ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-5248/19 от 10.09.2020 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл. Петра Великого, 7, г. Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк                                                                                    Дело № А36-5248/2019

10 сентября 2020 года

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Канаевой А.В.,                    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леликовой О.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

муниципального образования город Липецк в лице администрации города Липецка (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>)

к Управлению лесного хозяйства Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: г.Липецк, ул.им.ФИО1, д.1)

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) муниципального автономного учреждения культуры «Нижний парк» города Липецка (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>);

2) Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>);

3) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>),

4) администрации Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>)

об обязании исключить сведения из государственного лесного реестра о земельном участке с кадастровым номером 48:20:035102:1330 площадью 243 534 кв.м.,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО2, доверенность № 79-01-16 от 03.07.2019 (после перерыва),

от ответчика – ФИО3, доверенность от 18.03.2019,

от третьего лица (4) – ФИО3, доверенность № ИА-3839 от 03.12.2019,

от иных третьих лиц – представители не явились,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование город Липецк в лице администрации города Липецка обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению лесного хозяйства Липецкой области об обязании исключить сведения из государственного лесного реестра о земельном участке с кадастровым номером 48:20:035102:1330 площадью 243 534 кв.м, по адресу: <...> в районе домов № 1в и № 1б.

Определением арбитражного суда от 03.06.2019 исковое заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное автономное учреждение культуры «Нижний парк» города Липецка, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее – Управление Росреестра по Липецкой области).

Определением от 28.11.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, администрацию Липецкой области.

Третьи лица (1), (2), (3) в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены  о начавшемся по делу судебном процессе, уведомления приобщены к материалам дела.

Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещена арбитражным судом в сети «Интернет».

При таких обстоятельствах, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие неявившихся лиц.

В настоящем судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.

Ответчик иск не признал, ссылаясь на доводы, указанные в отзыве и дополнениях к нему.

Третье лицо (4) поддержало позицию ответчика.

Арбитражный суд, выслушав истца, ответчика и третье лицо, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи, установил следующее.

Из материалов дела следует, что на основании решения Исполнительного комитета Липецкого горсовета депутатов трудящихся № 499/2 от 13.07.1962 Новолипецкому металлургическому заводу предоставлен земельный участок площадью 25 га для организации парка культуры в р-не ул.Адм.Макарова из земель, находящихся в пользовании гослесфонда, с правом вырубки под основную аллею и главные сооружения парка (т.1, л.д.10).

Решением Исполнительного комитета Липецкого областного Совета депутатов трудящихся от 19.09.1962 Новолипецкому металлургическому заводу разрешен отвод земельного участка под строительство парка культуры и отдыха на площади 25,0 га из гослесфонда Ленинского лесхоза, квартал 40 Балашовского лесничества, во временное пользование, без исключения из гослесфонда, с правом рубки леса на площади 1,6 га под габариты зданий и центральную аллею, и с передачей вырубаемого леса потребителям по распределению облисполкома (т.1, л.д.113).

В связи с этим, разработано архитектурно-планировочное задание № 53 от 04.10.1962 на проектирование парка НЛМЗ, согласованное с главным архитектором города Липецка (т.1, л.д.11).

Из указанного архитектурно-планировочного задания следует, что парк культуры необходимо было создать на базе существующего массива соснового леса между областной больницей и ул.З.Космодемьянской.

В дополнение к указанному архитектурно-планировочному заданию Управлением главного архитектора города Липецка выдано архитектурно-планировочное задание № 36 от 10.05.1963 (т.1, л.д.12).

Решением Исполнительного комитета Липецкого городского Совета народных депутатов от 03.01.1985 № 33 площадь земельного участка для организации парка культуры и отдыха Новолипецкого металлургического комбината установлена 29,25 га в границах показанных на прилагаемой схеме в Левобережном районе г.Липецка (т.1, л.д.96).

Из материалов дела усматривается, что 15.05.1985 Управлением по делам строительства и архитектуры по заказу Новолипецкого металлургического завода выдано архитектурно-планировочное задание № 117 на разработку проекта парка НЛМК (т.1, л.д.13-14).

10.07.2001 Главным управлением по градостроительству, экологии и землеустройству администрации города Липецка открытому акционерному обществу «Новолипецкий металлургический комбинат» выдано архитектурно-планировочное задание № 119 на проектирование реконструкции парка по ул.Адм.Макарова (т.1, л.д.15).

Из указанногоархитектурно-планировочного задания следует, что территория парка расположена между ул.Адм.Макарова, Зои Космодемьянской, больницей и лесопарковой зоной в Левобережном округе г.Липецка, границы участка определены каталогом координат к постановлению главы администрации от 30.03.2001 № 1321.

На основании постановления главы администрации города Липецка от 09.06.2004 № 3269 Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Липецка и Главным управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка безвозмездно принято в муниципальную собственность от ОАО «НЛМК» имущество, расположенное на территории парка культуры и отдыха по ул.Адм.Макарова в Левобережном округе г.Липецка общей балансовой стоимостью 2 481 917 руб., в том числе: фонтан, здание насосной у фонтана и автодорога, и передано на баланс на праве оперативного управления МУ «Управление главного смотрителя г.Липецка» (т.1, л.д.16-17).

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области № 170 от 16.07.2015 земельный участок с кадастровым номером 48:20:0035102:1330, площадью 243532 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием – для лесоразведения (участок № 3), расположенный по адресу: <...> в районе д.1в и д.1б (реестровый номер П11490001682), составляющий казну Российской Федерации, передан в муниципальную собственность города Липецка (т.1, л.д.32-34, 35).

22.07.2015 подписан акт приема-передачи земельного участка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Право собственности г.Липецка на указанный земельный участок зарегистрировано 30.07.2015 (т.1, л.д.39).

Постановлением администрации города Липецка от 11.09.2015 № 1612 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 48:20:0035102:1330 изменен на вид разрешенного использования «для размещения парка культуры и отдыха» (т.1, л.д.37).

На основании постановления администрации города Липецка от 24.08.2016 № 1481 указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МАУК «Нижний парк» города Липецка (т.1, л.д.38).

Из материалов дела видно, что в октябре 2018 года истец обратился в Управление Росреестра по Липецкой области с заявлением об исключении из государственного лесного реестра земельного участка с кадастровым номером 48:20:0035102:1330 (т.3, л.д.3).

Письмом от 31.10.2018 № 01/10-6134 Управление Росреестра по Липецкой области сообщило истцу о невозможности исключения земельного участка из государственного лесного реестра, указав, что в соответствии с п.6 ст.105 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади (т.1, л.д.43-44).

10.12.2018 истец вновь обратился в Управление Росреестра по Липецкой области с заявлением, в котором просил повторно рассмотреть на межведомственной рабочей группе вопрос об исключении из государственного лесного реестра земельного участка с кадастровым номером 48:20:0035102:1330 (т.3, л.д.31-32).

По результатам рассмотрения указанного обращения Управление Росреестра по Липецкой области направило истцу письмо от 25.12.2018, в котором сообщило о том, что в рамках полномочий рабочей группы земельный участок не подлежит исключению из ГЛР (т.1, л.д.45).

  Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 48:20:0035102:1330, относящийся к категории земель населенных пунктов и имеющий вид разрешенного использования – для размещения парка культуры и отдыха, неправомерно отнесен ответчиком к городским лесам и внесен в государственный лесной реестр, истец обратился в суд с настоящим иском.

Из смысла положений статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, а также факта его нарушения непосредственно ответчиком. При этом реализация предусмотренных законом способов защиты гражданских прав путем предъявления иска в арбитражный суд возможна только в том случае, когда такое обращение в суд способно восстановить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.

В арбитражном процессе стороны по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права и обязанности и сами выбирают способ защиты своих прав.

Выбор способа защиты права производится заявителем и зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения, а удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что  леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).

Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

Из правил названных статей следует, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственной лесной реестр (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация:

1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;

4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;

5) о лесных участках и об их границах;

6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;

8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Согласно части 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2.8 Положения об управлении лесного хозяйства Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 29.01.2010 № 26-р, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Липецкой области, осуществляет управление лесного хозяйства Липецкой области.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 48:20:0035102:1330 внесен в государственный лесной реестр.

Согласно выписки из лесного реестра, указанный земельный участок является лесным участком, расположенным на землях населенных пунктов, категория защитных лесов – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: городские леса.

Довод истца о том, что указанный земельный участок никогда не относился к землям лесного фонда и неправомерно внесен в государственный лесной реестр, не соответствует материалам дела и является необоснованным ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 25 га под строительство парка культуры и отдыха был отведен Новолипецкому металлургическому заводу из гослесфонда Ленинского лесхоза, квартал 40 Балашовского лесничества, во временное пользование, без исключения из гослесфонда (решение Исполнительного комитета Липецкого областного Совета депутатов трудящихся от 19.09.1962).

Из архитектурно-планировочного задания от 04.10.1962 усматривается, что парк создавался на базе существующего массива соснового леса между областной больницей и ул.З.Космодемьянской.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что земельный участок для строительства парка культуры и отдыха НЛМК был предоставлен из государственного лесного фонда.

Статья 1 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного II сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Xсозыва 07.07.1923, предусматривала, что все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства, отграниченные в установленном для того порядке от земель иного назначения, составляют собственность рабоче-крестьянского государства и образуют единый государственный лесной фонд.

В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 (далее – Основы лесного законодательства), все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.

Единый государственный лесной фонд состоит из: 1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; 2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование (статья 3 Основ лесного законодательства).

Аналогичная норма была закреплена и в статье 3 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного 08.08.1978.

Согласно статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета 06.03.1993 № 4616-1,все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

В состав земель лесного фонда входят:

- лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

- нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

В силу статьи 7 Лесного кодекса  Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ,вступившего в силу с 04.02.1997 и действовавшего до 01.01.2009,  все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса  Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

В Постановлении от 09.01.1998 № 1-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

 Из материалов дела усматривается, что постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 26.11.1998 № 144-пс утвержден проект городской черты г.Липецка.

На момент принятия указанного постановления основные требования к составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектов городской, поселковой черты и черты сельского поселения Российской Федерации (в дальнейшем - городская (поселковая) черта), а также их установления в натуре были установлены Временной Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов городской, поселковой черты и черты сельского поселения Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 21.05.1993 № 18-14, Приказом Роскомзема от 09.06.1993 № 26 (далее – Временная инструкция).

Согласно пункту 2.1 Временной инструкции городская (поселковая) черта – это внешняя граница земель города, поселка (рабочего, курортного, дачного и др.), сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земельного фонда Российской Федерации.

В силу пункта 2.4 Временной инструкции при разработке проекта городской (поселковой) черты в состав земель городов, поселков и сельских поселений включаются в соответствии с земельным законодательством, генеральными планами и другой градостроительной документацией:

а) земли городской, поселковой и сельской застройки - земли, застроенные и подлежащие застройке жилыми, культурно-бытовыми, административными, деловыми, производственными, складскими, религиозными и иными строениями и сооружениями;

б) земли общего пользования - земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), для размещения полигонов захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов, мусороперерабатывающих предприятий, кладбищ, крематориев, общегородских водозаборных и очистных сооружений; другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского поселения;

в) земли сельскохозяйственного использования - пашни, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища, другие угодья;

г) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения - земли, занятые памятниками природы, природными и дендрологическими парками, ботаническими садами, заповедниками, нересто-охранными полосами вдоль водоемов и рек, земли, обладающие природными лечебными факторами, земельные участки, используемые и предназначенные для санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристских баз, земли памятников истории и материальной культуры, музеев - заповедников, земельные участки, связанные с развитием традиционных художественных промыслов и ремесел;

д) земли лесного фонда - земли, занятые лесами, предназначенными для охраны ландшафта, сохранения окружающей среды, улучшения микроклимата, ведения лесного хозяйства и иного назначения;

е) земли водного фонда - земли, занятые водоемами, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными объектами;

ж) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения - земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач и намечаемые к включению в территорию поселения;

з) земли запаса.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, проектом от 26.11.1998 в городскую черту г.Липецка включены земли лесного фонда Ленинского лесхоза площадью 5206 га, в том числе земельный участок, предоставленный под строительство парка культуры и отдыха НЛМК.

Согласно части 3 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ леса, расположенные на землях городских поселений, в лесной фонд не входят, однако это положение само по себе не изменяет правового статуса лесных участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях городских поселений в связи с расширением города (часть 3 статьи 19Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2002 № 56-Г02-12).

Доказательств перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в порядке, предусмотренном статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации № 1200 от 19.09.1997 (действовавших на момент включения спорного участка в черту города), истцом в материалы дела не представлено.

 В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в связи с установлением или изменением черты поселений (часть 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ).

После принятия указанного закона земли лесного фонда Ленинского лесхоза площадью 5206 га, вошедшие в черту города Липецка, были переведены в категорию земель населенных пунктов.

Из материалов дела видно, что 20.04.2007 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 52061374 кв.м. (5206 га) с кадастровым (или условным) номером 48:20:000000:0098, предоставленный из земель населенных пунктов для лесоразведения (Ленинский лесхоз), расположенный по адресу: Липецкая область, г.Липецк, Ленинский лесхоз.

В силу статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997                 № 22-ФЗ леса, расположенные на землях городских поселений, являются городскими лесами.

В соответствии со статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации  лесоразведение осуществляется для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов.

Таким образом, перевод в категорию земель населенных пунктов не свидетельствует об утрате этими землями статуса лесных участков.

Обоснования и доказательств обратного истцом не представлено.

То, что вышеназванный земельный участок является городским лесом также подтверждается и Лесным планом Липецкой области, утвержденным постановлением главы администрации Липецкой области от 26.12.2008 № 348, согласно которому площадь лесов, расположенных в г.Липецке (городских лесов), составляет 5206 га.

При этом, в соответствии с Лесным планом Липецкой области на 2019-2028 годы, утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 18.12.2018 № 610, площадь лесов, расположенных на территории г.Липецка, увеличилась на 0,208 га и по состоянию на 01.01.2018 составила 5 414 га.

Из материалов дела видно, что в последующем, из указанного выше земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, был образован земельный участок с кадастровым номером 48:20:0035102:1330, площадью 243534 кв.м., расположенный по адресу: <...> в районе д.1в и 1б, категория земель – земли населенных пунктов – для лесоразведения.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области № 170 от 16.07.2015 земельный участок с кадастровым номером 48:20:0035102:1330 передан в муниципальную собственность города Липецка.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что информация о земельном участке с кадастровым номером 48:20:0035102:1330 правомерно была внесена в государственной лесной реестр.

Довод истца о том, что в соответствии с генеральным планом города Липецка указанный земельный участок никогда не входил в зону городских лесов, в данном случае правового значения не имеет, поскольку указанное обстоятельство само по себе не изменяет его статуса лесного участка.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что сам истец ежегодно, с момента регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок, предоставляет в Управление лесного хозяйства Липецкой области отчетность об использовании, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении в соответствии со статьями 49, 60, 60.11 и 66 Лесного кодекса Российской Федерации для внесения сведений в государственной лесной реестр, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером 48:20:0035102:1330 является лесным участком, относится к категории земель – земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса, лесистость территории составляет 79% (или 19,3 га, занятых лесными насаждениями с преобладанием хвойных древесных пород).

Таким образом, позиция истца носит противоречивый характер и не соотносится с представленными в материалы дела доказательствами.

Довод истца о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 48:20:035102:1330 подлежат исключению из государственного лесного реестра на основании части 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», основан на неправильном толковании норм материального права.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ (далее – Закон № 280-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.

В соответствии частью 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В силу части 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

На основании части 6 статьи 10 Закона № 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 № 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).

Из анализа указанных норм следует, что положения части 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ подлежат применению лишь в случае, если в соответствии с государственным лесным реестром земельные участки относятся к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости - к землям иных категорий.

В данном случае при исследовании фактических обстоятельств дела судом не установлено факта несоответствия сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0035102:1330.

Материалами дела подтверждается, что сведения государственного лесного реестра о земельном участке с кадастровым номером 48:20:0035102:1330 полностью совпадают и соответствуют сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, и в части площади, местоположения, границ, собственника, и в части категории земель – земли населенных пунктов.

В связи с чем, оснований для применения положений части 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ в данном деле не имеется.

В соответствии с частью 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации  внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пунктам 12, 13 Приказа Минприроды России от 15.01.2019 № 10 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496» изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:

- выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;

- обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.

Уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от                    4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утверждены Приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 (далее – Порядок № 496).

Одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, согласно пункту 2.1 указанного порядка является акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3), который составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию (пункт 4.3 Порядка № 496).

В ходе рассмотрения дела истцом не представлено доказательств составления акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию и обращения в Управление лесного хозяйства Липецкой области с заявлением об исключении сведений из государственного лесного реестра в отношении спорного земельного участка в установленном законом порядке (постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу № А43-21635/2019 и от 16.01.2020 по делу № А43-18945/2019).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу частей 1 и 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Оценив по своему внутреннему убеждению каждое доказательство в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), установив правомерность внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером 48:20:035102:1330 в государственный лесной реестр и отсутствие противоречий в сведениях государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, суд приходит к выводу, что требование истца об обязании ответчика исключить из государственного лесного реестра сведения об указанном земельном участке является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. 

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.  

При обращении в суд с иском истец не уплачивал государственную пошлину, так как освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении исковых требований отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Липецкой области в месячный срок со дня принятия.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                              А.В.Канаева