ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-6378/2021 от 23.05.2022 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398066

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк                                                                          Дело №А36-6378/2021

02 июня 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 23.05.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 02.06.2022.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Строймастер» (ОГРН <***>), г.Липецк

к заинтересованному лицу – Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (ОГРН <***>), г.Липецк 

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Администрации Липецкой области, г.Липецк

- Акционерного общества «Домостроительный комбинат», г.Липецк,

- Федерального агентство воздушного транспорта, г.Москва

о признании незаконным решения, выраженного в письме №29/1844 И28-4230 от 19.04.2021, в части отказа в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:0028409:233 и 48:20:0014407:356, и обязании предоставить ООО Специализированный застройщик «Строймастер» земельные участки с кадастровыми номерами 48:20:0028409:233 и 48:20:0014407:356 без проведения торгов,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 21.10.2019, удостоверение адвоката);

от заинтересованного лица: не явился;

от Администрации Липецкой области: ФИО2 – представитель (доверенность №ИА-497 от 02.02.2022, диплом о высшем юридическом образовании);

от АО «Домостроительный комбинат»: ФИО3 – представитель (доверенность от 18.10.2021, диплом о высшем юридическом образовании),

от Росавиации: не явился,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Строймастер» (далее – ООО СЗ «Строймастер», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее – Управление, УИЗО, ответчик) о признании незаконным решения, выраженного в письме №29/1844 И28-4230 от 19.04.2021, в части отказа в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:0028409:233 и 48:20:0014407:356, и обязании предоставить ООО Специализированный застройщик «Строймастер» земельные участки с кадастровыми номерами 48:20:0028409:233 и 48:20:0014407:356 без проведения торгов.

Определением от 26.07.2021 заявление принято к производству и возбуждено производство по делу №А36-6378/2021.

Определением от 01.09.2021 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрацию Липецкой области (т.2, л.д.89-90).

Определением от 11.10.2021 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Акционерное общество «Домостроительный комбинат» (далее – АО «ДСК»; т.3, л.д.33-34).

Определением от 08.11.2021 арбитражный суд отказал обществу в удовлетворении ходатайства об объединении дела №А36-7887/2021 и дела №А36-6378/2021 в одно производство для их совместного рассмотрения (т.2, л.д.102-104; т.3, л.д.76-78).

Определением от 11.01.2022 арбитражный суд удовлетворил заявление ООО СЗ «Строймастер» о принятии обеспечительной меры по делу №А36-6378/2021 и запретил УИЗО совершать действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0014407:356, площадью 5 748 кв.м, адрес (местоположение): <...> в районе д.4, а именно: проведение торгов по продаже права аренды указанного земельного участка; снятие с кадастрового учета, раздел, выделение, объединение, перераспределение и иные действия, которые могут повлечь прекращение существования земельного участка с кадастровым номером 48:20:0014407:356 как самостоятельного объекта недвижимости, до вступления в законную силу окончательного судебного акта по данному делу (т.3, л.д.106-108, 111-113, 116).

В судебном заседании 10.03.2022 суд удовлетворил ходатайство УИЗО в части привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства воздушного транспорта (далее – Росавиация), а также отклонил его ходатайство в части привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГКП «Липецкий аэропорт» (т.4, л.д.6-11, 77-78, 79-80).

Определением от 12.04.2022 судебное заседание отложено на 23.05.2022.

Представитель УИЗО в судебное заседание 23.05.2022 не явился, с учетом положений ч.1 ст.123 АПК РФ надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (т.4, л.д.113). Возражения Управления относительно заявленных требований изложены в отзывах от 23.08.2021, от 11.10.2021, в дополнительных отзывах от 30.11.2021, от 02.03.2022 (т.1, л.д.109-112; т.3, л.д.23-29; т.3, л.д.103, 133).

Представитель Росавиации в судебное заседание 23.05.2022 также не явился, с учетом положений ч.1 ст.123 АПК РФ надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (т.4, л.д.116). Позиция Росавиации относительно заявленных требований изложена в письменных пояснениях от 06.04.2022 (т.4, л.д.94-97).

В судебном заседании 23.05.2022 представитель ООО СЗ «Строймастер» поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом доводов, изложенных в заявлении от 08.07.2021, в дополнениях к заявлению от 01.12.2021, от 26.01.2022  (т.1, л.д.2-7; т.3, л.д.100-102, 120-122).

Представитель Администрации Липецкой области в судебном заседании 23.05.2022 возразил против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах от 28.10.2021, от 01.03.2022 (т.3, л.д.49-57; т.4, л.д.2-4).

Представитель АО «ДСК» в судебном заседании 23.05.2022 возразил против удовлетворения заявленных требований в части земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233 по основаниям, изложенным в отзыве от 29.10.2021, в дополнении к отзыву от 28.02.2022 (т.3, л.д.58; т.4, л.д.5)

Арбитражный суд, выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, установил следующее.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законом Липецкой области от 26.12.2014 №357-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области», Законом Липецкой области от 31.08.2004 №122-03 «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью в Липецкой области», распоряжением администрации Липецкой области от 07.10.2010 № 402-р «Об утверждении Положения об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области», предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Липецк Липецкой области и Липецкого муниципального района, а также распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Липецкой области, осуществляет Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.

Согласно доводам лиц, участвующих в деле, между администрацией Липецкой области и ООО СЗ «Строймастер» 29.04.2019 и 07.08.2019 заключены соглашения о сотрудничестве в целях решения задач социального и экономического развития Липецкой области, обеспечения защиты и исполнения прав и требований участников долевого строительства, в частности в отношении проблемных объектов: многоквартирное жилое здание по адресу: <...>, и 17-ти этажное многоквартирное жилое здание по адресу: <...> (далее – Соглашения о сотрудничестве, т.1, л.д.12-18; т.2, л.д.44-49).

При этом условия и сроки предоставления земельных участков застройщикам, принявшим обязательства по завершению строительства проблемных объектов долевого строительства и исполнение обязательств недобросовестного застройщика перед пострадавшими участниками долевого строительства, установлены Земельным кодексом РФ и Законом Липецкой области от 07.08.2017 №88-03 «О защите прав пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов» (т.1. л.д.12-18).

Из материалов дела следует, что в соответствии с договором о передаче прав и обязанностей застройщика от 29.03.2019 ООО СЗ «Строймастер» приняло на себя обязательства застройщика ООО «Липецкая инвестиционная строительная компания» перед участниками строительства по передаче жилых помещений в 17-ти этажном многоквартирном жилом здании, расположенном по адресу: <...> (л.д.19-30).

Согласно выданному уполномоченным органом разрешению на ввод в эксплуатацию от 28.12.2020 №48-42 701 000-145-2020 ООО СЗ «Строймастер» завершило строительство проблемного объекта, что не оспаривается лицами, участвующим в деле (т.2, л.д.50-53).

В связи с завершением строительства проблемного объекта 17-ти этажного многоквартирного жилого здания по адресу: <...>, ООО СЗ «Строймастер» 18.03.2021 обратилось в Управление с заявлением №777 от 18.03.2021 о предоставлении в качестве мер поддержки 4-х земельных участков с кадастровыми номерами: 48:20:0043402:183, 48:20:0028409:211, 48:20:0028409:233, 48:20:0014407:356 под строительство многоэтажных жилых домов на праве аренды сроком на 5 лет без проведения торгов (т.1, л.д.114).

В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов юридическим лицам, принявшим на себя обязательство по завершению строительства объектов незавершенного строительства и исполнению обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, которые включены в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с указанным Федеральным законом, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В целях реализации положений подп.3.1 п.2 ст.39.6 ЗК РФ на региональном уровне принят Закон Липецкой области от 07.08.2017 №88-03 «О защите прав пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов» (далее – Закон №88-ОЗ)

В пункте 1 Закона №88-ОЗ указано, что он направлен на защиту прав пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов и устанавливает меры поддержки инвесторов, взявших на себя обязательства недобросовестного застройщика по завершению строительства многоквартирных домов и (или) передаче пострадавшим участникам долевого строительства жилых помещений, а также способы обеспечения прав пострадавших участников долевого строительства.

Согласно п.1 ст.3 Закона №88-ОЗ мерами поддержки инвесторов являются:

1) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов:

- в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации при обеспечении прав пострадавших участников долевого строительства согласно пункту 1 части 1 статьи 3.1 настоящего Закона;

- в соответствии с Законом Липецкой области от 15 июня 2015 года №418-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» при обеспечении прав пострадавших участников долевого строительства согласно пункту 2 части 1 статьи 3.1 настоящего Закона;

- в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации под проблемным объектом долевого строительства;

2) предоставление субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством на возмещение затрат (части затрат) на технологическое присоединение проблемного объекта долевого строительства к инженерным сетям;

3) предоставление субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством на возмещение затрат (части затрат) на благоустройство дворовых территорий проблемного объекта долевого строительства;

4) предоставление субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на завершение строительства проблемного объекта долевого строительства.

В силу п.2 ст.3 Закона №88-ОЗ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) предоставление земельного участка (земельных участков), находящегося (находящихся) в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в рамках оказания меры поддержки инвестору в отношении проблемного объекта долевого строительства осуществляется однократно на срок не более пяти лет.

Рыночная стоимость права аренды земельного участка (земельных участков), предоставляемого (предоставляемых) в соответствии с абзацем вторым пункта 1 части 1 настоящей статьи, за вычетом размера арендной платы, регулируемого нормативными правовыми актами администрации Липецкой области и (или) органов местного самоуправления, не должна превышать затраты инвестора на выполнение принятого обязательства по завершению строительства проблемного объекта долевого строительства и исполнению обязательств недобросовестного застройщика перед пострадавшими участниками долевого строительства, определяемые в порядке, предусмотренном приложением к настоящему Закону.

В письме №29/1844 И28-4230 от 19.04.2021 Управление отказало заявителю в предоставлении 2-х земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:0028409:233 и 48:20:0014407:356 (т.1, л.д.115-166).

Из содержания письма №29/1844 И28-4230 от 19.04.2021 следует, что:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233 отказ мотивирован принятием Управлением ранее решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка на основании поступившего заявления о АО «ДСК (п.12 ст.39.16 ЗК РФ);

- в отношении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0014407:356 отказ мотивирован расположением данного земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории – приаэродромная территория аэродрома Липецк (седьмая подзона), установленная приказом Росавиации от 08.09.2020 №461-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Липецк» (т.1, л.д.122-151), где ограничивается новое жилищное строительство (п.14.1 ст.39.16 ЗК).

В свою очередь, на основании заявления ООО СЗ «Строймастер» от 18.03.2021 распоряжением главы администрации Липецкой области от 13.05.2021 № 223-р «О предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов» обществу предоставлены в аренду без проведения торгов сроком на пять лет два земельных участка: с кадастровым номером 48:20:0043402:183 и с кадастровым номером 48:20:0028409:211 (т.1, л.д.118-121).

ООО СЗ «Строймастер», считая незаконным решения Управления, выраженного в письме №29/1844 И28-4230 от 19.04.2021, в части отказа в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:0028409:233 и 48:20:0014407:356, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с п.1. ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного
самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность
бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в
собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления
земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу п.1 ст.39.6 ЗК РФ, по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Как указывалось ранее, в силу подп.3.1 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам, принявшим на себя обязательство по завершению строительства объектов незавершенного строительства и исполнению обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, которые включены в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с указанным Федеральным законом, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) домов блокированной застройки (в случае, если количество таких домов составляет три и более в одном ряду) в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Позиция и доводы заявителя об обязанности УИЗО предоставить в аренду без проведения торгов спорные земельные участки с кадастровыми номерами 48:20:0028409:233 и 48:20:0014407:356 в связи с заключением между Администрацией Липецкой области и ООО СЗ «Строймастер» Соглашений о сотрудничестве являются ошибочными и отклоняются судом.

УИЗО не является стороной данных Соглашений о сотрудничестве и не принимала на себя какие-либо обязательств перед ООО СЗ «Строймастер».

Кроме того, ни спорные земельные участки с кадастровыми номерами 48:20:0028409:233 и 48:20:0014407:356, ни какие-либо иные земельные участки, то есть сформированные объекты прав с конкретными кадастровыми норами, не являются предметом ни самих Соглашений о сотрудничестве, ни Дорожных карт (т.1, л.д.12-18; т.2, л.д.44-49).

Более того, ни Соглашения о сотрудничестве, заключенные между Администрацией Липецкой области и ООО СЗ «Строймастер», ни иные любые соглашения не могут изменить или дополнить установленный законом (в данном случае ЗК РФ) порядок, условия и основания представления земельных участков на торгах и без проведения торгов.

Относительно требования заявителя о признании незаконным решения Управления, выраженного в письме №29/1844 И28-4230 от 19.04.2021, в части отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Подпунктом 6 п.4 ст. 39.11 ЗКРФ установлено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка

В силу подп.12 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

Из представленных доказательств следует, что ООО СЗ «Строймастер» 18.03.2021 обратилось в Управление с заявлением №777 от 18.03.2021 о предоставлении в качестве мер поддержки 4-х земельных участков с кадастровыми номерами: 48:20:0043402:183, 48:20:0028409:211, 48:20:0028409:233, 48:20:0014407:356 (т.1, л.д.114).

В свою очередь, 02.02.2021, то ранее, чем заявление №777 от 18.03.2021, в Управление поступило заявление АО «ДСК» исх.№126 от 02.02.2021 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233 сроком на 10 лет путем проведения аукциона (т.2, л.д.3).

На основании поступившего 02.02.2021 заявления АО «ДСК» Управлением принято решение от 23.03.2021 №598-з«О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233 для многоэтажной жилой застройки (высотной застройки)» (т.2, л.д.4-5).

20.04.2021 УИЗО согласовано извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233 (т.2, л.д.6-11).

В соответствии с Протоколом от 21.05.2021 рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233 аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок на участие в аукционе (т.2, л.д.12-14).

В связи с этим  Управлением принято решение от 15.06.2021 №1359-з «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233 для многоэтажной жилой застройки (высотной застройки)» (т.2, л.д.15-16).

27.07.2021 УИЗО согласовано извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233 (т.2, л.д.17-22).

В соответствии с протоколом от 31.08.2021 о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233 победителем аукциона признано АО «ДСК», с которым по итогам аукциона заключен договор №838-2021-ЛО-А от 13.09.2021 аренды земельного участка (т.3, л.д.62-68).

Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств, учитывая, что на момент обращения ООО СЗ «Строймастер» (18.03.2021) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233 на праве аренды для строительства многоэтажного жилого дома, в Управлении ранее  02.02.2021 уже поступило заявление АО «ДСК» о проведении аукциона на право заключения договора аренды этого земельного участка, Управление правомерно на основании подп.12 ст.39.16 ЗК РФ отказало заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233.

При этом доводы заявителя о несоблюдении требований подп.4 п.4 ст.39.11 ЗК РФ в связи с не совершением АО «ДСК» по выполнению кадастровых работ в целях образования земельного участка является необоснованными и не имеют правого значения для данного спора, поскольку на момент обращения АО «ДСК» УИЗО 02.02.2021 земельный участок с кадастровым номером 48:20:0028409:233 уже являлся сформированным объектом права, что исключало необходимость выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка.

В силу ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного решение Управления, выраженное в письме №29/1844 И28-4230 от 19.04.2021, в части отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0028409:233 в аренду без проведения торгов является законным и обоснованным, а требование заявителя в этой части не подлежит удовлетворению.

Относительно требования заявителя о признании незаконным решения Управления, выраженного в письме №29/1844 И28-4230 от 19.04.2021, в части отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0014407:356, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В силу п.14.1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

Согласно подп.1 п.2 ст.56 ЗК РФ могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (п.3 ст.56 ЗК РФ).

В силу п.8 ст.105 ЗК РФ приаэродромная территория относится к числу зон с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 1 статьи 47 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ) предусмотрено, что приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

В силу п.2 ст.47 ВК РФ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с подп.7 п.3 ст.47 ВК РФ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям, то есть до вступления в силу Федерального закона от 11.06.2021 №191-ФЗ) на приаэродромной территории выделяются следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе:

- седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно доводам УИЗО приказом Росавиации от 08.05.2020 №461-П  установлена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Липецк, согласно которому земельный участок с кадастровым номером: 48:20:0014407:356 находятся в приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Липецк (7 подзона) (т.1, л.д.122-139, 143-151)

Доводы заявителя о том, что приказ Росавиации от 08.09.2020 №461-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Липецк» не подлежит применению, поскольку не прошел регистрацию в Минюсте России арбитражный суд признает обоснованными.

В силу пункта 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Приказом Министерства юстиции РФ от 23.04.2020 №105 утверждены «Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (далее – Разъяснения).

В соответствии с п.9 Разъяснений государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1) содержащие правовые нормы, которые затрагивают:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии осуществления прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

2) устанавливающие правовой статус организаций: типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют отдельные наиболее важные государственные функции;

3) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, издавшего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно издавших) нормативный правовой акт.

Из положений п.1 ст.47 ВК РФ что актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

В соответствии с п.4 ст.47 ВК РФ положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации. Указанным положением в соответствии с земельным законодательством могут быть определены особенности установления приаэродромной территории, связанные с выполнением полетов воздушных судов государственной авиации, экспериментальной авиации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 №1460 утверждены «Положение о приаэродромной территории и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов российской федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории» (далее – Положение №1460).

В подп. «б» п.3 Положения №1460 указано, что решение об установлении приаэродромной территории включает перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

Следовательно, акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории носит нормативно-правовой характер, поскольку определяет в совокупности с иными нормативными правовыми актами (в частности, ЗК РФ) такие ограничения, которые распространяют свое действие на неопределенный круг заинтересованных лиц, а, следовательно, влияет на права и обязанности таких лиц, а также возможности и условия реализации своих прав при осуществления экономической и иной деятельности.

В этой связи отсутствие регистрации такого акта в Минюсте РФ и его неопубликование в установленном порядке исключает возможность его применения к правоотношениям, на регулирование которых направлен такой акт.

Согласно п.10 Разъяснений в случае возникновения сомнений относительно необходимости государственной регистрации конкретного акта, такой акт также подлежит направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации акта принимает Министерство юстиции Российской Федерации после проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

Из представленного заявителем ответа Министерства юстиции РФ от 12.11.2021 №01-134416/21 следует, что приказ Росавиации от 08.05.2020 №461-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Липецк» не поступал на государственную регистрацию в Минюст России в прядке в установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009. В Федеральное агентство воздушного транспорта был направлен запрос о представлении копии Приказа для проведения его правовой экспертизы. По результатам проведения правовой экспертизы Приказа установлено, что Приказ содержит правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, и подлежал представлению на государственную регистрацию в Минюст России в порядке, установленном Правилами. Учитывая вышеизложенное, в Федеральное агентство воздушного транспорта направлено письмо о необходимости отмены вышеназванного акта (т.3, л.д.123-124).

Изложенные в письменных пояснениях от 06.04.2022 доводы Росавиации о том, что ни ЗК РФ, ни ВК РФ, ни Градостроительный кодекс РФ, ни Положение №1460 не требуют обязательной государственной регистрации в Минюсте России приказа Росавиации от 08.05.2020 №461-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Липецк» судом откланяются, поскольку указанные федеральные законы и Положение №1460 в принципе регулируют иные отношения, в связи с чем не предусматривают и не должные предусматривать нормы, определяющие порядок и основания государственной регистрации в Минюсте России нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Эти вопросы регламентируются, в частности Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 (далее – Правила №1009).

Согласно п.10 Правил №1009 государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя: правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации; антикоррупционную экспертизу этого акта; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (п.11 Правил №1009).

В силу п.19 Правил №1009 федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.

Кроме того, выраженная в рамках данного спора позиция Росавиации об отсутствии необходимости в государственной регистрации в Минюсте России своих актов (приказов) об установлении приаэродромных территорий аэродромов противоречит фактически осуществленным Росавиацией действиям по направлению на государственную регистрацию в Минюст России в порядке, установленном Правилами №1009 своих приказов об установлении приаэродромных территорий аэродромов в других субъектах РФ, в частности: Приказ Росавиации от 17.04.2020№394-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково)» (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2020 №58599), Приказ Росавиации от 17.04.2020 №395-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Шереметьево)» (зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2020 №58605).

 С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что Приказ Росавиации от 08.05.2020 №461-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Липецк» нельзя считать принятым в соответствии с законодательством, а, следовательно, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Таким образом, зону с особыми условиями использования территории (приаэродромная территория аэродрома Липецк - седьмая подзона) нельзя считать установленной, а, следовательно, предусматривающей какие-либо ограничения, вытекающие из положений подп.7 п.3 ст.47 ВК РФ, подп.1 п.2, п.3 ст.56 ЗК РФ.

В этой связи доводы общества о том, что Приказ Росавиации от 08.05.2020 №461-П не предусматривал запрет на жилищное строительство, а только устанавливал ограничения на новое жилищное строительства, которые подтверждены документально (т.1, л.д.145; т.2, л.д.133), являются обоснованными, но с учетом установленных судом обстоятельств невозможное применения данного приказа к спорным правоотношениям, они не имеют существенного правового значения в данном случае.

По этой же причине не имеет существенного правового значения указание Росавиацией на то, что Приказом Росавиации от 22.02.2022 №111-П внесены изменения в Приказ Росавиации от 08.05.2020 №461-П и в настоящее время земельный участок с кадастровым номером: 48:20:0014407:356 не входит в седьмую подзону приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Липецк (3-6 подзоны).

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что у Управления не было законных оснований, предусмотренных п.14.1 ст.39.16 ЗК РФ, для отказа ООО СЗ «Строймастер» в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0014407:356 в аренду без проведения торгов.

В силу ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного решение Управления, выраженное в письме №29/1844 И28-4230 от 19.04.2021, в части отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0014407:356 в аренду без проведения торгов является незаконным и необоснованным, а требование заявителя в этой части подлежит удовлетворению.

Таким образом, требования общества по данном уделу подлежат удовлетворению частично относительно земельного участка с кадастровым номером 48:20:0014407:356.

При этом, поскольку о наличии иных предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 48:20:0014407:356 в аренду без проведения торгов не указано в письме №29/1844 И28-4230 от 19.04.2021, а также не заявлено и представлено доказательств в ходе судебного разбирательства, требования заявителя в части возложения на Управление обязанности предоставить земельный участок с кадастровым номером 48:20:0014407:356 без проведения торгов в качестве способа  восстановления нарушенного права (п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ), также подлежат удовлетворению.

В силу ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в арбитражный суд общество за рассмотрение заявления на основании платежного поручения №1332 от 07.07.2021 уплатило государственную пошлину в сумме 6 000 руб. (т.1, л.д.9).

Вместе с тем согласно подп.3 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса РФ надлежащий размер государственной пошлины для организаций при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными составляет 3 000 руб.

Следовательно, 3 000 руб. на основании платежного поручения №1332 от 07.07.2021 уплачено обществом излишне и данная сумма с учетом подп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

В свою очередь в пункте 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

Следовательно, понесенные обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрения заявления в сумме 3 000 руб. полностью подлежат взысканию с Управления в пользу ООО СЗ «Строймастер».

Кроме того, в ходе судебного разбирательства общество оплатило государственную пошлину в сумме 3 000 руб. на основании платежного поручения №2897 от 27.12.2021 за рассмотрение ходатайства о принятии обеспечительной меры, размер которой соответствует подп.3 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса РФ (т.3, л.д.109).

Определением от 11.01.2022 ходатайство о принятии обеспечительной меры удовлетворено судом (т.3, л.д.111-113).

В этой связи понесенные обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрения ходатайства о принятии обеспечительной меры в сумме 3 000 руб. также полностью подлежат взысканию с Управления в пользу ООО СЗ «Строймастер».

С учетом результата рассмотрения данного спора и в соответствии с ч.4 ст.96 АПК РФ обеспечительные меры, установленные судом по данному делу на основании определения от 11.01.2022, сохраняют свое действие до фактического исполнения настоящего решения.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Строймастер» удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, выраженное в письме №29/1844 И28-4230 от 19.04.2021, в части отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:20:0014407:356 и обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (ОГРН <***>) предоставить Обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Строймастер» (ОГРН <***>) земельный участок с кадастровым номером 48:20:0014407:356 без проведения торгов в установленном законом порядке.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

2. Взыскать с Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области (ОГРН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Строймастер» (ОГРН <***>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.

Исполнительный лист на взыскание выдать после вступления решения суда в законную силу.

3. Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Строймастер» (ОГРН <***>) из федерального бюджета частично государственную пошлину в сумме 3 000 рублей, излишне уплаченную на основании платежного поручения №1332 от 07.07.2021.

Выдать справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                    А.А. Хорошилов