ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-725/2022 от 26.10.2022 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398066

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк                                                                          Дело №А36-725/2022

02 ноября 2022  г.

Резолютивная часть решения принята 26.10.2022.

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2022.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании, в помещении Арбитражного суда Липецкой области по адресу: 398066, <...>, зал судебных заседаний № 3,

дело по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (ОГРН <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Интерком» (ОГРН <***>)

о взыскании финансовой санкции в сумме  5 000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность № 19 от 01.10.2021г., диплом 040/13 от 10.07.2013г.).  

от ответчика: не явился,

УСТАНОВИЛ:

Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области  (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Интерком» (далее – Общество, ответчик) о взыскании финансовой санкции в сумме  5 000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. 

Определением от 07.02.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 31.03.2022 года арбитражный суд перешел к рассмотрению дела в общем порядке.  

Определением от 11.05.2022 суд завершил подготовку дела к судебному разбирательству и назначил рассмотрение спора по существу.

В судебное заседание 26.10.2022 ответчик не явился, извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещена арбитражным судом на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

        В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, установил следующее.  

В качестве страхователя ответчик зарегистрирован в Государственном учреждении – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области за номером 058-023-015515.

Ответчиком по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года: тип формы «исх» на 1 застрахованное лицо –  19.06.2018 года, что является нарушением п. 2.2 ст. 11 ФЗ №27-ФЗ.

25.07.2018 должностным лицом Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №058S18180005226 которым страхователь уведомлен о рассмотрении материалов на 22.08.2018г.

Решением начальника управления №058S19180005616 от 22.08.2018г. Общество в соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ привлечено к ответственности в виде финансовой санкции.

Требование об уплате финансовой санкции от 11.09.2018г. №058S01180015615 направлено в адрес страхователя, однако до настоящего времени не исполнено.

Ответчиком по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года: тип формы «исх» на 1 застрахованное лицо –  19.06.2018 года, что является нарушением п. 2.2 ст. 11 ФЗ №27-ФЗ.

25.07.2018 должностным лицом Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №058S18180005227 которым страхователь уведомлен о рассмотрении материалов на 22.08.2018г.

Решением начальника управления №058S19180005615 от 22.08.2018г. Общество в соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ привлечено к ответственности в виде финансовой санкции.

Требование об уплате финансовой санкции от 11.09.2018г. №058S01180015614 направлено в адрес страхователя, однако до настоящего времени не исполнено.

Страхователь представил сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2018 года, в Пенсионный фонд тип формы исходная в установленный законом срок 14.08.2018.

 14.08.2018 года пенсионным фондом направлено в адрес страхователя Уведомление об устранении ошибок. Суть ошибки – неправильно написанная фамилия застрахованного лица «Мерсопян», а нужно «Месропян».

17.08.2018 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период июль 2018 года, форма и содержание указаны правильно.

17.08.2018 года отчет был принят пенсионным фондом.

15.10.2018, должностным лицом Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №058S18180006770 которым страхователь уведомлен о рассмотрении материалов на 13.11.2018г.

Решением начальника управления №058S19180007261 от 13.11.2018г. Общество. в соответствии с ч.3 ст. 17 ФЗ №27-ФЗ привлечено к ответственности в виде финансовой санкции.  

Требование об уплате финансовой санкции от 04.12.2018г. №058S01180021620 направлены в адрес страхователя, однако до настоящего времени не исполнено.

Страхователь представил сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2018 года, в Пенсионный фонд тип формы исходная в установленный законом срок 16.07.2018.

 16.07.2018 года пенсионным фондом направлено в адрес страхователя Уведомление об устранении ошибок. Суть ошибки – неправильно написанная фамилия застрахованного лица «Мерсопян», а нужно «Месропян».

16.07.2018 страхователь представил отменяющую форму за отчетный период июнь 2018 года на 7 человек.

В  отменяющей форме содержится та же ошибка.

17.07.2018 года представлена исправленная форма СЗВ-М как исходящая.

Документ не был принят, так как исходящая форма уже была представлена исходящая форма СЗВМ-М за отчетный период июнь 2018 года.

18.07.2018 страхователь представляет отменяющую форму на одно застрахованное лицо. Документ принят частично, так как снова неверно указана фамилия застрахованного лица «Мерсопян», а нужно «Месропян».

Сведений о направлении уведомления, а также протокола проверки отчетности в адрес страхователя Пенсионным фондом не представлено.

17.08.2018 года застрахованным лицом самостоятельно была представлена дополняющая форма СЗВ-М на 7 застрахованных лиц.

15.10.2018, должностным лицом Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №058S18180006777 которым страхователь уведомлен о рассмотрении материалов на 13.11.2018г.

Решением начальника управления №058S19180007268 от 13.11.2018г. Общество в соответствии с ч.3 ст. 17 ФЗ №27-ФЗ привлечено к ответственности в виде финансовой санкции.  

Требование об уплате финансовой санкции от 04.12.2018г. №058S01180021621 направлены в адрес страхователя, однако до настоящего времени не исполнено.

Неисполнение указных требований в добровольном порядке явилось основанием обращения Пенсионным фондом в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании санкции с предпринимателя.

02.07.2019 судом вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

02.02.2022 Отделение обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.

Арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, установил следующее.

Согласно части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ юридические лица для целей данного Федерального закона отнесены к категории страхователей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по установленным формам.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Как следует из пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;  периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона. К такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Данным постановлением предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М:

«исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;

«доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

«отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Кроме того, сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ  от 06.12.2018 N 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п».

Как видно из материалов дела, при предоставлении отчетности по форме СЗВ-М за апрель 2018 года и май 2018 года (исходная) ответчиком  нарушен установленный п.2.2 ст.11 ФЗ №27-ФЗ срок представления документов отчетности ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, фактически сведения представлены – 19.06.2018.

Следовательно, в указанной части требование Пенсионного фонда о взыскании финансовой санкции за нарушение срока представления установленных законом сведений является обоснованным и подлежит удовлетворению в сумме 1 000 руб.

В отношении требования о привлечении ответчика к ответственности за нарушение срока предоставления сведений за период июль 2018 года путем представления формы СЗВ-М с типом «дополняющая» суд учитывает следующее. 

Судом установлено и не оспаривается Пенсионным фондом, что первоначальные сведения по форме СЗВ-М за июль 2018 года в отношении 14 застрахованных лиц, представлены страхователем 14.08.2018, то есть в установленный законом срок.

14.08.2018 года пенсионным фондом направлено в адрес страхователя Уведомление об устранении ошибок. Суть ошибки – неправильно написанная фамилия застрахованного лица «Мерсопян», а нужно «Месропян».

17.08.2018 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период июль 2018 года, форма и содержание указаны правильно.

17.08.2018 года отчет был принят пенсионным фондом.

Дополняющие сведения по форме СЗВ-М за июль 2018 года в отношении 7 застрахованных лиц представлены Обществом - 17.08.2018 на третий день после получения уведомления об устранении ошибок.

Таким образом, Обществом не нарушен пятидневный срок для устранения имеющихся расхождений в представленных сведениях и передачи уточненных сведений, что также сторонами не оспаривается. Иных доказательств заявителем не представлено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает, что в данном случае, отсутствуют законные основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за период июль 2018 года, поскольку в действиях страхователя отсутствует событие правонарушения.

В отношении требования о привлечении ответчика к ответственности за нарушение срока предоставления сведений за период июнь 2018 года путем представления формы СЗВ-М с типом «дополняющая» суд учитывает следующее. 

Страхователь представил сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2018 года, в Пенсионный фонд тип формы исходная в установленный законом срок 16.07.2018.

 16.07.2018 года пенсионным фондом направлено в адрес страхователя Уведомление об устранении ошибок. Суть ошибки – неправильно написанная фамилия застрахованного лица «Мерсопян», а нужно «Месропян».

16.07.2018 страхователь представил отменяющую форму за отчетный период июнь 2018 года на 7 человек.

В  отменяющей форме содержится та же ошибка.

17.07.2018 года представлена исправленная форма СЗВ-М как исходящая.

Документ не был принят, так как исходящая форма уже была представлена исходящая форма СЗВМ-М за отчетный период июнь 2018 года.

18.07.2018 страхователь представляет отменяющую форму на одно застрахованное лицо. Документ принят частично.

Сведений о направлении Уведомления от 18.07.2018, а также протокола проверки отчетности в адрес страхователя Пенсионным фондом не представлено.

17.08.2018 года застрахованным лицом самостоятельно была представлена дополняющая форма СЗВ-М на 7 застрахованных лиц.

15.10.2018, должностным лицом Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №058S18180006777 которым страхователь уведомлен о рассмотрении материалов на 13.11.2018г.

Решением начальника управления №058S19180007268 от 13.11.2018г. Общество в соответствии с ч.3 ст. 17 ФЗ №27-ФЗ привлечено к ответственности в виде финансовой санкции.  

Требование об уплате финансовой санкции от 04.12.2018г. №058S01180021621 направлены в адрес страхователя, однако до настоящего времени не исполнено.

В силу ст.15 Закона №27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Статьей 19 Закона №27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция №766н), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В пункте 39 Инструкции №766н указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 №12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 №КА-09-25/13379, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): «исхд» – исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.

Судом на основании документов, приложенных Пенсионным фондом к заявлению, установлено, что форма СЗВ-М с типом формы «Дополняющая» за июнь 2018 года в отношении 7-ми застрахованных лиц направлена Обществом самостоятельно, в отсутствие уведомления Пенсионного фонда о необходимости корректировки формы СЗВ-М с типом «исходная» за тот же отчетный период.

 Акт об обнаружении допущенного нарушения составлен пенсионным фондом после получения дополняющих сведений по форме СЗВ-М.

Уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда в отношении 7-ми застрахованных лиц пенсионным фондом в материалы дела не представлено.

Исходя из акта о выявлении нарушений от 15.10.2018 № 058S18180006771, проверка проводилась именно представленной дополняющей формы СЗВ-М за июнь 2018 года.

Проверок в отношении исходной формы СЗВ-М и отменяющих форм СЗВ-М, представленных застрахованным лицом 16.07.2018 и 18.07.2018 года пенсионным фондом не проводилось.

Сведений о направлении Уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда от 18.07.2018 года Пенсионным фондом в материалы дела не представлено.

Из мотивированной части решения начальника Управления ПФР №058S19180007268 от 13.11.2018г. следует, что Обществом нарушен п. 2.2. ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 №27-ФЗ, а именно, несвоевременное представление отчета по форме СЗМ-М (дополняющая) за отчетный период июнь 2020 года на 7 застрахованных лиц. Сведения о том, что обществу направлялись Уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда в отношении указанных застрахованных 7 лиц, а также сведения о несвоевременном исполнении в установленный законом срок Уведомлений об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда в отношении указанных застрахованных 7 лиц в решении Пенсионного фонда №058S19180007268 от 13.11.2018г. отсутствуют.

Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.  

Арбитражный суд считает, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета СЗВ-М тип формы «исходная», содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

Инструкцией №766н не предусмотрен срок для представления формы СЗВ-М (дополняющей) в случае самостоятельного обнаружения страхователем расхождений в сведениях, ранее представленных за отчетный период. Этой Инструкцией предусмотрен пятидневный срок для представления корректирующих сведений, исчисляемый со дня получения страхователем уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.

Таким образом, из системного толкования указанных положений нормативных правовых актов следует, что в действиях страхователя состав правонарушения ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Закона №27-ФЗ, отсутствует в случаях:

- представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений;

- самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что исходные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период на 7 застрахованных лиц были представлены ответчиком в установленный законом срок, а неполнота (недостоверность) изначально представленных сведений самостоятельно выявлена и устранена им путем направления корректирующих сведений.

Представление формы СЗВ-М (дополняющей) после самостоятельного выявления расхождений свидетельствует о добросовестном поведении лица.

Суд также учитывает тот факт, что отменяющая форма СЗВ-М на ФИО2 от 17.07.2018 года страхователем была представлена в установленный Пенсионным фондом пятидневный срок, а сведения о направлении Уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда от 18.07.2018 года в материалах дела отсутствуют.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 02.07.2018 №303-КГ18-99 по делу №А73-910/2017, в соответствии с положениями Закона №27-ФЗ и Инструкции №766н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом ст.17 Закона №27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона №27-ФЗ. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Учитывая вышеизложенное, требования Пенсионного фонда о взыскании с ответчика финансовой санкции за нарушение сроков предоставлений сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за период июнь 2018 года и июль 2018 года не подлежат удовлетворению. 

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. 

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются юридические лица в случае, если они выступают ответчиками в арбитражных судах, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

При этом в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек применяется по экономическим спорам, возникающим из публичных правоотношений, связанным с оспариванием ненормативных правовых актов налоговых, таможенных и иных органов, если принятие таких актов возлагает имущественную обязанность на заявителя (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из буквального толкования статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с оплатой государственной пошлины и иные судебные издержки, связанные с рассмотрением дела, имеют единую правовую природу применительно к вопросу об основаниях их возмещения за счет проигравшей стороны.

Такой вывод суда также подтверждается пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», в котором указано, что судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Таким образом, термин «судебные издержки», в смысле Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1, также включает в себя судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Следовательно, закрепленный в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принцип пропорционального возмещения судебных расходов при частичном удовлетворении требований, применительно к публичным правоотношениям, указанным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1, полностью распространяет свое действие на понесенные судебные расходов в связи с оплатой государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, в связи с частичным удовлетворением заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в сумме 400 руб. (1 000 руб. х 2000 руб. : 5 000 руб.) пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (ОГРН <***>) удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Интерком» (ОГРН <***>) в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (ОГРН <***>) финансовую санкцию в сумме 1 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе за следующие отчетные периоды: 500 руб. за отчетный период апрель 2018 года, 500 руб. за отчетный период май 2018 года.

Выдать исполнительный лист по заявлению взыскателя.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области отказать.

2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Интерком» (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.

Выдать исполнительный лист.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата изготовления решения суда в полном объеме.

Судья                                                                                   А.А. Хорошилов