ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-3852/2021 от 04.10.2021 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл. Петра Великого, 7, г. Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Липецк Дело № А36-3852/2021

29 октября 2021 года

Резолютивная часть решения вынесена 04 октября 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2021 года.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Прибытковой Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цеслер Т.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ГУК «Стахановская» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>)

к муниципальному образованию городской округ город Липецк в лице администрации г.Липецка (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>)

о взыскании 18 638 руб. 49 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представитель, доверенность от 22.07.2020 (до перерыва),

от ответчика – представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ГУК «Стахановская»(далее – ООО «ГУК «Стахановская», истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ город Липецк в лице администрации г.Липецка (далее – ответчик) о взыскании 18 638 руб. 49 коп., в том числе: задолженности по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД за период с 06.02.2019 по 31.12.2020 в размере 17 895 руб. 41 коп., неустойки (пени) в размере 743 руб. 08 коп., а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Определением от 06.05.2021 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу.

В судебное заседание не явился ответчик, извещался надлежащим образом.

Кроме того, информация о принятии искового заявления к производству, назначении предварительного и судебных заседаний в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещена арбитражным судом на официальном сайте суда в сети «Интернет».

При таких обстоятельствах, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие неявившегося лица.

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв сроком на пять дней.

Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет», что является публичным извещением.

После перерыва в судебное заседание не явился ответчик, суд считает возможным продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований.

Арбитражный суд, выслушав истца, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства с учетом их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи, установил следующее.

Как видно из материалов дела, муниципальному образованию городской округ город Липецк Липецкой области Российской Федерации с 13.06.2012 на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, что не оспаривается ответчиком, и подтверждено выпиской из единого государственного реестра недвижимости.

На основании протокола общего внеочередного собрания проведенного в форме заочного голосования собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> от 01.04.2015 истец избран в качестве управляющей организации (вопрос 5 повестки дня).

В пункте 6 протокола общего собрания собственников помещений от 01.04.2015 утверждена форма договора управления многоквартирным домом, которая являлась приложением №2 к протоколу.

В пункте 8 вышеуказанного протокола общим собранием утвержден размер платы за работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в жилом многоквартирном доме в сумме 15,92 руб. за 1 м2 в месяц общей площади, принадлежащей собственнику помещения.

В связи с несвоевременной оплатой ответчиком услуг по содержанию и ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома у ответчика образовалась задолженность за период с 06.02.2019 по 31.12.2020 в размере 17 895 руб. 41 коп.

ООО «ГУК «Стахановская» обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с администрации г.Липецка вышеуказанной задолженности и неустойки (пени).

14.04.2021 Арбитражным судом выдан судебный приказ о взыскании с администрации г.Липецка в пользу взыскателя - общества с ограниченной ответственностью «ГУК «Стахановская» задолженности по возмещению эксплуатационных и фактических затрат за коммунальные услуги пользователем нежилого помещения в размере 17 895 руб. 41 коп. за период с 06.02.2019 по 31.12.2020, пени в размере 743 руб. 08 коп. за период с 12.03.2019 по 30.03.2021, судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 1 000 руб.

Определением от 19.04.2021 судебный приказ от 14.04.2021 отменен.

Неоплата ответчиком задолженности послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что требование истца обосновано, подтверждается материалами дела и подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

В пункте 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016г. №10-П указано, что применительно к помещениям (в том числе жилым) в многоквартирном доме как объектам права собственности, обладающим значительной спецификой, следует принимать во внимание неразрывную физическую связь помещения как части объема здания, ограниченной строительными конструкциями, и конструктивных элементов здания как объемной строительной системы, включающей в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенной, если речь идет о жилом здании, для проживания и (или) деятельности людей (пункты 6 и 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Этим во многом предопределяется их общая правовая судьба: поскольку сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в многоквартирном доме обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения (статья 290 ГК РФ и статья 36 ЖК РФ).

Соответственно, исходя из того, что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.

В соответствии со статьями 16, 37, 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) реализация полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом осуществляется через органы местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 34 Закона №131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 50 Устава городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации, принятого решением Липецкого городского Совета депутатов от 24.02.2015 года № 990, к компетенции администрации г. Липецка относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принятым в соответствии с ними нормативным правовым актом, утвержденным городским Советом.

С учетом указанных норм права муниципальное образование городской округ город Липецк в лице администрации г.Липецка является надлежащим ответчиком по предъявленному иску.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).

В подпункте «а» пункта 28 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, указано, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме – в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Таким образом, собственник жилого и нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

По смыслу вышеприведенных норм права обязанность по оплате услуг тому лицу, которое их осуществляет, вытекает из закона, в связи с этим отсутствие заключенного договора не освобождает ответчика как собственника нежилого помещения от обязанности компенсировать истцу (управляющей компании) расходы на содержание и ремонт общего имущества спорного многоквартирного жилого дома.

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (статья 310 ГК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В силу статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Из протокола общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома от 01.04.2015 видно, что общим собранием установлен порядок определения размера платы за содержание и ремонт помещений, который должен быть единым для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, собственники помещений в спорном многоквартирном доме, реализовали свое право на проведение собраний и определение размера и порядка платы за содержание и ремонт жилых помещений, делегировав управляющей компании производить индексацию стоимости за содержание и ремонт помещения без проведения собрания. Доказательства признания решения собственников помещений и договора управления многоквартирным домом недействительным в материалах дела отсутствуют. Доказательств нарушений порядка проведения общего собрания, либо изменения размера платы также не представлено.

Правомерность такого подхода к определению размера платы путем индексации стоимости за содержание и ремонт помещения без проведения собрания подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2018г. № 310-ЭС17-23076, оставившим без изменения судебные акты по делу № А14-14794/2016.

Представленный истцом расчет задолженности за период с 06.02.2019 по 31.12.2020 в размере 17 895 руб. 41 коп. является правильным, ответчиком не оспорен.

Доказательств внесения указанной суммы в установленные сроки в материалы дела не представлено.

Суд считает довод ответчика об отсутствии оснований для индексации размера платы несостоятельным в связи со следующим.

Собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании 01.04.2015 принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме 15, 92 рублей за один квадратный метр, определен порядок индексации и изменения данной платы, а также утвержден договор управления многоквартирным домом.

Данное решение общего собрания никем из собственников дома не оспорено и является действительным.

В вопросе №7 протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, утвержден перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в жилом многоквартирном доме (приложение №3 к протоколу) и установлен тариф в размере 15, 92 руб. за один квадратный метр по состоянию на 01.04.2015.

Пунктом 4.3. договора управления многоквартирным домом предусмотрено, что размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, включая вознаграждение управляющей компании, установлен решением общего собрания не менее чем на один год. В случае, если до истечения первого года действия настоящего договора собственники помещений не провели ежегодное общее собрание и не приняли решение об изменении размера платы за нежилое помещение на следующий год, управляющая компания вправе по окончанию первого года действия настоящего договора с момента утверждения его условий на общем собрании собственников помещений и по окончанию каждого последующего года, проиндексировать размер платы на индекс инфляции.

Договор управления утвержден собственниками помещений многоквартирного дома 01.04.2015 на общем собрании в редакции, предусматривающей наличие пункта 4.3 договора управления.

С июля 2018 размер платы изменился, из перечня услуг исключены коммунальные услуги ТБО и КГО и размер платы составил 13,51 рублей.

С 01.05.2020 плата за содержание и текущий ремонт жилья проиндексирована в соответствии с пунктом 4.3 договора на индекс инфляции за 2019 - 3,05% и составила 13,93 рублей.

Собственники дома о предстоящем применении индексации платы проинформированы в установленном порядке, соответствующая информация размещена обществом на квитанциях за 2020 год.

Таким образом, собственниками помещений в многоквартирном доме фактически принято решение, предоставляющее обществу право индексации размера платы за содержание жилого помещения в отсутствии ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников.

Следовательно, требование истца о взыскании с ответчика 17 895 руб. 41 коп. задолженности по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <...> за период с 06.02.2019 по 31.12.2020 подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Частью 14 статьи 155 ЖК РФ установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Представленный истцом расчет пени в сумме 743 руб. 08 коп. за период с 12.03.2019 по 30.03.2021 проверен судом и признан обоснованным и арифметически верным. При этом истец в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020г. №424 до 01.01.2021г. неустойку за период с 04.04.2020 по 01.01.2021 не начислял.

Ответчик расчет неустойки не оспорил, контррасчет не представил.

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 743 руб. 08 коп. за период с 12.03.2019 по 30.03.2021 основано на законе и подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

При обращении в арбитражный суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. (платежные поручения № 530 от 29.03.2021, №664 от 26.04.2021).

Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. подлежат отнесению на ответчика и взыскиваются в пользу истца.

Руководствуясь статьями 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования городской округ город Липецк в лице администрации г.Липецка (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ГУК «Стахановская» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 18 638 руб. 49 коп., в том числе 17 895 руб. 41 коп. задолженность по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД за период с 06.02.2019 по 31.12.2020, 743 руб. 08 коп. неустойку (пеню) за период с 12.03.2019 по 30.03.2021, а также 2 000 руб. судебные расходы по уплате государственной пошлины.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья Т.Н.Прибыткова