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости, устанавливающие порядок аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, в отношении ранее учтенных земельных участков не применялись (за исключением случаев, определенных Письмом Минэкономразвития России от 28.02.2011 №Д23-760).
Перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре недвижимости, являлся исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежал.
Таким образом, в спорный период отсутствовал установленный законом порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о государственном кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Согласно статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Таким образом, в настоящее время Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН вносятся, в том числе, в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов).
При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.
В тоже время, с 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому кадастровый учет недвижимости и регистрацию прав осуществляет Росреестр и его территориальные органы, в связи с чем, указанные полномочия в настоящее время не отнесены к компетенции ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Курской области.
Согласно положениям указанного Федерального закона, судебный порядок снятия с государственного учета земельных участков, действующим законодательством не предусмотрен.
С 01.01.2017 также действует Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943, в соответствии с которым на орган регистрации прав возложены обязанности по выявлению земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008.
Так, согласно пункту 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008 при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок будут проводиться мероприятия по выявлению данных объектов недвижимости. Для реализации возложенных полномочий указанный Порядок предусматривает направление органом регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия запросов соответствующих запросов о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения права собственности на земельные участки в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такие земельные участки и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанных уведомлений в течение трех месяцев со дня направления запроса, записям о земельных участках в ЕГРН будет присваиваться статус «архивный».
Согласно части 1 части 65, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону могут быть подтверждены определенными доказательства, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статей 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на истца, но не подлежат взысканию, поскольку комитет освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 9, 17, 27, 28, 65, 70, 71, 102, 110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению имуществом г. Курчатова отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.С. Масютина