Арбитражный суд Липецкой области
пл. Петра Великого д.7, г.Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Липецк
Дело № А36-4432/2016
04 августа 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 04 августа 2016 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Никоновой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Бахаевым М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>)
о взыскании 246 551 руб. платы в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился,
от ответчика: не явился,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное казённое учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к ИП ФИО1 (далее – ответчик) о взыскании 246 551 руб. платы в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам.
Определением арбитражного суда от 19.05.2016г. исковое заявление принято к рассмотрению.
Соответствующая информация в установленные сроки была размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://lipetsk.arbitr.ru.
Представители сторон в судебное заседание не явились. Учитывая наличие в материалах дела уведомлений органа почтовой связи, арбитражный суд считает в соответствии со ст. 123 АПК РФ, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства, установил следующее.
Исковые требования основаны на Федеральном законе от 08.11.2007 г. № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения», постановления Правительства РФ № 934 от 16.11.2009г. «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
Автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области является собственностью Ульяновской области и находится на праве оперативного управления у ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», в соответствии с перечнем автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области № 431-П от 30.12.2009 г.
Согласно Распоряжению Правительства Ульяновской области № 835-пр от 28.11.2011 г. «О создании областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в целях приведения правового положения областного государственного учреждения Ульяновской области в соответствия с требованиями части 2 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 29.10.2010 г. № 367-П «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Ульяновской области и внесения в них изменений», на основании предложения Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области создано областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» путем изменения типа существующего областного государственного областного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с сохранением основных целей деятельности и предельной штатной численности.
Из пункта 2.1. Устава областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» следует, что казенное учреждение осуществляет свою деятельность в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Ульяновской области и осуществления на них дорожной деятельности в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными Конституцией РФ, Федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Ульяновской области и данным Уставом.
В пункте 2.3.1. данного устава указано, что основными целями деятельности казенного учреждения являются в том числе: реализация государственной экономической, инвестиционной, научно-технической политики в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области и осуществления дорожной деятельности.
Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: производит расчет вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогами и взимает плату за возмещение вреда с владельцев или пользователей автомобильного транспортна, перевозящего тяжеловесные грузы (пункт 2.4.23. устава); обеспечивает взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам (пункт 2.4.25 устава с изменениями № 2 от 28.05.2012 г.).
На основании распоряжения Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области № 103-р от 8.06.2012 г. «Об осуществлении весового контроля» ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» осуществляет весовой контроль.
Как видно из материалов дела, 12.04.2015г. на стационарном пункте весового контроля «ЛЕВЫЙ БЕРЕГ» сотрудниками областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на автомобильной дороге «Ульяновск-Димитровград-Самара» км 12+740 в отношении принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1 транспортного средства DAF, регистрационный номер <***>, и прицепа (полуприцепа), регистрационный номер <***>, был составлен акт № 1127 от 12.04.2015г. по определению размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Согласно указанному акту, осевые нагрузки превысили допустимые нагрузки. При этом в акте от 12.04.2015г. имеется подпись водителя ФИО2 с отметкой о несогласии с результатами взвешивания.
В результате превышения транспортным средством установленных ограничений предельно допустимых масс и предельно допустимых осевых нагрузок размер причиненного ущерба составил 246 551 руб.
26.05.2015г. областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» направило в адрес ИП ФИО1 уведомление о возмещении в добровольном порядке в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов по акту № 1127 от 12.04.2015г.
Ссылаясь на причинение ответчиком транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильной дороге Ульяновской области вреда, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что требование истца обосновано, подтверждается материалами дела и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно статье 31 названного федерального закона, движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 постановления Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 г. № 22-П указано, что перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (пункт 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных вышеназванным постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934).
В пункте 5 названных Правил отражены показатели, от которых зависит размер платы в счет возмещения вреда.
Порядок перевозки грузов автомобильным транспортом, особенности перевозки отдельных грузов, предельно допустимые массы транспортных средств и допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 г. «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Распоряжением Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области № 103-р от 8.06.2012 г. «Об осуществлении весового контроля» ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» осуществляет весовой контроль.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 г. № 331-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» определены показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области.
Судом установлено, что зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок на ось согласно по акту № 1127 от 12.04.2015г., а также расчетному листу (л.д. 33).
Из материалов дела следует, что взвешивание проводилось на весовом оборудовании - весы автомобильные портативные ВA-15С-2М, прошедшие сертификацию в Федеральном бюджетном учреждении «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ульяновской области», имеют свидетельство о поверке № 095739/13-14 от 09.12.2014г.
Указанное в акте № 1127 от 12.04.2015г. транспортное средство DAF, регистрационный номер <***>, и прицеп (полуприцеп), регистрационный номер <***>, принадлежат ответчику, что отражено в свидетельствах о регистрации <...>, 48 РА 590536.
При расчете ущерба истцом использовались критерии, установленные в постановлении Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и приложением к Постановлению Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 г. № 331-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области».
Расчет сделан истцом верно и не оспорен ответчиком, общая сумма ущерба составила 246 551 руб.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ответчик не оспорил указанные истцом фактические обстоятельства, а также данные, зафиксированные в акте № 1127 от 12.04.2015г.
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании с ответчика ущерба, нанесенного автомобильной дороге Ульяновской области, в размере 246 551 руб. подлежит удовлетворению.
Поскольку в данном случае областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» является на праве оперативного управления собственником автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, то взыскание производится в пользу истца.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как видно из материалов дела, истец освобожден от оплаты государственной пошлины.
С учетом итога рассмотрения дела с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 7931 руб.
Руководствуясь статьями 101-110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, адрес регистрации: г. Липецк) в доход федерального бюджета в лице Областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 246 551 руб. платы в счет возмещения вреда, причиненного 12.04.2015г. транспортными средствами: DAF, регистрационный номер <***>, и прицеп (полуприцеп), регистрационный номер <***>, при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования «Ульяновск-Димитровград-Самара» км 12+740.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 7931 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья Никонова Н. В.