Арбитражный суд Липецкой области
пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Липецк Дело № А36-1394/2022
29 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 июля 2022 года
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Прибытковой Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цеслер Т.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Управления экономического развития Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: Липецкая область, Хлевенский район, с.Конь-Колодезь)
о взыскании 468 689 руб. 58 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО2, представитель, доверенность №И38/09/-1151 от 18.04.2022,
от ответчика – представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Управление экономического развития Липецкой области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании 465 114 руб. 58 коп, в том числе: суммы гранта в размере 390 000 руб., неустойки (пени) за период с 31.12.2019 по 15.02.2022 в размере 75 114 руб. 58 коп., неустойки (пени) по день возврата субсидии в полном объеме.
Определением от 28.02.2022 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 21.04.2022 суд перешел к рассмотрению дела №А36-1394/2022 по общим правилам искового производства.
В ходе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования и просил взыскать с ответчика 468 689 руб. 58 коп., в том числе: 390 000 руб. сумму гранта, 78 689 руб. 58 коп. неустойку (пеню) за период с 31.12.2019 по 31.03.2022, а также неустойку (пеню) по день фактического возврата гранта.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял увеличение исковых требований.
В судебное заседание не явился ответчик, извещался надлежащим образом.
Кроме того, информация о принятии искового заявления к производству, назначении предварительного и судебного заседаний в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещена арбитражным судом на официальном сайте суда в сети «Интернет».
При таких обстоятельствах, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие ответчика.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований.
Арбитражный суд, выслушав истца, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства с учетом их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи, установил следующее.
Как видно из материалов дела, в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2014 - 2024 годы» государственной программы «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области» (далее - Подпрограмма), утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 07.11.2013 № 500 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области», в соответствии с Законом Липецкой области от 24.12.2018 №224-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Закон об областном бюджете) было предусмотрено мероприятие по предоставлению грантов «Легкий старт» в форме субсидий на финансовое обеспечение затрат начинающих субъектов малого предпринимательства (за исключением производственных кооперативов, потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств), связанных с организацией собственного дела по одному из приоритетных направлений деятельности (далее - грант), с объемом финансирования 12 904 647 руб. 62 коп.
16.12.2019 ФИО1 подана заявка о предоставлении гранта регистрационный номер №51, в которой он обязался в течение не более 7 календарных дней со дня, следующего за днем издания приказа об утверждении перечня получателей гранта, осуществить государственную регистрацию в качестве субъекта малого предпринимательства в органах Федеральной налоговой службы;
использовать полученные средства по целевому назначению в строгом соответствии с направлениями затрат, указанными в плане расходов и оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости затрат, указанных в плане расходов;
использовать грант в течение 12 месяцев со дня поступления средств на счет и использовать имущество;
в течение 12 месяцев со дня поступления средств на счет создать не менее одного нового постоянного рабочего места и принять не менее одного работника, зарегистрировав его в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации;
осуществлять деятельность в течение не менее двух лет после получения гранта (л.д. 17).
ФИО1 был признан получателем гранта, отвечающим условиям, приведенным в Законе об областном бюджете, и прошедшим отбор, на основании заявки от 16.12.2019 №51 и приложенных к ней документов.
Согласно представленному плану расходов и бизнес-плану, инвестиционный проект предполагал организацию кузнечного цеха в рамках большого проекта «Возрождение старинных ремесел» на территории поместья «Данбург» в селе Конь-Колодезь Хлевенского района и приобретение оборудования и строительных материалов. Стоимость инвестиционного проекта составила 719 500 руб., в том числе собственные средства – 219 500 руб.
25.12.2019 между Управлением по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области и ИП ФИО1 было подписано соглашение о предоставлении из областного бюджета грантов «Легкий старт» в форме субсидий на софинансирование затрат начинающих субъектов малого предпринимательства (за исключением производственных кооперативов, потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с организацией собственного дела №1.
ИП ФИО1 из областного бюджета предоставлена государственная поддержка в сумме 500 000 руб., о чем свидетельствует платёжное поручение №793 от 27.12.2019.
В соответствии с пунктом 3.1.2.2. соглашения получатель гранта использует его в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет;
- оплачивать за счет собственных средств не менее 10 стоимости затрат, указанных в плане расходов гранта.
В соответствии с пунктом 4.3.7. соглашения получатель представил отчет о расходах (затратах), источником финансового обеспечения которых является грант, в котором отражена информация, что по целевому назначению израсходованы денежные средства в сумме 26 212 руб. 04 коп. остальные денежные средства были израсходованы после истечения 12 месяцев.
Таким образом, получателем гранта не использовал денежные средства в полном объеме в течение 12 месяцев с момента получения их на свой расчетный счет и не оплатил за счет собственных средств не менее 10 стоимости затрат, указанных в плане расходов гранта.
В связи с не предоставлением отчета об использовании денежных средств 02.02.2021 Управление экономического развития Липецкой области направило на электронную почту, указанную ответчиком в заявлении о предоставлении гранта (daniilne@mail.ru), а 25.02.2021 по почте требование №И38/09/-254 о возврате в областной бюджет гранта «Легкий старт» в сумме 500 000 руб. и уплате пени в течение 10 рабочих дней с момента получения требования.
Ответчик платежным поручением №94238 от 27.07.2021 на сумму 50 000 руб. и платежным документом от 16.04.2021 на сумму 60 000 руб. частично возвратил грант, однако оставшаяся задолженность составила 390 000 руб.
Неисполнение ответчиком требования послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Исходя из статьи 69 БК РФ, к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе, на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Как следует из подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3.1 ст. 78 БК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм БК РФ следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для их предоставления, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Порядок предоставления грантов на финансовое обеспечение затрат начинающих субъектов малого предпринимательства (за исключением производственных кооперативов, потребительских кооперативов и крестьянских фермерских) хозяйств, связанных с организацией собственного дела по одному из приоритетных направлений деятельности (далее Порядок) утвержден постановлением администрации Липецкой области от 13.11.2019 №476 "Об учреждении грантов «Легкий старт» в форме субсидии и утверждении порядка их предоставления в 2019 году» в соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства в липецкой области на 2014-2024 годы» государственной программы «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области».
Из материалов дела следует, что в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2014 - 2024 годы» государственной программы «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области» (далее - Подпрограмма), утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 07.11.2013 № 500 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области», в соответствии с Законом Липецкой области от 24.12.2018 №224-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Закон об областном бюджете) было предусмотрено мероприятие по предоставлению грантов «Легкий старт» в форме субсидий на финансовое обеспечение затрат начинающих субъектов малого предпринимательства (за исключением производственных кооперативов, потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств), связанных с организацией собственного дела по одному из приоритетных направлений деятельности (далее - грант), с объемом финансирования 12 904 647 руб. 62 коп.
Из пункта 116 приложения №26 к Закону Липецкой области от 24.12.2018 №224-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» следует, что гранты предоставляются начинающим субъектам малого предпринимательства (далее - получатель гранта на цели, установленные настоящим пунктом).
Условия предоставления гранта являются:
1) соблюдение получателем гранта на цели, установленные настоящим пунктом, требований, установленных пунктами 3 - 6 статьи 12 настоящего Закона;
2) соблюдение получателем гранта на цели, установленные настоящим пунктом, следующих требований:
- получатель гранта на цели, установленные настоящим пунктом, на дату подачи документов главному распорядителю средств областного бюджета не получал в текущем финансовом году средства из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Липецкой области на цели, указанные в настоящем пункте;- п
олучатель гранта на цели, установленные настоящим пунктом, на дату подачи документов главному распорядителю средств областного бюджета не является или ранее не являлся получателем средств финансовой поддержки, субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, а также гранта на поддержку начинающего фермера;-
получатель гранта на цели, установленные настоящим пунктом, зарегистрирован в качестве субъекта малого предпринимательства в IV квартале 2019 года;-
получатель гранта на цели, установленные настоящим пунктом, соответствует критериям микропредприятия, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- наличие у получателя гранта на цели, установленные настоящим пунктом, проекта (бизнес-плана) создания и развития собственного дела;
- наличие у получателя гранта на цели, установленные настоящим пунктом, плана расходов гранта с указанием затрат, указанных в абзацах тридцатом - тридцать четвертом настоящего пункта;
- получатель гранта на цели, установленные настоящим пунктом, обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости затрат, указанных в плане расходов гранта;
- получатель гранта на цели, установленные настоящим пунктом, обязуется использовать грант в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет;
- получатель гранта на цели, установленные настоящим пунктом, обязуется создать не менее 1 нового постоянного рабочего места в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет;
- получатель гранта на цели, установленные настоящим пунктом, обязуется осуществлять деятельность в течение не менее двух лет после получения гранта;
- получатель гранта на цели, установленные настоящим пунктом, соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- отбор получателя гранта на цели, установленные настоящим пунктом, на конкурсной основе;
- предоставление получателем гранта на цели, установленные настоящим пунктом, отчетности об использовании средств гранта, выполнении целевых показателей в порядке и по формам, утвержденным в соглашении о предоставлении гранта;
3) получатель гранта на цели, установленные настоящим пунктом, зарегистрирован и осуществляет свою деятельность на территории Липецкой области по приоритетным направлениям деятельности в соответствии с разделами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)":
- раздел С "Обрабатывающие производства" - за исключением производства подакцизных товаров;
- раздел Е "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - за исключением кодов 38.32.11, 38.32.2 - 38.32.4;- ра
здел G "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" - код 45.2; коды 45.1, 45.3 - 47 - в части деятельности, осуществляемой в населенных пунктах с численностью населения менее 200 человек;
- раздел I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" - коды 55.10, 55.3, 56.10.1, 56.10.21 - 56.10.24;
- раздел J "Деятельность в области информации и связи" - коды 62.01, 63.1;
- раздел Р "Образование" - коды 85.11, 85.41.2;
- раздел Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" - за исключением кода 86.9;
- раздел R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" - коды 93.11, за исключением деятельности псарен, 93.12, 93.13;
- раздел S "Предоставление прочих видов услуг" - коды 95, 96.01, 96.02.
Гранты предоставляются по следующим направлениям затрат, произведенным по безналичному расчету:
- приобретение земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности в рамках реализации проекта "Легкий старт";
- разработку проектной документации для строительства или реконструкции производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности в рамках реализации проекта "Легкий старт";
- приобретение, строительство, ремонт, модернизация и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в рамках реализации проекта "Легкий старт";
- подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в рамках реализации проекта "Легкий старт", к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям;
- приобретение оборудования, мебели, материалов, инвентаря, оборудования, необходимого для обеспечения соответствия требованиям Роспотребнадзора, МЧС России.
На приобретение инвентаря и материалов направляется не более 20% от суммы гранта на одного получателя субсидии на цели, установленные настоящим пунктом.
Гранты предоставляются в размере 100% от затрат, указанных в заявке, но не более 500 000 руб. на одного получателя гранта.
Порядок предоставления грантов на финансовое обеспечение затрат начинающих субъектов малого предпринимательства (за исключением производственных кооперативов, потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств), связанных с организацией собственного дела по одному из приоритетных направлений деятельности (далее - Порядок) утвержден постановлением администрации Липецкой области от 13.11.2019г. № 476 «Об учреждении грантов «Легкий старт» в форме субсидий и утверждении порядка их предоставления в 2019 году» в соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2014-2024 годы» государственной программы «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области».
В соответствии с вышеуказанными Законом об областном бюджете, Подпрограммой и Порядком ИП ФИО1 (далее - ответчик) был признан получателем гранта, отвечающим условиям, приведенным в Законе об областном бюджете, и прошедшим отбор на основании заявки на оказание поддержки от 16.12.2019г. № 51 и приложенных к ней документов.
Согласно представленному плану расходов и бизнес-плану, инвестиционный проект предполагал организацию кузнечного цеха в рамках большого проекта «Возрождение старинных ремесел» на территории поместья «Данбург» в селе Конь - Колодезь Хлевенского района» и приобретение оборудования и строительных материалов. Стоимость инвестиционного проекта составила 719 500 рублей, в том числе собственные средства - 219 500 рублей.
В соответствии с Законом об областном бюджете, Порядком предоставления субсидий и Соглашением о предоставлении из областного бюджета грантов «Легкий старт» в форме субсидий (далее - Грант) на финансирование затрат начинающих субъектов малого предпринимательства (за исключением производственных кооперативов, потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств), связанных с организацией собственного дела по одному из приоритетных направлений деятельности от 25.12.2019г. № 1, заключенного между управлением по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области и ИП ФИО1 (далее - Соглашение), была представлена государственная поддержка из областного бюджета 30.12.2019г. в сумме 500 000 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, что подтверждается платежным поручением от 27.12.2019 г. № 793 на сумму 500 000 руб.
В силу пункта 3.1.2.2. соглашения получатель гранта обязался:
- использовать грант в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет;
- оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости затрат, указанных в плане расходов гранта.
Однако, в адрес управления ответчиком предоставлен отчет, в котором часть средств гранта не использована, что является нарушением условий предоставления гранта, предусмотренных Законом Липецкой области, а также нет подтверждения софинансирования собственными средствами в размере не менее 10% стоимости затрат.
В соответствии с пунктом 4.3.7 Соглашения от 25.12.2019г. № 1 получатель представил в управление экономического развития Липецкой области отчет о расходах (затратах), источником финансового обеспечения которых является Грант, в котором отражена информация, что по целевому назначению израсходованы денежные средства в сумме 256212 руб. 04 коп., остальные денежные средства были израсходованы после истечения 12 месяцев.
Таким образом, получатель гранта не использовал денежные средства в полном объеме в течение 12 месяцев с момента получения их на свой расчетный счет и не оплатил за счет собственных средств не менее 10% стоимости затрат, указанных в плане расходов гранта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается факт перечисления ответчику гранта в сумме 500 000 руб.
Ответчик частично в сумме 110000 руб. возвратил грант, задолженность составила 390000 руб.
Доказательств исполнения обязательств по соглашению ответчиком не представлено, а именно: грант не использован в течение 12 месяцев; не оплачены за счет собственных средств не менее 10 % стоимости затрат, указанных в плане расходов гранта; не представлены отчеты о расходах (затратах).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу частей 1 и 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Поскольку ответчик доказательств, подтверждающих исполнения обязательств по соглашению не представил, а также не представил доказательств, освобождающих его от исполнения принятого на себя обязательства, суд приходит к выводу, что требование истца о взыскании гранта в сумме 390 000 руб. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Истец просит взыскать с ответчика неустойку (пеню) в сумме 78 689 руб. 58 коп., с последующим начислением по день фактического исполнения обязательства.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 329, 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств контрагенты вправе определить договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 8 статьи 12 Закона об областном бюджете главные распорядители средств областного бюджета и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае выявления нарушений целей и (или) условий и порядка предоставления субсидий, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
В случае недостижения показателей результативности, предусмотренных в соглашении о предоставлении субсидий, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в объеме, определяемом типовой формой соглашения.
Получатели субсидий обязаны возвратить в доход областного бюджета полученные в соответствующем отчетном финансовом году денежные средства и уплатить пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начала начисления пени, от размера субсидии, использованной с нарушением целей или условий, установленных при ее предоставлении, за каждый день использования субсидии до даты ее возврата:
а) на основании требования главного распорядителя средств областного бюджета - не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанного требования;
б) на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При отказе от добровольного возврата указанных средств и уплаты пени главные распорядители средств областного бюджета обеспечивают их принудительное взыскание и перечисление в доход областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Проанализировав представленный истцом расчет неустойки (пени) за период с 31.12.2019 по 31.03.2022, суд не соглашается с ним в части определения первоначального периода начисления пени, а также начисления пени в период действия моратория исходя из следующего.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 № 1365-О гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
По своей правовой природе неустойка является не денежным обязательством, а санкцией (мерой ответственности) за ненадлежащее исполнение денежного обязательства.
Исходя из условий части 8 статьи 12 Закона об областном бюджете, получатели субсидий обязаны возвратить в доход областного бюджета полученные денежные средства и уплатить пени от размера субсидии за каждый день использования до даты е возврата на основании требования главного распорядителя средств областного бюджета не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанного требования.
Из материалов дела следует, что истец 02.02.2021 направил на электронную почту, указанную ответчиком в заявлении о предоставлении гранта требование о возврате в областной бюджет гранта «Легкий старт» в сумме 500 000 руб. и уплате пени.
Поскольку требование получено ответчиком 02.02.2021, то срок для возврата субсидии и уплаты пени истекает 15.02.2021 (02.02.2021 +10 рабочих дней), соответственно с 16.02.2021 подлежит начислению пени за просрочку исполнения обязательства по возврату субсидии.
Суд произвел расчет пени за период с 16.02.2021 по 31.03.2022, размер которой составляет 24 254 руб. 75 коп. с учетом частичного возврата ответчиком суммы гранта (500 000 руб.*60*1/300*4.25%; 440000 руб. *102*1/300*4.25%; 390000 руб. *247*1/300*4.25%).
Суд также не соглашается с требованием истца о взыскании пени по день возраста гранта в связи со следующим.
Согласно пунктам 1, 3 Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (опубликовано 01.04.2022) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
По смыслу Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 ограничения по кругу лиц не установлено.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ, неустойка (статья 330 ГК РФ), а также иные финансовые санкции, не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие. В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория.
Таким образом, поскольку заявленные истцом требования возникли до введения моратория, то в период действия моратория пени не подлежат начислению.
В соответствии с пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна.
Ответчик расчет пени не оспорил, контррасчет не представил, ходатайство о снижении на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не заявил.
В пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» указано, что если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящий доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Согласно пункту 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
В силу статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации риск последствий совершения или не совершения процессуальных действий, в том числе по представлению доказательств, лежит на стороне совершившей или не совершившей соответствующее процессуальное действие.
Таким образом, оценив по своему внутреннему убеждению каждое доказательство в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд признает законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению требование о взыскании пени в сумме 24254 руб. 75 коп. за период с 16.02.2021 по 31.03.2022 с последующим начислением и взысканием пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день начала начисления пени от размера субсидии, за исключением периода действия моратория на возбуждение дел о банкротстве. В остальной части исковых требований следует отказать.
Согласно части 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
При обращении в арбитражный суд с иском истец не уплачивал государственную пошлину, так как освобожден от ее уплаты.
При цене иска 468 689 руб. 58 коп. размер государственной пошлины составляет 12 374 руб.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 10 936 руб. 85 коп. (12 374 руб./468 689 руб. 58 коп. *414 254 руб. 75 коп.)
Руководствуясь статьями 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить в части.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в доход областного бюджета Липецкой области средства гранта в сумме 390 000 руб., 24 254 руб. 75 коп. пени за период с 16.02.2021 по 31.03.2022, а также продолжить начисление и взыскание пени, исходя из размера одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начала начисления пени, от размера субсидии, использованной с нарушением целей или условий ее предоставления, за исключением периода действия моратория на возбуждение дел о банкротстве.
В остальной части отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 10 936 руб. 85 коп.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Т.Н.Прибыткова