ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-1418/14 от 13.05.2015 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл. Петра Великого д.7, г.Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Липецк                                                                                        Дело № А36-1418/2014

14 мая 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2015 года 

Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2015 года    

            Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Коровина А.А.,                    при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коногоровой В.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

потребительского общества «Меркурий» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>),

к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>),

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (<...>),

2) общества с ограниченной ответственностью «Универсал» (<...>),

о признании действий незаконными,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 01.04.2015 г.,

от заинтересованного лица – ФИО2, начальника правового отдела администрации, доверенность от 14.04.2015 г.,

от третьих лиц:

1) представитель не явился,

2) представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Потребительское общество «Меркурий» (далее – ПО «Меркурий», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия администрации Тербунского муниципального района Липецкой области (далее – администрация, заинтересованное лицо) по предоставлению обществу с ограниченной ответственностью «Универсал» земельного участка для организации ярмарки по адресу: <...>.

Определением арбитражного суда от 28.03.2014 г. заявление принято к производству.

Впоследствии заявитель изменил предмет требований и просил признать незаконными действия администрации Тербунского муниципального района Липецкой области по предоставлению ООО «Универсал» земельного участка для организации ярмарки по адресу: <...> путем согласования ООО «Универсал» организации универсальной ярмарки.

Определением от 28.03.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области и общество с ограниченной ответственностью «Универсал».

В судебное заседание не явились третьи лица, извещены надлежащим образом (уведомления приобщены к материалам дела).

Кроме того, информация о дате и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещена арбитражным судом на официальном сайте суда в сети «Интернет».

При таких обстоятельствах, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие не явившихся лиц.

Заявитель поддержал требования, просил признать незаконными действия заинтересованного лица по предоставлению ООО «Универсал» земельного участка для организации ярмарки.

Заинтересованное лицо возражало против заявленных требований, указало на отсутствие нарушенного права у заявителя.

Арбитражный суд, выслушав заявителя и заинтересованного лица, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи, установил следующее.

            Потребительское общество «Меркурий» зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

            Из материалов дела следует, что 23.12.2013 г. ПО «Меркурий» направило в адрес заинтересованного лица уведомление о проведении универсальной ярмарки с 01.01.2014 г., приложив план мероприятий по организации универсальной ярмарки и продаже товаров (выполнение работ, оказания услуг) (т.1, л.д.93).

            Письмом от 27.12.2013 г. № 2044 заинтересованное лицо уведомило заявителя о том, что представленные документы не соответствуют утвержденным формам и не могут быть приняты к рассмотрению (т.1, л.д.91).

            Распоряжением администрации Тербунского муниципального района Липецкой области от 14.02.2014 г. № 79-р (далее – распоряжение) утвержден План проведения муниципальных ярмарок в Тербунском муниципальном районе                      на 2014 г. (т.1, л.д.100).

            Согласно приложению к вышеуказанному распоряжению в план проведения муниципальных ярмарок в 2014 году на территории района в качестве организатора ярмарки по адресу: <...> было включено ООО «Универсал» (т.1, л.д.101).

            19.02.2014 г. ПО «Меркурий» направило в адрес ООО «Универсал» письмо № 01-19/31, в котором указало, что оно является пользователем земельного участка площадью 9656 кв.м. с кадастровым номером 48:15:0950135:27, расположенного по адресу: <...>,                   в связи с чем, просило сообщить, на каком основании ООО «Универсал» в существующих границах указанного земельного участка установило свою вывеску на ворота и забор принадлежащие заинтересованному лицу на праве собственности (т.1, л.д.21-22).

            19.02.2014 г. ПО «Меркурий» направило в адрес заинтересованного лица письмо № 01-19/32, в котором просило сообщить основания установления вывески о проведении ярмарки в пределах существующих границ земельного участка с кадастровым номером 48:15:0950135:27 с нарушением прав заявителя и установленного Земельным кодексом Российской Федерации публичного порядка предоставления земельных участков. Кроме того, заявитель просил сообщить номер и дату газеты «Маяк» и «Липецкая газета», в которых публиковались сведения об организации ярмарки (т.1, л.д.16-17).

            Письмом от 21.02.2014 г. № 01-19/41 заявитель предоставил информацию заинтересованному лицу об организаторе ярмарки, его адресе и режиме работы ярмарки (т.1, л.д.18-19).

            Письмом от 13.03.2014 г. № 361 заинтересованное лицо сообщило заявителю об отсутствии прав у последнего на земельный участок с кадастровым номером 48:15:0950135:27.

Кроме того, заинтересованное лицо сообщило, что организация муниципальных ярмарок на территории Липецкой области осуществляется в соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 30.09.2013 г. № 437 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Липецкой области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках», в связи с тем, что заинтересованное лицо не является организатором ярмарки у него отсутствует обязанность по опубликованию в средствах массовой информации сведений о проведении ярмарки, а также обязанность по установке информационных стендов (т.1, л.д.20).  

            В Тербунской общественно-политической газете «Маяк» от 20.02.2014 г.                 № 18 (11688) опубликовано объявление об организации ярмарки и начале ее деятельности (т.1, л.д.13).

06.03.2014 г. ПО «Меркурий» обратилось к главе администрации Тербунского муниципального района Липецкой области с заявлением о заинтересованности в предоставлении (получении) земельного участка для организации ярмарки по адресу: <...> (т.1, л.д.25).

            Письмом от 19.03.2014 г. № 407 заинтересованное лицо сообщило заявителю, что 20.02.2014 г. в Тербунской общественно-политической газете «Маяк» (районная газета) за № 18 (11688) администрацией Тербунского муниципального района было опубликовано объявление об организации по ул.Октябрьской с.Тербуны ярмарочной торговли товарами  продовольственной группы, т.е. однодневной  областной ярмарки выходного дня перед Масленицей с приглашением всех желающих за покупками, а также указывало, что заинтересованность заявителя в предоставлении земельного участка для организации ярмарки не подлежит удовлетворению, так как в соответствии с действующим законодательством вид разрешенного использования земель «организация ярмарки» отсутствует.

            Полагая, что заинтересованное лицо предоставило ООО «Универсал»  земельный участок для организации универсальной ярмарки по адресу: <...> без соблюдения принципа публичности процедуры предоставления земельного участка, чем нарушило права ПО «Меркурий», последнее обратилось с суд с заявлением о признании незаконными действий заинтересованного лица.

Оценив установленные факты, суд пришел к выводу, что заявление                        ПО «Меркурий» не подлежит удовлетворению,  исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 г.                        «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Из пояснений заинтересованного лица, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что оно не предоставляло ООО «Универсал» земельный участок для проведения ярмарки, а утвердило план проведения муниципальных ярмарок на территории Тербунского муниципального района на 2014 г.

   Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ                     «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются данным федеральным законом.

   В соответствии с пунктами 1-3, 6 статьи 11 Федерального закона                             от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.

Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.

Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.

Постановлением администрации Липецкой области от 30.09.2013 г. № 437 утвержден Порядок организации ярмарок на территории Липецкой области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках (далее – Порядок).

            Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что он регулирует порядок организации ярмарок исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории области и требования к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на таких ярмарках.

            Согласно пункту 29 Порядка организации муниципальных ярмарок муниципальные ярмарки на территории муниципального образования области организуются в соответствии с планом проведения муниципальных ярмарок в городском округе или муниципальном районе на текущий год (далее - план проведения муниципальных ярмарок), утвержденном органами местного самоуправления городского округа или муниципального района области.

            План проведения муниципальных ярмарок должен содержать полное наименование органа местного самоуправления области, полное наименование, ИНН и ОГРН организаторов муниципальных ярмарок, адреса, даты, сроки (периодичность) проведения муниципальных ярмарок, виды и типы муниципальных ярмарок, ассортимент реализуемых товаров, предполагаемое количество торговых мест на каждой муниципальной ярмарке, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: местонахождение юридического лица или место регистрации индивидуального предпринимателя.

            Исполнительный орган государственной власти области в сфере потребительского рынка и ценовой политики в срок до 15 июля года, предшествующего году проведения муниципальных ярмарок, запрашивает у органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области утвержденные планы проведения муниципальных ярмарок.

            Исполнительный орган государственной власти области в сфере потребительского рынка и ценовой политики формирует в срок до 15 августа года, предшествующего году проведения муниципальных ярмарок, Сводный график проведения муниципальных ярмарок на текущий год (далее - Сводный график муниципальных ярмарок).

            Сводный график муниципальных ярмарок должен включать сведения о датах и месте проведения всех муниципальных ярмарок, которые будут организованы во всех городских округах и муниципальных районах Липецкой области в течение планируемого года.

            Исполнительный орган государственной власти области в сфере потребительского рынка и ценовой политики не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения муниципальных ярмарок, размещает Сводный график муниципальных ярмарок на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

            При внесении изменений в план проведения муниципальных ярмарок органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области направляют в исполнительный орган государственной власти области в сфере потребительского рынка и ценовой политики измененный план проведения муниципальных ярмарок не позднее чем за 30 рабочих дней до начала проведения дополнительной муниципальной ярмарки или отмены очередной муниципальной ярмарки.

            Исполнительный орган государственной власти области в сфере потребительского рынка и ценовой политики в течение 15 календарных дней со дня поступления измененного плана проведения муниципальных ярмарок вносит соответствующие изменения в Сводный график муниципальных ярмарок и одновременно размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 30 Порядка).

            В соответствии с пунктом 31 Порядка организаторами муниципальных ярмарок являются органы местного самоуправления области, юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

            Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны согласовать организацию муниципальной ярмарки с органом местного самоуправления области, в пределах территории которого планируется проведение муниципальной ярмарки. Результатом согласования проведения муниципальной ярмарки является включение муниципальной ярмарки в план проведения муниципальных ярмарок.

            Пунктом 32 Порядка предусмотрено, что организатор муниципальной ярмарки разрабатывает и утверждает схему размещения торговых мест на муниципальной ярмарке и план мероприятий по организации ярмарки.

            Организатор муниципальной ярмарки не менее чем за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения муниципальной ярмарки направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в органы, уполномоченные на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, охраной общественного порядка, по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по надзору в сфере защиты прав потребителей, в сфере государственного ветеринарного надзора (при осуществлении продажи продуктов и сырья животного происхождения), уведомление о месте и времени проведения муниципальной ярмарки с приложением схемы размещения торговых мест.

            Не менее чем за 3 рабочих дня до начала проведения очередной муниципальной ярмарки организатор муниципальной ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и (или) размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о проведении муниципальной ярмарки и плане мероприятий по организации ярмарки.

            Организатор муниципальной ярмарки обеспечивает выполнение плана мероприятий по организации ярмарки.

            В день проведения муниципальной ярмарки организатор муниципальной ярмарки осуществляет расстановку участников муниципальной ярмарки согласно списку участников муниципальной ярмарки и схеме размещения торговых мест на муниципальной ярмарке.

            В соответствии с пунктом 33 Порядка участники муниципальной ярмарки, кроме ярмарок выходного дня, подают заявки организатору муниципальной ярмарки в порядке и сроки, установленные организатором муниципальной ярмарки.

            Организатор муниципальной ярмарки формирует список участников муниципальной ярмарки на основании заключенных договоров на предоставление торговых мест.

            Организатор и участники муниципальной ярмарки обеспечивают соблюдение требований настоящего Порядка в дни проведения муниципальной ярмарки (пункт 34 Порядка).

            Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка площадка ярмарки используется для размещения торговых мест по продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке и представляет собой земельный участок, здание, строение, сооружение (или их часть).

            Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на площадке ярмарки осуществляется на специально оборудованных торговых местах, отведенных организатором ярмарки участникам ярмарки.

            Материалы дела не содержат доказательств представления администрацией земельного участка ООО «Универсал».

            Согласование администрацией Тербунского муниципального района Липецкой области проведения ярмарки и включение ее в План проведения муниципальных ярмарок не ставится в зависимость от наличия у организатора ярмарки какого-либо права на земельный участок, на котором планируется проведение ярмарки.

   Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

            Правомерность действий заинтересованного лица по согласованию заявки ООО «Универсал» на проведение муниципальной ярмарки установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.11.2014 г. по делу № А36-3899/2014.

   В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив вышеуказанные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что требования ПО «Меркурий» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Согласно части 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. 

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.  

При обращении в суд заявитель уплатил государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Учитывая, что в удовлетворении заявления отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            Отказать в удовлетворении заявления потребительского общества «Меркурий» о признании незаконными действий администрации Тербунского муниципального района Липецкой области по предоставлению обществу с ограниченной ответственностью «Универсал» земельного участка для организации ярмарки по адресу: <...> путем согласования организации универсальной ярмарки.

            На решение в месячный срок может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Липецкой области.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                              А.А.Коровин