Арбитражный суд Липецкой области
пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Липецк Дело №А36-9275/2018
12 сентября 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 10.09.2018.
Решение в полном объеме изготовлено 12.09.2018.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баевой Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Альгиз», Липецкая область, Липецкий район, с.Сенцово
к административному органу – Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, г.Липецк
о признании незаконным и отмене постановления №18/1328 от 24.07.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 01.08.2018),
от административного органа: ФИО2 – представитель (доверенность от 12.03.2018 №9),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Альгиз» (далее – ООО «Альгиз», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №18/1328 от 24.07.2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 130 000 руб.
Определением от 08.08.2018 арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу.
В предварительном судебном заседании 10.09.2018 представитель общества поддержал требование о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №18/1328 от 24.07.2018 по основаниям, изложенным в заявлении от 06.08.2018, указывая на отсутствие вины юридического лица в его совершении (л.д.2-3).
Представитель Управления в предварительном судебном заседании 10.09.2018 возразил против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве от 06.09.2018 (л.д.38-42).
В соответствии с ч.4 ст.137 АПК РФ и согласием сторон арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл 10.09.2018 судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании 10.08.2018 представители заявителя и административного органа поддержали заявленные требования и возражения.
Арбитражный суд, выслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, установил следующее.
Как видно из представленных материалов административного дела (л.д.43-151), согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Росалкогольрегулирования, Управлением выявлен факт продажи ООО «Альгиз» 27.06.2018 (День молодежи) в 11 час. 05 мин. в магазине «Гастроном Центральный», расположенном по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с.Сенцово, ул.8 Марата, д.1Г, алкогольной продукции – водки «Урожай на расторопше» (содержание спирта 40%, емк.0,25, производитель АО «ЛВЗ «Топаз») в количестве 1 бутылки.
Данный факт обществом не оспаривается и подтверждается материалами дела (л.д.2-3, 127, 130, 136, 146).
По данному факту уполномоченным должностным лицом Управления в отношении общества составлен протокол №18/21328 от 19.07.2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ (далее – протокол №18/21328 от 19.07.2018, л.д.96-97). Из протокола №18/21328 от 19.07.2018 следует, что событие административного правонарушения, которое вменено в вину обществу, выразилось в нарушении требований статьи 5 Закона Липецкой области от 29.12.2012 №118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области» в связи с продажей 27.06.2018 в праздник «День молодежи» алкогольной продукции (водки «Урожай на расторопше» в количестве 1 бутылки).
На основании протокола №18/21328 от 19.07.2018 и материалов административного дела заместителем начальника Управления ФИО3 принято постановление о назначении административного наказания №18/1328 от 24.07.2018, о привлечении ООО «Альгиз» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 130 000 руб. (далее – постановление №18/1328 от 24.07.2018, л.д.44-51).
Общество, считая, что отсутствует его вина в совершении административного правонарушения, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №18/1328 от 24.07.2018.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Протокол об административном правонарушении №18/21328 от 19.07.2018 составлен полномочным должностным лицом Управления (л.д.157). Оспариваемое постановление №18/1328 от 24.07.2018 принято заместителем руководителя Управления в пределах полномочий, предоставленных ч.1 и п.3 ч.2 ст.23.50 КоАП РФ (л.д.156).
Исследовав материалы административного дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что при производстве по делу об административном правонарушении Управлением соблюден предусмотренный КоАП РФ порядок привлечения общества к административной ответственности. Законный представитель ООО «Альгиз» был надлежащим образом извещен и участвовал в производстве по делу об административном правонарушении, давал свои объяснения, получил копии протокола №18/21328 от 19.07.2018 и оспариваемого постановления №18/1328 от 24.07.2018 (л.д.44-50, 51, 123, 124-127, 141-143). Данные обстоятельства обществом не оспариваются.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 ст.14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объектом административного правонарушения является установленный порядок общественных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и иной спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ. При совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, дополнительной квалификации по статье 14.15 КоАП РФ (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров) не требуется, поскольку часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 14.15 КоАП РФ.
В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона» разъяснено, что частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (то есть правил, ответственность за нарушение которых не предусмотрена частями 1 - 2.1 данной статьи).
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, образует нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением тех правил, ответственность за нарушение которых не предусмотрена частями 1 - 2.1 данной статьи.
Статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон №171-ФЗ) установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Нарушение установленных ст.16 Закона №171-ФЗ требований к розничной продаже алкогольной продукции влечет административную ответственность по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
При этом абзацем вторым п.9 ст.16 Закона №171-ФЗ предусмотрено, что Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В связи с этим нарушение требований (правил) к розничной продаже алкогольной продукции, которые дополнительно установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в силу полномочия, предоставленного им федеральным законодателем в абзаце втором п.9 ст.16 Закона №171-ФЗ и по тем вопросам, которые прямо закреплены в этой норме (дополнительные ограничения: времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции; или полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции) также влечет административную ответственность по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ (см. Определение Верховного Суда РФ от 16.04.2014 №77-АПГ14-2).
На территории Липецкой области предоставленное абзацем вторым п.9 ст.16 Закона №171-ФЗ полномочие реализовано путем принятия Закона Липецкой области от 29.12.2012 №118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области».
В статье 1 Закона Липецкой области от 29.12.2012 №118-ОЗ указано, что он принят в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон) в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Липецкой области.
Пунктом 3 ч.1 ст.5 Закона Липецкой области от 29.12.2012 №118-ОЗ предусмотрено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в следующие дни: 25 мая или иной день, в который в поселениях и городских округах проводятся мероприятия по случаю окончания образовательного учреждения – «Последний звонок2, Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), День знаний (1 сентября, а в случае, если 1 сентября приходится на нерабочий день, - в следующий за 1 сентября рабочий день).
Проведение в Российской Федерации ежегодно 27 июня Дня молодежи утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 24.06.1993 №459-рп.
Пунктом 1 ст.26 Закона №171-ФЗ установлен запрет в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В силу пунктов 9, 10 Закона №171-ФЗ водка является алкогольной продукцией и отнесена к спиртному напитку, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции на территории Липецкой области 27.06.2018 (в День молодежи) является нарушением требований п.3 ч.1 ст.5 Закона Липецкой области от 29.12.2012 №118-ОЗ и влечет административную ответственность, установленную ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Факт нарушения обществом требований п.3 ч.1 ст.5 Закона Липецкой области от 29.12.2012 №118-ОЗ, который образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в административном деле доказательствами (л.д.2-3, 127, 130, 136, 146), которые с учетом положений ст.26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает, что административный орган правомерно пришел к выводу о том, что допущенные ООО «Альгиз» нарушения требований п.3 ч.1 ст.5 Закона Липецкой области от 29.12.2012 №118-ОЗ образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Арбитражный суд также считает обоснованным вывод административного органа о наличии вины в действиях общества.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.
Доказательств того, что обществом предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч3 ст.14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не имеется. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, судом не установлено. Данные обстоятельства свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих вину общества в нарушении установленных сроков подачи декларации, судом не установлено.
В соответствии с ч.3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, ненадлежащее исполнение работниками своих должностных обязанностей является вопросом внутренней организации деятельности общества и основанием для применения к ним мер воздействия, предусмотренных трудовым законодательством. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения общества от административной ответственности, поскольку именно оно должен был принять все зависящие меры в целях соблюдения требований Закона №171-ФЗ, в том числе организовать и контролировать работу конкретных ответственных работников таким образом, чтобы исключить случаи нарушения указанного закона при розничной продаже алкогольной продукции.
Следовательно, ненадлежащее исполнение своих должностных (трудовых) обязанностей и виновные действия (бездействие) какого-либо работника юридического лица не освобождают от административной ответственности за данное правонарушение само юридическое лицо. При приобретении товара в розницу правоотношения складываются между продавцом, то есть собственником товара (в данном случае ООО «Альгиз») и потребителем (гражданином), а не между работником продавца (физическим лицом) и потребителем. Поэтому именно продавец (в данном случае ООО «Альгиз») обязан соблюдать все требования, условия и запреты при реализации соответствующего товара, а также нести ответственность, в том числе административную, в случае их несоблюдения.
Арбитражный суд также признает обоснованными доводы Управления о том, что юридическое лицо в целях исключения так называемого человеческого фактора, имеет объективную возможность на техническом уровне (путем установления необходимых программных комплексов или их дополнения) создать условия для невозможности реализации алкогольной продукции в неустановленное время или в те дни, когда розничная продажа запрещена законом.
С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении административного дела заместителем руководителя Управления сделан законный и обоснованный вывод о совершении ООО «Альгиз» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Арбитражный суд также считает, что в данном деле отсутствуют основания для оценки совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2006 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно абзацу третьему п.18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2006 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, оценка любого административного правонарушения как малозначительного возможна только в исключительных случаях и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение положений ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности, затрагивает экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг.
В силу ст.1 Закона №171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Правоотношения в сфере оборота алкогольной продукции имеют специфические особенности, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения всех требований законодательства лицами, осуществляющими данный вид деятельности, поскольку она напрямую связана с обеспечением прав и законных интересов граждан на приобретение легальной и безопасной для здоровья алкогольной продукции.
Арбитражный суд считает, что установленные в данном конкретном деле обстоятельства не свидетельствуют об исключительности случая выявленного нарушения обществом обязательных требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а, напротив, указывают на явное пренебрежительное отношение общества к таким требованиям.
Оценив обстоятельства дела в их совокупности, учитывая отсутствие должного контроля со стороны общества за действиями ответственных лиц, ненадлежащая организация данного вида деятельности, принимая во внимание характер общественных отношений на которые посягает допущенное обществом нарушение и степень его общественной опасности, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ, для освобождения ООО «Альгиз» от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Административный штраф в размере 130 000 рублей назначен обществу правомерно в пределах санкции ч.3 ст.14.16 КоАП РФ для юридических лиц с учетом положений п.2 ч.1 ст.4.3 , ст.4.6 КоАП РФ, учитывая, характер правонарушения и повторное совершение однородного правонарушения, в течения одного года с момента уплаты административного штрафа за правонарушение, предусмотренное ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ (л.д.52-55, 56).
По этим же основаниям, административным органом с спорному правонарушению обосновано не применены положения ст.4.1.1 КоАП РФ.
Постановление №18/1328 от 24.07.2018 принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
В силу ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом установленных обстоятельств арбитражный суд признает оспариваемое постановление №18/1328 от 24.07.2018 законным и обоснованным. В связи с этим заявление ООО «Альгиз» не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Альгиз» (ОГРН <***>) полностью в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания№18/1328 от 24.07.2018, вынесенного заместителем начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ФИО3, о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Альгиз» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 130 000 (сто тридцать тысяч) рублей.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.
Судья А.А. Хорошилов