ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-4932/09 от 01.07.2010 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

ул. Скороходова, 2, г. Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: arbsud@lipetsk.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  «08» июля 2010 года Дело № А36-4932/2009

г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 01 июля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 08 июля 2010 года.

Арбитражный суд Липецкой области в составе:

председательствующего: Бессоновой Е.В.,

судей: Тонких Л.С., Уколова С.М.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием аудиозаписи помощником судьи Малышевым Я.С.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Чаплыгинского РАЙПО

к Совету депутатов городского поселения г. Чаплыгин

при участии третьих лиц Администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области и Администрации Чаплыгинского района Липецкой области

о признании недействующими пункта 1 и пункта 2 решения 28-ой сессии Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина № 247 от 29.04.09г. «О возвращении исторического названия (переименовании) площади Советской, в границах существующего рынка, в площадь Хлебную»

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель, доверенность от 01.10.2009г.,

ФИО2 – представитель, доверенность от 01.10.2009г.;

от Совета депутатов: ФИО3 – представитель, доверенность от 09.11.2009г.;

от администрации города: ФИО4 – начальник правового отдела, доверенность от 23.05.2010г.;

от администрации района: ФИО5 – председатель комитета по управлению муниципальным имуществом, доверенность от 19.05.2010г. (после перерыва не явился)

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с требованием признать недействующими пункт 1 и пункт 2 решения 28-ой сессии Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина N247 от 29.04.09г. «О возвращении исторического названия (переименовании) площади Советской, в границах существующего рынка, в площадь Хлебную» (с учетом уточнения предмета от 01 июля 2010 года). При этом заявитель полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы в области предпринимательской деятельности и не соответствует положениям части 4 статьи 36 Конституции Российской Федерации, пункту 2 статьи 7, пункту 3 статьи 20, пункту 1 статьи 36, статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 36, части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», Постановлению администрации Липецкой области от 10.10.2008г. N277 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков» (Приложение N20). Кроме того, заявитель полагает, что принятие оспариваемого нормативного акта произведено с превышением компетенции Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина и нарушением порядка переименования улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов. Данные доводы приведены со ссылкой на положения пункта 4 статьи 9 Закона Липецкой области «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области», пункт 3 статьи 20, подпункт 4 пункта 8 статьи 25, подпункт 2 пункта 5 статьи 28 Устава города Чаплыгина, часть 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Ранее от представителя Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина (далее – Совет депутатов) в суд поступил письменный отзыв, которым он возражает против заявленных требований, полагая, что оспариваемым решением внесена правовая определенность в отношении дальнейшего вида разрешенного использования земельного участка, на котором располагается площадь Хлебная; указанное решение принято в рамках установленных подпунктом 4 части 6 и пунктом 10 части 8 Устава городского поселения города Чаплыгина полномочий и не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (см. отзыв на л.д.1-2 т.2). Данный отзыв был также дополнен ссылкой на Пояснительную записку к Генеральному плану, проекту планировки г. Чаплыгин Липецкой области, которые, по мнению представителя Совета депутатов, служат доказательствами того, что земельный участок, занятый площадью Хлебной, имеет вид разрешенного использования – для мест общего пользования (см. л.д. 20 т.2).

В судебное заседание 24 июня 2010г. от представителя Совета депутатов поступило дополнение к отзыву, в котором он ссылается на соблюдение порядка переименования площади Советской в площадь Хлебную, установленного Законом Липецкой области «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области», с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме того, представитель Совета депутатов полагает, что пункт 1 решения 28-ой сессии не нарушает прав и законных интересов Чаплыгинского РАЙПО (см. дополнение к отзыву от 23.06.2010г. N 36).

Определением суда от 01.02.2010г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне Совета депутатов городского поселения города Чаплыгина Липецкой области были привлечены Администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области и Администрации Чаплыгинского района Липецкой области. Представители третьих лиц против заявленного требования возражали (см. отзывы на л.д.99-100, 109-111 т.3).

В судебном заседании 24.06.2010 года с целью уточнения позиции сторон и представления доказательств объявлен перерыв, слушание дела продолжено 01.07.2010 года.

После объявленного перерыва представитель Администрации Чаплыгинского района Липецкой области, уведомленный под роспись в протоколе судебного разбирательства, в заседание не явился, что в силу положений части 3 стать 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению спора в его отсутствие.

Представитель заявителя представил для приобщения к материалам дела письма начальника Управления строительства и архитектуры Липецкой области, в котором дается оценка порядку отнесения земельного участка, расположенного на площади Советская (Хлебная), к местам общего пользования. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, данное доказательство приобщено судом к материалам дела.

В данном заседании заявитель уточнил основания требования и просил суд признать недействующими пункт 1 и пункт 2 решения 28-ой сессии Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина N247 от 29.04.09г. «О возвращении исторического названия (переименовании) площади Советской, в границах существующего рынка, в площадь Хлебную» как не соответствующими также статье 42, частям 1,5,6,7,10,13,15,16,20 статьи 45, статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 4.1.4. Правил землепользования и застройки городского поселения город Чаплыгин.

С учетом положений статьи 49 АПК РФ суд принимает данное уточнение требований к рассмотрению, поскольку данное процессуальное действие является безусловным правом стороны, не противоречит закону, не нарушает прав и обязанностей иных лиц и произведено лицом, уполномоченным доверенностью.

Определением от 08 июля 2010 года (резолютивная часть оглашена 01 июля 2010 года) суд прекратил производство по настоящему делу в части требований о признании недействующим пункта 1 решения 28-ой сессии Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина N 247 от 29.04.09г. «О возвращении исторического названия (переименовании) площади Советской, в границах существующего рынка, в площадь Хлебную», а также недействующим пункта 2 указанного решения как не соответствующего статье 36 Конституции Российской Федерации.

Рассмотрение данного дела производится судом по правилам Главы 23 АПК РФ.

Выслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные сторонами доказательства, суд установил следующее.

29 апреля 2009 года Советом депутатов городского поселения города Чаплыгина на 28-ой сессии было принято решение N 247 «О возвращении исторического названия (переименовании) площади Советской, в границах существующего рынка, в площадь Хлебную». Данное Решение было опубликовано в Информационном выпуске Ведомостей Чаплыгинской городской администрации и городского Совета депутатов N 23 (см. л.д. 11 т.1). Указанное издание в силу положений пункта 10 статьи 36 Устава городского поселения города Чаплыгина является источником официального опубликования муниципальных правовых актов (см. л.д. 53 т.2). Пункт 2 данного решения изложен в следующей редакции: «определить земельный участок, занятой площадью Хлебной, к земельным участкам общего пользования».

В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).

В соответствии с положениями ст.78 Федерального закона N 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Как следует из п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9.12.2002г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

В пункте 9 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" содержится следующее разъяснение.

В статье 52 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Такая же норма содержится и в новом Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ (статья 78), вступившем в силу с 01.01.2006, за исключением положений, для которых установлен иной срок и порядок вступления в силу. По существу, Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Принятое Советом депутатов решение является нормативным правовым актом органов местного самоуправления, поскольку пункт 2 устанавливает единый и обязательный статус в отношении земельного участка площади Хлебной, который должен учитываться всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, имеющими свободный доступ к ее использованию с ограничениями, установленными действующим законодательством. Данный акт рассчитан на длительное применение. Более того, в соответствии с принятым Советом депутатов решением Главой администрации города Чаплыгина от 01 сентября 2009 года принято Постановление «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» (см .л.д. 34 т.3).

В этой связи суд находит необоснованным довод представителя Совета депутатов о несоответствии принятого решения понятию нормативного правового акта. Учитывая, что в соответствии с оспариваемым пунктом решения принято Постановление «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», судом также не может быть принят довод о том, принятый акт носит исключительно информационный характер.

Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан – индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Одним из способов защиты гражданских прав, установленных ст. 12 ГК РФ и ст. 192 АПК РФ, является право лица обратиться в суд с заявлением о признании недействительным либо недействующим акта государственного органа и органа местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По мнению заявителя, оспариваемый пункт 2 решения 28-ой сессии Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина № 247 от 29.04.09г. «О возвращении исторического названия (переименовании) площади Советской, в границах существующего рынка, в площадь Хлебную» непосредственно затрагивает его права и законные интересы. В частности, принятие указанного нормативного акта явилось юридическим препятствием для разрешения вопроса о переоформлении Чаплыгинским РАЙПО права на земельный участок рынка (кадастровый номер 486186055098565) с разрешенным использованием «для размещения рынка». В настоящее время отнесение земельного участка, занятого площадью Хлебной к земельным участкам общего пользования, фактически исключает его приватизацию в силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 28 Федерального закона РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

С учетом изложенного рассмотрение данного спора в арбитражном суде отвечает всем требованиям, установленным действующим процессуальным законодательством: 1) арбитражный суд в качестве органа, полномочного рассматривать такой спор, назван ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.78); 2) спор связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данный спор подведомственен арбитражному суду и по субъектному составу и по характеру спора.

Положения статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗзакона относят к вопросам местного значения поселения в числе прочего: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Указанным нормам корреспондируют и положения статей 11, 25 Устава городского поселения города Чаплыгина Липецкой области (принят Советом депутатов от 29 декабря 2005г. с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов от 03 августа 2006г., 28 апреля 2007 года, 24 апреля 2008 года – л.д. 30-81 т.2).

Реализация полномочий по указанным вопросам местного значения поселений осуществляется в соответствии с положениями Земельного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В силу пунктов 1,5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пункт 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительную деятельность, как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемую в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Одним из центральных принципов, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 2), является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. При этом территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий; устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (пункт 4 статьи 3).

В силу положений статьи 4 кодекса законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно положениям статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования подразделяются на: 1) документы территориального планирования Российской Федерации; 2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; 3) документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к документам территориального планирования муниципальных образований 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как установлено материалами дела, Решением 18-ой сессии Совета депутатов городского поселения города Чаплыгина от 19.09.2007 N 143 утвержден генеральный план города Чаплыгина Липецкой области (см.л.д. 25 т.2).

Подготовка генеральных планов поселений осуществляется применительно ко всем территориям поселений (пункт 1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в него, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1).

В составе генерального плана 2007 года был утвержден и проект детальной планировки центральной части г. Чаплыгина (см. л.д. 29 т.2, а также цветную копию на л.д. 7 т.3).

Планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации. Так, пункт 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Согласно статье 42 Кодекса подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в частности, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Положения пункта 11 данной статьи определяют, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (действующей на момент утверждения Генерального плана), красные линии подлежат обязательному отражению и учету: в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.

Приведенные судом положения Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что обозначение существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) границ территорий общего пользования является составным элементом планировки территории.

В этой связи, учитывая положения части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 20, подпункта 4 пункта 8 статьи 25, подпункта 2 пункта 5 статьи 30 Устава городского поселения г. Чаплыгин (в редакции по состоянию на дату принятия оспариваемого решения), суд усматривает соответствие принятого нормативного акта пределам компетенции Совета депутатов.

Равным образом суд усматривает соответствие пункта 2 решения и положениям статей части 3 статьи 36, части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, а также пункту 4.1.4. Правил землепользования и застройки городского поселения город Чаплыгин, поскольку данные нормы, определяющие диапазон действия градостроительных регламентов и порядок выбора и установления видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, являются составной частью главы 4 «Градостроительное зонирование». При градостроительном зонировании выделения территорий общего пользования не производится.

В этой же связи суд находит соответствующим оспариваемый нормативный акт и положениям пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов, а также Постановлению администрации Липецкой области от 10.10.2008г. N277 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков» (Приложение N20).

Вместе с тем, суд усматривает нарушение Советом депутатов при принятии оспариваемого нормативного акта порядка, установленного Главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (положения статье 42, частям 1,5,6,7,10,13,15,16,20 статьи 45, статье 46).

Как указывалось судом ранее, в силу положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Правовые основы для подготовки и утверждение документации по планировке территории установлены статьей 45 Градостроительного кодекса.

Так, часть 1 данной статьи устанавливает, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу положений части 5 органы местного самоуправления обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение (часть 7 статьи 45 Кодекса).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Кодекса).

Как указывалось ранее, при утверждении генерального плана был также утвержден его составной частью и проект планировки центральной части города Чаплыгина.

Вместе с тем, как следует из самого документа, так и пояснений представителя Совета депутатов, проект детальной планировки Центральной части города Чаплыгина с обозначением красных линий не разрабатывался. Фактически на проекте имеют место лишь красные линии улиц.

Несмотря на указанные обстоятельства, Постановлением главы администрации городского поселения города Чаплыгина Липецкой области от 29.09.2008г. N 435 проект планировки и межевания центральной и восточной части города Чаплыгина Липецкой области утвержден без изменений.

Законодатель четко определил, какими правоустанавливающими документами подтверждается наличие красных линий при осуществлении градостроительной деятельности.

В целях выяснения обстоятельств нанесения красных линий судом помимо Генерального плана города Чаплыгина 2007 года, были исследованы и иные документы территориального планирования: генеральный план 1988 года (см. л.д. 75 т.3), проект детальной планировки Центральной части города Чаплыгина 1989 года (см. чертеж на л.д. 76 т.3), проектный план охранных зон, зон регулирования застройки и ландшафта к генеральному плану 1988 года (т.4), проект планировки 1970 года, а также ряд исторических документов – план города Раненбурга 1780 года, 1832 года.

Анализ данных документов позволяет сделать вывод о том, что исторически на территории бывшей площади Советской действительно располагались площади Торговая, Соборная, Хлебная.

Вместе с тем, из всей совокупности исследованных документов, определение мест общего пользования в границах существующего рынка (бывшая площадь Советская) путем нанесения красных линий имело место при разработке проекта детальной планировки Центральной части города Чаплыгина Липецкой области, как элемента территориального планирования в 1989 году.

Однако, согласно пункту 2 статьи 17 Закона РСФСР от 29.07.1971 "О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР", действовавшему в 1989 году, проекты детальной планировки должны быть утверждены городским Советом народных депутатов.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

По ходатайству представителя Совета депутатов суд неоднократно откладывал судебное разбирательство и объявлял перерывы в судебном заседании с целью представления доказательств утверждения уполномоченным органом проекта детальной планировки, включающего план красных линий, представленного в материалы дела.

Вместе с тем, такие доказательства в материалы дела не поступили. Напротив, архивные справки свидетельствуют об отсутствии решений компетентных органов по этому вопросу (см. справки на л.д. 58-61 т.4).

Суд не может принять во внимание и ссылку представителя Совета депутатов на положения статьи 60 Федерального закона от 26.06.2002г. N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которая хотя и устанавливает, что градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения, однако, четко определяет мероприятия, связанные с особым градостроительным регулированием.

В частности, особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется посредством проведения под контролем соответствующих органов охраны объектов культурного наследия и органов исполнительной власти в области регулирования градостроительной деятельности комплекса мероприятий по охране объектов культурного наследия и включает в себя: составление на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований историко-культурного опорного плана в границах исторического поселения с обозначением всех градостроительных элементов и сооружений на земельных участках, представляющих собой историко-культурную ценность, как сохранившихся, так и утраченных, характеризующих этапы развития данного поселения; разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, использования отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения.

До настоящего времени в рамках реализации Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2001г., уполномоченным органом опорный план в границах исторического поселения не разработан. Более того, в соответствии с соглашением о передаче администрации Чаплыгинского муниципального района осуществления части полномочий администрации городского поселения г. Чаплыгин в области градостроительной деятельности поселения за счет субвенций от 31 декабря 2008г. N 23 решение соответствующих вопросов передано администрации Чаплыгинского района.

При принятии 28-ой сессией Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина решения N247 от 29.04.09г. «О возвращении исторического названия (переименовании) площади Советской, в границах существующего рынка, в площадь Хлебную» (пункт 2) вопреки положениям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельный участок, занятый площадью Хлебной, определен к участкам общего пользования, в отсутствие документов территориального планирования с нанесением красных линий, утвержденных в установленном порядке.

По сути, приняв оспариваемое решение, Совет депутатов предпринял попытки внесения изменений в проект планировки и межевания центральной и восточной части города Чаплыгина Липецкой области от 29.09.2008г. N 435, нарушив совокупность положений Главы 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 46 Кодекса определены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.

Так, проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

На основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Очевидно, что при принятии оспариваемого пункта 2 решения указанный порядок, установленный статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, был нарушен.

Таким образом, суд при рассмотрении настоящего дела установил несоответствие пункта 2 решения 28-ой сессией Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина N247 от 29.04.09г. «О возвращении исторического названия (переименовании) площади Советской, в границах существующего рынка, в площадь Хлебную» положениям статьи 42, частям 1,5,6,7,10,13,15,16,20 статьи 45, статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, суд не усматривает несоответствия пункта 2 решения положениям части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку его действие не распространяется на правоотношения, возникшие в период принятия оспариваемого нормативного акта. В частности, в силу статьи 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» часть 6 статьи 45, часть 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации вводятся в действие с 1 января 2010 года. Впоследствии указанные нормы были изменены и Федеральным законом N 351-ФЗ от 27.12.2009г., часть 6 статьи 45 вводится в действие с 01 января 2012 года.

Как усматривается из материалов дела, 25.01.2008 года Чаплыгинское районное потребительское общество (далее заявитель) обратилось в администрацию Чаплыгинского района Липецкой области с просьбой передать в собственность земельный участок площадью 6144кв.м. (кадастровый номер земельного участка 48:18:0550985:5), расположенный по адресу г.Чаплыгин, Липецкой области пл.Советская (Хлебная). Спорный земельный участок находится на праве бессрочного пользования у заявителя в соответствии с Актом на право пользования земельным участком №ЛПО-18-00-000012, выданном на основании постановления главы администрации г. Чаплыгина №10 от 28.01.1993 года. На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности (см. свидетельства о регистрации права на л.д. 43-52 т.1).

Оспаривая пункта 2 решения, заявитель ссылается на его несоответствие положениям пункта 3 статьи 20, пункта 1 статьи 36, статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанные правовые нормы регулируют вопросы владения и пользования земельными участками их правообладателями, а также приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения и устанавливают основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Суд при рассмотрении спора данной категории не дает оценку конкретным обстоятельствам дела, поскольку в силу универсальности воли законодателя, положения действующих нормативных правовых актов распространяются на неопределенный круг лиц.

Поскольку приведенные судом положения Земельного кодекса Российской Федерации связаны с оценкой правоотношений в связи с владением, пользованием конкретным земельным участком, суд не усматривает противоречие пункта 2 решения пункту 3 статьи 20, пункту 1 статьи 36, статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации применительно к правам и законным интересам неопределенного круга лиц.

Довод заявителя о том, что оспариваемые нормы противоречат подпункту 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», арбитражный суд считает безосновательным. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им правоотношений. На основании пункта 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

С одной стороны согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. С другой стороны действует установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 2) принцип обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.

Оспариваемыми положениями пункта 2 решения не затрагиваются правоотношения по созданию хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, равным образом не вводится и ограничение в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства отдельных видов товаров.

Само по себе отнесение земельного участка площади Хлебной к землям общего пользования предполагало необходимость учета данного статуса всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, имеющими свободный доступ к ее использованию с ограничениями, установленными действующим законодательством, что не нарушает равенство участников земельных и градостроительных отношений, не ограничивает их конкуренцию. В связи с этим суд не находит противоречий между оспариваемыми нормами пункта 2 решения и названными заявителем нормами федерального законодательства.

При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

При прекращении производства по делу в части суд возвратил заявителю из средств федерального бюджета 1000 рублей госпошлины.

Оставшаяся часть судебных расходов виде уплаченной государственной пошлины в размере 1000 рублей подлежит взысканию с Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина в силу следующего.

Оснований для освобождения органа местного самоуправления от несения судебных расходов, фактически понесенных заявителем, действующее процессуальное законодательство не содержит.

Льгота, предусмотренная п.п.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ, по мнению суда, может быть применена к органам местного самоуправления как ответчикам по делу только в случае, если истец не уплачивал госпошлину в бюджет и с ответчика подлежит взысканию именно госпошлина в бюджет, а не расходы по ее уплате в пользу истца (заявителя) (п.3 ст.110 АПК РФ). В противном случае будет нарушен принцип распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установленный статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 100-110, 167-170, 191-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать пункт 2 решения 28-ой сессии Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина № 247 от 29.04.09г. «О возвращении исторического названия (переименовании) площади Советской, в границах существующего рынка, в площадь Хлебную» соответствующим пункту 2 статьи 7, пункту 3 статьи 20, пункту 1 статьи 36, статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8, части 3 статьи 36, части 4 статьи 37, части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», Постановлению главы администрации Липецкой области от 10.10.2008г. №277 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков» (Приложение №20), пункту 3 статьи 20, подпункту 4 пункта 8 статьи 25, подпункту 2 пункту 5 статьи 30, Устава города Чаплыгина.

Признать пункт 2 решения 28-ой сессии Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгина № 247 от 29.04.09г. «О возвращении исторического названия (переименовании) площади Советской, в границах существующего рынка, в площадь Хлебную» не соответствующим статье 42, частям 1,5,7,10,13,15,16,20 статьи 45, статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и недействующим.

Взыскать с Совета депутатов городского поселения г. Чаплыгин в пользу Чаплыгинского районного потребительского общества 1000 (одну тысячу) рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Данное решение в месячный срок может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в г. Брянске.

Председательствующий: Е.В. Бессонова

Судьи: Л.С. Тонких

С.М. Уколов