ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-9681/18 от 08.11.2019 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

15 ноября 2019 года

Дело№ А35-9681/2018

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Сергеевой С.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корчагиной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к публичному акционерному обществу «ФИО1 ГОК» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 149 946 руб. 15 коп.,

В судебном заседании приняли участие представители:

от истца – ФИО2 по доверенности от 07.12.2018,

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 13.12.2018.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «ФИО1 ГОК» о взыскании 145 920 руб. 08 коп., в том числе платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава в размере 137 367 руб. 34 коп., процентов в размере 8 552 руб. 74 коп.

Ранее заявленное истцом ходатайство об увеличении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым истец просит взыскать с ответчика плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава в размере 137 367 руб. 34 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 12 578 руб. 81 коп. с 11.12.2017 по 04.04.2019, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с 05.04.2019 по день фактической уплаты долга, исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, судом принято к производству.

Представитель  истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель  ответчика возражал против удовлетворения исковых требований.

Судом объявлен перерыв в судебном заседании до 08 ноября 2019 года 11 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено. Суд в том же составе, лица те же.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Между Истцом (Перевозчиком) и Ответчиком (Контрагент) был заключен Договор № 8-9/79 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «ФИО1 ГОК» при станции Курбакинская Московской железной дороги (далее - Договор).

Согласно п.7 Договора сдаваемые на железнодорожный  путь  необщего пользования  вагоны подаются  локомотивом  Перевозчика  на выставочные пути №№2, 3, 4, 5, 6, 7, 7а, 8, 9 станции Курбакинская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца, с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.

В ноябре и декабре 2017 года на станцию назначения Курбакинская Московской железной дороги по железнодорожным накладным в адрес ПАО «ФИО1 ГОК» прибыли вагоны, не принадлежащие перевозчику.

Истец исполнил свои обязательства и доставил вагоны на станцию назначения, что подтверждается дорожными ведомостями, памятками приёмосдатчика на подачу и уборку вагонов, ведомостями подачи и уборки вагонов, которые представлены в Арбитражный суд Курской области в порядке ст. 65, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Данные вагоны были поставлены на простой на путь общего пользования. Данный факт подтверждается актами общей формы (приложены к исковому заявлению в порядке ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Данные акты общей формы представители подписали с рядом разногласий.

Начало времени простоя вагонов на путях общего пользования станции Курбакинская Московской железной дороги подтверждается актами общей формы (приложены к исковому заявлению). Окончание времени простоя подтверждается фактом подачи вагонов локомотивом ответчика с выставочных путей станции (путей общего пользования) на пути станции ПАО «МГОК» (пути необщего пользования). Время подачи вагонов с путей станции на пути необщего пользования подтверждается актами общей формы и памятками приемосдатчика, которые подписаны ответчиком.

В данных памятках и актах общей формы указаны: номера вагонов, время подачи на пути необщего пользования Ответчика. Номера вагонов, время подачи на пути необщего пользования, указанные в памятках, совпадают с номерами вагонов, указанными в ведомостях подачи и уборки вагонов.

Таким образом, совокупность указанных документов подтверждает факт нахождения вагонов, прибывших в адрес Ответчика, на путях станции Курбакинская Московской железной дороги.

Согласно ч.11 ст.39 Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.

В ч.12 ст.39 УЖТ РФ указано, что если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.

В силу ч.17 ст.39 УЖТ РФ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.

ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии, и в соответствии со статьями 4 и 8 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», статьей 6 ФЗ «О естественных монополиях» в его отношении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ценовое регулирование его деятельности, посредством установления цен (тарифов), а также правил их применения.

Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (вступившим в силу с 07.06.2015) была утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также внесены изменения и, дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12.

Пунктом 2 Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 внесены следующие изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12 (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2002 года, регистрационный N 3678), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением ФЭК России от 7 октября 2003 года N 82-т/3 (зарегистрирован Минюстом России 15 октября 2003 года, регистрационный N 5175), приказами ФСТ России от 19 июня 2006 года N 131 -т/4 (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2006 года, регистрационный №8072), от 10 июня 2009 года №119-т/4 (зарегистрирован Минюстом России 16 июня 2009 года, регистрационный №14092) (далее – Тарифное руководство №2), а именно включены пункты 12 и таблицу №9 из Тарифного руководства №2.

Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Из статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В силу статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статьей 793 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с абзацем третьим статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее - Устав) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению срока доставки грузов. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, частью 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности, в частности, в случае задержки вагонов в пути следования, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.

Исходя из предмета и оснований иска, доводов и возражений сторон и подлежащих применению норм материального права в предмет доказывания в данном случае входят следующие обстоятельства: задержка вагонов в пути следования из-за неприема станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика; причины задержки вагонов и установление лица, виновного в их задержке, наличие причинно-следственной связи между задержкой вагонов и нарушением сроков доставки вагонов.

Требование о взыскании платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу, начисленной в соответствии со статьей 39 Устава, может быть удовлетворено лишь при доказанности наличия указанных обстоятельств в совокупности.

Часть 11 статьи 39 Устава определяет существенные условия для возможности начисления платы перевозчиком: за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом

Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (ч. 12 ст. 39).

Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (ч. 17 ст. 39).

Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 было утверждено Тарифное руководство (Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения), а также внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 г. №35/12.

Параграфом 20 договора №8-9/79 определено, что сборы, плата и штрафы вносятся установленным порядком, согласно ведомостям подачи уборки вагонов, актам общей формы и накопительным ведомостям на подсобный счет ОАО «РЖД». Индексация сборов и платы производится на основании постановления ФСТ РФ.

Пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщений России от 18.06.2003 №26, предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.

Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.

На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.

На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей

В силу п. 4.8 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 порядок определения оплачиваемого времени нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования устанавливается тарифным руководством.

На основании пункта 1.6 Тарифного руководства время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы.

Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе в случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В силу пункта 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.

На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

Абзац 2 п. 1.6 Тарифного руководства определяет, что исчисление платы в отношении одной единицы подвижного состава (контейнера) производится отдельно по каждому акту общей формы.

На основании п. 2.4 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки определяется в соответствии с таблицей N 2 Тарифного руководства.

Для начисления платы за предоставление путей необщего пользования нормы статьи 39 Устава определяют вину субъекта - грузополучателя, владельца путей необщего пользования, а в случае задержки вагонов в пути следования при просрочке доставки грузов по вине перевозчика, нормы данной статьи определяют начисления платы владельцу инфраструктуры самим перевозчиком (часть 11 ст. 39 Устава), т.е. при вине перевозчика в просрочке доставки грузов при начислении платы за предоставление путей общего пользования, такую плату необходимо начислять владельцу инфраструктуры путей общего пользования.

Как указывалось ранее, в силу пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 26, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Основанием для начисления платы за вагоны, задержанные в пути следования, является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, их номера, дата, время и причина задержки.

Таким образом, начисление платы истцом возможно только в случае задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки порожних вагонов.

Истец в качестве доказательств, подтверждающих нарушение технологического срока оборота вагонов, представил акты общей формы и памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.

Факт нахождения вагонов, прибывших в адрес ПАО «ФИО1 ГОК», на путях общего пользования ввиду неприема их ответчиком подтверждается  ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика и актами общей формы с указанием причины, времени начала и окончания задержки вагонов в пути и их номеров, отметками об отказе грузополучателя от их подписания.

Факт невыполнения ответчиком технологических сроков оборота вагонов также подтверждается информацией, представленной ОАО «РЖД», актами общей формы, дорожными ведомостями, накопительными ведомостями, представленными истцом в порядке ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика платы за нахождение вагонов на путях общего пользования является обоснованным по праву и размеру, подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.ст. 309-310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае не правомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

За период с 11.12.2017 г. по 04.04.2019 г. истцом начислены проценты в размере 12 578 руб. 81 коп.  на взыскиваемую сумму долга.

Поскольку допущенное нарушение денежного обязательства ответчиком подтверждено материалами дела, то суд признает  требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 578 руб. 81 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению, которая подлежит начислению на сумму долга до момента фактического исполнения денежного обязательства в силу ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик в отзыве  указал, что согласно статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее по тексту Устав ЖД), Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны.

В силу ч.3 ст.36 Устава ЖДТ РФ получатель вправе отказаться от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку конкретного груза, если такой вагон не может быть использован под погрузку этого груза по причине технической неисправности или непригодности в коммерческом отношении. Аналогичная норма установлена п.39.5 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 №29.

Как полагает ответчик, в указанные в иске даты, истец в составе порожних вагонов подал ответчику под погрузку технически неисправные вагоны, которые не были приняты грузополучателем и отставлены на путь общего пользования для проведения дальнейшего ремонта.

01.12.2017 сторонами был подписан «Регламент взаимодействия работников ОАО «РЖД», ОАО «ФИО1 ГОК» и ООО «МосТрансАльянс» при подаче на пути необщего пользования порожних грузовых вагонов под погрузку, вагонов под сдвоенные операции и в ремонт в объеме ТР-1», которым установлен порядок взаимодействия сторон по подаче и уборке вагонов, следующих в ремонт в адрес ООО «МосТрансАльянс».

Согласно п.4.1 Регламента «вагоны, требующие ремонта с направлением в адрес ООО «МосТрансАльянс» по мере накопления (не менее 30 вагонов), выпуска из ремонта предыдущих поданных партий и при наличии технологической возможности подаются локомотивом ПАО «ФИО1 ГОК на путь №34б ст. Погрузочная не реже одного раза в смену».

Установленный регламентом порядок подачи в ремонт неисправных вагонов не позволяет определить четкое время, с которого должно исчисляться оплачиваемое время простоя данных вагонов на пути общего пользования. Также данным регламентом не установлена и ответственность за сверхнормативное нахождение на железнодорожных путях общего пользования технически неисправных вагонов.

В соответствии с частью 18 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.

Из смысла ст. 39 Устава ЖТ РФ следует, что требование о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования вне перевозочного процесса может быть удовлетворено лишь при доказанности в простое вагонов на путях общего пользования вины грузополучателя.

Так как на момент подачи под погрузку спорных вагонов, данные вагоны имели техническую неисправность и не могли использоваться грузополучателем по назначению, то, по мнению ответчика, его  вина в простое технически несправных вагонов на путях общего пользавания перевозчика отсутствует в силу положений ст.20 и ст.36 Устава ЖТ РФ.

Данные возражения отклонены судом, как необоснованные, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 30 Приказа Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (ред. от 09.02.2018) "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" не допускается подача под погрузку грузов и посадку людей неисправных вагонов и без предъявления их к техническому обслуживанию. О признании их годными должна быть произведена запись в специальном журнале.

Порожние вагоны, подаваемые под погрузку на железнодорожные станции, где нет пунктов технического обслуживания, а также груженые вагоны, которые намечено использовать на таких железнодорожных станциях под сдвоенные операции, должны быть осмотрены, а в необходимых случаях и отремонтированы на ближайшем пункте технического обслуживания, расположенном перед железнодорожной станцией погрузки.

При техническом обслуживании проверяется: состояние и износ узлов и деталей и их соответствие установленным размерам; исправность действия тормозного оборудования, буферного и автосцепного устройств, средств сигнализации и устройств связи, привода генератора и его соответствие типу генератора, крепления подвагонного оборудования, особое внимание обращается на исправность цепочек расцепного рычага, автосцепки, а также отпуск автоматических тормозов; состояние и исправность ходовых частей (тележек); исправность кузовов и котлов цистерн, гарантирующая сохранность перевозимых грузов; исправность переходных площадок помоста и поручня помоста крыши, специальных подножек и поручней; наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на железнодорожный путь деталей и оборудования железнодорожного подвижного состава.

В случае обнаружения какой-либо из вышеуказанных неисправностей, вагон к перевозке не допускается.

Ответчик в соответствии с п.16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте был уведомлен о прибывших в его адрес вагонах, он обязан был забрать данные вагоны с путей станции Курбакинская, однако, не делал этого, в связи с чем, вагоны простаивали на путях станции по его вине.

С учетом разъяснений указанных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017 в пункте 15 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции", во взаимосвязи с положениями статьи 39 Устава, у перевозчика имеется право предъявления требований, поскольку задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования произошли по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, а не перевозчика.

Факт невыполнения ответчиком технологических сроков оборота вагонов также подтверждается информацией, представленной ОАО «РЖД» в подробном расчете по станции Курбакинская в отношении ПАО «ФИО1 ГОК», а также в актах общей формы и повагонном расчете с указанием дорожной ведомости, номера вагона, начала и окончания простоя станции задержки и накопительной ведомости.

Между ОАО «РЖД» филиала Московская железная дорога и ответчиком был согласован и подписан Единый технологический процесс работы железнодорожного пути необщего пользования ПАО «ФИО1 ГОК» и станции примыкания Курбакинская Московской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» (далее ЕТП).

Согласно разделу VIII ЕТП указано, что непосредственное оперативное руководство маневровой и грузовой работой, контроль выполнения суточных и сменных планов, обработкой поездов и вагонов по технологическому процессу осуществляют начальник станции и сменные командиры.

Планирование грузовой и маневровой работы на подъездном пути ответчика осуществляется в соответствии с данными предварительной информации о подходе поездов и грузов, положения на станции и подъездном пути к началу планируемого периода, ежесуточных заявок предприятий на погрузку и других условий.

Факты задержки вагонов зафиксированы памятками приемосдатчика и актами общей формы с указанием причины и времени начала и окончания задержки вагонов в пути, их номеров.

Как верно указано истцом, нарушение технологических сроков оборота вагонов, непринятие ответчиком прибывающих в его адрес вагонов, привело к занятости путей общего пользования и, следовательно, задержке поездов в пути следования.

Согласно Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, утвержденной МПС СССР 30.12.1977 № ЦФ-3504 (в ред. указания МПС РФ от 15.08.2003 № Ш-865у), ведомости подачи и уборки вагонов составляются для расчета времени нахождения вагонов у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, то есть являются теми первичными документами, которые документально подтверждают, в частности, нарушение технологических сроков оборота вагонов на пути необщего пользования.

В совокупности с представленными в материалы дела актами общей формы, оформленными согласно требований статьи 119 УЖТ РФ, пункта 4.6 Правил № 26, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45, факт обоснованности начисления истцом спорной платы подтвержден документально.

Кроме этого, судом учтено, что согласно ст. 36 Устава железнодорожного транспорта РФ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

Получатель вправе отказаться от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку конкретного груза, если такой вагон не может быть использован под погрузку этого груза по причине технической неисправности или непригодности в коммерческом отношении.

В рамках ст. 39 УЖТ РФ если получатель в соответствии со статьей 36 настоящего Устава отказался от приема порожних грузовых вагонов по причинам, зависящим от отправителя, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится перевозчику получателем до момента получения перевозчиком уведомления об отказе получателя от приема таких вагонов, а отправителем порожних грузовых вагонов с момента получения данного уведомления.

В данном деле ответчик в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представил доказательств, подтверждающих отказ от вагонов. Записи ответчика в актах общей формы о несогласии, так как согласно ст. 20 УЖТ РФ перевозчик обязан  подавать под погрузку технически исправные вагоны, не являются отказом. Указанные записи о несогласии не содержат прямого и строго определенного волеизъявления на отказ от вагонов, не являются уведомлением об отказе от приема таких вагонов. Записи о несогласии представляют собой констатацию факта того, что перевозчик обязан подавать под погрузку технически исправные вагоны.   

Следовательно, выставленная плата является законной и обоснованной.

При обращении в Арбитражный суд Курской области истец в порядке ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 333.18, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплатил в бюджет государственную пошлину в размере 5121 руб. 00 коп.

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Расходы по оплате государственной пошлины арбитражный суд относит на ответчика в полном объеме, поскольку иск удовлетворен полностью, а судебные расходы в данной части понесены истцом, в чью пользу принят судебный акт.

Руководствуясь статьями 17, 27, 28, 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ОАО «Российские железные дороги» к ПАО «ФИО1 ГОК»  удовлетворить.

Взыскать с ПАО «ФИО1 ГОК» в пользу ОАО «Российские железные дороги» 137 367 руб. 34 коп. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 12 578 руб. 81 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на задолженность в сумме 137 367 руб. 34 коп., начиная с 05.04.2019 года по день фактической уплаты кредитору денежных средств – исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5121  руб. 00 коп.

Взыскать в доход федерального бюджета с ПАО «ФИО1 ГОК» государственную пошлину в размере 377 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                    Сергеева С.Л.