ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-5326/16 от 24.01.2017 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк                                                                         Дело №А36-5326/2016

31 января 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 24.01.2017.

Решение в полном объеме изготовлено 31.01.2017.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баевой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям Общества с ограниченной ответственностью «КВС РУС», г.Липецк

к заинтересованным лицам:

- Липецкой таможне, г.Липецк

- Балтийской таможне, г.Санкт-Петербург

о признании незаконными решений Липецкой таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 19.05.2016,

о признании незаконными требований Балтийской таможни от 22.06.2016 об уплате таможенных платежей,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 09.01.2017),

от Липецкой таможни: ФИО2 – представитель (доверенность от 09.01.2017 №04-37/11, ФИО3 – представитель (доверенность от 09.01.2017 №04-37/3),

от Балтийской таможни: не явился,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «КВС РУС» (далее – ООО «КВС РУС», общество, заявитель) 08.06.2016 обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлениями к Липецкой таможне (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконными трех решений Липецкой таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 19.05.2016 (т.1, л.д.2-8; т.2, л.д.2-8; т.3, л.д.2-9).

Определениями от 10.06.2016 арбитражный суд принял заявления и возбудил производство по делам №А36-5326/2016, №А36-5327/2016, №А36-5328/2016 (т.1, л.д.1; т.2, л.д.1; т.3, л.д.1).

Определением от 05.07.2016 арбитражный суд удовлетворил ходатайства заявителя и заинтересованного лица об объединении дел №А36-5326/2016, №А36-5327/2016, №А36-5328/2016 в одно производство для их совместного рассмотрения, присвоив объединенному делу №А36-5326/2016 (т.3, л.д.137; т.15, л.д.123, 128-130, 131).

С учетом положений п.2 ст.2, ч.5 ст.46, ст.49, ст.130 АПК РФ, мнения представителей Липецкой таможни определением от 20.09.2016 арбитражный суд удовлетворил ходатайство ООО «КВС РУС» об уточнении предмета заявленных требований и принял к рассмотрению также требования общества о признании незаконными требований Балтийской таможни об уплате таможенных платежей №№1356, 1357, 1358 от 22.06.2016, вынесенных на основании решений Липецкой таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 19.05.2016, в связи с чем привлек Балтийскую таможню к участию в данном деле в качестве ответчика (т.15, л.д.137-138, 140-143, 154-156; т.16, л.д.1-9,             14-16, 17-18).

В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании 18.01.2016 арбитражным судом объявлялся перерыв до 24.01.2016 (см. протокол с/з от 18-24.01.2017).

Представитель Балтийской таможни в судебное заседание 18-24.01.2017 не явился. С учетом положений ч.ч.1,6 ст.121, ч.1 ст.123 АПК РФ Балтийская таможня надлежащим образом извещена о времени месте рассмотрения дела, связи судебное заседание проведено в ее отсутствие (т.16, л.д.10-11, 23-24, 74, 75).

В представленном суду отзыве Балтийская таможня возражает против удовлетворения требований общества (т.1, л.д.41-43, 76-79).

В судебном заседании 18-24.01.2017 представитель ООО «КВС РУС» поддержал заявленные требования о признании незаконными решений Липецкой таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 19.05.2016 и требований Балтийской таможни об уплате таможенных платежей №№1356, 1357, 1358 от 22.06.2016 в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях (см. протокол с/з от 18-24.01.2017).

Представители Липецкой таможни в судебном заседании 18-24.01.2017 возразили против удовлетворения заявлений общества по основаниям, изложенным в отзывах от 22.06.2016 (т.1, л.д.87-102; т.2, л.д.86-101; т.3, л.д.122-136; см. протокол с/з от 18-24.01.2017).

Арбитражный суд, выслушав доводы и возражения представителей общества и Липецкой таможни, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, установил следующее.

Как видно из материалов дела, на основании контракта №KWSPOTATO/MULTIPLICATION/2014 от 15.04.2014, заключенного между фирмой «KWS POTATO B.V.» (продавец, Нидерланды) и ООО «КВС РУС» (покупатель, Россия), и в соответствии с ДТ №10216100/290414/0035321 общество ввезло на таможенную территорию России свежий семенной картофель сорта ВР808 (VR808) класса E (Элита) в количестве 172,5 т (т.1, л.д.36-47, 48-52).

На основании контракта №KWSPOTATO/MULTIPLICATION/2014 от 15.04.2014, заключенного между фирмой «KWS POTATO B.V.» (продавец, Нидерланды) и ООО «КВС РУС» (покупатель, Россия), и в соответствии с ДТ №10216100/070514/0037765 общество ввезло на таможенную территорию России свежий семенной картофель сорта ВР808 (VR808) класса E (Элита) в количестве 125 т (т.2, л.д.36-47, 48-51).

 На основании контракта №KWSPOTATO/MULTIPLICATION/2/2014 от 07.05.2014, заключенного между фирмой «KWS POTATO B.V.» (продавец, Нидерланды) и ООО «КВС РУС» (покупатель, Россия), и в соответствии с ДТ №10216100/210514/0041683 общество ввезло на таможенную территорию России свежий семенной картофель сортов: Бафана, Эл Мундо, Пиколо Стар, Рамос, класса SE (Суперэлита) в количестве 91,25 т (т.3, л.д.45-56, 57-64).

После выпуска вышеуказанных товаров Липецкой таможней в порядке статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка ООО «КВС РУС», результаты которой оформлены Актом камеральной таможенной проверки №10109000/400/190516/А0051 от 19.05.2016 (т.4, л.д.9-28, 29-169; тома 5-14, т.15, л.д.1-122).

В результате камеральной таможенной проверки, в том числе анализа представленных обществом лицензионных договоров №01/LIZ/2013 от 31.03.2013 (т.1, л.д.53-60),  №02/LIZ/2013 от 28.06.2013 (т.3, л.д.65-71), №03/LIZ/2013 от 28.06.2013 (т.3, л.д.72-78),  №01/LIZ/2014 от 05.12.2013 (т.3, л.д.79-85), №02/LIZ/2014 от 05.12.2013 (т.3, л.д.86-92), актов-расчетов лицензионных платежей к ним от 30.06.2015 (т.1, л.д.61; т.3, л.д.93-96), Липецкая таможня пришла к выводу об осуществлении фирмой «KWS POTATO B.V.» косвенного контроля в отношении ООО «КВС РУС», в связи с чем уплата лицензионных платежей является условием продажи декларантом (обществом) товара, приобретенного у этого иностранного продавца изготовителя.

С учетом материалов камеральной таможенной проверки Липецкая таможня установила, что в нарушение требований п.4 ст.65 ТК ТС, пункта 3 статьи 2, подпункта 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»              ООО «КВС РУС», не были заявлены сведения о лицензионных и иных подобных платежах за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

По результатам камеральной таможенной проверки, исходя из установленных обстоятельств, главным государственным таможенным инспектором Липецкой таможни ФИО2 были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 19.05.2016 (далее – решения от 19.05.2016;               т.1. л.д.11-15; т.2, л.д.11-15; т.3, л.д.12-24), согласно которым сумма подлежащих уплате лицензионных платежей составляет:

1) по ДТ №10216100/290414/0035321 – 31 299,24 Евро (1 559 387,61 руб.);

2) по ДТ №10216100/070514/0037765 – 22 537,26 Евро (1 115 752,13 руб.);                       

3) по ДТ №10216100/210514/0041683 – 5 414,76 Евро (256 656,92 руб.)

Общая скорректированная таможенная стоимость ввезенных товаров составила – 15 563 304,76 руб., общая сумма подлежащих уплате таможенных пошлин – 146 589,84 руб., НДС – 307 838,64 руб. (т.1, л.д.35).

На основании решений от 19.05.2016 Балтийской таможней обществу выданы (направлены) требования об уплате таможенных платежей №№1356, 1357, 1358 от 22.06.2016 (далее – требования от 22.06.2016; т.15, л.д.140-143).

ООО «КВС РУС», считая решения Липецкой таможни от 19.05.2016 и требования Балтийской таможни от 22.06.2016 необоснованным, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании из незаконными.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Полномочия должностных лиц Липецкой таможни на проведение камеральной проверки и принятия оспариваемых решений от 19.05.2016, а также полномочия Балтийской таможни на выдачу обществу требований от 22.06.2016  арбитражным судом установлены и заявителем не оспариваются.

Материалами дела подтверждается соблюдение Липецкой таможней порядка проведения камеральной проверки заявителя. Данное обстоятельство обществом также не оспаривается 

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности относительно заявленных требований к Липецкой таможне, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения от 19.05.2016  являются законными и обоснованным по следующим основаниям.

В силу ст. ТС ТК таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Пунктом 2 ст.65 ТК ТС предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

В силу п.4 ст.65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (ст.66 ТК ТС).

Статьей 67 ТК ТС предусмотрено, что по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.

В соответствии с п.1 ст.68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости после выпуска товаров декларант осуществляет корректировку недостоверных сведений и уплачивает таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленные с учетом скорректированных сведений. В случае несогласия декларанта с этим решением корректировка заявленной таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом (п.3 ст.68 ТК ТС).

Пунктом 1 ст.64 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Правила определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее – Соглашение от 25.01.2008).

В силу абзаца первого п.1 ст.2 Соглашения от 25.01.2008 основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Соглашения, применяемыми последовательно (абзац второй п.1 ст.2 Соглашения от 25.01.2008).

В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №96
«О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» указано, что согласно изложенному в пункте 1 статьи 2 Соглашения правилу последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров при невозможности использования первого метода каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Пунктом 3 ст.2 Соглашения от 25.01.2008 предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).

В соответствии с п.1 ст.4 Соглашения от 25.01.2008 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при выполнении определенных условий.

Согласно п.2 ст.4 Соглашения от 25.01.2008 ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза.

В силу подп.7 п.1 ст.5 Соглашения от 25.01.2008 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

В соответствии с лицензионным договором №01/LIZ/2013 от 31.03.2013 фирма «KWS POTATO B.V.» (лицензиар) предоставила ООО «КВС РУС» (лицензиат) лицензию на право использования сельскохозяйственной культуры: картофель, сорт ВР808, патент №6151 от 07.11.2011 (далее – предмет лицензии; т.1, л.д.53-55).

Пунктом 2.1 лицензионного договора №01/LIZ/2013 от 31.03.2013 предусмотрено, что лицензиату передаются права на совершение с предметом лицензии следующих действий:

- производство репродукционных и элитных семян;

- доведение до посевной кондиции для последующего размножения;

- предложение к продаже;

- продажа и иные виды сбыта;

- ввоз на территорию РФ из Германии и Королевства Нидерланды;

- хранение в выше перечисленных целях

Согласно п.3.1 лицензионного договора №01/LIZ/2013 от 31.03.2013 в редакции дополнительного соглашения №2 от 01.06.2015 права на использование предмета лицензии по договору предоставлены лицензиату на основании ежегодной платы. Ставка лицензионной платы составляет 28,50 Евро с каждой тонны реализованных сертифицированных семян, полученных вследствие размножения на территории России лицензиатом (т.1, л.д.58-60).

Ежегодный платеж производится не позднее 31 декабря каждого года (п.3.2 лицензионного договора №01/LIZ/2013 от 31.03.2013).

Также, в соответствии с лицензионными договорами №02/LIZ/2013 от 28.06.2013, №03/LIZ/2013 от 28.06.2013, №01/LIZ/2014 от 05.12.2013, №02/LIZ/2014 от 05.12.2013 фирма «KWSPOTATOB.V.» (лицензиар) предоставила ООО «КВС РУС» (лицензиат) лицензии на право использования сельскохозяйственных культур: картофель сорта Пиколо Стар (патент №5324 от 17.03.2010), картофель сорта Рамос (патент №2544 от 22.02.2005), картофель сорта Бафана (патент №7061 от 13.11.2013), картофель сорта Эл Мундо (патент №7060 от 13.11.2013) (далее – предмет лицензии; т.3, л.д.65-68, 72-75, 79-82, 86-89).

Пунктом 2.1 лицензионных договоров №02/LIZ/2013 от 28.06.2013, №03/LIZ/2013 от 28.06.2013, №01/LIZ/2014 от 05.12.2013, №02/LIZ/2014 от 05.12.2013 предусмотрено, что лицензиату передаются права на совершение с предметом лицензии следующих действий:

- производство репродукционных и элитных семян;

- доведение до посевной кондиции для последующего размножения;

- предложение к продаже;

- продажа и иные виды сбыта;

- ввоз на территорию РФ;

- хранение в выше перечисленных целях

Согласно п.3.1 лицензионных договоров №02/LIZ/2013 от 28.06.2013, №03/LIZ/2013 от 28.06.2013, №01/LIZ/2014 от 05.12.2013, №02/LIZ/2014 от 05.12.2013 в редакции дополнительных соглашений №1 от 01.06.2015 права на использование предмета лицензии по договору предоставлены лицензиату на основании ежегодной платы. Ставка лицензионной платы составляет 33,25 Евро с каждой тонны реализованных сертифицированных семян, полученных вследствие размножения на территории России лицензиатом (т.3, л.д.69-71,            76-78, 83-85, 90-92).

Ежегодный платеж производится не позднее 31 декабря каждого года (п.3.2 лицензионных договоров 02/LIZ/2013 от 28.06.2013, №03/LIZ/2013 от 28.06.2013, №01/LIZ/2014 от 05.12.2013, №02/LIZ/2014 от 05.12.2013).

В соответствии с пунктом 22 раздела II «Порядка декларирования таможенной стоимости товаров», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376, в том случае если лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности относятся ко всем или нескольким из поставляемых наименований товаров и в соглашении о предоставлении прав на использование объектов интеллектуальной собственности не приводится распределение платежей за такое использование между отдельными наименованиями товаров, то распределение суммарной величины платежей за использование объектов интеллектуальной собственности между наименованиями товаров производится пропорционально стоимости каждого наименования товаров, указанной в графе 12 ДТС, за исключением случаев, когда по желанию декларанта суммарная величина таких платежей включается в таможенную стоимость товаров с наиболее высоким уровнем налогообложения. По желанию декларанта суммарная величина платежей за использование объектов интеллектуальной собственности может быть отнесена к первой партии товаров, в отношении которых предусмотрены такие платежи.

Согласно пункту 1 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Исходя из положений п.5 ст.1235 ГК РФ по лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются. Выплата вознаграждения по лицензионному договору может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.

Пунктом 6 ст.1235 ГК РФ предусмотрено, что лицензионный договор должен предусматривать:

1) предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство);

2) способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

В соответствии с п.1 ст.1412 ГК РФ объектами интеллектуальных прав на селекционные достижения являются сорта растений и породы животных, зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, если эти результаты интеллектуальной деятельности отвечают установленным настоящим Кодексом требованиям к таким селекционным достижениям.

Сортом растений является группа растений, которая независимо от охраноспособности определяется по признакам, характеризующим данный генотип или комбинацию генотипов, и отличается от других групп растений того же ботанического таксона одним или несколькими признаками (п.2 ст.1412 ГК РФ).

В силу ст.431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Исходя из буквального толкования условий лицензионных договоров №01/LIZ/2013 от 31.03.2013, №02/LIZ/2013 от 28.06.2013, №03/LIZ/2013 от 28.06.2013, №01/LIZ/2014 от 05.12.2013, №02/LIZ/2014 от 05.12.2013, в том числе предмета предоставленных обществу лицензий в отношении сортов семенного картофеля (ВР808, Пиколо Стар, Рамос, Бафана), арбитражный суд считает соответствующим требованиям закона, обоснованными и документально подтвержденными выводы Липецкой таможни о том, что ввоз указанного товара на таможенную территорию России возможен при условии выполнения и соблюдений обществом положений лицензионных договоров, в связи с чем лицензионные платежи являются условием продажи товара и непосредственно относятся к оцениваемому товару.

Таким образом, подлежащие уплате ООО «КВС РУС» лицензионные платежи за предоставленные на основании лицензионных договоров виды использования товара (семенного картофеля), в том числе за такой вид использования как ввоз товара на территорию России, подлежали включению в таможенную стоимость ввозимого товара в силу положений подп.7 п.1 ст.5 Соглашения от 25.01.2008, в связи с чем корректировка таможенной стоимости товара произведена таможенным органом правомерно.

Материалами камеральной проверки подтверждается, что Липецкая таможня правильно рассчитала (скорректировала) таможенную стоимость товаров на основании сведений и документов, предоставленных обществом.

В ходе судебного разбирательства представитель общества подтвердил отсутствие разногласий относительно арифметических расчетов скорректированной таможенной стоимости товаров и доначисленных таможенных платежей. 

С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения Липецкой таможни от 19.05.2016 являются законными, поскольку они соответствуют требованиям ст.ст.64-68 ТК ТС, ст.ст.2, 4, 5 Соглашения от 25.01.2008, а также обоснованными, поскольку изложенные в них выводы документально подтверждены материалами камеральной таможенной проверки.

Относительно заявления общества в части признания незаконным требований от 22.06.2016, выданных Балтийской таможней на основании решений Липецкой таможни от 19.05.2016, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст.91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.

Согласно п.3 ст.91 ТК ТС взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.

При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней (п.4 ст.91 ТК ТС).

Частью 2 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О таможенном регулировании в РФ») предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.

В силу ч.3 ст.150 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.

В п.1 ст.152 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» указано, что требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

 Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (п.4 ст.152 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»).

Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров (п.5 ст.152 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»).

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (п.10 ст.152 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»). Направление требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания данного требования незаконным (п.14 ст.152 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»).

Согласно п.1 ст.151 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В силу п.6 ст.151 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» при выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.5 ст.178 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Арбитражным судом установлена законность решений Липецкой таможни от 19.05.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, в связи с чем выставление на их основании Балтийской таможней требований об уплате таможенных платежей от 22.06.2016 является правомерным.

Требования об уплате таможенных платежей от 22.06.2016 по своей форме, содержанию и сроку направления обществу соответствуют положениям ст.152 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Размер таможенных пошлин, налогов и пеней, установленных в требованиях от 22.06.2016 и подлежащих уплате обществом, определен таможенным органом правильно.

С учетом изложенного оспариваемые требования Балтийской таможни об уплате таможенных платежей от 22.06.2016 также являются законными и обоснованными.

Из системного толкования норм ч.1 ст.198, ч.4 ст.200, ч.ч.2,3 ст.201 АПК РФ следует, что основанием для удовлетворения требований о признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными является одновременное наличие двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Вместе с тем в рамках данного дела указанной совокупности условий арбитражным судом не установлено.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, заявление ООО «КВС РУС» не подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В пункте 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование.

В связи с отказом в удовлетворении заявления понесенные обществом расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение требований об оспаривании решений от 19.05.2016 и требований от 22.06.2016, исходя из количества, полностью относятся на заявителя и не подлежат возмещению за счет ответчиков.

При этом, исходя из положений ст.104 АПК РФ, подп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина в общей сумме 9 000 рублей, в том числе 3 000 рублей на основании платежного поручения №2116 от 07.06.2016, 3 000 рублей на основании платежного поручения №2117 от 07.06.2016, уплачена обществом излишне, в связи с чем подлежит возврату ему из федерального бюджета (т.16, л.д.36-40).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «КВС РУС» (ОГРН <***>) полностью в удовлетворении заявленных требований к Липецкой таможне о признании незаконными решений Липецкой таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 19.05.2016.

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «КВС РУС» (ОГРН <***>) полностью в удовлетворении заявленных требований к Балтийской таможне о признании незаконными требований Балтийской таможни от 22.06.2016 об уплате таможенных платежей.

2. Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «КВС РУС» (ОГРН <***>) из федерального бюджета полностью излишне уплаченную государственную пошлину общей сумме 9 000 рублей, в том числе 3 000 рублей на основании платежного поручения №2116 от 07.06.2016,              3 000 рублей на основании платежного поручения №2117 от 07.06.2016,               3 000 рублей на основании платежного поручения №2118 от 07.06.2016.

Выдать справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета после вступления решения суда в законную силу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.

Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                   А.А. Хорошилов