г. Курск Дело № А35-8765/06-С20
13 июня 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07.06.2007 г. Полный текст решения изготовлен 13.06.2007 г.
Судья арбитражного суда Курской области Морозова М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прозоровой Я.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью фирма «Д-Брок»
к Администрации г. Курска
3-и лица: Комитет по управлению имуществом Курской области, МУП «Курская городская ярмарка»
о признании незаконным бездействия Администрации г. Курска
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – директор, паспорт <...> от 19.05.2005 г.;
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен, просит рассмотреть дело в его отсутствие;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: ФИО2 – по доверенности № 02-15/18 от 10.01.2007 г.;
от «МУП» Курская городская ярмарка»: ФИО3 – по доверенности от 01.05.2007 г.;
Дело возобновлено после объявленного 06.06.2007 г. перерыва.
у с т а н о в и л а:
Общество с ограниченной ответственностью фирма «Д-Брок» (далее ООО фирма «Д-Брок») обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Курска выразившееся в не изготовлении кадастровой карты и не принятии решения о предоставлении земельного участка заявителю в собственность, обязав при этом администрацию города Курска за счет ООО фирма «Д-Брок» обеспечить изготовление кадастровой карты и принять решение о предоставлении земельного участка в размерах и границах установленных кадастровой картой в собственность ООО фирме «Д-Брок». Одновременно заявив об обеспечении иска. Заявление было оставлено судом без движения по основаниям статей 125-128 АПК РФ. Заявленные при подачи требования обеспечительные меры были также оставлены без движения по основаниям статьи 92,93 АПК РФ.
29.12.2006 г. ООО фирма «Д-Брок» представила в суд уточненное и обоснованное заявление, без заявления об обеспечении требований, просит суд:
1. Признать незаконным бездействие администрации г. Курска, выразившееся в нарушении требований ст. 36 ЗК РФ (в том числе установленных данной статьей сроков):
- в не изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка;
- в не утверждении проекта границ земельного участка;
- в не принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату ООО фирма «Д-Брок»;
- в не направлении проекта договора купли-продажи земельного участка в адрес ООО фирма «Д-Брок»;
2. Обязать администрацию г. Курска за счет ООО фирма «Д-Брок» изготовить кадастровую карту (план) земельного участка с определением площади земельного участка пропорционально площади принадлежащего на праве собственности ООО фирма «Д-Брок» объекта недвижимости к общей площади всех объектов недвижимости, расположенных на общем земельном участке, с учетом организации отдельного подъезда;
- утвердить проект границ земельного участка;
- принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату ООО фирма «Д-Брок»;
- направить проект договора купли-продажи земельного участка в адрес ООО фирма «Д-Брок».
27.04.2007 г. заявитель представил дополнение к уточненным требованиям (от 20.04.2007 года), в котором просит привлечь в качестве соответчика Комитет по управлению имуществом Курской области и по основаниям, изложенным в заявлении, обязать его после проведения заявителем и администраций г. Курска работ по изготовлению кадастровой карты и утверждения границ земельного участка: принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату ООО фирма «Д-Брок»; направить проект договора купли-продажи земельного участка в адрес ООО фирма «Д-Брок», при этом отказываясь от аналогичных требований к администрации г. Курска.
Представитель Комитета по управлению имуществом Курской области и Администрации города Курска возражали против удовлетворения указанных дополнений к требованиям от 20.04.2007 г., считая их не законными и не обоснованными.
В судебном заседании 06.06.2007 года заявитель отказался от дополнений к уточненным требованиям, заявленным в суде 27.04.2007 года (от 20.04.2007 года). Заявив, что требования изложенные последним в заявлении от 29.12.2006 года поддерживает в полном объеме. Отказ принят судом.
Представитель администрации г. Курска в настоящее заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. На основании статей 123, п. 2 ст. 200 АПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представитель Комитета по управлению имуществом Курской области поддержал доводы изложенные в отзыве оставляет решение предмета спора на усмотрение суда.
Представитель МУП «Курская городская ярмарка» ознакомившись с материалами дела заявил, что не усматривает в заявленных требованиях нарушений прав и законных интересов своего доверителя, оставляет решение предмета спора на усмотрение суда.
Выслушав мнения представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ООО фирма «Д-Брок» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г. Курска 08.02.1999 г., свидетельство № 1721, ОГРН <***>, запись в ЕГРЮЛ внесена 15.11.2002 г. Инспекцией МНС России по г. Курску.
ООО фирма «Д-Брок» обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Курска, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ООО фирма «Д-Брок» является собственником одноэтажного здания площадью 30.1. кв.м., расположенного по адресу <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.08.2000 г. (л.д. 20).
Как собственник указанного объекта недвижимости, имеющий в соответствии со ст.36 Земельного Кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельного участка или приобретение права аренды земельного участка под объектом недвижимости, ООО фирма «Д-Брок», обратилось в администрацию города Курска с заявлением от 06.10.2006г. за исх. №43 о приобретении права собственности на земельный участок.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (кадастровая карта у ООО фирма «Д-Брок» на используемый земельный участок отсутствует; вместе с тем, к заявлению была приложена схема расположения земельного участка, предполагаемого к приобретению в собственность.
При получении от ООО фирма «Д-Брок» заявления о предоставлении земельного участка в собственность, в отсутствие необходимых землеустроительных документов, администрация города Курска была обязана выполнить действия, предусмотренные ст. 36 Земельного Кодекса РФ (изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, утверждение проекта границ земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату, направление проекта договора купли-продажи земельного в адрес заявителя), с учетом требований ст. 35 Земельного Кодекса РФ.
Согласно положениям главы VЗемельного Кодекса РФ рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
По мнению заявителя, до настоящего времени администрация города Курска бездействует и не осуществляет предусмотренные ст. 36 Земельного Кодекса РФ действия.Бездействие администрации города Курска, выразившееся в нарушении требований ст. 36 Земельного Кодекса РФ (в том числе установленных данной статьей сроков), привело к не обеспечению изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка, не утверждению проекта границ земельного участка, не принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату, не направлению проекта договора купли-продажи земельного участка в адрес ООО фирма «Д-Брок», что привело к нарушению прав ООО фирма «Д-Брок», являющегося собственником объекта недвижимости используемого для осуществления предпринимательской деятельности, на приобретение данного земельного участка в собственность.
На основании ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений — имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (абзац 2 пункта 1 статьи 36).
Данное право является исключительным, т.е. никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением (п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).
В связи с чем, ООО фирма «Д-Брок», как собственник объекта недвижимости, обладает правом на изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, утверждение проекта границ земельного участка, приобретение данного земельного участка в собственность за плату, в тоже время бездействие администрации города Курска препятствует реализации прав, предоставленных ООО фирма «Д-Брок» действующим законодательством (приобретение земельного участка в собственность).
Администрация г. Курска изложила свою позицию в отзывах и считает, что согласно пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ - для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Истцом не был представлен кадастровый план, оформленный в установленном действующим законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ - в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
По мнению Администрации г.Курска, без установления границ земельного участка на местности не представляется возможным постановка на кадастровый учет земельного участка, из чего следует, что администрация города Курска была лишена возможности (непредставлены материалы по межеванию земельного участка, т.е. границы земельного участка на местности не установлены) ООО фирмой «Д-Брок» осуществить постановку на кадастровый учет указанного земельного участка.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ изготовление кадастровой карты (плана) производится в месячный срок со дня поступления заявления либо обращения, но учитывая что постановка на кадастровый учет земельного участка без установления границ земельного участка на местности не представляется возможной (ООО фирма «Д-Брок» не произвела за свой счет установление границ на местности), администрация города Курска была лишена возможности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, либо подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю и произвести постановку на кадастровый учет земельного участка по ул. Энгельса, 140 в установленные сроки.
Кроме того, департаментом архитектуры и градостроительства города Курска (подразделение администрации города Курска) письмом от 10.11.2006 г. № 3537/06-02.7 было дано разъяснение на один из вопросов рассматриваемого обращения.
Согласно п.2 ст.2 Закона Курской области от 06.10.2006г. №65-ЗКО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Курск», являющемся административным центром Курской области, осуществляется Администрацией Курской области и органами местного самоуправления городского округа «Город Курск» в пределах полномочий, определенных настоящим законом.
В силу постановления Губернатора Курской области от 17.10.2006г. №447 «Об органе исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченном на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска, и максимальных размерах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска» комитет по управлению имуществом Курской облаете является органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска. В ведении органов местного самоуправления города Курска находятся земельные участки в границах города Курска, размеры которых не превышают 200 кв.м.
Вместе с тем, администрация г. Курска исходя из представленного комитетом по управлению имуществом Курской области (уполномоченного органа на распоряжение земельными участками) отзыва (л.д.143-144) комитет не вправе предоставлять спорный земельный участок и быть ответчиком по делу № А35-8765/06-С20. Полагает, что данная позиция комитета основана на ст. 201 АПК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ - вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лип и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывает мнение комитета по управлению имуществом Курской области, в случае принятия соответствующего решения арбитражным судом Курской области у администрации города Курска будут отсутствовать основания для отказа ООО фирма «Д-Брок» в изготовлении кадастровой карты (план) земельного участка, утверждении проекта границ земельного участка, принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату и направлении договора купли-продажи земельного участка в адрес ООО фирма «Д-Брок».
Суд находит доводы заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
06.10.2006 г. ООО фирма «Д-Брок» обратилась с письмом к и.о. Главы администрации г. Курска с заявлением, в котором просило в соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ, предоставить фирме в собственность земельный участок под нежилым зданием по ул. Энгельса, 140, принадлежащим фирме на праве собственности, а также для организации отдельного въезда к вышеуказанному объекту недвижимости с приложением копии свидетельства о собственности нежилого здания по ул. Энгельса, 140 и схемой расположения земельного участка (топосъемка) ( л.д.7).
В своем письме № 3537/06-027 от 10.11.2006 г. Департамент архитектуры и градостроительства г. Курска сообщил, что ст. 23 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136 – ФЗ определяется право ограниченного пользования чужим земельным участком для организации проезда через земельный участок путем установления частного сервитута (л.д.48).
Посчитав ответ на заявление в администрацию г. Курска от 06.10.2006 года частичным, заявитель обратился в суд. В материалах дела имеется топосъемка, на которой имеется заявление-требование ООО фирма «Д-Брок» с просьбой утвердить проект границ земельного участка обозначенных на съемке, а также изготовить кадастровую карту данного земельного участка (л.д. 65).
Таким образом, материалами дела подтверждается факт обращения заявителя с соответствующим заявлением и необходимым приложением документов в Администрацию г.Курска за совершением действий.
Пунктами 6, 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, названные в ст. 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ заявления принимают решение о предоставлении земельного участка либо готовят проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждают проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу п. 8 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимают решение о предоставлении земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляют им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Орган местного самоуправления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка путем организации предусмотренных ст.ст.15, 16 Федерального закона «О землеустройстве» землеустроительных работ (образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, межевание объектов землеустройства), а также утверждает проект его границ, который, согласно п.8 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, необходим для принятия решения органом, указанным в ст. 29 Земельного Кодекса РФ.
При осуществлении данных мероприятий орган местного самоуправления учитывает положения ст.35 ЗК РФ:
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п.3 ст. 33 Земельного Кодекса РФ.
Как видно из материалов дела заявитель представил администрации г. Курска свидетельство о собственности нежилого здания и схему расположения земельного участка, поэтому у заинтересованного лица должна была возникнуть обязанность о принятии решения о передачи земельного участка в собственность и изготовить кадастровую карту (план) земельного участка, а также заключить договор купли-продажи земельного участка.
Ссылка администрации г. Курска на отсутствие полномочий на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска несостоятельна, поскольку Законом Курской области от 6 октября 2006 г. № 65-ЗКО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» и Постановлением Губернатора Курской области от 17.10. 2006 г. № 447 управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска отнесено к полномочиям комитета по управлению имуществом Курской области.
В тоже время в соответствии со статьёй 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона Курской области от 6 октября 2006 г. № 65-ЗКО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в силу. Вышеуказанный Закон вступил в силу 31.10.2006 г. по истечении десяти дней со дня его официального опубликования в газете «Курская правда» от 19 октября 2006 г. № 157 (пункт 1 статьи 8 Закона).
Поскольку правоотношения по предоставлению земельного участка ООО фирма «Д-Брок» возникли с 06.10.2006 г. (момент обращения общества в Администрацию города Курска) комитет по управлению имуществом Курской области не вправе предоставлять данный земельный участок.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.
Госпошлина подлежит отнесению на заинтересованное лицо, которое в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью фирма «Д-Брок» (ОГРН <***>)удовлетворить.
Признать незаконными бездействия администрации г. Курска выразившиеся в несоблюдении предусмотренной статей 36 Земельного Кодекса Российской Федерации сроков и обязанности изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка, утверждения проекта границ земельного участка за счет заявителя; принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату, направлении заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка
Действия администрации г. Курска проверены на соответствие нормам Земельного Кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию г. Курска устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью фирма «Д-Брок» (ОГРН <***>).
Выдать обществу с ограниченной ответственностью фирма «Д-Брок» (ОГРН <***>) справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2 000 руб. уплаченной по платежному поручению № 695 от 13.12.2006 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, кассационная жалоба – в срок, не превышающий 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.
Судья М.Н. Морозова