ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-7958/20 от 17.12.2020 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

18 декабря 2020 года

Дело№ А35-7958/2020

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Хмелевского Сергея Ильича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочетовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Администрация Среднеапоченского сельсовета Горшеченского района Курской области

к          Администрации Горшеченского района Курской области

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, Комитет по управлению имуществом Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Администрация Курской области,

о признании права собственности,

В судебном заседании  приняли участие представители:

от истца: не явился, уведомлен надлежащим образом;

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Администрация Среднеапоченского сельсовета Горшеченского района Курской области обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Администрации Горшеченского района Курской области о признании права собственности на объект недвижимости «Братская могила школьникам казенных оккупантами в годы ВОВ» (дата подготовки технического плана 29 сентября 2020 г.) участок площадью 0.7 кв.м. (кадастровый номер № 46:04:130303:172), расположенного по адресу: Курская область, Горшеченский район, Среднеапоченский сельсовет,  <...>.

В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на добросовестное и открытое владение и пользование спорным объектом недвижимости, осуществление его ремонта и содержания за счет собственных средств. Кроме того, истец указал, что отсутствие правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимости препятствует регистрации права собственности за Администрацией Среднеапоченского сельсовета Горшеченского района Курской области, что, в свою очередь, не позволяет организовать учет воинских захоронений и государственную охрану памятника.

Представитель истца в судебное заседание 17 декабря 2020 г. не явился, извещен надлежащим образом.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на иск не возражал против удовлетворения иска, пояснил, что спорный объект в реестре муниципальной собственности не числится.

Третьи лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Третье лицо (Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях) в представленном ранее мнении по иску сообщило, что сведения о спорных объектах не представлены к учету и данные в реестре федерального имущества отсутствуют; ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

От третьего лица (комитета по управлению имуществом Курской области) поступило мнение по иску, в котором третье лицо сообщило, что спорный объект в реестре государственного имущества Курской области не содержится. Комитет ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Третье лицо (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области) вопрос об удовлетворении требования оставило на усмотрение суда, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заявленное ходатайство удовлетворено судом.

Иные третьи лица мнений не представили, ходатайств не заявили.

С учетом положений ст. ст. 156, 170 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте заседания надлежащим образом, на основании представленных доказательств.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

На территории Администрации Среднеапоченского сельсовета Горшеченского района Курской области находится памятник регионального значения: «Братская могила школьников казненных оккупантами в годы ВОВ», который является объектом культурного наследия, памятником Великой Отечественной войны и подлежит особой охране и сохранению.

В соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО1 29.09.2020, вид объекта недвижимости – сооружение: местоположение объекта недвижимости Российская Федерация, 306836, Курская область, Горшеченский район, сельсовет Среднеапочинский, <...>; наименование объекта недвижимости: Братская могила школьников казненных оккупантами в годы ВОВ; назначение объекта недвижимости – 14) Сооружение историческое, год завершения строительства – 1996; площадь застройки: 0,7 кв.м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости: 46:04:130303:172, номер кадастрового квартала: 46:04:130303.

Из материалов дела следует, что Администрация Среднеапоченского сельсовета Горшеченского района Курской области с момента ее создания с 2003 года добросовестно, открыто и непрерывно владеет вышеуказанным имуществом и несет бремя его содержания.

Вместе с тем, указанный объект не имеет собственника, на балансе Администрации Среднеапоченского сельсовета Горшеченского района Курской области не находится.

В материалы дела представлена копия технического плана спорного сооружения.

В соответствии с письмом Архивного управления Курской области от 27.04.2020 №12/11-482-2020/И, в документах архивных фондов «Исполнительный комитет Ястребовского районного Совета депутатов трудящихся Курской области», «Исполнительный комитет Среднедороженского (в настоящее время территория Среднеапоченского сельсовета) сельсовета Совета депутатов трудящихся Ястребовского района Курской области» в протоколах заседаний исполкомов за 1945 г. не имеется сведений о разрешении на строительство и ввод в эксплуатацию объекта – Братская могила школьников казненных оккупантами в годы ВОВ, расположенного по адресу: Курская область, Горшеченский район, Среднеапоченский сельсовет, <...>.

Ссылаясь на то, что произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект не представляется возможным, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Право собственности может быть приобретено, а как следствие, признано за собственником только по тем основаниям, которые предусмотрены действующим законодательством. При этом право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает, согласно статье 219 ГК РФ, с момента такой регистрации.

Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности.

Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.

При этом право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Представленными в материалы дела документами подтверждается, что спорный объект представляет собой объект культурного наследия (мемориал погибшим). 

Согласно выписке из ЕГРН, в реестре содержатся следующие сведения со статусом «актуальные» о земельном участке с кадастровым номером 46:04:130303:172, в пределах которого, в соответствии с техническим планом расположен спорный объект:

- кадастровый квартал – 46:04:130303

- статус – учтенный;

- дата постановки на кадастровый учет – 22.09.2020;

- категория земель – земли населенных пунктов;

- разрешенное использование – историко-культурная деятельность;

- уточненная площадь – 8 +/- 1 кв.м;

- адрес (местоположение) – Курская область, Горшеченский район, Среднеапоченский сельсовет, <...>.

Информация о зарегистрированном праве собственности за земельный участок с кадастровым номером 46:04:130303:172 в ЕГРН отсутствует.

На основании статьи 4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В силу пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Указанная выше норма корреспондирует пункту 13 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Статьей 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Как установлено частями 1, 3 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1996             № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

В силу статьи 5 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов – на начальников этих гарнизонов.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 установлено, что органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Из материалов дела следует, что, начиная с 1996 года и по настоящее время, органы местного самоуправления – Среднеапоченский сельский совет и его правопреемник - Администрация Среднеапоченского сельсовета, добросовестно и непрерывно владеют и пользуются вышеуказанным объектом культурного наследия, осуществляя его содержание и ремонт за счет собственных средств.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствие государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества является препятствием для реализации мер по сохранности вышеуказанного объекта культурного наследия.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Ответчик и третьи лица против удовлетворения исковых требований не возражали.

Согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, спорный объект в реестре федеральной и государственной собственности Курской области не значится.

Оценив представленные доказательства, принимая во внимание отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате госпошлины отнесены судом на истца. Истец от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 131, 218, 219 ГК РФ, ст.ст. 17, 27, 28, 102, 110, 156, 167-171 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации Среднеапоченского сельсовета Горшеченского района Курской области удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования «Среднеапоченский сельсовет» Горшеченского района Курской области на объект недвижимости «Братская могила школьникам казенных оккупантами в годы ВОВ» (дата подготовки технического плана 29 сентября 2020 г.) участок площадью 0.7 кв.м. (кадастровый номер № 46:04:130303:172), расположенного по адресу: Курская область, Горшеченский район, Среднеапоченский сельсовет, <...>.

Данное решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже.

            Судья                                                                                               С.И. Хмелевской