ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-9665/2021 от 17.02.2022 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

25 февраля 2022 года

Дело№ А35-9665/2021

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17.02.2022. Полный текст решения изготовлен 25.02.2022.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Дрючиной Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хроменко К.П., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Курская Пивоваренная Компания»

к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу

об изменении постановления МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 18.10.2021 № 0101/200821/04040-11ю о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Курская Пивоваренная Компания» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Курская Пивоваренная Компания» наказания в виде административного штрафа в размере 75000 рублей,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.10.2021, представлен паспорт и диплом;

от административного органа: ФИО2 по доверенности от 27.12.2021, предъявлено служебное удостоверение и диплом.

Общество с ограниченной ответственностью «Курская Пивоваренная Компания» (далее – заявитель, общество, ООО «Курская Пивоваренная Компания») обратилось в арбитражный суд к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, административный орган, управление) об изменении постановления МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 18.10.2021 № 0101/200821/04040-11ю о привлечении ООО «Курская Пивоваренная Компания» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и о назначении ООО «Курская Пивоваренная Компания» наказания в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

До начала судебного заседания от ООО «Курская Пивоваренная Компания» через канцелярию суда поступили дополнительные документы по делу.

Поступившие документы приобщены к материалам дела.

Представитель заявителя поддержала заявленные требования, представила в судебном заседании копию платежного поручения  от 25.06.2021 № 1509, ходатайствовала о снижении административного штрафа.

Представитель административного органа представил в судебном заседании копию постановления от 19.04.2021, копию списка отправлений от 21.04.2021, не возражал против снижения административного штрафа.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Курская Пивоваренная Компания», адрес: 305025, <...>, ОГРН: <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица: 16.06.2015, ИНН: <***>.

На основании обращения от 02.08.2021 № б/н (вх. от 03/08/2021 № 0-4617 доведенное письмом Федеральной службы по регулированию алкогольной алкогольного рынка от 06.08.2021 №13534/02-03) проведен анализ сведений, зафиксированных в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), в отношении ООО «Курская Пивоваренная Компания» (ИНН <***>), по результатам которого выявлено, что согласно Отчету по данным АСИиУ за период с 01.07.2021 по 17.08.2021 (по дате фиксации файла, а также (по дате измерения)) объем произведенной алкогольной продукции по коду продукции 520 (пивные напитки) составил 57964,48 дал.; согласно Отчету об объемах поставки этилового спирта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции объем поставленной алкогольной продукции по коду продукции 520 (пивные напитки) составил 59538 дал.; согласно Отчету об объемах списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции объем списанной алкогольной продукции по коду продукции 520 (пивные напитки) составил 96,68 дал.; согласно Отчету об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции остаток на 17.08.2021 по коду продукции 520 (пивные напитки) составил 2766 дал., в связи с чем, расхождения между данными Отчета АСИиУ, Отчета об объемах поставок, Отчета об объемах списания и Отчета об объемах остатков составили 4436,2 дал.

Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), управление 20.08.2021 вынесло определение о возбуждении в отношении общества дела № 0101/200821/04040-1ю об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении ООО «КПК».

20.08.2021 в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении осуществлен выезд по адресу места осуществления деятельности ООО «КПК». В результате осмотра помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, установлено, что согласно сведениям, зафиксированным в ЕГАИС у ООО «КПК» в соответствии с Отчетом об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по дате розлива) на 20.08.2021 общий объем алкогольной продукции составляет 102396 единицы (12,96982 тыс. дал.). При пересчете алкогольной продукции, хранящейся в складском помещении ООО «КПК» (адрес: 305025, <...>) установлена алкогольная продукция не зафиксированная в ЕГАИС, а именно: Пивной напиток «Яблоко» пастеризованный фильтрованный, объем 30 л. Кег, алк. 5,2%, производитель ООО «КПК», дата розлива: 16.08.2021, в количестве: 22 ед.

Как следует из письменного отзыва административного органа, в отношении данного факта законный представитель Общества пояснил, что данная продукция зафиксирована, однако при ее фиксации произошёл технический сбой, в связи с чем, алкогольная продукция произведена фактически 16.08.2021, но в ЕГАИС зафиксировалась 15.08.2021.

В соответствии со ст. 27.14, 28.3 КоАП РФ на основании протокола                             № 0101/200821/04040-3ю от 20.08.2021 был произведен арест имущества: Пивной напиток «Яблоко» пастеризованный фильтрованный, объем 30 л. Кег, алк. 5,2%, производитель ООО «КПК», дата розлива: 16.08.2021, в количестве: 22 ед.

В ходе административного расследования во исполнение определения от 23.08.2021 № 0101/200821/04040-4ю об истребовании сведений обществом представлены письменные пояснения по факту выявленного нарушения, в которых заявитель указал на то, что 16.08.2021 оператор ЕГАИС произвел фиксацию в системе Отчета о производстве № 339 от 16.08.2021 – пивной напиток «Яблоко» пастеризованный, фильтрованный в количестве 786 дал., дата производства 16.08.2021, однако, система выдала сообщение: «Отклонено ЕГАИС». В квитанции 2 в поле комментарий было указано: «Для ИП запрещено производство продукции, указанной в отчете о производстве продукции». Поскольку при отправке первого отчёта была допущена ошибка, оператором ЕГАИС был создан новый отчет о производстве № 340 от 16.08.2021 - пивной напиток «Яблоко» пастеризованный фильтрованный в количестве 786 дал, дата производства 16.08.2021, после отправки которого повторно пришло сообщение: «Отклонено ЕГАИС». В квитанции 2 в поле комментарий также было указано: «Для ИП запрещено производство продукции, указанной в отчете о производстве продукции». После двух неудачных попыток зафиксировать отчет о производстве ООО «КПК» обратилось на линию поддержки Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка через личный кабинет (обращение зарегистрировано 16.08.2021 в 17:39:08). В 18:07 оператором ЕГАИС был создан новый отчет о производстве № 341 от 16.08.2021 - напиток пивной «Яблоко» пастеризованный фильтрованный в количестве 786 дал., дата производства 16.08.2021 и отправлен в систему ЕГАИС, который также не был принят системой по той же причине.

В 18:18:15 специалист линии поддержки рекомендовал проверить актуальность проблемы, после чего оператором ЕГАИС был создан новый отчет о производстве № 342 от 16.08.2021 - пивной напиток «Яблоко» пастеризованный фильтрованный в количестве 786 дал, дата производства 16.08.2021 и отправлен в систему ЕГАИС. Данный отчет был зафиксирован системой 16.08.2021 в 18:22:25, регистрационный номер ЕГАИС     РRODААР-0002854065, номер фиксации в ЕГАИС WBF-202100460849302, дата фиксации 16.08.2021. Однако, в графе «дата производства» отразилось 15.08.2021.

Пивной напиток «Яблоко» в количестве 786 дал., фактически был произведён ООО «КПК» 16.08.2021, однако в результате технического сбоя зафиксирован в ЕГАИС с неверной датой производства: 15.08.2021.

Кроме того, 17.08.2021 в соответствии с отчетом о производстве № 344 ООО «КПК» было произведено 882 дал., продукции - пивной напиток «Яблоко» пастеризованный фильтрованный (с учетом технологических потерь, акт № 196 от 18.08.2021).

Пивной напиток «Яблоко» пастеризованный фильтрованный производился ООО «КПК» 16.08.2021 и 17.08.2021. Указанного продукта с датой розлива 15.08.2021 фактически не производилось и на складе не было.

19.08.2021 ООО «КПК» осуществляло отгрузку пивного напитка «Яблоко» в адрес нескольких покупателей: ООО «Пивдом», ООО «МАКСТРОЙ ДИСК», ООО «КРЫМ КЕГА», ФЛП ФИО3, ИП ФИО4, ИП ФИО5, ИП ФИО6

19.08.2021 г. в соответствии с товарно-транспортной накладной № 8891 от 19.08.2021 в адрес ООО «МАКСТРОЙ ДИСК» была произведена отгрузка продукции, в том числе, пивного напитка «Яблоко» в количестве 216 дал. Согласно сообщению ООО «МАКСТРОЙ ДИСК» 23.08.2021 данная продукция была получена, однако дата производства, указанная на этикетке данной продукции, не совпадала с датой производства, указанной в товаросопроводительных документах (15.08.2021).

ООО «МАКСТРОЙ ДИСК» было поручено 50 кег с указанной датой производства 16.08.2021 и 22 кеги с датой производства 17.08.2021, поскольку сотрудниками склада ООО «КПК» при отгрузке пивного напитка «Яблоко» в адрес ООО «МАКСТРОЙ ДИСК» была допущена ошибка и вместо 22 кег с датой производства 16.08.2021 было отгружено 22 кеги с датой производства 17.08.2021.

Как указало общество в пояснениях, общее количество пивного напитка «Яблоко» без учета даты розлива на момент проведения проверки соответствует данным об остатках, отражённым в ЕГАИС.

В ходе анализа представленных пояснений и анализа данных, зафиксированных в ЕГАИС, было установлено, что согласно данным Отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции объем произведенной продукции по коду 520 (пивные напитки) составил 57964,48 дал.; согласно данным Отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.07.2021 по 17.08.2021 объем поставленной продукции по коду продукции 520 (пивные напитки) составил 59538 дал., а по данным ООО «КПК» - 57540 дал.; согласно Отчету об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.07.2021 по 17.08.2021 (по дате фиксации) объем поставленной продукции по коду продукции 520 (пивные напитки) составил 57606 дал.

В связи с чем, управление, пришло к выводу о том, что ООО «КПК» предоставили данные о поставках по дате фиксации, а не по дате накладной. Согласно данным Отчета об объемах списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции объем списанной алкогольной продукции по коду продукции 520 (пивные напитки) составил 96,68 дал.; согласно данным Отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции остаток на 17.08.2021 по коду продукции 520 (пивные напитки) составил 2766 дал., в связи с чем расхождения между данными Отчета АСИиУ, Отчета об объемах поставок, Отчета об объемах списания и Отчета об объемах остатков составили 4436,2 дал.

Определением № 0101/200821/04040-6ю от 15.09.2021 обеспечительная мера в виде ареста была снята.

Извещением от 15.09.2021 управление сообщило обществу о необходимости явки законного представителя 04.10.2021 к 12 час. 30 мин. по адресу: <...>, каб. 103, для дачи объяснений и составления протокола. Извещение получено представителем общества по доверенности ФИО7 20.09.2021.

04.09.2021 в присутствии представителя общества по доверенности ФИО1 консультантом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу ФИО8 был составлен протокол об административном правонарушении № 0101/200821/04040-9ю, в соответствии с которым нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка, выразившееся в нарушении порядка учета алкогольной продукции при обороте в ЕГАИС, квалифицировано по статье 14.19 КоАП РФ.

04.10.2021 управлением вынесено определение № 0101/200821/04040-10ю о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 18.10.2021 в 12 час. 00 мин.

18.10.2021 заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу ФИО9 в присутствии представителя общества по доверенности ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 0101/200821/04040-11ю, в соответствии с которым ООО «Курская Пивоваренная Компания» привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Курская Пивоваренная Компания» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в пределах срока, установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ (01.11.2021), и просило изменить постановление МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 18.10.2021 № 0101/200821/04040-11ю о привлечении ООО «Курская Пивоваренная Компания» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

В обоснование заявленных требований заявителем приведены доводы, аналогичные изложенным при рассмотрении дела управлением. Общество, признавая факт допущенного правонарушения, полагает, что управлением при вынесении наказания не было учтено то, что имела место опечатка оператора в условиях технического сбоя системы ЕГАИС, в связи с чем, назначенный штраф в размере 150000 руб. не соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, а также его материальному положению. Кроме того, обществом были приняты меры для дальнейшего недопущения совершения аналогичных правонарушений, в частности, должностное лицо, было предупреждено о недопущении фактов неверного отражения в ЕГАИС сведений и к нему были применены меры дисциплинарного взыскания. Неверное отражение в системе ЕГАИС даты производства небольшой партии пивного напитка в количестве 786 дал. негативных последствий не повлекло.

Административный орган представил письменный отзыв, в котором указал, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, ссылаясь на наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.

В судебном заседании представитель административного органа не возражал против снижения размера административного штрафа с учетом представленных Обществом сведений о затруднительном финансовом положении.

Требование заявителя арбитражный суд полагает подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 и пункту 2 части 2 статьи 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.19 КоАП РФ, при этом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, их заместители.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановление Правительства РФ от 24.02.2009         № 154, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной (за исключением вопросов производства и оборота винодельческой продукции, предусмотренных Федеральным законом «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации») и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении от 04.10.2021 № 0101/200821/04040-9ю составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление по делу об административном правонарушении от 18.10.2021 № 0101/200821/04040-11ю вынесено уполномоченными должностными лицами Росалкогольрегулирования в пределах предоставленных полномочий.

Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Субъектом рассматриваемого правонарушения выступают должностные и юридические лица.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

На основании статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не ограничены в обороте (пункт 1). Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 22.11.1995         № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 № 17-П, от 23.05.2013 № 11-П и от 30.03.2016 № 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ.

С учетом изложенного, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, вина, игристого вина, плодовой алкогольной продукции, плодовых алкогольных напитков без добавления этилового спирта, виноградосодержащих напитков без добавления этилового спирта, плодовых сброженных материалов, сусла, виноградного сусла, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, опломбированными федеральным органом по контролю и надзору.

Основное технологическое оборудование для производства вина, игристого вина, плодовой алкогольной продукции, плодовых алкогольных напитков без добавления этилового спирта, виноградосодержащих напитков без добавления этилового спирта, плодовых сброженных материалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, опломбированными федеральным органом по контролю и надзору.

Статьей 14 Закона № 171-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющий производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.

Учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, осуществляется посредством внесения в единую государственную автоматизированную информационную систему информации.

В соответствии со статьей 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2466 (далее - Правила № 2466).

В силу пункта 28 Правил № 2466 направление информации об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием средств измерения и (или) программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме и в формате, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, уведомления о начале оборота или декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции.

Такие заявки (за исключением случаев импорта алкогольной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (пункт 29 Правил № 2466).

Согласно подпункту 1 пункта 31 Правил № 2466 программное обеспечение должно осуществлять, в том числе, прием и передачу информации об объеме производства и (или) оборота алкогольной продукции в единой информационной системе с использованием программных средств единой информационной системы в соответствии с заявкой о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном товаропроизводителе, индивидуальном предпринимателе), об алкогольной продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и (или) оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, сопровождающих производство и (или) оборот алкогольной продукции, в единой информационной системе.

Формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в ЕГАИС утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 397.

В соответствии с п. 9.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 397 «Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» заявка о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предоставляется в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ, подтверждающего факт производства продукции. Заполнение сведений должно осуществляться на основании первичного учетного документа, подтверждающего факт постановки продукции на баланс, соответствующего требованиям Федерального закона № 402-ФЗ.

В заявке о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции поле «7. Дата производства» заполняется оператором заявителя с указанием даты производства продукции и является обязательным элементом для заполнения.

Как следует из материалов дела, 16.08.2021 оператор ЕГАИС произвел фиксацию в системе Отчета о производстве № 339 от 16.08.2021 – пивной напиток «Яблоко» пастеризованный, фильтрованный в количестве 786 дал., дата производства 16.08.2021, однако, система выдала сообщение: «Отклонено ЕГАИС». В квитанции 2 в поле комментарий было указано: «Для ИП запрещено производство продукции, указанной в отчете о производстве продукции». Оператором ЕГАИС был создан новый отчет о производстве № 340 от 16.08.2021 - пивной напиток «Яблоко» пастеризованный фильтрованный в количестве 786 дал, дата производства 16.08.2021, после отправки которого повторно пришло сообщение: «Отклонено ЕГАИС». В квитанции 2 в поле комментарий также было указано: «Для ИП запрещено производство продукции, указанной в отчете о производстве продукции». После двух неудачных попыток зафиксировать отчет о производстве ООО «Курская Пивоваренная Компания» обратилось на линию поддержки Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка через личный кабинет (обращение зарегистрировано 16.08.2021 в 17:39:08). В 18:07 оператором ЕГАИС был создан новый отчет о производстве № 341 от 16.08.2021 - напиток пивной «Яблоко» пастеризованный фильтрованный в количестве 786 дал., дата производства 16.08.2021 и отправлен в систему ЕГАИС, который также не был принят системой по той же причине. В 18:18:15 от специалиста линии поддержки пришло сообщение о необходимости проверить актуальность проблемы. Оператором ЕГАИС был создан новый отчет о производстве № 342 от 16.08.2021 - пивной напиток «Яблоко» пастеризованный фильтрованный в количестве 786 дал, дата производства 16.08.2021 и отправлен в систему ЕГАИС. Данный отчет был зафиксирован системой 16.08.2021 в 18:22:25, регистрационный номер ЕГАИС РRODААР-0002854065, номер фиксации в ЕГАИС WBF-202100460849302, дата фиксации 16.08.2021. В графе «дата производства» отразилось 15.08.2021.

Таким образом, в ходе административного расследования установлено, что «пивной напиток «Яблоко» пастеризованный фильтрованный, объем 30 л. Кег, алк. 5,2%, производитель ООО «Курская Пивоваренная Компания», дата розлива – 16.08.2021, фактически был произведен 16.08.2021 в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, определением № 0101/200821/04040-6ю от 15.09.2021 обеспечительная мера в виде ареста была снята.

Вместе с тем, в ходе административного производства было установлено нарушение Обществом порядка учета алкогольной продукции при обороте в ЕГАС, которое выразилось в отражении неверной  даты производства алкогольной продукции. Обществом в отчете о производстве № 342 от 16.08.2021 указана дата производства – 15.08.2021, тогда как фактически пивной напиток был произведен 16.08.2021.

Данное обстоятельство подтверждено материалами административного дела, не опровергнуто и признано заявителем.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества объективной стороны вменяемого правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена вина.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной формой вины (прямой или косвенный умысел), так и неосторожной.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрения дел об административных правонарушениях» установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Судом установлено, что общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности (с учетом характеристик, отраженных в ст. 2 ГК РФ, осуществляющим ее на свой риск), должно было и могло предположить возможность наступления отрицательных для себя последствий такой деятельности, в том числе связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением принятых на себя обязательств по соблюдению законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.

В данном случае доказательств наличия обстоятельств, находящихся вне контроля общества и объективно препятствующих надлежащему исполнению возложенных на него законодательством обязанностей, а также принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для выполнения установленных требований, в материалы дела не представлено.

Оценив все представленные доказательства во взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Курская Пивоваренная Компания» состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.19 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений процедуры привлечения ООО «Курская Пивоваренная Компания» к административной ответственности судом не установлено. Общество не было лишено возможности воспользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, оценив характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, суд не усматривает исключительных обстоятельств для признания совершенного правонарушения малозначительным.

При таких условиях суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания названного правонарушения малозначительным.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.1 статьи 4.1 КоАП РФ в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Оспариваемым постановлением административный штраф назначен обществу в размере минимального размера санкции, установленной статьей 14.19 КоАП РФ. При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.

Вместе с тем, арбитражный суд полагает необходимым принять во внимание следующее.

В соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из буквального толкования данных норм права следует, что для назначения наказания ниже низшего предела следует установить наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Судом установлено, что заявитель является субъектом среднего предпринимательства, о чем в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 внесены соответствующие сведения.

Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу том, что действия заявителя формально содержат признаки состава вменяемого ему административного правонарушения, однако в результате его совершения негативных последствий не наступило, имела место техническая ошибка оператора в условиях технического сбоя системы ЕГАИС. Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Обществом было сформировано несколько отчетов о производстве № 339, № 340, № 341, в которых была указана верная дата производства – 16.08.2021, но которые не были приняты. В отчете же № 342 от 16.08.2021, который был направлен и принят, была допущена техническая опечатка в указании даты производства – 15.08.2021.

При этом суд принимает во внимание, что административным органом установлено, что фактически продукция была произведена 16.08.2021 в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заявитель также пояснил, что обществом были приняты меры для дальнейшего недопущения совершения аналогичных правонарушений, в частности, должностное лицо, было предупреждено о недопущении фактов неверного отражения в ЕГАИС сведений и к нему были применены меры дисциплинарного взыскания (замечание).

Суд также учитывает, что неверное отражение в системе ЕГАИС даты производства пивного напитка «Яблоко» пастеризованный фильтрованный, объем 30 л. Кег, алк. 5,2% не повлекло за собой никаких негативных последствий, не создало угрозы причинения вреда здоровью населения и охраняемым законом отношениям.

Суд также принимает во внимание затруднительное финансовое положение Общества, которое подтверждается представленными в материалы дела отчетом о финансовых результатах за январь-сентябрь 2021 года, бухгалтерским балансом на 30 сентября 2021.

Принимая во внимание, что допущенное нарушение возникло в связи с наличием технической ошибки при составлении отчета о производстве, совершено без умысла на нарушение действующего порядка учета алкогольной продукции при обороте в ЕГАИС, не повлекло негативных последствий, суд приходит к выводу, что назначение обществу минимально возможного административного штрафа, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, в размере 150000 рублей, не будет отвечать целям административной ответственности, поскольку может повлечь избыточное ограничение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и не будет являться справедливым и соразмерным содеянному, в связи с чем, суд считает возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей нормы КоАП РФ, и назначить ООО «Курская Пивоваренная Компания» наказание в виде административного штрафа в размере 75000 руб.

В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в частности, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу об административном правонарушении от 18.10.2021 № 0101/200821/04040-11ю подлежит изменению в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей, путем назначения обществу с ограниченной ответственностью «Курская Пивоваренная Компания» административного наказания в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

В силу положений пункта 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 14.19, 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 17, 27, 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Изменить постановление межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу об административном правонарушении от 18.10.2021 № 0101/200821/04040-11ю в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей, назначив обществу с ограниченной ответственностью «Курская Пивоваренная Компания» административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                                    Л.В. Дрючина