ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-530/2022 от 23.05.2022 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398066

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк Дело №А36-530/2022

25 мая 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 23.05.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 25.05.2022.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, г.Липецк

к лицу, привлекаемому к административной ответственности, – Индивидуальному предпринимателю ФИО1, Липецкая область, Хлевенский район, с.Малинино

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.17 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель, (доверенность от 09.03.2022 №11, диплом о высшем юридическом образовании),

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился,

УСТАНОВИЛ:

Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее – Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением от 31.01.2022 арбитражный суд принял заявление, возбудил производство по делу №А36-530/2022.

В предварительном судебном заседании арбитражный суд допросил в качестве свидетеля администратора Малову М.Л. (л.д.88-89).

Определением от 11.04.2022 судебное заседание отложено на 23.05.2022.

ИП ФИО1 в судебное заседание 23.05.2022 не явилась. С учетом положений ч.ч.1,6 ст.121, ч.1 ст.123 АПК РФ предприниматель извещена о времени и месте рассмотрения дела (л.д.88, 94).

В судебном заседании 23.05.2022 представитель Управления поддержал требование о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.17 КоАП РФ, с учетом доводов, изложенных в заявлении от 17.01.2022 (л.д.2-7).

Арбитражный суд, выслушав доводы представителя административного органа, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, установил следующее.

На основании приказа начальника управления от 13.09.2021 №48 должностным лицом Управления 13.09.2021 проводилось информационно-аналитическое наблюдение за состояние рынка определенного товара на территории городского округа г. Липецка (л.д.12).

В 14 час. 35 мин. в кафе «Штирлих», расположенном по адресу <...>, в котором осуществляет деятельность ИП ФИО1, установлен оборот (хранение) алкогольной продукции без лицензии – вино столовое сухое красное «Саперави Гвираби», объемом 0,75 л., алк. 12,5 %, дата розлива 16.03.2021, изготовитель ООО «Виноделие Хареба», AM 300 74461530, в количестве 1 бутылки (далее - алкогольная продукция) в нарушении статей 16, 18, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Данный факт отражен в протоколе осмотра от 13.09.2021, составленном в порядке, предусмотренном ст.27.8 КоАП РФ, в присутствии администратора кафе Маловой М.Л. и двух понятых (л.д.14-23)

По данному факту должностным лицом Управления вынесено определение от 13.09.2021 о возбуждении в отношении ИП ФИО1 дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.

В установленном ст.27.10 КоАП РФ порядке в присутствии администратора кафе Маловой М.Л. и двух понятых должностным лицом Управления произведено изъятие одной бутылки (вино столовое сухое красное «Саперави Гвираби», объемом 0,75 л., алк. 12,5 %, дата розлива 16.03.2021, изготовитель ООО «Виноделие Хареба», AM 300 74461530) на основании протокола от 13.09.2021 (л.д.29).

В объяснении от 13.09.2021 администратор кафе Малова М.Л. дала следующие объяснения: «…Сегодня 13 сентября купила в магазине «Магнит» бутылку вина для домашнего застолья. Рабочая смена заканчивалась в 18.00, поэтому бутылку положила в холодильник для охлаждения, где ее и обнаружили сотрудники администрации» (л.д.25).

С учетом выявленного факта хранения алкогольной продукции (1 бутылки вина столового сухого красного «Саперави Гвираби», объемом 0,75 л., алк. 12,5 %, дата розлива 16.03.2021, изготовитель ООО «Виноделие Хареба», AM 300 74461530) должностным лицом Управления в отношении ИП ФИО1 составлен протокол №21/0553 от 09.11.2021 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.17 КоАП РФ (л.д.47-50).

В порядке, предусмотренном ст.202 АПК РФ, ст.23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Полномочия должностного лица Управления на составление протокола №21/0553 от 09.11.2021 по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ предусмотрены ст.28.3 КоАП РФ.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражным судом не установлено процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

В силу ч.3 ст.14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные, юридические лица, ответственные за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъективная сторона характеризуется виной.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон №171-ФЗ).

В подпунктах 7, 23 ст.2 Закона №171-ФЗ, в целях применения указанного федерального закона, даны следующие определения:

- алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

- винодельческая продукция – это пищевая продукция, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла, либо произведенная с последующей перегонкой виноматериалов и выдержкой или без выдержки, либо произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла с добавлением одного или нескольких таких продуктов, как ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, виноградный дистиллят, винный дистиллят (в том числе ректификованные), сахаросодержащие продукты, вкусовые добавки, ароматизаторы, диоксид углерода, вода, указанные в технических документах на такую продукцию. Винодельческая продукция подразделяется на такие виды, как вино, игристое вино (шампанское), ликерное вино, дистилляты (винный, виноградный, коньячный), спиртные напитки, произведенные из указанных дистиллятов (в том числе коньяк), виноматериалы (виноградные), винные напитки. Винодельческой продукцией с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения могут быть такие виды, как вино, игристое вино (шампанское), ликерное вино, спиртные напитки, произведенные из винного, виноградного, коньячного дистиллятов (в том числе коньяк).

Подпунктом 16 ст.2 Закона №171-ФЗ оборот определен как закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.18 Закона №171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:

- производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;

- перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций;

- производства и оборота виноградного сусла, произведенного сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Согласно ч.2 ст.18 Закона №171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

- розничная продажа алкогольной продукции;

- перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

- производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.

В соответствии с ч.1 ст.26 Закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются:

- производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Учитывая разъяснения, данные в пункте 1 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 №47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пунктом 2 статьи 18 Закона предусмотрено лицензирование такого вида деятельности, как хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

В то же время данной нормой предусмотрена также выдача лицензий на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; розничную продажу алкогольной продукции. При этом неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.

Пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции разъяснено, что в силу норм Закона №171-ФЗ, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

В силу п.3 ст.26 Закона №171-ФЗ лица, нарушающие требования указанного Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 №265-ФЗ.

Вместе с тем, оценив обстоятельства дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что на основании представленных Управлением доказательств не имеется законных оснований для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.17 КоАП РФ, за выявленный факт оборота (хранения) вина «Саперави Гвиарби» в морозильной камере, расположенной за барной стойкой, в торговом зале кафе «Штирлих» (л.д.20).

Арбитражный суд считает, что представленными доказательствами не подтверждается виновность ИП ФИО1 в совершении выявленного правонарушения и ее причастность к незаконному обороту в виде хранения вина «Саперави Гвиарби» в морозильной камере, расположенной за барной стойкой, в торговом зале кафе «Штирлих».

В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктами 2, 3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Таким образом, установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п.2 ст.26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

Согласно абзацу второму пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В силу ст.26 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).

Следовательно, в административном деле должны быть надлежащие (достоверные и достаточные) документы, доказывающие вину конкретного субъекта (лица) в совершении деяния, образующего событие определенного административного правонарушения.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Из имеющихся в деле доказательств, судом установлено, вино «Саперави Гвиарби» обнаружено в морозильной камере, расположенной за барной стойкой, в торговом зале кафе «Штирлих», и не демонстрировалось открыто и не предлагалось к розничной продаже.

В объяснении от 13.09.2021 администратор Малова М.Л. подтвердила факт принадлежности ей вина «Саперави Гвиарби», выявленного в морозильной камере, расположенной за барной стойкой, в торговом зале кафе «Штирлих», указав, что данная алкогольная продукция была куплена 13.09.2021 в магазине «Магнит» для домашнего застолья.

Данный факт подтверждается сведениями из ЕГАИС и не оспаривается Управлением (л.д.95-97).

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).

В силу ч.5 ст.205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Не соглашаясь с доводами Управления о совершении ИП ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.17 КоАП РФ, арбитражный суд учитывает в совокупности следующие обстоятельства: количество выявленной алкогольной продукции – 1 бутылка; место ее обнаружения – морозильная камера, расположенная за барной стойкой; легальность производства выявленной алкогольной продукции (вино столовое сухое красное «Саперави Гвираби», объемом 0,75 л., алк. 12,5 %, дата розлива 16.03.2021, изготовитель ООО «Виноделие Хареба», AM 300 74461530), что подтверждается протоколом запроса в ЕГАИС и не оспаривалось административным органом (л.д.95-97).

Так, из протокола запроса ЕГАИС от 10.03.2022 следует, что бутылка вина «Саперави Гвиарби» (объемом 0,75 л., алк. 12,5 %, дата розлива 16.03.2021, изготовитель ООО «Виноделие Хареба», AM 300 74461530) была продана в розницу 13.09.2021 в 13:53:00 в магазине АО «Тандер» по адресу: ул.З.Космодемьянской, д.3а (л.д.97).

В административном деле нет объективных и бесспорных доказательств, подтверждающих, что именно ИП ФИО1 осуществляло оборот вина «Саперави Гвиарби», выявленного в морозильной камере, расположенной за барной стойкой, в торговом зале кафе «Штирлих», то есть хранило одну бутылку данной алкогольной продукции с целью ее розничной продажи.

Таким образом, оценив в порядке, предусмотренном ст.71 АПК РФ, фактические обстоятельства и доказательства, представленные в материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Управлением не доказана виновность предпринимателя и наличие в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.17 КоАП РФ, событие которого описано в протоколе об административном правонарушении №21/0553 от 09.11.2021.

С учетом изложенного заявление административного органа о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.17 КоАП РФ, не подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (ч.3 ст.3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с ч.3 ст.29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.

В пункте 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что в соответствии с ч.3 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

В абзаце четвертом п.15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

Из положений п.1 ст.25 Закона №171-ФЗ следует, что названные в нем этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция признаются находящимися в незаконном обороте.

В силу п.2 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 «Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения», утвержденного Президиумом ВС РФ 19.09.2018, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно; определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.

В данном случае, алкогольная продукция (вино столовое сухое красное «Саперави Гвираби», объемом 0,75 л., алк. 12,5 %, дата розлива 16.03.2021, изготовитель ООО «Виноделие Хареба», AM 300 74461530) изъята в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 13.09.2021 у ИП ФИО1

При этом принадлежность указанной алкогольной продукции ФИО3 административным органом не опровергнута.

Кроме того, судом установлено, что красное сухое вино «Саперави Гвиарби» (объемом 0,75 л., алк. 12,5 %, дата розлива 16.03.2021, изготовитель ООО «Виноделие Хареба», AM 300 74461530) было произведено легально, находилось в легальном обороте и было реализовано в розницу 13.09.2021.

Следовательно, такая алкогольная продукция не подлежит уничтожению и должна быть возвращена законному владельцу – Маловой Марине Леонидовне.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Отказать Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области в удовлетворении заявления о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Возвратить алкогольную продукцию (вино столовое сухое красное «Саперави Гвираби», объемом 0,75 л., алк. 12,5 %, дата розлива 16.03.2021, изготовитель ООО «Виноделие Хареба», AM 300 74461530, в количестве 1 бутылки), изъятую на основании протокола изъятия вещей и документов от 13.09.2021, Маловой Марине Леонидовне (дата рождения: 09.03.1974; место рождения: г.Архангельск; адрес: <...>) как законному владельцу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья А.А. Хорошилов