ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-4129/2021 от 20.09.2021 АС Липецкой области


Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк                                                                   Дело № А36-4129/2021

24 сентября  2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 20 сентября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2021 года

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Фоновой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барановой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Управления внутренней политики Липецкой области (398050, Липецкая область, Липецк город, Зегеля улица, 1, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к  станичному казачьему обществу Станица «Свято-Александровская» Грязинского района Липецкой области (399057, Липецкая область, Грязинский район, Грязи город, Карьерная улица, дом 28, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании денежных средств в размере 146093 руб. 36 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца:  ФИО1- представитель (доверенность от 11.05.2021, диплом о высшем юридическом образовании  рег.номер 454-130 от 28.02.2012),      

от ответчика: не явился,

УСТАНОВИЛ:

Управление внутренней политики Липецкой области (далее – Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к станичному казачьему обществу Станица «Свято-Александровская» Грязинского района Липецкой области (далее - Общество, ответчик) о взыскании субсидии в размере 153000 руб. 00 коп. 

Определением от 19.05.2021 указанное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

 24.06.2021 от представителя истца поступило ходатайство об уточнении заявленных исковых требований. Просит взыскать с ответчика субсидию в размере 146093 руб. 36 коп.

Определением от 13.06.2021 суд принял уточненные требования к рассмотрению по существу, перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В судебное  заседание представитель Общества не явился, отзыв не представил.

В силу части 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по адресу данного юридического лица. Адрес юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Из материалов дела следует, что судебное извещение (ПО №398066658792746) было направлено судом ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: 399057, Липецкая область, Грязинский район, Грязи город, Карьерная улица, дом 28,и возвращено в связи с истечением срока хранения, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 123 АПК РФ является надлежащим извещением.

Информация о месте и времени рассмотрения дела размещалась на официальном сайте Арбитражного суда Липецкой области (http://lipetsk.arbitr.ru) и на официальном интернет ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

В связи с этим, суд считает ответчика надлежащим образом извещенным.

Учитывая, что лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом, суд провёл судебное заседание без участия представителя ответчика (статьи 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункты 14, 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 57 от 26.12.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»).

Истец настаивал на удовлетворении требований в размере 146093 руб. 36 коп. по основаниям, изложенным в иске, дал пояснения относительно  обстоятельств дела.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Липецкой области от 17.12.2019 года № 318-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы» (далее – Закон об областном бюджете), Порядком определения объема и предоставления субсидии казачьими обществам и казачьим некоммерческим организациям на проведение мероприятий по привлечению казачества к несению государственной службы, подготовку казачьей молодежи к военной службе, утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 21 февраля 2020 года №68 (далее – Порядок предоставления субсидии),  между Управлением  внутренней политики Липецкой области    (далее-Управление) и станичным  казачьим обществом Станица «Свято-Александровская» Гря-зинского района Липецкой области (далее-получатель) 06.04.2020 было заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета  субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждение №30К-20 (далее-соглашение).

В соответствии с пунктом 1.1 соглашения предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии на: проведение мероприятий по привлечению казачества к несению государственной службы, подготовку казачьей молодежи к военной службе (далее - субсидия).

Согласно пункту 2.3 соглашения  обязательным условием  предоставления субсидии является согласие получателя и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по  договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по настоящему соглашению, на осуществление Управлением, предоставившим субсидии и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Получатель субсидии выражает свое согласие на осуществление Управлением и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий путем  подписания настоящего соглашения.

В силу  пункта 2.4 соглашения получатель субсидии обязуется предусмотреть в договорах (соглашениях) с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), заключенных в целях исполнения обязательств по настоящему соглашению, условие о согласии поставщика (подрядчика исполнителя) на осуществление Управлением, предоставившим субсидии, и органами финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Согласно пункту 3.1 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств областного бюджета на цели, указанные в пункте 1.1 раздела I настоящего Соглашения, в размере 300 000 руб.00 коп. (триста тысяч) рублей - по коду БК 0113 046 1030460400 633.

Субсидия предоставляется получателю, соответствующему требованиям, установленным разделом III соглашения.

Исходя из пункта 4.1.4 соглашения  Управление осуществляет  контроль за соблюдением получателем  и лицами, являющимися поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по настоящему соглашению, условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Законом  об областном бюджете, Порядком предоставления субсидии  и настоящим соглашением путем осуществления плановых и (или) внеплановых проверок.

Получатель обязуется:

- использовать субсидию в соответствии с целями и направлениями расходов (затрат), предусмотренными п. 1.1 и приложением 1 к настоящему Соглашению, и представлять в Управление сведения о расходах (затратах) получателя, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме согласно Приложению 5 к настоящему соглашению в срок не позднее 10 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом (пункт 4.2.1 соглашения);

- не приобретать за счет субсидии иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением цели представления указанных средств иных операций, определенных Законом об областном бюджете (пункт 4.2.2 соглашения);

- заключать договоры (соглашения) в целях исполнения обязательств по настоящему соглашению, обязательным условием которых является согласие поставщика (подрядчика, исполнителя) на осуществление Управлением и органамигосударственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления Субсидии, и представлять копии указанных договоров (соглашений) в Управление в течение 10 рабочих дней, следующих за днем их заключения;

-вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии (пункт 4.2.4 соглашения);

- представлять в Управление документы в соответствии с Порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением (пункт 4.2.5 соглашения).

Направлять в Управление на утверждение:

-сведения согласно приложению 1 к настоящему соглашению не позднее 10 рабочих дней со дня заключения настоящего соглашения (пункт 4.2.6.1);

-сведения с учетом внесенных изменений согласно приложению 1 к настоящему соглашению не позднее 10 рабочих дней со дня внесения в них изменений (пункт 4.2.6.2 соглашения);

- направлять субсидию на финансовое обеспечение затрат, определенных в сведениях (пункт 4.2.7 соглашения);

- представлять  по запросу Управления  документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий  предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.1.8 настоящего соглашения, в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного запроса (пункт 4.2.9 соглашения);

- в случае получения от Управления требования, указанного в пункте 4.1.9 настоящего соглашения, получатель субсидии возвращает в областной бюджет субсидию в размере, определенном в указанном требовании, в 10-дневный срок со дня получения требования, устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в указанном требовании (пункт 4.2.10 соглашения);

- возвратить неиспользованный в текущем финансовом году остаток субсидии в доход областного бюджета в течение первых 15 рабочих дней очередного финансового года (пункт 4.2.11 соглашения);

- обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Управление в соответствии с настоящим соглашением (пункт 4.2.12 соглашения);

Согласно пункту 4.2.8 соглашения получатель обязуется представлять в Управление дополнительный (е) отчет (ы) не позднее 10 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом:

 -отчет о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии по форме согласно приложению 3 к настоящему соглашению;

- отчет о выполнении календарного плана проекта по форме согласно приложению 4 к настоящему соглашению.

Во исполнение вышеуказанного  соглашения Управлением на расчетный счет ответчика были перечислены 300000 руб. 00 коп. (платежное поручение №175 от 15.04.2020, №745 от 10.12.2020 , л.д.27, 28).

В подтверждение своих расходов на вышеуказанные цели ответчик представил истцу сведения и отчеты за 3 и 4 квартал 2020 года.

По итогам рассмотрения предоставленных документов, истцом были установлены  нарушения, которые отражены  в акте №2 от 08.02.2021  (л.д.29, 33).

В связи с этим, Управление направило  ответчику претензию №И23-227 от 08.02.2021 о возврате субсидии (л.д.34, 35).

17.02.2021 ответчиком представлены истцу дополнительные документы на акт №2 от 08.02.2021, в том числе платежное поручение №2 от 01.03.2021 о возврате субсидии  по требованию №И23-227 от 08.02.2021 в сумме 147000 руб. 00 коп. (л.д.45).

12.04.2021 по итогам рассмотрения документов, а также отчетов ответчика за 4 квартал 2021 года в адрес ответчика было направлено письмо  (исх. номер 23-154И23-655), в котором было  предложено возвратить субсидию в полном объеме.

Остаток средств субсидии ответчик в доход федерального бюджета не возвратил.

Неисполнение ответчиком требований претензии исх. номер 23-154И23-655 послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Исследовав материалы дела, заслушав истца, оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что заявленные требования обоснованны, документально подтверждены и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Спорные правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются, в том числе нормами Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

В силу статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за ис-ключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта  3 БК РФ).

Подпунктом 2 пункта  2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт  2 пункта  3 статьи 78 БК РФ).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно статье  306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Порядок предоставления в 2020 году субсидии из областного бюджета  утвержден Постановление администрации Липецкой области от 21.02.2020 № 68 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидии казачьим обществам и казачьим некоммерческим организациям на проведение мероприятий по привлечению казачества к несению государственной службы, подготовку казачьей молодежи к военной службе» (далее-Порядок).

Пунктом 5  Порядка установлено, что в случае принятия решения о предоставлении субсидии, ее перечисление производится на основании заключенного соглашения  в день его обращения.

Во исполнение данного положения между истцом и ответчиком было заключено соглашение №30К-20 от 06.04.2020 (далее-соглашение).

Цели, условия предоставления субсидий и направления затрат указаны в пункте 28 Порядка.

Пунктом 10 Порядка установлено, что главный распорядитель и орган государственного  финансового контроля проводят проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии.  Получатель субсидии несет ответственность за достоверность представляемых документов в соответствии с действующим законодательством (пункт 12 Порядка).

В подтверждение своих расходов на вышеуказанные цели ответчик представил истцу первичную  документацию о расходах (затратах).

В результате проверки  первичных документов истцом были установлены ряд нарушений, а именно:

- в договоре оказания бухгалтерских услуг от 09.09.2019 г. № 01, заключенном с ООО «Фирма «Елена», а также договоре купли продажи от 24.12.2020 НУ-00000231, заключенном  с ООО «Техно-торговый центр «Фолиум», отсутствует условие о согласии поставщика (подрядчика, исполнителя) на проведение управлением внутренней политики Липецкой области и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии;

-не представлены документы, подтверждающие факт оказания услуг на сумму 5000 руб. и 10000 руб. 00 коп. по договору оказания бухгалтерских услуг от 09.09.2019 г. № 01, заключенного с ООО «Фирма «Елена».

-не представлен договор поставки от 23.12.2020 г. № 52671, заключенный с ООО «Казачья лавка»;

- в представленной копии табеля учета использования рабочего времени МБОУ СОШ д. Кубань Грязинского муниципального района Липецкой области отсутствуют подписи директора школы, а также классного руководителя, подтверждающие факт проведения занятий;

- представлены документы, подтверждающие необоснованное перечисление денежных средств в сумме 1429 руб. 00 коп., тогда как утверждено направление расходования целевых средств «Призы победителям и участникам шахматного фестиваля памяти ФИО2.» в количестве 18 шт. на сумму 15300 руб. 00 коп., однако ответчиком произведены расходы по данному направлению расходования целевых средств в сумме 16729 руб. 00 коп.

- не представлен отчет за 4 квартал 2020 года о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, по форме согласно приложению 3 к соглашению, отчет о выполнении календарного плана проекта по форме согласно приложению 4 к соглашению. Сведения о расходах (затратах), источником финансового обеспечения которых является cубсидия за 4 квартал 2020 года,  представлены в Управление  с нарушением срока, установленного пунктом 4.2.1 пункта  4.2 раздела II соглашения.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что условия предоставления субсидии, предусмотренные пунктами 2.1- 2.4, 4.2 соглашения  ответчиком не были выполнены.

В Бюджетном Кодексе РФ отсутствует легальное определение понятия субсидии. Однако из анализа бюджетного законодательства можно сделать вывод о том, что субсидия является формой бюджетных расходов, направленных на осуществление государственных (муниципальных) функций.

Товары, работы (услуги) для обеспечения потребностей публичного образования могут быть прямо приобретены путем использования механизма государственного (муниципального) заказа, а также опосредованно, путем предоставления субсидии.

Основное отличие субсидии от государственного (муниципального) заказа является то, что субсидирование направлено на стимулирование производителей товаров, работ, услуг путем оказание им финансовой поддержки с целью обеспечения их заинтересованности в осуществлении публично-значимой деятельности и достижении публично-значимого эффекта.

Правовая природа договорного обязательства о субсидии заключается в безвозмездной передаче главным распорядителем денежных средств получателю для направления их на общеполезные, социально значимые цели с последующим предоставлением получателем отчета об их использовании.

Условие о возврате субсидии в случае нарушения получателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.

В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования субсидии, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.

Следовательно, ответственность в виде возврата субсидии, установленная данным Порядком и соглашением, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.

В соответствии с пунктом 11 Порядка  возврат неиспользованных остатков субсидий, а также возврат субсидии в случае выявления нарушений целей и (или) условий  и порядка их предоставления осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом об областном  бюджете.

Согласно пункту 8 статьи 12 и пункту 7 статьи 13  Закона об областном бюджетев случае выявления нарушений целей и (или) условий и порядка предоставления субсидий, субсидия подлежит возврату в бюджет в полном объеме.

Аналогичное  условие согласовано сторонами и в пункте 5.2 соглашения.

Ответчик, при подаче заявки на получение субсидии, а также при заключении соглашения, был осведомлен об условиях ее предоставления, о том, что нарушения условий соглашения влечет за собой возврат полученной субсидии в областной бюджет в полном объеме.

08.02.2021 ответчику было направлено требование о возврате в доход федерального бюджета субсидии  в размере 300000 руб. 00 коп.

Ответчик, платежным поручением  №2 от 01.03.2021  на сумму 147000 руб. и №4 от 21.06.2021 на сумму 6906 руб. 64 коп. возвратил  субсидию частично размере 153906 руб. 64 коп. (л.д.83, 45). Доказательств возврата средств субсидии в остальной части в сумме  146093 руб. 36 коп.  в добровольном порядке ответчиком на момент рассмотрения  дела не представлено.

Исходя из пункта  32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2018 г., в случае нецелевого использования бюджетной субсидии, получатель субсидии обязан возвратить указанную сумму, как неосновательное обогащение в порядке норм, предусмотренном ст. 1107 ГК РФ. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.

При таких обстоятельствах и, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных к взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и взыскании с ответчика  146093 руб. 36 коп. полученной субсидии.

Согласно части 5 статьи 170 АПК РФ резолютивная часть  решения должна содержать  указание на распределение между сторонами судебных расходов.

За рассмотрение указанного требования с ответчика на основании пункта 2 части 2 ст.333.17, пункта 1 части 1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 5383 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального ко­декса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления внутренней политики Липецкой области  удовлетворить.

Взыскать с станичного казачьего общества Станица «Свято-Александровская» Грязинского района Липецкой области (399057, Липецкая область, Грязинский район, Грязи город, Карьерная улица, дом 28, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход бюджета Липецкой области денежные средства по представленной субсидии в размере 146093 руб. 36 коп.

Взыскать с станичного казачьего общества Станица «Свято-Александровская» Грязинского района Липецкой области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5383 руб. 00 коп.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбит­ражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитраж­ный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья                                                                             И.В. Фонова