АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
23 мая 2022 года
Дело № А35-741/2022
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.05.2022. Решение изготовлено в полном объеме 23.05.2022.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи А.В.Пашина, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.А.Емельяновой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1
к Комитету по управлению имуществом Курской области
о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Курской области, изложенных в ответе от 30.12.2021 №01-01-32/1089, выразившихся в отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 46:20:000000:137 (площадью 554 000 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Рыльский район, в границах МО «Студенокский сельсовет»), с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на который не разграничено, в собственность без проведения торгов;
об обязании Комитет по управлению имуществом Курской области принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № 46:20:000000:137, площадью 554 000 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Рыльский район, в границах МО «Студенокский сельсовет», с видом
разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на который не разграничено, в собственность без проведения торгов по цене, составляющей 10 (десять) процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, действовавшей на дату вынесения отказа, изложенного в ответе от 30.12.2021 г. № 01-01-32/1089, в течении 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу;
о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Курской области, изложенных в ответе от 30.12.2021г. № 01-01-32/1088, выразившихся в отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № 46:20:250608:14, площадью 445 000 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Рыльский район, в границах МО «Студенокский сельсовет», с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на который не разграничено, в собственность без проведения торгов;
об обязании Комитет по управлению имуществом Курской области принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № 46:20:250608:14, площадью 445 000 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Рыльский район, в границах МО «Студенокский сельсовет», с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на который не разграничено, в собственность без проведения торгов по цене, составляющей 10 (десять) процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, действовавшей на дату вынесения отказа, изложенного в ответе от 30.12.2021 г.№ 01-01-32/1088,в течении 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу,
В заседании приняли участие представители:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 07.09.2021 №543;
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 30.07.2021 №05.6-01.01-19/10439.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с поименованным выше заявлением к Комитету по управлению имуществом Курской области, содержащих два требования в отношении каждого из земельных участков.
Представитель заявителя в заседании заявленные требования поддержал, представил дополнительные документы, которые приобщены к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица в заседании заявленные требования отклонил, представил дополнительные документы, которые приобщены к материалам дела.
Ходатайств об отложении слушания дела, об истребовании дополнительных доказательств лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Заявление ФИО1 рассмотрено по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 на праве пожизненного наследуемого владения принадлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 46:20:000000:137, 46:20:250608:14. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН (л.д. 20-25, т.д.1).
07.10.2021 ФИО1 обратилась через «МФЦ Рыльского района Курской области» с заявлением в «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» о приобретении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № 46:20:000000:137, категории земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения.
Также 07.10.2021 ФИО1 через «МФЦ Рыльского района Курской области» подано заявление в «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» о приобретении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № 46:20:250608:14, категории земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения.
Копии поданных ФИО1 07.10.2021 заявлений представлены Комитетом по управления имуществом Курской области в суд 16.05.2022.
24.11.2021 г. ФИО1 (Заявителем) получены два ответа, датированные 03.11.2021 г. № 01-01-32/703, №01-01-32/704 (л.д. 14-15, т.д.1) от Комитета по управления имуществом Курской области (далее Комитет), содержащие информацию о не предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 46:20:000000:137, 46:20:250608:14, принадлежащими Заявителю на праве пожизненного наследуемого владения.
Оба представленные ответа мотивированы тем, что согласно ЕГРИП ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, отсутствуют документы, подтверждающие правовой статус ФИО1, зарегистрированной в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства.
В частности в ответах указано, что согласно пп. 8 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Статьей 10 указанного Федерального закона установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 4 Закона Курской области от 19.12.2011 № 104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области» (далее - Закон Курской области) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, осуществляется с 01.01.2050, за исключением земельных участков, указанных в частях 2-4 статьи 7 настоящего Закона. Частью 3 статьи 7 Закона Курской области предусмотрено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, в собственность в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляется по цене, составляющей 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.09.2021 (ОГРНИП <***>), документ, подтверждающий правовой статус ФИО1, зарегистрированной в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, в адрес комитета не представлен.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.09.2021 (ОГРНИП <***>), документ, подтверждающий правовой статус ФИО1, зарегистрированной в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, в адрес комитета не представлен.
Согласно п.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Учитывая изложенное, комитетом приняты решения об отказе в предоставлении 1) земельного участка с кадастровым номером 46:20:250608:14 площадью 445 000 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Рыльский район, в границах МО «Студенокский сельсовет», с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, из земель сельскохозяйственного назначения, 2) земельного участка с кадастровым номером 46:20:000000:137 площадью 554 000 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Рыльский район, в границах МО «Студенокский сельсовет», с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, из земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из ответов Комитета по управления имуществом Курской области, отказы мотивированы тем, что в Выписке из ЕГРИП не содержится записи о регистрации ФИО1 в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства.
Как указал заявитель, посчитав, полученные ответы и выводы Комитета не соответствующими действительности, а препятствия в предоставлении участков возможными к устранению, Заявитель предпринял попытки по обоснованию дополнительными доказательствами соответствия своего статуса и своих требований положениям закона путем подачи в Комитет новых заявлений и приложений.
01.12.2021 ФИО1 повторно обратилась в Комитет с двумя заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельных участков, принадлежащих на праве пожизненного наследуемого владения, с кадастровыми номерами 46:20:000000:137, 46:20:250608:14, с приложением дополнительных документов (копия письма Минсельхоза РФ от 07.12.2020 г. № 10/1331, содержащая рекомендации по подтверждению ИП статуса КФХ; нотариально заверенная копия решения о ведении КФХ в форме главы КФХ, подготовленная в соответствии с рекомендациями Минсельхоза РФ, изложенными в письме от 07.12.2020 г. № 10/1331; копия информационного письма МИФНС России №1 по Курской области, подтверждающая нахождение ИП ФИО1 на системе налогообложения для сельхозпроизводителей), подтверждающих наличие у ИП ФИО1 статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.
Не смотря на предоставление заинтересованному лицу новых документов, согласно ответу от 30.12.2021 г. № 01-01-32/1088 Комитет отказал Заявителю в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № 46:20:250608:14 на основании п.1 ст. 39.16 ЗК РФ. Также согласно ответа от 30.12.2021 г. № 01-01-32/1089 Комитет отказал Заявителю в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № 46:20:000000:137 на основании п.1 ст. 39.16 ЗК РФ. Оба отказа Комитета мотивированны тем, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.09.2021.
Как следует из ответов Комитета по управления имуществом Курской области, отказы мотивированы тем, что в выписке из ЕГРИП не содержится записи о регистрации ФИО1 в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства.
Заявитель считает отказы комитета от 30.12.2021 г., изложенные в письмах №01-01-32/1088, №01-01-32/1089 незаконными, не отвечающими требованиям законодательства, нарушающими права Заявителя в сфере предпринимательской деятельности и препятствующими приобретению в собственность без проведения торгов, принадлежащих на праве пожизненного наследуемого владения земельных участков №46:20:000000:137, №46:20:250608:14 по цене установленной законом субъекта, равной 10% от кадастровой стоимости земельного участка, на основании следующего.
В связи с изложенным, ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Приказ Федеральной налоговой службы от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», письмо Минсельхоз России от 07.12.2020 г. № 10/1331, адресованном органам управлений АПК субъектов Российской Федерации сообщает, что в связи с вступлением в силу приказа ФНС от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/617@, ст. 1 Федерального закона № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в суд с указанными требованиями.
Комитет по управлению имуществом Курской области просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта РФ. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Курской области приобретение земель сельскохозяйственного назначается осуществляется по цене, составляющей 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Согласно статье 4 Закона Курской области от 19.12.2011 № 104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на территории Курской области приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, осуществляется с 01.01.2050, за исключением земельных участков, указанных е частях 2-4 статьи 7 данного закона.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с Законом Курской области от 02.06.2020 № 32-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов Курской области и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено», орган исполнительной власти Курской области, осуществляющий проведение единой государственной политики в сфере имущественно-земельных отношений, управления и распоряжения собственностью Курской области, осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов Курской области по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципальных районов, за исключением садовых и огородных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, для гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также земельных участков, предназначенных для размещение: объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. 3.15, п. 3.16 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 №286, комитет принимает решения о предоставлении земельных участков, полномочиями по управлению и распоряжению которыми наделен комитет, в собственность бесплатно и в постоянное (бессрочное) пользование; заключает договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования, дарения, мены, соглашения об установлении сервитута, объектом которых являются земельные участки, полномочия по управлению и расторяжению которыми наделен комитет.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Приказом Росреестра от 02.09.2020 №П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно указанному приказу к заявлению о предоставлении в собственность за плату земельного участка должна быть приложена выписка из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.
Как указано в отзыве, данная выписка из ЕГРИП должна отражать сведения о заявителе, подтверждая информацию о наличии у индивидуального предпринимателя статуса КФХ.
Согласно пункту 5 статьей 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Как указано в отзыве, в указанном решении должны быть указаны все основания отказа. В статье 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрены императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
02.12.2021 предприниматель обратился в комитет с заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 46:20:00000:137, 46:20:250608:14, из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Курская обл., Рыльский р-он, в границах МО «Студенокский сельсовет», принадлежащих заявителю на праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В связи с тем, что в выписке из ЕГРИП отсутствуют сведения, подтверждающие статус ФИО1 в качестве КФХ, комитет полагает, что он правомерно отказал в предоставлении спорных земельных участков в собственность за плату, без проведения торгов.
Учитывая изложенное, Комитет по управлению имуществом Курской области просит суд в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Арбитражный суд Курской области признает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ, землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.
Исходя из пункта 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Согласно пункту 7 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Пунктом 2 Статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка в собственность, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
Согласно ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, нормами Земельного кодекса Российской Федерации установлена защита ранее возникшего права пожизненного наследуемого владения лица, у которого такое право возникло ранее.
В данном случае ФИО1 на праве пожизненного наследуемого владения принадлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: № 46:20:000000:137, № 46:20:250608:14. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН (л.д. 20-25, т.д.1).
В порядке ст. 45, 53 ЗК РФ, пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" ФИО1 от данного ранее возникшего права не отказывалась, участок не изымался. Документов об обратном в суд не представлено.
Исходя из положений части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
В силу пункта 8 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Пунктом 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства по правилам пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения только в том случае, если участок непрерывно используется ими по целевому назначению (на нем осуществляется деятельность по производству сельскохозяйственной продукции) в отсутствие нарушений земельного законодательства при его использовании.
ФИО1 обратилась к Комитету с заявлениями о приобретении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 46:20:000000:137, 46:20:250608:14, категории земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащие ей на праве пожизненного наследуемого владения.
Отказ мотивирован отсутствием у ФИО1 статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.
Между датой обращения в суд с данным заявлением 01.02.2022 и датами отказов от 03.11.2021, 30.12.2021 прошло, соответственно 2 месяца и 29 дней и 1 месяц и 2 дня. Срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, по смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства по правилам пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в том случае, если участок непрерывно используется ими по целевому назначению (на нем осуществляется деятельность по производству сельскохозяйственной продукции) в отсутствие нарушений земельного законодательства при его использовании, то право на выкуп принадлежит следующим лицам: 1) статус сельскохозяйственных организаций, или 2) осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства.
Как отмечено выше, в порядке ст. 45, 53 ЗК РФ, пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" ФИО1 от данного ранее возникшего права не отказывалась, участок не изымался. Документов об обратном в суд не было представлено.
Спор возник исходя из статуса, которым обладает ФИО1
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Закон Курской области от 19.12.2011 г. № 104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области» (далее Закон Курской области) в ст. 7 закрепляет, что приобретение крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, земельных участков, находящихся у них на праве пожизненного наследуемого владения, в собственность в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется по цене, составляющей 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 257 ГК РФ, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.
Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.
Пунктом 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства на основании соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
В силу статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную или иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
КФХ может быть создано одним гражданином (пункт 2 статьи 74 Закона N 74-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 74-ФЗ КФХ считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств является Федеральная налоговая служба (постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).
В силу положений п. 1 статьи 39.16 ЗК РФ, которым обоснованно основание отказа Заявителю в предоставлении земельных участков, уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, расположенных на этом земельном участке, а равно в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель права постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка.
29.09.2021, согласно выписке из ЕГРИП, Федеральная налоговая служба зарегистрировала ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, урегулированном нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 29.09.2021.
Правила заполнения заявления по форме N Р13014 содержатся в Требованиях к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
В соответствии с п. п. 1.1, 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" сведения об основном виде деятельности юридического лица подлежат внесению в его регистрационные документы.
Суд обращает внимание на то, что приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены в п. 2.2 формы формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств:
форма N Р24002 "Заявление о внесении изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" согласно приложению N 11 к настоящему приказу;
форма N Р26002 "Заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства" согласно приложению N 12 к настоящему приказу.
Вместе с тем, указанным приказом не утверждены формы заявления о государственной регистрации физического лица или индивидуального предпринимателя в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства применительно к п. 3 ст. 1 Федерального закона №74-ФЗ.
Основной вид деятельности ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 29.09.2021) - 01.11.1 Выращивание зерновых культур.
29.09.2021 ФИО1 принято решение о ведении крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно данному документу предпринимателем решено осуществлять ведение крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и другими нормативными актами, регулирующими создание и деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств на территории РФ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Место нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства определено по адресу: 307362, Россия, <...>. Обязанности Главы крестьянского (фермерского) хозяйства возложены на Индивидуального предпринимателя ФИО1. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства наделена указанным решением полномочиями, предусмотренными ст. 17 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Действительно, применительно к доводам Комитета, с 01.01.2017 документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРИП при приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо создании крестьянского (фермерского) хозяйства, являлся лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме Р60009, что следовало из Приказа ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы".
Вместе с тем, в настоящее время приказ ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@ признан утратившим силу Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Приказом Федеральной налоговой службы от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее - приказ ФНС) утверждена форма №Р21001 «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя», применяемая для регистрации индивидуальных предпринимателей.
При этом указанным приказом ФНС отменяется форма № Р21002 «Заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства» (ранее утвержденная приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@), применяемая ранее для регистрации крестьянских (фермерских) хозяйстве статусе индивидуального предпринимателя.
В связи с отменой с 25.11.2020 г. Приказом ФНС России № ЕД-7-14/617@, специальной формы заявления для регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (далее КФХ) в качестве физического лица, лица, решившие зарегистрировать КФХ, подлежат регистрации по единой форме заявления, утвержденной для регистрации индивидуальных предпринимателей, следовательно, после регистрации таким КФХ присваивается статус индивидуального предпринимателя, без внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей дополнительной записи о наличии у такого индивидуального предпринимателя статуса КФХ.
Указанные изменения были внесены в связи с тем, что Гражданским кодексом Российской Федерации стала предусмотрена возможность регистрации юридического лица (в том числе в форме крестьянского (фермерского) хозяйства) либо без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя) в связи с внесением в него изменений Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В целях государственной регистрации указанных субъектов предпринимательской деятельности ФНС России издан приказ от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ об утверждении форм заявлений, в который специальная форма заявления о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица не включена, поскольку порядок государственной регистрации таких хозяйств действующим законодательством Российской Федерации не установлен.
В настоящее время имеется коллизия норм ст. 5 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающей, что Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не предусматривающего механизма регистрации КФХ, созданного не в качестве юридического лица, а в порядке п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Вместе с тем при отсутствии механизма ведения учета крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица и в целях необходимости идентификации указанных фермерских хозяйств необходимы поправки для внесения изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также в Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в том числе в связи с приведением его положений в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, на что было указано в Письме ФНС России от 04.03.2021 N ЕД-18-14/376@.
В письме Минсельхоз России от 07.12.2020 г. № 10/1331, адресованном органам управлений АПК субъектов Российской Федерации сообщает, что в связи с вступлением в силу приказа ФНС от 31 августа 2020 г. № ЕД-7-14/617@, для подтверждения статуса КФХ индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с приказом ФНС, в том числе с целью получения государственной поддержки рекомендуется подтверждать таким индивидуальным предпринимателям статус КФХ соглашением о создании крестьянского (фермерского) хозяйства между членами хозяйства и избрании индивидуального предпринимателя главой" КФХ (в случае, если КФХ создается несколькими лицами); или решением индивидуального предпринимателя о ведении КФХ в качестве главы КФХ (в случае, если КФХ создано единолично).
Изложенное также подтверждается действующим законодательством о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 г. (далее ФЗ №74) фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. В соответствии с п.3 ст. 1 ФЗ №74 фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В ст. 4 названного закона предусмотрено, что в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственно деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. При этом, как указано выше, в соответствии со ст.4 ФЗ №74, что в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, как верно указано заявителем, с момента вступления в силу приказа ФНС, лица, создающие КФХ, без образования юридического лица, подлежат государственной регистрации по форме № Р21001 «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя», применяемой для регистрации индивидуальных предпринимателей.
Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29.09.2021г., т.е. после вступления Приказа ФНС в силу, по правилам названного приказа ФНС в качестве индивидуального предпринимателя, а не КФХ, так как иного способа регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, начиная с 25.11.2020 г. не предусмотрено.
Таким образом, для подтверждения статуса КФХ индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с приказом ФНС, в том числе с целью получения льгот, предусмотренных для КФХ, исходя из положения закона, возможно соглашением о создании крестьянского (фермерского) хозяйства между членами хозяйства и избрании индивидуального предпринимателя главой КФХ(в случае создания КФХ несколькими лицами); или решением индивидуального предпринимателя о ведении КФХ в качестве главы КФХ (в случае создания КФХ одним лицом). Вопрос избрания правового статуса КФХ (как физическое или юридическое лицо) должен решаться исключительно членом (лицом), создающим КФХ, исходя из экономической целесообразности или иных соображений, что также позволяет действующее законодательство, оставляющее решение данного вопроса на лицо его создающего. Обратное, т.е. ограничение такого права, императивное требование о регистрации КФХ исключительно в статусе юридического лица для права получения льгот, предусмотренных для КФХ свидетельствовало бы о существенном ограничении прав лица, создающего КФХ и нарушения действующего законодательства.
Для целей подтверждения своего статуса КФХ перед третьими лицами и государственными органами для получения соответствующих льгот, ИП ФИО1, в соответствии с требованиями закона о КФХ, рекомендациями Минсельхоза РФ и ФНС России (письмо Минсельхоза России от 07.12.2020 г. № 10/1331, письмо ФНС России от 04.03.2021 № ЕД-18-14/376@) 29.09.2021 принято решение индивидуального предпринимателя о ведении КФХ в качестве главы КФХ, являющееся документом, подтверждающим статус КФХ. Названный документ представлен вместе с заявлениями от 01.12.2021 г. в адрес Комитета и имелся в его распоряжении на момент вынесения отказов от 30.12.2021 г.
Как указано в заявлении, посчитав ответы и выводы Комитета в письмах от 03.11.2021 не соответствующими нормам закона и фактическим обстоятельствам, 01.12.2021г. ФИО1 обратилась в Комитет с двумя заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельных участков, принадлежащих на праве пожизненного наследуемого владения, с кадастровыми номерами №46:20:000000:137, № 46:20:250608:14, с приложением дополнительных документов, в т.ч. представив нотариально заверенную копию решения о ведении КФХ в форме главы КФХ, подготовленную в соответствии с рекомендациями Минсельхоза РФ, изложенными в письме от 07.12.2020 г. № 10/1331; копию информационного письма МИФНС России №1 по Курской области, подтверждающую нахождение ИП ФИО1 на системе налогообложения для сельхозпроизводителей), подтверждающих наличие у ИП ФИО1 статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.
При указанных обстоятельствах, у Комитета не имелось оснований считать, что у ИП ФИО1 отсутствует статус крестьянского (фермерского) хозяйства, учитывая, что выписка из ЕГРИП подтверждающим надлежащим документом на дату обращения предпринимателя с заявлением не могла быть.
Выводы Комитета об отнесении индивидуального предпринимателя к числу крестьянского(фермерского) хозяйства исключительно на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не являются верными, в силу отмены включения такого сведения в ЕГРИП для вновь созданных КФХ в статусе физического лица, начиная с 25.11.2020 г., на основании Приказа ФНС России № ЕД-7-14/617@, действующего в настоящий момент, а сами отказы Комитета являются незаконными, не соответствующими положениям ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Кроме того, суд отмечает, что согласно информационного письма МИФНС России №1 по Курской области, индивидуальный предприниматель ФИО1 находится на единой системе налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН) с 29.09.2021 г. Указанные документы также были предоставлены Комитету вместе с заявлениями от 01.12.2021 г.
В соответствии с Постановлением Губернатора Курской области от 06.04.2021 г. № 140 -пг «О внесении изменений в постановление Губернатора Курской области от 25.06.2007 № 286 «Об утверждении Положения о комитете по управлению имуществом Курской области» Комитет по управлению имуществом осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов Курской области по предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, и земельных участков расположенных на межселенных территориях муниципальных районов в соответствии с Законом Курской области от 02 июня 2020 года № 32-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов Курской области и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено».
Изложенное подтверждает, что Комитет является компетентным органом по распоряжению испрашиваемыми земельными участками, расположенными на межселенной территории Рыльского муниципального района Курской области, полномочия которого в области распоряжения землями сельскохозяйственного назначения переданы Комитету.
Заявителем обжалуются действия заинтересованного лица, выраженные в письмах от 30.12.2021 г.№ 01-01-32/1088,№ 01-01-32/1089. При этом, о нарушении своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, Заявителю стало известно после получения указанных отказов Комитета, в связи с чем срок, установленный законом на обращение в суд с настоящим заявлением, является соблюденный Заявителем и не требующий восстановления.
Кроме того, ФИО1 16.05.2022 в судебном заседании представлены в суд документы, подтверждающие фактическое ведение крестьянского фермерского хозяйства, производство, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции – зерна: протокол испытаний №2374-2375 от 06.05.2022 на ячмень яровой.
Согласно Информационному письму (форма № 26.1-6) от 25.11.2021 г. №3 Межрайонная ИФНС России №1 по Курской области сообщает, что указанным налогоплательщиком 27.10.2021г. подано уведомление о переходе на единую систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с 29.09.2021
В суд представлена опись вложения почтового отправления Почты России (ф.107) с номером почтового идентификатора № 30737069005899 от 30.03.2022 г. с печатью почтового отделения и подписью почтового работника, а также кассовый чек (прод236559), содержащие сведения о направлении ФИО1 в налоговый орган - МИФНС №1 России по Курской области, в соответствии с требованиями налогового законодательства (ст. 346.10 НК РФ), налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, предоставляемая не позднее 31 марта года, следующим за истекшим налоговым периодом, подтверждающая факт применения ИП ФИО1 специального налогового режима - единого сельскохозяйственного налога, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции и допускаемый к применению в соответствии со ст.346.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями, т.е. организациями и индивидуальными предпринимателями, производящими сельскохозяйственную продукцию.
В суд также представлен договор аренды здания от 05.07.2021 г. сроком действия по 05.07.2027 г., (дата государственной регистрации 20.07.2021 г., номер государственной регистрации 46:20:250102:55-46/058/2021-4) с печатью и подписью государственного регистратора, в соответствии с которым ФИО1 выступает арендатором нежилого здания, наименование Зерносклад, общей площадью 787,8 кв.м. с кадастровым номером № 46:20:250102:55, расположенный по адресу: Курская область, Рыльский район, Студенокский сельсовет, акт приема передачи здания от 05.07.2021 г. (приложение к договору аренды здания от 05.07.2021 r.) о принятии арендатором во временное владение и пользование здания, наименование Зерносклад, подтверждающие факт наличия у заявителя на праве аренды (сроком на 6 лет) объекта недвижимости сельскохозяйственного назначения - Зерносклада, соответствующего потребностям основного вида деятельности ИП ФИО1 (ОКВЭд) - выращивание зерновых культур, дополнительно свидетельствующие о наличии признаков соотнесения предпринимательской деятельности с областью сельского хозяйства.
Применительно к ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ представлены доказательства осуществления производственной и иной хозяйственной деятельности (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанной на личном участии ФИО1 в ней.
Согласно части 2 статьи 64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
На основании статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Так, в силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном процессе иными доказательствами.
Совокупность представленных в Арбитражный суд Курской области доказательств свидетельствует о том, что ИП ФИО1 имеет статус КФХ.
В данном случае Арбитражный суд Курской области исходит из того, что преамбула Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" указывает данный Федеральный закон определяющим правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Указанным Федеральным законом гарантировано гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.
Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанности государства. Статьи 34 - 36 Конституции РФ провозглашают и гарантируют гражданам и их объединениям свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной нормативными актами экономической деятельности. Гарантия и охрана частной собственности, в том числе на землю, включая реализацию правомочий владения, пользования и распоряжения, создают серьезную основу для развития предпринимательской деятельности граждан, одним из видов которой является ведение фермерского хозяйства. Так как деятельность хозяйства непосредственно связана с землей, ее правовое регулирование дополняется п. 3 ст. 36 Конституции, согласно которому условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Положения пунктов 2 и 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", устанавливающие право гражданина на подачу заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду, применяются в нормативном единстве с другими положениями Земельного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов. Следовательно, реализация права гражданина на подачу заявления о предоставлении земельного участка, равно как и исполнение обязанности органа государственной власти или органа местного самоуправления принять соответствующее решение, закрепленные данными положениями, допустимы лишь на условиях, установленных законом (Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 72-О-О).
Таким образом, отсутствие в подзаконном акте, в т.ч. в приказе ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" формы заявления о государственной регистрации физического лица или индивидуального предпринимателя в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства не может влечь за собой нарушение гарантированного Конституцией РФ и нормами Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" права лица на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.
В данном случае такое право было реализовано ФИО1 в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающей, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. с даты получения статуса ИП.
Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации ФИО1 занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. с 29.09.2021, когда она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Арбитражный суд Курской области обращает внимание, что в пункте 3 статьи 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Указанное означает, что для ФИО1 применительно к ст. 65-71 АПК РФ действует порядок доказывания права на получения земельного участка в порядке пункта 8 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов, т.е. доказывания наличия статуса крестьянского (фермерского) хозяйства или сельскохозяйственной организации.
В данном случае ФИО1 представлены в Арбитражный суд Курской области доказательства наличия статуса Крестьянского (фермерского) хозяйства, т.е. созданного одним гражданином (абз. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ) объединения, имеющего в собственности имущество и осуществляющего производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на её личном участии.
Равным образом, применительно к пункту 3 статьи 1 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и пункту 8 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ в суд представлены доказательства наличия статуса сельскохозяйственной организации, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, документами о ведении производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции. В данном случае к ФИО1 применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Пунктом 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Законом субъекта - Курской области от 19.12.2011 N 104-ЗКО (далее - Закон N 104-ЗКО) не установлены правила бесплатного предоставления земельных участков для случаев переоформления прав крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Пунктом 3 статьи 7 Закона N 104-ЗКО установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, в собственность в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется по цене, составляющей 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется, а частью 3 указанной нормы установлено, что для граждан переоформление на право аренды или в собственность сроком не ограничивается.
Согласно правовой позиции Верховного суда, изложенной в определениях от 14.03.2016 N 305-ЭС15-16104, от 29.04.2016 N 305-КГ15-19738, исходя из положений пункта 2.2 статьи 3 закона N 137-ФЗ, право переоформления права постоянного бессрочного пользования земельным участком предоставлено не только первым собственникам приватизированных зданий, строений, сооружений, но и всем последующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку отказы не соответствуют закону по указанным выше обстоятельствам, Арбитражный суд Курской области признает требования подлежащими удовлетворению.
Судебные расходы Арбитражный суд Курской области относит в силу ст. 110 АПК РФ на Комитет по управлению имуществом Курской области.
Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования Индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом Курской области, изложенные в ответах от 30.12.2021 № 01-01-32/1089, от 30.12.2021 №01-01-32/1088, выразившиеся в отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 в собственность без проведения торгов земельных участков: 1) с кадастровым номером 46:20:000000:137 (площадью 554 000 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Рыльский район, в границах МО «Студенокский сельсовет»), с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на который не разграничено, 2) с кадастровым номером 46:20:250608:14, площадью 445 000 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Рыльский район, в границах МО «Студенокский сельсовет», с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на который не разграничено.
В порядке ст.201 АПК РФ обязать Комитет по управлению имуществом Курской области устранить допущенные нарушения прав заявителя, обязав Комитет по управлению имуществом Курской области предоставить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 29.09.2021) в собственность без проведения торгов земельные участки с кадастровыми номерами №46:20:000000:137, площадью 554 000 кв.м., 46:20:250608:14, площадью 445 000 кв.м., расположенные по адресу: Курская область, Рыльский район, в границах МО «Студенокский сельсовет», с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на который не разграничено, по цене, составляющей 10 (десять) процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, действовавшей на дату вынесения отказа, изложенного в ответах от 30.12.2021, в течении 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Курской области в пользу ИП ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 29.09.2021) судебные расходы в размере 600 рублей.
Выдать ИП ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 29.09.2021) справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2400 руб. 00 коп. из 3 000 руб. 00 коп., перечисленных по банковской квитанции от 01.02.2022.
Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья А.В.Пашин