Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-1226/2019
28 января 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена 21.01.2020.
Решение в полном объёме изготовлено 28.01.2020.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чепко Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, каб. 310 дело по заявлению Акционерного общества «Полюс Магадан» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД-001/2019-1242685/1 от 22.02.2019,
с участием представителей:
от заявителя – не явился;
от ответчика – ФИО1, начальник отдела государственной службы и кадров, по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки, правового обеспечения, контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций, доверенность от 09.01.2020 № 02-01, удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Акционерное общество «Полюс Магадан», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением с учётом уточнений от 04.06.2019 о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Магаданской области и Чукотскому автономному округу о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости – сооружение, расположенное по адресу: Магаданская область, Тенькинский район, территориальный отдел «Тенькинское лесничество», Кулинское участковое лесничество, квартал 26, выделы 23, 29, 30 «Временное хвостохранилище: Водосбросный коллектор, водоприемный колодец ВК-1», изложенное в уведомлении от 22.02.2019 № КУВД-001/2019-1242685/1.
Также заявитель просит в порядке части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «Полюс Магадан» путём осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости – сооружение, расположенное по адресу: Магаданская область, Тенькинский район, территориальный отдел «Тенькинское лесничество», Кулинское участковое лесничество, квартал 26, выделы 23, 29, 30 «Временное хвостохранилище: Водосбросный коллектор, водоприемный колодец ВК-1», в срок, неистекший на момент приостановления.
В обоснование заявленных требованийзаявитель указал, что у государственного регистратора отсутствовали основания вынесения оспариваемого решения со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Федеральный закон № 218-ФЗ).
Также заявитель полагает, что государственным регистратором в нарушение пункта 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учёту и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утверждённому приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 (Административный регламент) не указаны реальные рекомендации по устранению причин приостановления.
В судебном заседании представитель заявителя участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
Ответчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Магаданской области и Чукотскому автономному округу, заявленные требования признал неправомерными и неподлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 05.07.2019 № 04-002830, из которых следует, что объект недвижимости, в отношении которого подано заявление, был поставлен на кадастровый учёт 28.09.2017 и ему был присвоен кадастровый номер 49:06:000001:2434. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона о регистрации. Заявление о постановке на государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав предусматривает принятие одного решения, не разделяя на учётно-регистрационные действия.
В судебном заседании представитель ответчика настаивал на возражениях, изложенных в отзыве.
В соответствии со статьёй 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания в установленном порядке размещена на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.
При наличии вышеизложенных обстоятельств, дело рассмотрено по существу в соответствии с требованиями статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя на основании представленных в материалы дела доказательств.
Выяснив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителя ответчика, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, АО «Полюс Магадан» 05.02.2019 через многофункциональный центр обратилось с заявлением № MFC-0212/2019-2229-1 в управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав (собственности) в отношении объекта недвижимости: сооружение, расположенное по адресу: Магаданская область, Тенькинский район, территориальный отдел «Тенькинское лесничество», Кулинское участковое лесничество, квартал 26, выделы 23, 29, 30 «Временное хвостохранилище: Водосбросный коллектор, водоприемный колодец ВК-1».
С заявлением также были представлены документы, согласно описи документов, в том числе: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства от 15.06.2017 № MFC-0212/2019-2229-1, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.08.2017 № 49-305-98-2017, платёжное поручение от 31.01.2019 № 1127 об уплате госпошлины в сумме 22 000 руб.
22.02.2019 государственным регистратором было принято решение о приостановлении до 21.05.2019 осуществление действий по «Постановке на государственный кадастровый учёт и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости», о чём заявитель был извещён уведомлением от 22.02.2019 № КУВД-001/2019-1242685/1.
21.05.2019 государственным регистратором принято решение об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении от 21.05.2019 № КУВД-001/2019-1242685.
В связи с указанными обстоятельствами истец, Акционерное общество «Полюс Магадан», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Магаданской области и Чукотскому автономному округу о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём осуществления государственной регистрации прав на указанный объект недвижимости.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив материалы дела и совокупность дополнительно представленных письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя, Акционерного общества «Полюс Магадан», обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав установлен статьёй 29 Федерального закона № 218-ФЗ, а также Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учёту и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утверждённому приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278.
Согласно положениям статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственный регистратор принимает решение о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Исчерпывающий перечень оснований для такого приостановления предусмотрен статьёй 26 Федерального закона № 218-ФЗ.
Статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
При этом, в силу частей 5 и 6 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, равно как и об отказе в государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием соответственно для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав или для отказа в перечисленных действиях, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 70 Административного регламента, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чём именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ.
В соответствии с пунктом 71 Административного регламента уведомление об отказе в государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав, а также указание на то, в чём именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учёт и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из уведомления от 22.02.2019 № КУВД-001/2019-1242685/1, в качестве основания для приостановления осуществления действий по «Постановке на государственный кадастровый учёт и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости», государственный регистратор сослался на пункт 3 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, указав, что при проведении правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию документов установлено, что 28.09.2017 на основании представленного пакета документов была осуществлена постановка на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости, присвоен кадастровый номер 49:06:000001:2434.
При этом, сведений о наличии какого-либо зарегистрированного права в отношении объекта недвижимости указанное уведомление не содержит.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Исходя из части 2 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ, в состав Единого государственного реестра недвижимости входят, в том числе, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Как установлено частью 3 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 6 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Таким образом, наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости не свидетельствует о наличии зарегистрированного права на такой объект.
Факт постановки спорного объекта на государственный кадастровый учёт не означает наличия зарегистрированного права на указанный объект, в связи с чем, данный факт не может свидетельствовать о наличии основания, указанного в пункте 3 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку в данном случае противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами не возникает.
При этом, поскольку перечень оснований приостановления является исчерпывающим, фактические причины приостановления должны в полной мере соотноситься с конкретным пунктом данного перечня, поскольку дальнейшие действия заявителя напрямую зависят от наличия у него возможности эти причины устранить.
Иных оснований для приостановления государственным регистратором в уведомлении от 22.02.2019 № КУВД-001/2019-1242685/1 не приведено.
Также не указано обстоятельств, препятствующих в рассматриваемом случае (наличие сведений о постановке объекта на кадастровый учёт) проведению государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, учитывая, что государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав являются самостоятельными действиями и осуществляются в самостоятельных реестрах.
Согласно статье 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Устранение в установленный государственным регистратором срок причин, препятствующих регистрации и послуживших основанием для её приостановления, является основанием для осуществления государственной регистрации прав, в связи с чем, предполагается, что рекомендации, которые должны быть указаны в уведомлении о приостановлении на основании пункта 70 Административного регламента, позволят заявителю такие причины устранить.
В уведомлении от 22.02.2019 № КУВД-001/2019-1242685/1 заявителю рекомендовано обратиться за прекращением рассмотрения представленного заявления и подать новое заявление о регистрации права собственности.
Выполнение таких рекомендаций не возобновляет приостановленную государственную регистрацию, а вынуждает заявителя обращаться с новым заявлением с возложением дополнительных расходов по уплате государственной пошлины.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали основания для приостановления государственной регистрации права собственности.
Учитывая, что государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав являются самостоятельными действиями и осуществляются в самостоятельных реестрах, судом не установлено юридических обстоятельств, препятствующих при наличии сведений о ранее проведённой постановке объекта на кадастровый учёт проведению государственной регистрации права собственности на этот объект недвижимости.
Аналогичные выводы изложены в решении Арбитражного суда Магаданской области от 03.07.2019 по делу № А37-1225/2019 и постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда № 06АП-5312/2019 от 02.10.2019.
При отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения орган регистрации прав в силу пункта 1 части 4 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ осуществляет государственный кадастровый учёт и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение вынесено с нарушением положений статьи 26, части 5 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ, пункта 70 Административного регламента, нарушает права заявителя как собственника спорного объекта в сфере экономической деятельности, в связи с чем требования заявителя о признании его недействительным подлежат удовлетворению.
Кроме того, АО «Полюс Магадан» в порядке части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит также обязать ответчика осуществить государственную регистрацию прав в отношении объекта недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: Магаданская область, Тенькинский район, территориальный отдел «Тенькинское лесничество», Кулинское участковое лесничество, квартал 26, выделы 23, 29, 30 в срок, неистекший на момент приостановления.
Однако, из материалов дела следует, что 21.05.2019 (после обращения АО «Полюс Магадан» в суд) государственным регистратором принято решение об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на спорный объект, изложенное в уведомлении № КУВД-001/2019-1242685.
Поскольку в рамках настоящего дела требования о признании указанного уведомления недействительным не заявлялись, восстановительная мера, указанная АО «Полюс Магадан» не может быть применена.
Кроме того, решение об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на спорный объект, изложенное в уведомлении № КУВД-001/2019-1242685 было признано недействительным решением Арбитражного суда Магаданской области от 21.11.2019 по делу № А37-2537/2019, при этом, указанным решением на основании части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, Акционерного общества «Полюс Магадан», путём осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости – сооружение, расположенное по адресу: Магаданская область, Тенькинский район, территориальный отдела «Тенькинское лесничество», Кулинское участковое лесничество, квартал 26, выделы 23, 29, 30 «Временное хвостохранилище: Водосбросный коллектор, водоприемный колодец ВК-1», после вступления решения в законную силу.
В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом, освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечёт за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесённых стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При подаче заявления АО «Полюс Магадан» платёжным поручением № 3685 от 19.03.2019 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.
В связи с указанными обстоятельствами в связи с удовлетворением заявленных требований государственная пошлина относится на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объёме.
Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 167 - 170, 176, 180, 181, 184 - 188, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Магаданской области
РЕШИЛ:
1. Требования заявителя, Акционерного общества «Полюс Магадан», удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости – сооружение, расположенное по адресу: Магаданская область, Тенькинский район, территориальный отдел «Тенькинское лесничество», Кулинское участковое лесничество, квартал 26, выделы 23, 29, 30 «Временное хвостохранилище: Водосбросный коллектор, водоприемный колодец ВК-1», изложенное в уведомлении от 22.02.2019 № КУВД-001/2019-1242685/1.
3. В удовлетворении требований заявителя об обязании ответчика осуществить государственную регистрацию прав на объект недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: Магаданская область, Тенькинский район, территориальный отдел «Тенькинское лесничество», Кулинское участковое лесничество, квартал 26, выделы 23, 29, 30 «Временное хвостохранилище: Водосбросный коллектор, водоприемный колодец ВК-1», отказать.
4. Взыскать с ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, в пользу заявителя, Акционерного общества «Полюс Магадан», расходы по государственной пошлине в размере 3 000 рублей.
5. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Е.С. Степанова