Арбитражный суд Липецкой области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 12.07.07 г.
Решение в полном объёме изготовлено 16.07.07 г.
г. Липецк Дело А36- 990/2007 16 июля 2007 г.
Судья Арбитражного суда Липецкой области Дружинин А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толмачёвой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Муниципального унитарного предприятия «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» г. Липецк
к МРЭО ГИБДД УВД Липецкой области г. Липецк
об обязании произвести регистрационные действия по снятию и постановке на регистрационный учёт автомобиля ЗИЛ 555К
Третье лицо:Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Липецкой области г. Липецк
при участии в заседании:
от истца: начальник юридического отдела Пашинов А.И. (паспорт 42 04 047241 выдан УВД Октябрьского округа г. Липецка 09.12.2003 г., доверенность №286 от 07.02.2007 г.);
от ответчика: старший инспектор по розыску Шафоростов И.И. (служебное удостоверение ЛПЦ №013208 от 23.11.2005 г., доверенность №10/6526 от 23.11.2006 г.);
3-го лица: инспектор Суханов Р.С. (служебное удостоверение ЛЦП № 005000 от 12.08.2004 года, доверенность № 10/3076 от 18.06.2007 г.);
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к МРЭО ГИБДД УВД Липецкой области об обязании произвести регистрационные действия по снятию и постановке на регистрационный учёт автомобиля ЗИЛ 555К.
В ходе судебного заседания 19.06.2007 года представитель МУП «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» поддержал заявленные требования, настаивая на их удовлетворении, письменно уточнив их. Предметом заявления является признание незаконным действия МРЭО ГИБДД УВД Липецкой области по отказу в регистрации транспортного средства и обязании ответчика зарегистрировать автомобиль ЗИЛ 555К и выдать регистрационные действия, а данные требования предъявлены в рамках ст. 198 АПК РФ, пояснив, что Муниципальное унитарное предприятие «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» является заявителем, Межрайонный регистрационный экзаменационный отдел ГИБДД УВД Липецкой области - органом, который совершил оспариваемое действие (заявление от 18.06.2007 г.). В судебном заседании 12.07.07 г. заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил признать незаконным отказ МРЭО ГИБДД УВД Липецкой области от 17.11.2006 г. по снятию автомобиля ЗИЛ 555К (грузовой самосвал), г/н А 047 ВУ 48 rusс регистрационного учёта в МУП «Автоколонна №1415». Уточнённые требования заявителя приняты судом к рассмотрению по существу.
Представитель МРЭО ГИБДД УВД Липецкой области – Шафоростов И.И. возразил против удовлетворения заявленных требований, так как маркировочная табличка с номером шасси в месте должного расположения отсутствует.
Представитель 3-го лица заявленные требования не признал, пояснив, что в соответствии с п. 17 Правил регистрации автотранспортных средств», утвержденных приказом МВД РФ № 59 от 27.01.2003 года, при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Заводская маркировочная табличка с маркировочным обозначением номера шасси в месте должного расположения отсутствует (отзыв б/н б/д).
С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора суд пришел к следующему выводу:
В силу ч. 1 ст. 197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Автомобиль ЗИЛ-555К (грузовой самосвал), 1975 г. выпуска, государственный номер № А071 СУ/48 RUS, эксплуатировался в Муниципальном унитарном предприятии «Автоколонна 1415» с 1997 года.
В соответствии с Уставом Муниципальное унитарное предприятие «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие образовано в соответствии с распоряжением главы администрации г. Липецка №3518-р от 28.07.2005 г. «О реорганизации МУП «ПАТП-1» г. Липецка и МУП «Автоколонна №1415» г. Липецка путём слияния и является правопреемником всех прав и обязанностей МУП «Автоколонна №1415» и МУП «ПАТП-1» г. Липецка (л.д. 33-42).
После проведения реорганизации заявитель обратился в МРЭО ГИБДД (ГАИ) при УВД Липецкой области с заявлением о снятии с учета (л.д. 12) грузового автомобиля ЗИЛ-555К (грузовой самосвал), 1975 г. выпуска, государственный номер № А071 СУ/48 RUS, паспорт транспортного средства 48 ВС №565466, идентификационный номер (VIN) отсутствует, двигатель №130 103662, шасси №отсутствует, № кузова (кабины) отсутствует, цвет синий, принадлежащего Муниципальному унитарному предприятию «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» г. Липецк по праву собственности, в связи с реорганизацией МУП «Автоколонна №1415» г. Липецк.
Указанное транспортное средство зарегистрировано в МРЭО ГИБДД (ГАИ) при УВД Липецкой области 20.06.97 г. г. за МУП «Автоколонна 1415» г. Липецк выдано свидетельство о регистрации № 48 ВХ 224826 (л.д. 9,) а также паспорт транспортного средства 48 ВС 565466 (л.д. 10).
17.11.2006 г. начальник МРЭО ГИБДД (ГАИ) при УВД Липецкой области подполковник милиции Папонов И.В. сообщил заявителю, что регистрационные действия в отношении грузового автомобиля ЗИЛ-555К (грузовой самосвал), 1975 г. выпуска, государственный номер № А071 СУ/48 RUS, паспорт транспортного средства 48 ВС №565466, идентификационный номер (VIN) отсутствует, двигатель №130 103662, шасси №48928, № кузова (кабины) отсутствует, цвет синий, не могут быть осуществлены в соответствии с п.п. 17,35,55.,75 Приказа МВД РФ №59 от 27.01.2003 г, п. 12 Указа Президента РФ №711 от 15.06.98 г., ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» в связи с отсутствием маркировочной таблички с номером шасси (л.д. 8).
Согласно п. 1 Положения о межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) при Управлении внутренних дел Липецкой области, утвержденного Приказом начальника УВД Липецкой области №555 от 11.10.2003 г. п. 1 МРЭО ГИБДД (ГАИ) при Управлении внутренних дел Липецкой области создается в системе УВД Липецкой области и находится в непосредственном подчинении Управления Госавтоинспекции УВД Липецкой области, то есть является структурным подразделением УВД Липецкой области.
Исходя из п. 2 абз. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», участниками спорных правоотношений могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 13 Положения о МРЭО ГИБДД (ГАИ) при УВД Липецкой области, в функции отдела входит регистрация и ведение учета автомототранспортных средств и прицепов к ним, осуществление выдачи государственных регистрационных знаков и регистрационных документов на зарегистрированные автомототранспортные средства, необходимые для допуска граждан к управлению транспортными средствами.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" поручило Министерству внутренних дел Российской Федерации разработать и ввести в действие правила регистрации и учета транспортных средств.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (в ред. Приказа МВД России от 22.12.2003 N 1014).
Настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
В соответствии с первым предложением абзаца 1 пункта 17 Правил при обнаружении признаков сокрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.
Закон Российской Федерации "О милиции" к обязанностям милиции относит осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 9 статьи 10 настоящего Закона).
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в статье 19 установил запрет на эксплуатацию транспортных средств, при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень таких неисправностей и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Исходя из требований пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Согласно справки эксперта от 05.09.2006 г. № 5149 следует, что визуальным осмотром, признаков изменения или уничтожения знаков маркировки номера двигателя «509 401 103662 1988» представленного автомобиля не обнаружено; визуальным осмотром рельефнонанесённого маркировочного обозначения номера шасси на раме представленного автомобиля не обнаружено; маркировочная табличка с номером шасси в месте должного расположения (на подставке пассажирского сиденья) отсутствует. Установить причину отсутствия маркировочной таблички экспертным путём не представилось возможным. (л.д. 12).
Постановлением от 20.09.2006 г. о/у ОУР УВД Октябрьского округа города Липецка Шанькова Д.И. по результатам проведённой проверки было отказано в возбуждении уголовного дела (л.д. 13), так как маркировочная табличка с номером шасси скорее всего была утеряна в процессе длительной эксплуатации.
Прокуратура Октябрьского округа провела проверку законности и обоснованности вышеуказанного постановления и установила, что оснований для отмены принятого решения не имеется.
Исходя из абз. 2 п. 17 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.
При таких обстоятельствах, суд считает, что основания для снятия с учета транспортного средства - грузового автомобиля ЗИЛ 555К (грузовой самосвал), 1975 г. выпуска,имеются, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 20.09.2006 г. и справкой эксперта от 05.09.2006 г. № 5149. Отказ от 17.11.2006 г. провести регистрационные действия в отношении грузового автомобиля ЗИЛ 555К (грузовой самосвал), 1975 г. выпуска, ,начальника МРЭО ГИБДД (ГАИ) при УВД Липецкой области подполковника милиции Папонова И.В. не соответствует абз. 2 п. 17 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из пункта 4 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что одним из оснований возникновения права собственности в результате приобретения имущества по основаниям допускаемым законом.
Кроме того, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. (ч.ч. 1-2 статьи 129 ГК РФ.)
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" регистрация транспортных средств является необходимым условием для их участия в дорожном движении и указанное ограничение для собственника по пользованию транспортным средством установлено федеральным законом.
В связи с реорганизацией предприятия, заявитель обязан снять транспортное средство с регистрационного учёта, с последующей постановкой на учёт, а так как заявитель является собственником грузового автомобиля ЗИЛ 555К (грузовой самосвал), 1975 г. выпуска, отказ от 17.11.2006 г. провести регистрационные действия в отношении автомобиля ЗИЛ-555К (грузовой самосвал), 1975 г. выпуска, государственный номер № А071 СУ/48 RUS, паспорт транспортного средства 48 ВС №565466, идентификационный номер (VIN) отсутствует, двигатель №130 103662, шасси №48928, № кузова (кабины) отсутствует, цвет синий, начальника МРЭО ГИБДД (ГАИ) при УВД Липецкой области подполковника милиции Папонова И.В. нарушает право заявителя распоряжаться своим имуществом, из-за невозможности его дальнейшей эксплуатации.
Пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.93 г. №1090, установлено, что эксплуатация транспортных средств, имеющих изменённые номера узлов и агрегатов запрещается., однако в данном нормативном акте отсутствует запрет на проведение с транспортными средствами, имеющими изменённые номера узлов и агрегатов, регистрационных действий, связанных с постановкой на учёт в отделах ГИБДД.
Кроме того, не может служить основанием для отказа в совершении регистрационных действий и Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59 «О порядке регистрации транспортных средств», так как он указывает лишь на приостановление регистрационных действий с такими автомобилями, но не содержит указаний на дальнейшие действия добросовестного приобретателя – собственника автомобиля, утратившего в процессе эксплуатации автомобиля маркировочную табличку с номером шасси и сотрудников ОГИБДД.
Суд считает, что заявитель является добросовестным приобретателем (в настоящее время собственником вышеуказанного автомобиля) и им для совершения регистрационных действий представлены необходимые документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, в связи с чем, законных оснований для отказа в снятии с учета транспортного средства не имелось.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что МРЭО ГИБДД (ГАИ) при УВД Липецкой области не доказал законность и обоснованность отказа в проведении регистрационных действий согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ, поэтому требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина относится на УВД Липецкой области.
Руководствуясь ст.ст. 2, 11, 13, 27, 64, 67, 68, 197, 200, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ в снятии с регистрационного учета транспортного средства – грузового автомобиля ЗИЛ-555К (грузовой самосвал), 1975 г. выпуска, государственный номер № А071 СУ/48 RUS, паспорт транспортного средства 48 ВС №565466, идентификационный номер (VIN) отсутствует, двигатель №130 103662, шасси №отсутствует, № кузова (кабины) отсутствует, цвет синий, принадлежащего Муниципальному унитарному предприятию «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» г. Липецк по праву собственности, в связи с реорганизацией МУП «Автоколонна 1415» г. Липецк, в связи с отсутствием маркировочной таблички с номером шасси - от 17.11.2006 г. начальника Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) при Управлении внутренних дел Липецкой области подполковника милиции Папонова И.В. полностью, как противоречащий Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59.
Обязать Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) при Управлении внутренних дел Липецкой области произвести снятие с регистрационного учета транспортное средство, грузовой автомобиль ЗИЛ-555К (грузовой самосвал), 1975 г. выпуска, государственный номер № А071 СУ/48 RUS, паспорт транспортного средства 48 ВС №565466, идентификационный номер (VIN) отсутствует, двигатель №130 103662, шасси № отсутствует, № кузова (кабины) отсутствует, цвет синий, принадлежащего Муниципальному унитарному предприятию «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» г. Липецк по праву собственности, в связи с реорганизацией МУП «Автоколонна 1415» г. Липецк.
Взыскать с Управления внутренних дел Липецкой области в пользу Муниципального унитарного предприятия «Липецкое пассажирское автотранспортное предприятие» г. Липецк расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Выдать исполнительные листы.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый Апелляционный арбитражный суд (г. Воронеж).
Судья А.В. Дружинин