ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А36-9602/20 от 01.03.2022 АС Липецкой области

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Липецк                                                                                      Дело № А36-9602/2020

18 марта 2022 года

Резолютивная часть решения вынесена 01 марта 2022 года. 

Решение в полном объеме изготовлено 18 марта 2022 года.    

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Прибытковой Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цеслер Т.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2»  (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>)

к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Липецкой области (ОГРН: 02.12.2004, ИНН: <***>, адрес: <...>)

о признании распоряжения (приказа) №386 от 25.08.2020 о проведении внеплановой проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи недействительным

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 21.01.2021,

от заинтересованного лица – представитель не явился,

установил:

Товарищество собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения (приказа) отдела надзорной деятельности и  профилактической работы по г.Липецку и Липецкому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Липецкой области №386 от 25.08.2020 о проведении внеплановой проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи недействительным.

Определением арбитражного суда от 21.01.2021 заявление принято к производству.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чём свидетельствует почтовое уведомление. При этом информация о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещена арбитражным судом на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Суд, руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что заинтересованное лицо извещено надлежащим образом и рассматривает дело в судебном заседании в отсутствие его представителя в порядке статьи 156 указанного кодекса.

В судебном заседании заявитель настаивал на заявленных требованиях.

В письменном отзыве на заявление заинтересованное лицо считало, что заявленные требования являются необоснованными, ссылаясь на доводы отзыва (л.д. 28 -31 том 1).

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

12.08.2020 при реагировании на пожар в ТСН СНТ «Сокол-2» был затруднен пожарный проезд для обеспечения деятельности пожарных подразделений. Силами личного состава 7 ПСЧ 3ПСО ФПС ГУ МЧС России по Липецкой области при следовании к месту вывозов производились опиливание деревьев и разбор заваленных заборов, что существенно увеличило время реагирования на пожар. По данному факту в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Липецку и Липецкому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Липецкой области поступил рапорт начальника караула 7 ПСЧ 3 ПСО ФПС МЧС России по Липецкой области от 13.08.2020 (л.д. 141 том 1).

25.08.2020 главным государственным инспектором по г.Липецку Липецкому району по пожарному надзору Главного управления МЧС России Липецкой области ФИО2 вынесено распоряжение (приказ) о проведении внеплановой проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио - или видеосвязи в отношении товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2», место нахождения: Липецкая область, г.Липецк, район Тамбовской трассы в рамках осуществления надзора за выполнением требований пожарной безопасности.

27.08.2020 полномочный представитель товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2» ознакомлен без возражений с распоряжением (приказом) о проведении внеплановой проверки от 25.08.2020 №386, что подтверждается соответствующей отметкой (т. 1 л.д. 6).

Товарищество собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2», полагая, что распоряжением (приказом) о проведении внеплановой проверки от 25.08.2020 №386 нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с данным заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, всесторонне и полно выяснив фактические обстоятельства, на которых основывается заявление, суд пришел к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит ввиду нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом № 294-ФЗ (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

В силу статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ настоящим законом устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Согласно статьи 10 Федерального № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах, в том числе, возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт 1.1. части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Применительно к части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, осуществление федерального государственного пожарного надзора относится в полномочиям МЧС России и его территориальных органов.

Как установлено в частью 16 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (частью 17 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства от 03.04.2020 №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление №438) в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только в том числе:  внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры; внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Пунктом 6 Постановление №438 установлено, что проверки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления.

В пункте 67 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.11.2016 №644 «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», действовавшего в спорный период, перечислены юридические факты, являющиеся основанием для начала проведения внеплановой проверки.

Из материалов дела следует, что на основании мотивированного рапорта старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Липецку и Липецкому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Липецкой области ФИО3 в прокуратуру Правобережного района города Липецка было направлено заявление от 25.08.2020 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица – товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2» с приложением копии распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки юридического лица с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио-или видеосвязи №386 от 25.08.2020.

Рассмотрев заявление, прокуратура Правобережного района города Липецка 25.08.2020 вынесла решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении  товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2» (ИНН <***>) на основании распоряжения №386 от 25.08.2020.

О проведении внеплановой проверки товарищество собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2» было уведомлено 27.08.2020 путем вручения копии распоряжения председателю.

В ходе проверки в период с 31.08.2020 по 11.09.2020 были выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

- отсутствуют указатели направления движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до их месторасположения и указатели к местам забора воды с открытых  водоисточников, являющихся источником наружного противопожарного водоснабжения;

- не осуществлены покос травы, уборка мусора на территории СНТ;

- отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре;

- отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения;

- тупиковые проезды не оборудованы площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15*15 метров, о чем было отражено в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №386 от 11.09.2020.

Учитывая, что последствиями нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности является возникновение угрозы причинения или причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, главным государственным инспектором по г.Липецку Липецкому району по пожарному надзору Главного управления МЧС России Липецкой области ФИО2, в том числе, на основании статьи 10 Федерального №294-ФЗ вынесено распоряжение (приказ) о проведении внеплановой проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия в отношении товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2» в части соблюдения требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона №217-ФЗ от 29.07.2017 «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №217-ФЗ) товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);

2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;

3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.

Товарищество может быть создано для целей, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона: 1) гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков (статья 9 Федерального закона №217-ФЗ).

На основании части 5 статьи 14 Федеральный закон №217-ФЗ членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные: 1) с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество; 2) с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями; 3) с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями; 4) с благоустройством земельных участков общего назначения; 5) с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности; 6) с проведением аудиторских проверок товарищества; 7) с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры; 8) с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний; 9) с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

К полномочиям правления товарищества относятся в том числе: принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества; 6) принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; 7) обеспечение исполнения обязательств по договорам, заключенным товариществом; 8) обеспечение создания и использования имущества общего пользования товарищества, а также создание необходимых условий для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами таким имуществом (статья 18 Федерального закона №217-ФЗ).

Учитывая вышеизложенное, суд считает довод заявителя о том, что места общего пользования (прилегающая территория), проезды не относятся к товариществу собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2», несостоятельным, поскольку данное юридическое лицо создано для создания благоприятных условий ее членов, соответственно должно соблюдать все необходимые меры, в том числе в части требований пожарной безопасности.

В ходе рассмотрения дела заявитель не оспаривал, что членами товарищества являются собственники недвижимости, расположенной на территории кадастрового квартала 48:20:0210404.

Отсутствие у товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2» на каком-либо праве земельного участка не освобождает юридическое лицо от соблюдения требований пожарной безопасности при наличии нахождения на спорном земельном участке членов заявителя.

Суд отмечает, что оспариваемое распоряжение о проведении проверки, само по себе не нарушает охраняемых законом прав и законных интересов товарищества при осуществлении экономической деятельности; на стадии издания данного акта не устанавливается факт нарушения законодательства, не выносится обязательное для исполнения предписание, не устанавливается субъект, подлежащий привлечению к ответственности и конкретные санкции, а устанавливаются обстоятельства, подлежащие выяснению в рамках предмета проверки.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Оценивая в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что в данном случае товарищество собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2» не представило доказательств с бесспорностью свидетельствующих о нарушении оспариваемым распоряжением от 25.08.2020 №386 норм закона, а также прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют достаточные основания для удовлетворения требований товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2».

Судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя

Руководствуясь статьями 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать товариществу собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество «Сокол-2» в удовлетворении заявленных требований.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                 Т.Н.Прибыткова