Арбитражный суд Липецкой области
пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398066
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Липецк Дело №А36-7630/2023
6 декабря 2023 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04.12.2023
Решение в полном объеме изготовлено 06.12.2023
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Смольяниновой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толмачевой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, г.Липецк
к лицу, привлекаемому к административной ответственности – арбитражному управляющему Шамшурину Александру Юрьевичу, г. Санкт-Петербург
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Оболонской С.П.(доверенность от 15.12.2022 №104, диплом),
от Шамшурина А.Ю. - Касторного К.И. (доверенность от 08.08.2019 78 АБ 7390961, диплом),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее – управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Шамшурина Александра Юрьевича (далее – арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель управления поддержал заявленное требование в полном объеме.
Представитель арбитражного управляющего возразил против привлечения к административной ответственности, полагая возможным квалифицировать допущенные нарушения в качестве малозначительных.
Арбитражный суд, выслушав доводы представителей административного органа и арбитражного управляющего, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, установил следующее.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.01.2020 по делу №А36-13606/2027 ООО «ЛипецкСтройАльянс» (далее – общество) признано несостоятельным (банкротом) в отношении общества введена процедура – конкурсное производство.
Определением Арбитражного Липецкой области от 27.01.2020 на должность конкурсного управляющего утвержден Шамшурин А.Ю.
По результатам рассмотрения обращения Абрамова А.Ю., ознакомления с материалами дела №А36-13606/2017, изучения данных сайта Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ), мониторинга сайта картотеки арбитражных дел, административным органом получены сведения о нарушении арбитражным управляющим Шамшуриным А.Ю. при исполнении обязанностей конкурсного управляющего ООО «ЛипецкСтройАльянс» положений законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Определением от 01.08.2023 управлением в отношении арбитражного управляющего Шамшурина А.Ю. возбуждено дело по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ и решено провести административное расследование.
Определением управления от 01.08.2023 у арбитражного управляющего истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
В ходе административного расследования управлением выявлены нарушения арбитражным управляющим требований Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (далее – Закон о банкротстве, Закон №127-ФЗ):
1)нарушение пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве;
2)нарушение пункта 3 статьи 143 Закона о банкротстве;
3)нарушение пункта 10 статьи 110 Закона №127-ФЗ;
4)нарушение абзаца 11 пункта 15 статьи 110 Закона №127-ФЗ;
5)нарушение абзаца 11 пункта 15 статьи 110 Закона №127-ФЗ.
31.08.2023 должностным лицом управления в отношении арбитражного управляющего Шамшурина А.Ю. составлен протокол №00854823 об административном правонарушении по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Административный орган установил, что указанные в протоколе правонарушения совершены арбитражным управляющим в период, когда он являлся подвергнутым административному наказанию, в связи с чем указанные правонарушения надлежит квалифицировать по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 12.08.2022 по делу № А36-1430/2022 арбитражный управляющий Шамшурин А.Ю. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения.
На основании положений статьи 23.1 КоАП РФ протокол и материалы административного дела направлены управлением в Арбитражный суд Липецкой области для рассмотрения заявления о привлечении арбитражного управляющего Шамшурина А.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия должностного лица управления на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.14.13 КоАП РФ, основаны на положениях п.10 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, Приказа Минэкономразвития России от 25.09.2017 № 478 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, и о признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» и подтверждены материалами дела.
Арбитражным судом установлено, что управлением соблюдены требования ст.28.2 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде дисквалификации должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.
Объективной стороной административного правонарушения является повторное неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
По смыслу статьи 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона №127-ФЗ в целях контроля за деятельностью конкурсного управляющего конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Собранием кредиторов общества 15.11.2019 определена иная периодичность проведения собраний кредиторов - 1 раз в шесть месяцев.
Собрание кредиторов общества проведено арбитражным управляющим 15.05.2022, следовательно следующее собрание кредиторов с целью предоставления отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе необходимо было провести не позднее 15.11.2022.
Проводя последующее собрание кредиторов общества 07.04.2023, арбитражный управляющий нарушил срок, установленный протоколом собрания кредиторов от 15.11.2019.
Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности (пункт 3 статьи 143 Закона №127-ФЗ).
В рассматриваемом случае административным органом установлено, материалами дела подтверждается, что отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства общества, рассмотрение которого назначено судом на 15.12.2022, арбитражным управляющим в суд не представлен.
Определением суда от 15.12.2022 судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего отложено на 16.02.2023.
В отзыве арбитражный управляющий указывает, что заблаговременно направил отчет в адрес суда по электронной почте, однако ходатайство отклонено судом по причине технического сбоя в работе информационной системы «Мой арбитр».
Суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3.2.1 приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28.12.2016 № 252 «Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» (вместе с Порядком подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа) (далее - Порядок подачи) порядок подачи в арбитражный суд документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, разработан в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти», предусматривающими возможность подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно пункту 4.4 Порядка подачи в арбитражные суда Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, просмотр документов, поданных в суд в электронном виде, осуществляется работником аппарата суда, ответственным за прием документов в электронном виде, который должен убедиться в том, что документы, поступившие в информационную систему, адресованы суду, доступны для прочтения, оформлены в соответствии с порядком подачи документов, включая соблюдение требования о наличии графической подписи лица в электронном образе обращения в суд, требований к электронной подписи. Если данные условия соблюдены, пользователю в личный кабинет направляется уведомление о получении судом поданных в электронном виде документов. В уведомлении указывается наименование суда, направляющего уведомление, наименования полученного обращения в суд и прилагаемых документов, дата и время поступления обращения в информационную систему и дата и время его получения судом. В уведомлении также может указываться номер соответствующего судебного дела.
Причины, по которым документы, поданные в электронном виде, могут быть отклонены, перечислены в порядке подачи документов. Указывая на то обстоятельство, согласно которому документы арбитражного управляющего были отклонены в связи со сбоем в системе «Мой арбитр», Шамшурин А.Ю. не приводит доказательств и описания такого сбоя, которые могли бы свидетельствовать о том, что именно техническая ошибка/сбой в системе «Мой арбитр» повлияли на отклонение, а не нарушения заявителем порядка подачи документов.
Согласно сведениям информационной системы «Мой Арбитр», иное заявление (ходатайство) арбитражного управляющего, поступившее в информационную систему 01.12.2022 в 20:45 МСК отклонено 02.12.2022 в 8:19 МСК по причине - к обращению в суд, подаваемому представителем, не приложен документ, подтверждающий полномочия представителя на предъявление документов в суд.
Таким образом, арбитражным управляющим не исполнена обязанность по предоставлению отчета о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства общества в суд в соответствии с требованиями статьи 143 Закона №127-ФЗ.
Пункт 10 статьи 110 Закона о банкротстве содержит перечень сведений, которые должны содержаться в сообщении о продаже имущества должника.
Как установлено административным органом сообщение о проведении торгов по реализации имущества общества №77010428704, опубликованное конкурсным управляющим 18.03.2023 в газете «Коммерсантъ», не соответствует требованиям пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве, поскольку в сообщении отсутствуют: порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; величина повышения начальной цены продажи предприятия («шаг аукциона») в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия; дата, время и место подведения результатов торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия; сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи.
Согласно абзацу 3 пункта 8 статьи 110 Закона № 127-ФЗ организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов.
Согласно абзацу 11 пункта 15 статьи 110 Закона № 127-ФЗ в течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов обязан опубликовать сообщение о результатах проведения торгов в официальном издании в порядке, установленном статьей 28 данного Закона, и разместить на сайте этого официального издания в сети Интернет, в средстве массовой информации по месту нахождения должника, в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов. В случае, если торги признаны состоявшимися, в этом информационном сообщении должны быть указаны сведения о победителе торгов, в том числе сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности победителя торгов по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале победителя торгов внешнего управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий, а также сведения о предложенной победителем цене предприятия.
В соответствии с пунктом 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №1049-р в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, определена газета «Коммерсантъ».
Управлением установлено, что арбитражный управляющий не опубликовал сообщение о результатах проведения повторных торгов, назначенных на 28.04.2023 в официальном издании в порядке, установленном статьей 28 Закона №127-ФЗ, что является нарушением требований части 6 статьи 28 и части 15 статьи 110 Закона о банкротстве.
Кроме того, в нарушение положений пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве конкурсным управляющим в сообщении, опубликованном в ЕФРСБ 28.04.2023 №11373521, не указаны сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности победителей торгов по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему, а также об участии в капитале победителей торгов арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив обстоятельства дела в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, все указанные в протоколе от 31.08.2023 №00854823 эпизоды нарушений подтверждены надлежащими доказательствами и образуют в действиях арбитражного управляющего событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.14.13 КоАП РФ.
Как определено в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении суд не установил.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) не может быть вынесено по истечении трёх лет со дня совершения административного правонарушения. На момент рассмотрения дела в суде срок давности привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности не истек.
Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Вменяемое нарушение характеризуются формальным составом, является оконченными с момента повторного неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
В данном случае существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица к установленным правовым требованиям к арбитражному управляющему.
Судом не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП признаков малозначительности административного правонарушения, учитывая особую значимость охраняемых правоотношений, характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения.
На основании ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает дисквалификацию для должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет, не предусматривает возможности назначения административного штрафа.
В силу п.20.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 принятие арбитражным судом решения о назначении арбитражному управляющему административного наказания в виде дисквалификации влечет его отстранение от исполнения соответствующих обязанностей в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Суд считает необходимым переквалифицировать правонарушение с части 3.1 статьи 14.13 на часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ, так как дисквалификация является исключительной мерой административного наказания. В случае дисквалификации ограничивается одно из фундаментальных конституционных прав человека - право на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации), в связи с чем недопустима формальная констатация факта совершения арбитражным управляющим нарушения.
Суд учитывает разъяснения пункта 56 Постановления Пленума ВАС РФ 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», считает возможным применить их к разрешению спора по настоящему делу.
Существенными (и, соответственно, влекущими административную ответственность) являются нарушения: в результате которых нарушены права и законных интересы лиц, участвующих в деле; повлекшие обоснованные сомнения в способности данного управляющего к надлежащему ведению процедур банкротства (в том числе сомнения в наличии у арбитражного управляющего должной компетентности, добросовестности, независимости); неоднократные грубые умышленные нарушения (например, повлекшие его отстранение в деле о банкротстве, признание его действий незаконными или о признание необоснованными понесенных им расходов).
Суд принимает во внимание характеристику арбитражного управляющего за подписью генерального директора ассоциации Ведущих арбитражных управляющих «Достояние» Макаровой И.В., доводы арбитражного управляющего о том, что кредиторы и иные участники дела о банкротстве общества не имели претензий к Шамшурину А.Ю., с жалобами на него не обращались; эпизоды нарушений, указанные в протоколе от 31.08.2023 №00854823, не повлекли причинение какого-либо вреда должнику, кредиторам, уполномоченному органу, законные права и интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, не пострадали, в настоящее время конкурсное производство должника не завершено.
По мнению суда, дисквалификация применяется как крайняя мера для достижения цели принудительного прекращения противоправной деятельности лица.
Учитывая характер совершенного противоправного деяния, исходя из общих задач судопроизводства в арбитражных судах, таких как защита нарушенных прав и законных интересов участников судебного разбирательства и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости переквалификации вменяемого арбитражному управляющему правонарушения и привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением назначить ему наказания в виде административного штрафа в размере 25000 руб.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Отказать Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в удовлетворении заявления о привлечении арбитражного управляющего Шамшурина Александра Юрьевича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Привлечь арбитражного управляющего Шамшурина Александра Юрьевича (дата рождения: 28.10.1982; место рождения: д.Порицы, Гатчинского района, Ленинградской области; адрес: г.Санкт-Петербург, Фрунзенский район, ул.Бухарестская, д.17, кв.52; ИНН 471902177370) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен арбитражным управляющим Шамшуриным Александром Юрьевичем не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Липецкой области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области; г.Липецк, пл.Победы, д.8)
ИНН: 4826044672
КПП: 482601001
Счет получателя: 03100643000000014600
Единый казначейский счет: 40102810945370000039
Наименование банка: Отделение Липецк Банка России // УФК по Липецкой области, г.Липецк
БИК: 014206212
КБК: 321 1 16 01141 01 9002 140
ОКТМУ: 42701000
В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок направить решение суда для принудительного исполнения.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.
Судья Т.Н. Смольянинова