ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1038/2022 от 08.07.2022 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-1038/2022

15 июля 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 08.07.2022

Решение в полном объёме изготовлено 15.07.2022

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Нестеровой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шумской Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Среднеканского городского округа Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании бездействия незаконным

от заявителя – ФИО1, старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства, доверенность от 06.06.2022 № 8-17-2022, удостоверение от ответчика – не явился

УСТАНОВИЛ:

заявитель, первый заместитель прокурора Магаданской области, 29.04.2022 обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением от 20.04.202 № № 8-166-2022/20440001/Исорг443-22 о признании незаконным бездействия администрации Среднеканского городского округа Магаданской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ; понуждении администрации Среднеканского городского округа Магаданской области разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ, в течение 3 месяцев со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статьи 14, 15, 16, 17.1, 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 2, пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», статьи 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), пункт 4 статьи 2, части 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункт 3 части 1 статьи 29, статью 19, часть 1 статьи 50 Устава муниципального образования «Среднеканский городской округ», принятого решением  Собрания представителей Среднеканского городского округа от 24.04.2015 № 4, пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и обстоятельства дела.

Ответчик в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), о чём в материалах дела имеются соответствующие доказательства (л.д. 46).

Информация о назначении судебного заседания по данному делу была в установленном порядке размещена на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.

В соответствии со статьёй 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал, с учётом уточнения, принятого судом определением от 16.06.2022, на признании бездействия в период с 02.08.2010 по 07.04.2022 незаконным настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении требований от 15.06.2022.

Ответчик отзыв не представил, определение суда проигнорировал, ходатайств не заявлял.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения представителя заявителя, оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учётом норм материального и процессуального права, суд пришёл к выводу об обоснованности требований заявителя.

Из материалов дела и пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что по результатам анализа состояния законности в сфере исполнения требований налогового законодательства прокуратурой Среднеканского района в деятельности администрации Среднеканского городского округа выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги.

Прокурором Среднеканского района Магаданской области в адрес главы Среднеканского городского округа внесено представление от 09.03.2022 № 07-01-2022/196 об устранении нарушений требований федерального законодательства.

В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1).

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

При этом под оказывающими муниципальные услуги подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления организациями понимаются государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (пункты 2, 8 статьи 2 ФЗ № 210-ФЗ).

Статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) определён круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесённым в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.

Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведётся в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 НК РФ установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлён, но не более чем на один месяц.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Поименованные в указанных статьях НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 ФЗ № 131-ФЗ. При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый запрос связан только с фактически произведёнными в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика операциями. Таким образом, разъяснение налогоплательщику носит индивидуальный характер.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного Федерального закона.

Таким образом, соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом ФЗ № 210-ФЗ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 ФЗ № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 ФЗ № 210-ФЗ).

В соответствии с частью 1.3 статьи 29, частью 1 статьи 50, частью 1 статьи 52 Устава муниципального образования «Среднеканский городской округ», принятого решением Собрания представителей Среднеканского городского округа от 24.04.2015 № 4 (далее – Устав), администрация Среднеканского городского округа является исполнительно-распорядительным органом Среднеканского городского округа, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Магаданской области.

В силу пункта 11 части 1 статьи 52 Устава глава Среднеканского городского округа в пределах своих полномочий издаёт муниципальные правовые акты, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами.

По факту незаконного бездействия Прокурором Среднеканского района Магаданской области в адрес главы Среднеканского городского округа было внесено представление от 09.03.2022 № 07-01-2022/196 «Об устранении нарушений закона» (л.д. 3-5). Названным представлением ответчику было указано в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.

Как следует из материалов дела, сопроводительным письмом от 07.04.2022 № 110 ответчиком в прокуратуру Среднеканского района был направлен проект постановления администрации Среднеканского городского округа «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов Среднеканского городского округа о местных налогах и сборах» (л.д. 12-13).

Между тем, Федеральный закон № 210-ФЗ, регламентирующий порядок предоставления муниципальных услуг, вступил в силу 02.08.2010, следовательно, с указанного момента и до 07.04.2022 ответчиком каких-либо мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению соответствующей муниципальной услуги не принималось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд полагает доказанным факт неправомерного бездействия администрации в период с 02.08.2010 по 07.02.2022, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 27.05.2020 № 309-ЭС20-6503.

Отсутствие указанного правового акта в течение длительного времени влечёт неопределённость в деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, суд установил, что требования заявителя являются обоснованными и подлежал удовлетворению.

Стороны от уплаты государственной пошлины освобождены в силу закона.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным бездействие администрации Среднеканского городского округа, выразившегося в непринятии в период с 02.08.2010 по 07.04.2022 мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия, через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья                                                                                                  Н.Ю. Нестерова