ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1072/11 от 30.09.2011 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-1072/2011

05 октября 2011

Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2011

Полный текст решения изготовлен 05.10.2011

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Минеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, 2-ой этаж, каб. 210,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джибиловой А.А., дело по заявлению Прокуратуры Магаданской области

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Северо-Восточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – общество с ограниченной ответственностью «Ягоднинская электротеплосеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области (ОГРН <***>), Ленское бассейновое водное управление (Росводресурсы) в лице отдела водных ресурсов по Магаданской области

о признании недействительными приказа № 887 от 08.10.2010 и разрешения № 6с/10 от 22.09.2010 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, старший помощник прокурора, доверенность от 11.03.2011 №30-10/11;

от ответчика – ФИО2, старший специалист 2 разряда, доверенность от 22.03.2011 №01/3; ФИО3, старший специалист 2 разряда, доверенность от 29.03.2011 №01/8;

от третьего лица – Управление Росприроднадзора по Магаданской области – ФИО4, начальник отдела правового и кадрового обеспечения, доверенность от 11.05.2011 №АШ-10/1408;

от третьего лица – ООО «Ягоднинская электротеплосеть» – не явились;

от третьего лица - Ленское бассейновое водное управление (Росводресурсы) в лице отдела водных ресурсов по Магаданской области – не явились.

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Прокуратура Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области (далее – суд) с заявлением о признании недействительными приказа №887 от 08 октября 2010 и разрешения № 6с/10 от 22 сентября 2010 Северо-Восточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- ответчик, СВУ Ростехнадзор) на осуществление обществом с ограниченной ответственностью «Ягоднинская электротеплосеть» (далее- третье лицо, Общество) сброса загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в реку Колыма.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении от 03.06.2011 № 30-10/11 (т.1 л.д. 4-7), письменных пояснениях от 04.08.2011 № 30-10/11 (т.2 л.д.13-16), от 29.09.2011. При этом пояснил, что действующие нормативные правовые акты не предоставляют органам Ростехнадзора право на установление и утверждение лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Между тем, в отсутствие полномочий приказом и.о. руководителя СВУ Ростехнадзора № 887 от 08.10.2010 утверждено разрешение № 6с/10 от 22.09.2010 на сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в р.ФИО5 обществом с ограниченной ответственностью «Ягоднинская электротеплосеть». Вследствие неправомерного утверждения СВУ Ростехнадзора оспариваемого разрешения, которым утвержден перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу ООО «Ягоднинская электротеплосеть», бюджетной системе Российской Федерации причинен ущерб в виде недоимки на сумму 198441 рублей 12 копеек, что подтверждается расчетом, представленным управлением Росприроднадзора по Магаданской области. На основании изложенного представитель просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 15.07.2011 №01/2241 (т.1 л.д. 122-125), дополнительных пояснениях от 29.09.2011 № 01/3338. При этом представитель пояснил, что у Северо-Восточного управления Ростехнадзора полномочия по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) сохранялись до 01.11.2010, в связи с чем, Северо-Восточным управлением Ростехнадзора правомерно утверждено разрешение № 6с/10 от 22.09.2010, в соответствии с которым ООО «Ягоднинская электротеплосеть» в период с 22.09.2010 по 22.09.2011 разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в р. ФИО5. Данное разрешение выдано Северо-Восточным управлением Ростехнадзора в пределах своих полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, которое не нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и тем более не может причинить ущерб бюджетной системе РФ. Считает, что для признания недействительным разрешения на сброс загрязняющих веществ в части установления лимитов, утвержденного приказом Северо-Восточного управления Ростехнадзора необходимо признать незаконным утверждение Ленским бассейновым водным управлением в лице отдела водных ресурсов по Магаданской области «Нормативов допустимого сброса в р. ФИО5» в части утвержденных лимитов сброса веществ, что является изменением предмета и основания иска.

Представитель третьего лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, поддержал правовую позицию заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 08.07.2011 №АШ-10/2041 (т.1 л.д. 46-48). При этом представитель пояснил, что приказ Северо-Восточного Управления Ростехнадзора России № 887 от 08.10.2010 и Разрешение № 6с/10-П от 22.09.2010 выданы неуполномоченным органом. Считает, что приказ № 887, в соответствии с которым принято решение о выдаче ООО «Ягоднинская электротеплосеть» разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 22 сентября 2010 № 6с/10, был издан 08.10.2010, что является нарушением требований п. 13.6. Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 № 288, в котором говорится, что сначала принимается решение о выдаче разрешения, т.е. издается приказ, а затем выдается само разрешение. Далее представитель пояснил, что полномочия по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду осуществлялись Ростехнадзором до момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», а также выхода совместного приказа от 29.09.2010 № 975/282 «О взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы в сфере природопользования и их территориальных органов по реализации Постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 № 717». В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 № 448 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469» Росприроднадзор наделен полномочиями по установлению лимитов на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

Третье лицо, Ленское бассейновое водное управление (Росводресурсы) в лице отдела водных ресурсов по Магаданской области, изложило правовую позицию в отзыве на заявление от 28.09.2011 № АМ/672, в котором отмечает, что рассмотрев обращение ООО «Ягоднинская Электротеплосеть» и представленные на утверждение нормативы допустимого сброса в реку ФИО5,   принимая во внимание согласование территориальных органов Росгидромета, Роспотребнадзора, Росрыболовства и Ростехнадзора (согласно постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 № 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей") Ленское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Магаданской области оснований для отклонения в утверждении норматива допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. ФИО5 не установило. Представленный документ оформлен и содержит утвержденный норматив допустимого сброса веществ   в перерасчете массы вещества, сбрасываемого в час, месяц, год в соответствии с приложением 1 к Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 № 333.В связи с чем, 22 сентября 2009 Ленским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Магаданской области утверждены «Нормативы допустимого сброса в р. ФИО5  ».Полномочий на утверждение лимитов сброса загрязняющих веществ в водные объекты Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы не имело и не имеет.

Третье лицо, ООО «Ягоднинская электротеплосеть», изложил правовую позицию в отзыве на заявление от 30.06.2011 № 404 (т.1 л.д. 60-62), в котором отмечает, что в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 № 288 (ред. от 20.05.2010) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» ООО «Ягоднинская электротеплосеть» в 2009 году для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природы в установленном порядке был подготовлен проект нормативов допустимых сбросов (с приложением всех необходимых для получения разрешения документов), который был согласован со всеми заинтересованными службами и ведомствами и утвержден Федеральным агентством водных ресурсов Ленским БВУ, что не противоречит постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей». Решение о предоставлении водного объекта в пользование от 29 сентября 2009 № 234/09 зарегистрировано в государственном водном реестре Ленского бассейнового водного управления Отдела водных ресурсов по Магаданской области 02 октября 2009. ООО «Ягоднинская электротеплосеть» 02 ноября 2009 на основании приказа Северо-Восточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.10.2009 № 898 было выдано разрешение № 2с/09 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. 22 сентября 2010 на основании приказа Северо-Восточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.10.2010 № 887 было выдано разрешение № 6с/10 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Таким образом, по мнению третьего лица, выданные разрешения соответствуют приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 № 288 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду». Также поясняет, что плата за деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду вносилась ООО «Ягоднинская электротеплосеть» в полном объеме и своевременно в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативно-правовыми актами РФ, регламентирующими предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды.

Третьи лица - Ленское бассейновое водное управление (Росводресурсы) в лице отдела водных ресурсов по Магаданской области, ООО «Ягоднинская электротеплосеть», не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, о дате, времени и месте проведения которого извещены надлежащим образом согласно статье 123 АПК РФ. Заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

Третьи лица, соответственно в письменных ходатайствах от 28.09.2011 № АМ/673 и от 27.09.2011 № 477, заявили о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.

В связи с этим, дело подлежит рассмотрению в соответствии с положениями части 2, 5 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, на основании доказательств, имеющихся в материалах дела.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению частично.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 АПК РФ).

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, и разъяснениями, содержащимися в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы могут быть признаны судом недействительными. При этом оспариваемый акт может быть признан недействительным в том случае, когда он одновременно не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, и нарушает права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося за защитой.

В силу ст. 65 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

При этом, как следует из п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия возлагается на орган, принявший данное решение.

В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела установлено, что в соответствии с письмом Росприроднадзора от 26.04.2011 № КТ-08-02- 36/5082 «Об отзыве разрешений, устанавливающих лимиты на сброс загрязняющих веществ в водные объекты» (т.1 л.д. 46-48) Управлением Росприроднадзора по Магаданской области были направлены информация и материалы о лимитах на сбросы, установленных в 2010 году Северо-Восточным Управлением Ростехнадзора в прокуратуру Магаданской области для принятия мер прокурорского реагирования.

На основании указанной информации и материалов о лимитах на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, прокуратурой Магаданской области проведена проверка, в ходе которой было установлено превышение установленных полномочий СВ Управлением Ростехнадзора, а также необоснованное снижение для ООО «Ягоднинская электротеплосеть» размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением от 03.06.2011 № 30-10/11.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов могут устанавливаться лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов.

Согласно п. 4. ст. 23 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ сбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду выдаются на основании утвержденных нормативов допустимого сброса.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» полномочиями по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты наделено Федеральное агентство водных ресурсов, которое утверждает указанные нормативы по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей.

В соответствии с пунктом 2 данного постановления, по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 № 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Соблюдение указанных показателей при сбросе сточных и (или) дренажных вод обеспечивается, в том числе путем выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение № 401).

Пунктами 5.2, 5.2.11 Положения № 401 предусмотрено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе порядок выдачи и форму разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» Министерству природных ресурсов Российской Федерации необходимо утвердить в 3-месячный срок по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

Доводы заявителя о том, что Ростехнадзор обладал полномочиями по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду на основании п. 5.3.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 № 401, только в пределах сроков действия ранее утвержденных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, являются обоснованными.

Исполнение государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений па выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (далее – Административный регламент), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 № 288.

В соответствии с пунктом 8.2 Административного регламента в состав
 документов, представляемых в территориальный орган Ростехнадзора для получения разрешения на сбросы, входят утвержденные в установленном порядке нормативы допустимых сбросов и установленные лимиты па сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.

При этом следует отметить, что действующие нормативные правовые акты не предусматривают право органов Ростехнадзорана на установление и утверждение лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, что также подтверждается представленным в материалы дела письмом Ростехнадзора от 03.04.2009 № АФ-43/740 (т.2 л.д.17) и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

Из материалов дела следует, что несмотря на отсутствие полномочий на установление лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, приказом руководителя СВ Управления Ростехнадзора № 887 от 08.10.2010 было утверждено разрешение № 6с/10 от 22.09.2010, неотъемлемой частью которого является Перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу (Приложение № 1) (т.1 л.д. 8-11).

Из содержания указанного Приложения № 1 следует, что в графах с 9 по 14 указаны лимиты разрешенного сброса загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в р. ФИО5 для ООО «Ягоднинская электротеплосеть».

Учитывая вышеизложенное, доводы представителя ответчика о том, что указанные лимиты не устанавливались и не утверждались СВ Управлением Ростехнадзора, а внесены на основании утвержденных 22.09.2009 заместителем руководителя отдела водных ресурсов по Магаданской области Ленского бассейнового водного управления (Росводресурсы) нормативов допустимого сброса в р. ФИО5, в которых указаны лимиты сброса веществ, суд расценивает критически и не принимает.

Как пояснил представитель третьего лица Ленского бассейнового водного управления (Росводресурсы) в лице отдела водных ресурсов по Магаданской области, согласно постановлению Правительства РФ от 23 июля 2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные
 объекты для водопользователей» и в соответствии с приложением 1 к Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 № 333, и принимая во внимание согласование территориальных органов Росгидромета, Роспотребнадзора, Росрыболовства и Ростехнадзора, 22.09.2009 Ленским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Магаданской области (Агентство) утверждены «Нормативы допустимого сброса в р. ФИО5. При этом отметил, что сведения в графе «лимит сброса веществ» не утверждались и не устанавливались Агентством, а указаны в утвержденных нормативах на сбросы ошибочно (т.1 л.д. 92-93).

Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы полномочиями на утверждение лимитов сброса загрязняющих веществ в водные объекты не обладало и не обладает. Данный факт не оспаривался сторонами в судебном заседании.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и её восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

В силу положений статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) платежи за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачислению в бюджеты разных уровней для создания финансовой возможности принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности природопользователей.

При таких обстоятельствах, учитывая, что лимиты разрешенных к сбросу загрязняющих веществ в графах с 9 по 14 Приложения № 1 к утвержденному приказом № 887 от 08.10.2010 разрешению № 6с/10 указаны СВ Управлением Ростехнадзора неправомерно, в отсутствии полномочий на данные действия, суд находит обоснованными доводы представителя заявителя о том, что бюджетной системе Российской Федерации причинен ущерб в виде недоимки на сумму 198441 рублей 12 копеек. Данные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела информацией по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты с учетом установленных лимитов на сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2010 год и 1 квартал 2011 года (т.1 л.д. 20).

Между тем, Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы. Данным Указом Президента РФ было установлено Правительству РФ принять необходимые меры по реализации настоящего Указа и привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

Во исполнение Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 Постановлением
 Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые
 Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных
 ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и
 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»
 утверждены изменения, которые вносятся в Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Данным Постановлением Правительства РФ было предписано Министерству природных ресурсов и экологии РФ и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в 3-х месячный срок внести в Правительство РФ предложения о приведении актов Правительства РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780.

В целях реализации Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717, а также организации работы, связанной с передачей функций администратора доходов и финансирования по реализации данных
функций Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) совместным приказом от 29.09.2010 № 975/282 руководителям территориальных органов Ростехнадзора и Росприроднадзора было поручено в недельный срок подготовить и утвердить совместные планы мероприятий по приему и передаче от
Ростехнадзора к Росприроднадзору информации об исполнении в 2008-2010
государственных функций в сфере охраны окружающей среды, касающихся ограничения
 негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной
экологической экспертизы (далее - информация об исполнении государственных функций)
 по перечню согласно подпункту 3.8 настоящего приказа.

Руководителям территориальных органов Ростехнадзора и Росприроднадзора, координирующим работу по приему и передаче информации об исполнении государственных функций было предписано, согласно подпункта 3.8 обеспечить по актам приемки-передачи в срок до 1 ноября 2010 года   в соответствии с планами мероприятий, передачу информации об исполнении государственных функций.

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717, Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Магаданской области был издан приказ от 04.10.2010 № 127 и Северо-Восточным управлением Ростехнадзора приказ от 07.10.2010 № 883 о взаимодействии по приему и передаче   от Ростехнадзора Росприроднадзору государственных функций в сфере охраны окружающей среды, касающихся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы в срок до 01.11.2010.

Учитывая изложенное, поскольку ООО «Ягоднинская электротеплосеть» обратилось в СВ Управление Ростехнадзора с заявлением о выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от 21.09.2010 № 58 - 23.09.2010 года  , что подтверждается штампом входящего СВ Управления Ростехнадзора на указанном заявлении, то есть в период действия полномочий на выдачу разрешений, и представил полный комплект документов, суд считает правомерными доводы ответчика о том, что выдавая разрешение № 6с/10 от 22.09.2010 на сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод Северо-Восточным управлением Ростехнадзора была исполнена государственная функция по выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в соответствии с порядком, сроками установленными «Административным регламентом», утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 №288 , в пределах своих полномочий и компетенции в период проведения переходных мероприятий, которое было правомерно утверждено приказом № 887 от 08.10.2010.

При этом следует отметить, что судом принимаются доводы ответчика о том, что в разрешении в графе «дата выдачи разрешения – 22.09.2010» допущена техническая ошибка, которая заключается в том, что указана не дата выдачи разрешения, а дата, с которой разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ. Допущенная техническая ошибка не является существенным нарушением административной процедуры выдачи разрешения на сбросы, которое могло бы повлиять на права и законные интересы ООО «Ягоднинская электротеплосеть».

Выдачей в данном случае разрешения ООО «Ягоднинская электротеплосеть» СВ Управлением Ростехнадзора и утверждением указанного разрешения приказом № 887 от 08.10.2010, за исключением установленных в графах с 9 по 14 Приложения № 1 к разрешению лимитов на сброс загрязняющих веществ, не нарушены чьи либо права и законные интересы, в том числе ООО «Ягоднинская электротеплосеть», в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доказательств и доводов, опровергающих установленные фактические обстоятельства, в материалы дела не представлено.

Иные доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении данного дела.

На основании вышеизложенного, судом установлены основания для частичного удовлетворения требований заявителя, а именно, признания недействительным не подлежащим применению разрешения № 6с/10 от 22.09.2010 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Северо-Восточного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.10.2010 № 887, в части лимитов на сброс загрязняющих веществ, указанных в графах с 9 по 14 приложения № 1 к данному разрешению.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования заявителя, Прокуратуры Магаданской области, удовлетворить частично.

2. Признать недействительным и не подлежащим применению разрешение № 6с/10 от 22.09.2010 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденное приказом Северо-Восточного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.10.2010 № 887, в части лимитов на сброс загрязняющих веществ, указанных в графах с 9 по 14 приложения № 1 к данному разрешению.

3. В остальной части в удовлетворении требований заявителю отказать.

4. На основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать Северо-Восточное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения, указанные в пункте 1 резолютивной части данного решения.

5. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в г. Хабаровске в месячный срок со дня его принятия, затем в кассационную инстанцию ФАС ДВО в г. Хабаровске в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья А.А.Минеева