ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А37-1188/2022 от 01.08.2022 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-1188/2022

08 августа 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 01.08.2022

Решение в полном объёме изготовлено 08.08.2022

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.А. Минеевой, при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания О.Ю. Валюлис, после перерыва секретарём судебного заседания Ж.Л. Спириной, рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Магаданской области по адресу: <...>, зал № 304, дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и утвердить нормативный правовой акт,

при участии в судебном заседании до перерыва:

от заявителя  - ФИО1, старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Магаданской области, доверенность от 19.04.2022 № Дов-1731-22, служебное удостоверение;

от ответчика – не явился;

при участии в судебном заседании после перерыва:

от заявителя - ФИО2, помощник прокурора  Магаданской области по обеспечению прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, доверенность от 27.08.2021, служебное удостоверение;

от ответчика – не явился;

(в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 25.07.2022 до 11 час. 00 мин. 01.08.2022),

УСТАНОВИЛ:

заявитель, исполняющий обязанности прокурора Магаданской области, 23.05.2022 обратился в Арбитражный суд Магаданской области (далее – суд) с заявлением от 20.05.2022  № 8-180-2022/20440001/Исуб534-22 о признании незаконным бездействия администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ; понуждении администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ, в течение 3 месяцев со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

В судебное заседание ответчик не явился, извещен надлежащим образом, в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ.

Информация о времени и месте судебного заседания в установленном порядке размещена на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru. 

Судебное заседание проведено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3-6). В обоснование требований заявитель сослался на статьи 14, 15, 16, 17.1, 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 2, пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,  статьи 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 2, части 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», части 1.2 статьи 20, статьи 41, части 1 статьи 43 Устава муниципального образования «Ягоднинский городской округ», принятого решением  Собрания представителей Ягоднинского городского округа от 03.12.2015 № 52, пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и обстоятельства дела. При этом пояснил, что непринятие ответчиком мер по утверждению соответствующего административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах влечет неопределенность требований к организациям, предпринимателям, гражданам, создает возможность нарушения порядка осуществления муниципального  контроля,  чем ущемляются  права  и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. В связи с чем, представитель заявителя просил удовлетворить заявленные требования.

Ответчик в отзыве на заявление, поступившем в суд 14.06.2022 в приложении к сопроводительному письму от 06.06.2022 б/н, возражает против удовлетворения требований заявителя. В обоснование своей правовой позиции ответчик сослался на Положения ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 года № 2113-р, письма Минфина Российской Федерации от 02.09.2020 года № 03-02-07/1/76802; от 27.11.2020 года № 03-02-07/1/103664; от 27.11.2020 года № 03-02-07/1/103704; от 22.06.2021 г. №03-02-11/50757, ч. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Считает, что дача письменных разъяснений не является муниципальной услугой, так как не несет юридически значимых последствий для заявителей, а также имеет иной круг субъектов, обращающихся за получением письменных разъяснений, нежели установлен ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Просит отказать в удовлетворении требований заявителя.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные в деле доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения мониторинга муниципальной нормативной базы, анализа состояния законности в сфере исполнения требований налогового законодательства, прокуратурой Ягоднинского района установлено, что администрацией Ягоднинского городского округа Магаданской области не принят нормативно-правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренный статьями 21, 34.2 НК РФ.

В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Полагая, что бездействие администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - ФЗ № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьёй 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесённых к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключённых из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно пунктам 2, 8 статьи 2 ФЗ № 210-ФЗ, под оказывающими муниципальные услуги подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления организациями понимаются государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования определён статьями 14, 15, 16 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесённым в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

В силу статьи 17.1 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно частям 1, 2 статьи 6 ФЗ № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведётся в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Как установлено пунктом 3 статьи 34.2 НК РФ, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.

По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлён, но не более чем на один месяц.

В свою очередь, налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подпункт 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Поименованные в указанных статьях НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 ФЗ № 131-ФЗ. При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый запрос связан только с фактически произведёнными в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика операциями. Таким образом, разъяснение налогоплательщику носит индивидуальный характер.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного Федерального закона.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу о том, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом ФЗ № 210-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 ФЗ № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 ФЗ № 210-ФЗ).

В соответствии  с частью 1.2 статьи 20, статьи 41, частью 1 статьи 43 Устава муниципального образования «Ягоднинский городской округ», принятого решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа от 03.12.2015 № 52 (далее - Устав), администрация Ягоднинского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Согласно  части 3 статьи 3, части 1 статьи 37 Устава,  глава Ягоднинского городского округа представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами; в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Магаданской области, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах не приняты, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в информационно-коммуникационной сети Интернет отсутствуют.

В связи с выявленными нарушениями 06.04.2022 исполняющим обязанности прокурора Ягоднинского района в адрес главы Ягоднинского городского округа внесено представление № 07-01-2022/Прдп34-22-20440005 «Об устранении нарушений федерального законодательства», которое 05.05.2022 рассмотрено и оставлено без удовлетворения администрацией Ягоднинского городского округа, поскольку считает, что дача письменных разъяснений не является муниципальной услугой, так как не несет юридически значимых последствий для заявителей, а также имеет иной круг субъектов, обращающихся за получением письменных разъяснений, нежели установлен ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Между тем, в силу закона обязанность по разработке и утверждению соответствующего нормативного правового акта возникла у органа местного самоуправления после вступления в законную силу Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно со 02.08.2010, что свидетельствует о длительном бездействии ответчика.

Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.

Из материалов дела следует, что бездействие администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, влечёт неопределённость требований к организациям, предпринимателям, гражданам по исчислению и уплате местных налогов и сборов, возможность/вероятность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

Ссылки ответчика на позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письмах от 02.09.2020 № 03-02-07/1/76802, от 27.11.2020 № 03-02-07/1/103664, № 03-02-07/1/103704, суд находит не состоятельными.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, на Министерство не возложены функции по разъяснению положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу, что бездействие ответчика является незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы неопределённого круга лиц.

В качестве мер, направленных на устранение нарушений прав неопределённого круга субъектов предпринимательской деятельности, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги.

На основании вышеизложенного, суд установил, что требования заявителя являются обоснованными и подлежал удовлетворению.

Иные доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, судом исследованы и оценены, однако  признаются не имеющими существенного правового значения для рассмотрения настоящего дела, так как в совокупности и взаимосвязи не влияют на выводы суда по делу.

Стороны освобождены от уплаты государственной пошлины в силу закона.

В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ, дата изготовления настоящего решения в полном объёме считается датой его принятия.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                    РЕШИЛ:

1. Удовлетворить заявленные требования исполняющего обязанности прокурора Магаданской области.

2. Признать незаконным бездействие администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

3. Обязать администрацию Ягоднинского городского округа Магаданской области разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

4. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья                                                                                            А.А. Минеева